Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 21:02, курсовая работа
Цель работы – выявить особенности физического воспитания детей школьного возраста.
Задачи курсовой работы:
изучить структуру физического воспитания детей школьного возраста;
раскрыть особенности методики и организацию физического воспитания детей школьного возраста.
По мнению Е.Н. Гогунова [8] при организации занятий с юношами надо помнить, что они должны быть готовы к службе в армии. Поэтому с ними следует предусмотреть занятия на местности, в нестандартных условиях, с различными помехами, в условиях дефицита времени, при максимальных физических и волевых нагрузках.
А.Ц. Деминский [10] отмечал, что в старшем школьном возрасте в первую очередь следует уделить внимание развитию силовых и скоростно-силовых возможностей, различным видам выносливости (силовой, аэробной, статической и др.). Среди координационных способностей особое внимание необходимо обратить на воспитание быстроты перестроения и согласование двигательных действий, способности произвольно расслаблять мышцы и вестибулярной устойчивости.
На занятиях со старшеклассниками увеличивается доля упражнений сопряженного воздействия на кондиционные и координационные способности, а также упражнений, при которых одновременно закрепляются и совершенствуются двигательные навыки (техника) и физические качества.
Т.Ю. Круцевич [12] отметила, что интенсификация обучения в этом возрасте идет по пути усиления тренировочной направленности уроков. Доля игрового метода сокращается, а соревновательного — увеличивается.
В работе со старшеклассниками рекомендуется шире, чем в предыдущих возрастах, применять метод индивидуальных заданий, дополнительных упражнений, заданий по овладению двигательными действиями, развитию физических способностей с учетом типа телосложения, наклонностей, физической и технико-тактической подготовленности [6].
Прохождение и освоение учебного материала должно осуществляться в логической последовательности, в системе взаимосвязанных уроков.
2.4. Особенности методики
Основной формой физического воспитания учащихся с отклонениями в состоянии здоровья является урок, который строится по стандартной схеме: подготовительная, основная и заключительная части. Однако от обычных уроков физической культуры он имеет свои принципиальные особенности. В отличие от обычного урока продолжительность подготовительной и заключительной частей увеличивается. В подготовительной части (до 20 мин) выполняются общеразвивающие упражнения (в медленном и среднем темпе), чередуясь с дыхательными [15]. Е.Н. Гогунов [8] отметил, что нагрузка повышается постепенно; применяются такие упражнения, которые обеспечивают подготовку всех органов и систем к выполнению основной части урока. Подбор упражнений в основной части урока (20—22 мин) предусматривает решение ряда задач: овладение простейшими двигательными навыками, развитие (в пределах возможностей занимающихся) основных физических качеств. Наиболее широко используются гимнастические упражнения, позволяющие дозировать физическую нагрузку, избирательно влиять на отдельные органы и системы, мышечные группы и суставы. Применяются также элементы подвижных и спортивных игр, легкой атлетики и лыжной подготовки. Полностью исключаются акробатические упражнения и упражнения, связанные с натуживанием, продолжительными статическими напряжениями. В заключительной части урока (3—5 мин) выполняются простые упражнения на расслабление, ходьба в медленном темпе, дыхательные упражнения [19].
Двигательные режимы для детей с ослабленным здоровьем рекомендуется выполнять при ЧСС 120—130 уд./мин, с постепенным увеличением интенсивности физических нагрузок в основной части урока и частоты пульса до 140—150 уд./мин [16].
Двигательные режимы при ЧСС 130—150 уд./мин являются оптимальными для кардиореспираторной системы в условиях аэробного дыхания и дают хороший тренирующий эффект.
Учитель физической культуры контролирует нагрузку по пульсу, дыханию и внешним признакам утомления детей [9].
Кроме уроков используются и другие формы физического воспитания учащихся с отклонениями в состоянии здоровья: утренняя гигиеническая гимнастика; гимнастика до уроков, физкультурные минутки во время общеобразовательных уроков; физкультурные паузы во время выполнения домашних заданий; подвижные игры небольшой интенсивности на переменах, различные спортивные развлечения на свежем воздухе в летнее и зимнее время года и др.
Глава 3. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Физическое
воспитание учащихся в школе осуществляется
в форме: обязательной учебной дисциплины
«Физическая культура»; в режиме
учебного дня; в процессе внеклассной
физкультурно-оздоровительной
Практическая реализация физического воспитания школьников осуществляется в виде специально организованных занятий физической культурой ( приложение ). В ходе занятий используются средства, методические принципы и методы физического воспитания [10].
На протяжении многих десятилетий понятие урок определялась как основная форма организации учебно-воспитательного процесса по той или иной дисциплине в общеобразовательной школе [6].
Урок
физической культуры (по учебной дисциплине
«Физическая культура») является основной
формой физического воспитания, на
котором решаются образовательные,
оздоровительные, воспитательные задачи,
а так же задачи обеспечения безопасности
жизнедеятельности детей в
Ю.Ф. Курамшин [24] выделил уроки физической культуры (учебная работа), внеклассная, массовая физкультурно-оздоровительная и спортивная работа в младших классах тесно взаимосвязаны и представляют собой единый воспитательно-образовательный педагогический комплекс, который подчинен общей цели физического воспитания учащихся - формированию физической культуры личности.
Физическая культура детей школьного возраста осуществляется в трех сферах:
❖ в учебных заведениях, составляющих систему среднего образования.
❖ в организациях, осуществляющих внешкольные занятия физическими упражнениями.
❖ в семье.
Для каждой из этих сфер характерно разнообразие конкретных форм занятий. Исторически сложились четыре формы занятий физическими упражнениями с детьми школьного возраста:
Физическую культуру личности характеризуют:
В результате осуществления этой деятельности необходимо добиться самостоятельной двигательной активности в режиме учебного дня и свободного времени, что должно обеспечить биологическую потребность учащегося в движениях [7].
Содержание учебных занятий для основной и подготовительных медицинских групп изложено в разделе «Уроки физической культуры».
Оно включает в себя базовый и вариативный компоненты.
К базовому компоненту относится учебный материал, используемый для формирования знаний и представлений; двигательных умений и навыков; развития физических качеств.
Школа, независимо от ее типа и формы собственности должна обеспечить условия для освоения базового компонента всеми учащимися с учетом состояния их здоровья и других индивидуальных особенностей (недостаточное физическое развитие, избыточная масса тела, недостаточная физическая подготовленность) [19].
Вариативный компонент - включает материал по развитию физических качеств, а так же примерные домашние задания, что облегчает дифференцированный подход к решению задач физического воспитания.
Конкретное содержание используемого вариативного компонента в каждом классе определяет учитель, проводящий урок физической культуры с учетом:
Для допуска к занятиям физической культурой все учащиеся проходят врачебное обследование не реже одного раза в год [10].
По результатам обследования они подразделяются на медицинские группы:
В соответствии с Законом РБ «О физической культуре и спорте» занятия по физической культуре проводятся не менее 3-х раз в неделю по 1 часу. Замена уроков физической культуры другими видами учебной или не учебной деятельности является нарушением Закона.
3.1. Урок физической культуры
Ж.К. Холодов [25] отметил, что основной формой занятий физическими упражнениями в школе является урок физической культуры. По сравнению с другими формами физического воспитания урок физической культуры имеет ряд преимуществ, так как он:
а) является самой массовой формой организованных и обязательных занятий школьников;
б) проводится
на базе научно обоснованной государственной
программы, рассчитанной на длительные
сроки обучения;
в) осуществляется под руководством педагога при учете возростно-половых и индивидуальных особенностей школьников;
г) содействует всестороннему
и гармоничному физическое
совершенствованию всех учащихся вне
зависимости от их двигательных способностей
и спортивных результатов.
Важными факторами, определяющими специфику уроков физического воспитания в школе, являются:
❖ предметно-пространственная среда (места занятий, оборудование, инвентарь, др.);
Значение и задачи. В.М. Выдрин [7] отметил, что урок физической культуры - основная форма систематического обучения учащихся физическим упражнениям. Специальной задачей урока физической культуры является обучение детей всех возрастных групп правильным двигательным навыкам и развитие физических качеств.
Значение
урока физической культуры заключается
в систематическом
Школьные уроки физической культуры объединяют задачи по формированию или совершенствованию специфических знаний, умений и навыков; решают задачи совершенствования физического воспитания и укрепления здоровья, развития двигательных, интеллектуальных, волевых и эмоциональных качеств [10].
Содержание и структура урока физической культуры.
Содержание урока физической культуры составляют физические упражнения, обусловленные программой для каждой возрастной группы, выражающиеся в двигательной деятельности учащихся.
Существующая
в настоящее время трехчастная
структура предусматривает
Это включение (постепенное) учащихся в основную деятельность; поддержание работоспособности на определенном уровне, снижение нагрузки, выравнивание функционального состояния и психологическая настройка на отдых или другой вид урока.
Следовательно,
работоспособность
В соответствии с этим, уроки физической культуры состоят из трех взаимосвязанных частей: вводной (подготовительной), основной и заключительной. Для каждой части урока одинаково важное значение имеют все задачи - образовательные, воспитательные и оздоровительные. Выполнение указанных задач обеспечивает всестороннее воздействие на детей [5].
Типовая структура урока:
Вводно-подготовительная часть (5-10мин).
Задачи: организовать учащихся, объяснить задачи урока, подготовить к предстоящей физической нагрузке в основной части урока.
Содержание: строевые упражнения (построения, перестроения), ходьба и ее разновидности, бег и его разновидности, общеразвивающие и подготовительные упражнения, игры с элементами строя.
Основная часть (25-30 мин).
Задачи: изучение нового материала, повторение и совершенствование ранее изученного (теоретические сведения и двигательные умения и навыки), развитие физических качеств.
Информация о работе Физическое воспитание детей школьного возраста