Физическое воспитание детей школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 21:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – выявить особенности физического воспитания детей школьного возраста.
Задачи курсовой работы:
изучить структуру физического воспитания детей школьного возраста;
раскрыть особенности методики и организацию физического воспитания детей школьного возраста.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 94.32 Кб (Скачать файл)

По мнению Е.Н. Гогунова [8] при организации занятий с юношами надо помнить, что они должны быть готовы к службе в армии. Поэтому с ними следует предусмотреть занятия на местности, в нестандартных условиях, с различными помехами, в условиях дефицита времени, при максимальных физических и волевых нагрузках.

А.Ц. Деминский [10] отмечал, что в старшем школьном возрасте в первую очередь следует уделить внимание развитию силовых и скоростно-силовых возможностей, различным видам выносливости (силовой, аэробной, статической и др.). Среди координационных способностей особое внимание необходимо обратить на воспитание быстроты перестроения и согласование двигательных действий, способности произвольно расслаблять мышцы и вестибулярной устойчивости.

На занятиях со старшеклассниками  увеличивается доля упражнений сопряженного воздействия на кондиционные и координационные способности, а также упражнений, при которых одновременно закрепляются и совершенствуются двигательные навыки (техника) и физические качества.

Т.Ю. Круцевич [12] отметила, что интенсификация обучения в этом возрасте идет по пути усиления тренировочной направленности уроков. Доля игрового метода сокращается, а соревновательного — увеличивается.

В работе со старшеклассниками  рекомендуется шире, чем в предыдущих возрастах, применять метод индивидуальных заданий, дополнительных упражнений, заданий по овладению двигательными действиями, развитию физических способностей с учетом типа телосложения, наклонностей, физической и технико-тактической подготовленности [6].

Прохождение и освоение учебного материала должно осуществляться в логической последовательности, в системе взаимосвязанных уроков.

 

2.4. Особенности методики физического  воспитания детей с ослабленным  здоровьем

 

      Основной формой физического воспитания учащихся с отклонениями в состоянии здоровья является урок, который строится по стандартной схеме: подготовительная, основная и заключительная части. Однако от обычных уроков физической культуры он имеет свои принципиальные особенности. В отличие от обычного урока продолжительность подготовительной и заключительной частей увеличивается. В подготовительной части (до 20 мин) выполняются общеразвивающие упражнения (в медленном и среднем темпе), чередуясь с дыхательными [15].                  Е.Н. Гогунов [8] отметил, что нагрузка повышается постепенно; применяются такие упражнения, которые обеспечивают подготовку всех органов и систем к выполнению основной части урока. Подбор упражнений в основной части урока (20—22 мин) предусматривает решение ряда задач: овладение простейшими двигательными навыками, развитие (в пределах возможностей занимающихся) основных физических качеств.     Наиболее широко используются гимнастические упражнения, позволяющие дозировать физическую нагрузку, избирательно влиять на отдельные органы и системы, мышечные группы и суставы. Применяются также элементы подвижных и спортивных игр, легкой атлетики и лыжной подготовки.    Полностью исключаются акробатические упражнения и упражнения, связанные с натуживанием, продолжительными статическими напряжениями. В заключительной части урока (3—5 мин) выполняются простые упражнения на расслабление, ходьба в медленном темпе, дыхательные упражнения [19].

Двигательные режимы для  детей с ослабленным здоровьем  рекомендуется выполнять при ЧСС 120—130 уд./мин, с постепенным увеличением интенсивности физических нагрузок в основной части урока и частоты пульса до 140—150 уд./мин [16].

Двигательные режимы при  ЧСС 130—150 уд./мин являются оптимальными для кардиореспираторной системы в условиях аэробного дыхания и дают хороший тренирующий эффект.

Учитель физической культуры контролирует нагрузку по пульсу, дыханию и внешним признакам утомления детей [9].

Кроме уроков используются и другие формы физического воспитания учащихся с отклонениями в состоянии здоровья: утренняя гигиеническая гимнастика; гимнастика до уроков, физкультурные минутки во время общеобразовательных уроков; физкультурные паузы во время выполнения домашних заданий; подвижные игры небольшой интенсивности на переменах, различные спортивные развлечения на свежем воздухе в летнее и зимнее время года и др.

 

 

 

Глава 3. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Физическое  воспитание учащихся в школе осуществляется в форме: обязательной учебной дисциплины «Физическая культура»; в режиме учебного дня; в процессе внеклассной  физкультурно-оздоровительной и  спортивной работы.

Практическая  реализация физического воспитания школьников осуществляется в виде специально организованных занятий физической культурой ( приложение ). В ходе занятий используются средства, методические принципы и методы физического воспитания [10].

На протяжении многих десятилетий понятие урок определялась как основная форма организации учебно-воспитательного процесса по той или иной дисциплине в общеобразовательной школе [6].

Урок  физической культуры (по учебной дисциплине «Физическая культура») является основной формой физического воспитания, на котором решаются образовательные, оздоровительные, воспитательные задачи, а так же задачи обеспечения безопасности жизнедеятельности детей в современных  условиях.

Ю.Ф. Курамшин [24] выделил уроки физической культуры (учебная работа), внеклассная, массовая физкультурно-оздоровительная и спортивная работа в младших классах тесно взаимосвязаны и представляют собой единый воспитательно-образовательный педагогический комплекс, который подчинен общей цели физического воспитания учащихся - формированию физической культуры личности.

Физическая культура детей школьного  возраста осуществляется в трех сферах:

❖ в учебных заведениях, составляющих систему среднего образования.

❖ в организациях, осуществляющих внешкольные занятия физическими упражнениями.

❖ в семье.

Для каждой из этих сфер характерно разнообразие конкретных форм занятий. Исторически  сложились четыре формы занятий  физическими упражнениями с детьми школьного возраста:

  1. Учебные занятия (классно-урочные).
  2. Занятия физическими упражнениями в режиме учебного дня школы.
  3. Внеклассные занятия физическими упражнениями.
  4. Внешкольные занятия физическими упражнениями [18].

Физическую культуру личности характеризуют:

  • мотивация физкультурных или спортивных занятий;
  • необходимые для занятий знания, двигательные умения и навыки;
  • разносторонняя физическая подготовленность;
  • активное участие в физкультурной деятельности.

В результате осуществления этой деятельности необходимо добиться самостоятельной двигательной активности в режиме учебного дня и свободного времени, что должно обеспечить биологическую потребность учащегося в движениях [7].

Содержание  учебных занятий для основной и подготовительных медицинских  групп изложено в разделе «Уроки физической культуры».

Оно включает в себя базовый и вариативный компоненты.

К базовому компоненту относится учебный материал, используемый для формирования знаний и представлений; двигательных умений и навыков; развития физических качеств.

Школа, независимо от ее типа и формы собственности  должна обеспечить условия для освоения базового компонента всеми учащимися с учетом состояния их здоровья и других индивидуальных особенностей (недостаточное физическое развитие, избыточная масса тела, недостаточная физическая подготовленность) [19].

Вариативный компонент - включает материал по развитию физических качеств, а так же примерные домашние задания, что облегчает дифференцированный подход к решению задач физического воспитания.

Конкретное  содержание используемого вариативного компонента в каждом классе определяет учитель, проводящий урок физической культуры с учетом:

  • материально-технической базы;
  • своих творческих возможностей;
  • состояния здоровья, физической подготовленности учащихся;
  • интересов занимающихся;

Для допуска  к занятиям физической культурой  все учащиеся проходят врачебное  обследование не реже одного раза в  год [10].

По результатам  обследования они подразделяются на медицинские группы:

  • основная - занимаются по учебной программе в полном объеме, а так же в одной спортивной секции.
  • подготовительная - занимаются по учебной программе с учетом их индивидуальных особенностей и рекомендаций врача; им так же рекомендуются дополнительные занятия для повышения уровня физической подготовленности.
  • специальная медицинская группа - занятия проводятся по специальным программам, согласованным с Министерством образования РБ и учителями, прошедшими специальную подготовку .

В соответствии с Законом РБ «О физической культуре и спорте» занятия по физической культуре проводятся не менее 3-х раз  в неделю по 1 часу. Замена уроков физической культуры другими видами учебной  или не учебной деятельности является нарушением Закона.

 

3.1. Урок физической культуры

 

Ж.К. Холодов [25] отметил, что основной формой занятий физическими упражнениями в школе является урок физической культуры. По сравнению с другими формами физического воспитания урок физической культуры имеет ряд преимуществ, так как он:

а) является самой массовой формой организованных и обязательных занятий школьников;

б) проводится на базе научно обоснованной государственной 
программы, рассчитанной на длительные сроки обучения;

в) осуществляется под руководством педагога при учете возростно-половых и индивидуальных особенностей школьников;

г) содействует всестороннему и гармоничному физическое 
совершенствованию всех учащихся вне зависимости от их двигательных способностей и спортивных результатов.

Важными факторами, определяющими специфику  уроков физического воспитания в школе, являются:

  • основная направленность и конкретные задачи;
  • возрастные особенности и возможности детей;
  • многочисленность и неоднородность состава классов;

❖ предметно-пространственная среда (места занятий, оборудование, инвентарь, др.);

  • продолжительность урока — максимум 45 мин;
  • положение урока в расписании [18].

Значение и задачи. В.М. Выдрин [7] отметил, что урок физической культуры - основная форма систематического обучения учащихся физическим упражнениям. Специальной задачей урока физической культуры является обучение детей всех возрастных групп правильным двигательным навыкам и развитие физических качеств.

Значение  урока физической культуры заключается  в систематическом осуществлении  взаимосвязанных оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, выполнение которых обеспечивает физическое развитие, укрепление здоровья занимающегося, приобретение им правильных двигательных навыков, воспитание эмоционально-положительного отношения к физкультуре и  спорту, всестороннее развитие его  личности [8].

Школьные  уроки физической культуры объединяют задачи по формированию или совершенствованию специфических знаний, умений и навыков; решают задачи совершенствования физического воспитания и укрепления здоровья, развития двигательных, интеллектуальных, волевых и эмоциональных качеств [10].

Содержание и структура урока  физической культуры.

Содержание  урока физической культуры составляют физические упражнения, обусловленные  программой для каждой возрастной группы, выражающиеся в двигательной деятельности учащихся.

Существующая  в настоящее время трехчастная  структура предусматривает реализацию на уроках физической культуры физиологических, психических и педагогических закономерностей [8].

Это включение (постепенное) учащихся в основную деятельность; поддержание работоспособности  на определенном уровне, снижение нагрузки, выравнивание функционального состояния  и психологическая настройка  на отдых или другой вид урока.

Следовательно, работоспособность распределяется на уроке неравномерно и представляет 4 уровня: предстартовое состояние, врабатываемость, устойчивое состояние, снижение работоспособности.

В соответствии с этим, уроки физической культуры состоят из трех взаимосвязанных  частей: вводной (подготовительной), основной и заключительной. Для каждой части  урока одинаково важное значение имеют все задачи - образовательные, воспитательные и оздоровительные. Выполнение указанных задач обеспечивает всестороннее воздействие на детей [5].

Типовая структура урока:

Вводно-подготовительная часть (5-10мин).

Задачи: организовать учащихся, объяснить задачи урока, подготовить к предстоящей физической нагрузке в основной части урока.

Содержание: строевые упражнения (построения, перестроения), ходьба и ее разновидности, бег и его разновидности, общеразвивающие и подготовительные упражнения, игры с элементами строя.

Основная  часть (25-30 мин).

Задачи: изучение нового материала, повторение и совершенствование ранее изученного (теоретические сведения и двигательные умения и навыки), развитие физических качеств.

Информация о работе Физическое воспитание детей школьного возраста