Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 21:02, курсовая работа
Цель работы – выявить особенности физического воспитания детей школьного возраста.
Задачи курсовой работы:
изучить структуру физического воспитания детей школьного возраста;
раскрыть особенности методики и организацию физического воспитания детей школьного возраста.
ВВЕДЕНИЕ
Физическое воспитание детей школьного
возраста является важной и ответственной
задачей общественного
Э. Я. Степаненкова отметила, что физическое воспитание играет важнейшую роль в формировании физической культуры ребёнка, но и передает ему как общечеловеческие, так и национально-культурные ценности [22].
Согласно Ю. В. Менхину обучение в физическом воспитании – это процесс формирования у человека способностей осуществлять двигательную деятельность с наибольшей эффективностью [17].
Очень важно понять, что под влиянием различных средств физического воспитания (гигиенических факторов, естественных сил природы, физических упражнений) укрепляется здоровье, улучшается физическое развитие, формируются двигательные навыки, развиваются физические качества и создаются условия для осуществления умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания.
Для этого необходимо овладеть и методикой проведения физкультурных занятий, утренней гимнастики, подвижных игр и других форм работы по физическому воспитанию школьников и спланировать их проведение.
При оценке значения физической культуры в школьном возрасте важно учитывать ее необходимость при решении задач общего физкультурного образования и физического развития [10].
Актуальность работы:
Известно, что физическое воспитание в каждом отдельном возрасте имеет свою специфику. Так и в организации физического воспитания в школах отлеживаются свои методические особенности организации физического воспитания.
Главная задача физического воспитания в школьном учреждении - обеспечить всестороннюю физическую подготовленность каждого ребёнка, помочь приобрести запас прочных умений и двигательных навыков, необходимых человеку на протяжении всей его жизни.
Всестороннее развитие ребёнка
предполагает развитие физических качеств.
Играя, двигаясь, ребёнок становится
более крепким, ловким, выносливым,
уверенным в своих силах, возрастает
его самостоятельность. Достигнутый
уровень развития физических качеств,
психологическая готовность обусловливают
дальнейшее развитие физических возможностей
детей. Так, постепенно достигается
уровень физического
Для успешного физического
Как известно, двигательная активность детей зависит от уровня развития их высшей нервной деятельности и меняется под влиянием условий внешней среды, важная роль среди которых принадлежит факторам физического воспитания.
Именно поэтому объектом данной работы является процесс физического воспитания в школе, а в качестве предмета изучения рассматривается методика организации физического воспитания детей школьного возраста.
Цель работы – выявить особенности физического воспитания детей школьного возраста.
Задачи курсовой работы:
Курсовая работа включает введение, 3 главы, заключение, список использованной литературы, приложение. Объем курсовой работы 47 страниц. Для написания работы использовано 25 источников.
Глава 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Физическое воспитание - органическая часть общего воспитания; социально-педагогический процесс, направленный на укрепление здоровья, гармоничное развитие форм и функций организма человека, его физических способностей и качеств, на формирование и совершенствование двигательных навыков и умений, необходимых в быту и производит, деятельности, и в конечном итоге на достижение физического совершенства. Основные средства и пути физического воспитания - занятия физическими упражнениями (естественными и специально подобранными движениями и их комплексами - гимнастические, легкоатлетическими), различные виды спорта и туризма, закаливание организма (использование оздоровит, сил природы - солнце, воздух, вода), соблюдение гигиенического режима труда и быта, овладение спец. знаниями и навыками в области использования физических упражнений, средств закаливания, личной и обществ, гигиены в целях физического развития и совершенствования.
По мнению Т.Ю. Круцевич физическое воспитание зарождалось в недрах общества и является продуктом той общественной информации, в которой оно существует [12].
В школьном возрасте достигается определенный уровень физической и умственной работоспособности, что в целом позволяет успешно осваивать программный материал теоретических учебных дисциплин и физкультурных программ обучения.
Показатели физического развития (в норме) тесно связаны с показателями физической подготовленности. Как правило, дети нормального развития имеют хорошие показатели физической подготовленности [19]. Анализ физического воспитания как общественного явления позволяет познать основные закономерности становления и развития советской системы физического воспитания, особенности ее функционирования и построения. Совокупность подобных знаний необходима для осуществления физического воспитания подрастающего поколения в соответствии с принципами образования и воспитания [17].
По мнению Курамшина Ю.Ф. [24] в теории и практике физической культуры детей все многообразие задач приведено в стройную систему. Ее основу составляют общие задачи, рассчитанные на решение во всех формах направленного использования средств физической культуры. К общим задачам относятся:
Младший школьный возраст (детский) охватывает детей с 6— 7 до 11 лет (I—IV классы).
Младший школьный возраст
является наиболее благоприятным для
развития физических способностей (скоростные
и координационные способности,
способность длительно
Согласно Т.Ю. Круцевич [12] младший школьный возраст сенситивен к учебной деятельности. Повышению восприимчивости содействуют авторитет учителя, вера в истинность всего, чему учат, исполнительность.
В возрасте 7–10 лет начинают формироваться интересы и склонности к определенным видам физической активности, выявляется специфика индивидуальных моторных проявлений, предрасположенность к тем или иным видам спорта. А это создает условия, способствующие успешной физкультурно-спортивной ориентации детей школьного возраста, определению для каждого из них оптимального пути физического совершенствования [12].
Задачи физического воспитания. Ж..К. Холодов [25] отметил задачи, решаемые в этом возрасте:
1) укрепление здоровья, улучшение
осанки, профилактика плоскостопия,
содействие гармоническому
2) овладение основами
3) развитие координационных
(точность воспроизведения и
4) формирование элементарных
знаний о личной гигиене,
5) выработка представлений
об основных видах спорта, о
применяемых в них снарядах
и инвентаре, о соблюдении
6) приобщение к самостоятельным
занятиям физическими
7) воспитание
Для практики физического воспитания показатели функциональных возможностей детского организма являются ведущими критериями при выборе физических нагрузок, структуры двигательных действий, методов воздействия на организм.
Для детей младшего школьного возраста естественной является потребность в высокой двигательной активности. Под двигательной активностью понимают суммарное количество двигательных действий, выполняемых человеком в процессе повседневной жизни [14].
Средний школьный возраст (подростковый) охватывает детей в возрасте от 12 до 15 лет (V—VIII классы). Средний школьный возраст (младшие подростки) сенситивен к вне учебным делам, которые доступны детям и в которых они могут проявить себя и свои новые возможности. Их превлекает совместная со сверстниками деятельность. В значительной мере проявляется потребность к самоутверждении и безоглядная готовность к действию [10].
Как отметил Ж.К. Холодов [25], что подростковый возраст — это период продолжающегося двигательного совершенствования моторных способностей, больших возможностей в развитии двигательных качеств.
У детей среднего школьного возраста достаточно высокими темпами улучшаются отдельные координационные способности (в метаниях на меткость и на дальность, в спортивно-игровых двигательных действиях), силовые и скоростно-силовые способности; умеренно увеличиваются скоростные способности и выносливость. Низкие темпы наблюдаются в развитии гибкости [7]. Задачи физического воспитания в среднем школьном возрасте. Многогранность задач, решаемых в среднем возрасте, позволяет:
1) содействовать гармоничному физическому развитию, закреплению навыков правильной осанки и устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды, воспитанию ценностных ориентации на здоровый образ жизни и привычки соблюдения правил личной гигиены;
2) осуществлять дальнейшее обучение основам
базовых видов
двигательных действий (легкая атлетика,
гимнастика, спортивные игры, лыжная подготовка,
плавание);
3) продолжать развитие координационных
(ориентирование в
пространстве, перестроение двигательных
действий, быстрота и
точность реагирования на сигналы, согласование
движений,
ритм, равновесие, точность воспроизведения
и дифференцирования основных параметров движений)
и кондиционных (скоростно-силовых, скоростных,
выносливости, силы и гибкости)
способностей;
Информация о работе Физическое воспитание детей школьного возраста