Физическое воспитание детей школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 21:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – выявить особенности физического воспитания детей школьного возраста.
Задачи курсовой работы:
изучить структуру физического воспитания детей школьного возраста;
раскрыть особенности методики и организацию физического воспитания детей школьного возраста.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 94.32 Кб (Скачать файл)

4) формировать основы знаний о личной гигиене, о влиянии 
занятий физическими упражнениями на основные системы организма; развивать волевые и нравственные качества; вырабатывать 
представления о физической культуре личности и приемах само 
контроля;

5) углублять представления об основных видах спорта, соревнованиях, снарядах и инвентаре, о соблюдении правил техники 
безопасности во время занятий и оказании первой помощи при 
травмах;

6) воспитывать привычки к самостоятельным занятиям в свободное время физическими упражнениями, избранными видами 
спорта;

7) вырабатывать организаторские навыки проведения занятий 
в качестве командира отделения, капитана команды, судьи;

8) формировать умения адекватной оценки собственных физических возможностей;

9) воспитывать инициативность, самостоятельность, взаимопомощь, дисциплинированность, чувство ответственности;

10) содействовать развитию психических процессов и обучению основам психической саморегуляции [25].

1.3. Содержание и задачи физического воспитания детей старшего  школьного возраста

 

Старший школьный возраст (юношеский) охватывает детей с 16 до 18 лет (ГХ—XI классы). К этому возрасту относятся и учащиеся средних специальных учебных заведений.

По мнению Т.Ю. Круцевич [12] старший школьный возраст сенситивен к осознанию и усвоению своего внутреннего мира и характеризуется огромной внутренней работой, поиском перспектив жизненного пути, развитием чувства ответственности, стремлением владеть собой, обогащением эмоциональной сферы.

В 15—17 лет у школьников заканчивается  формирование познавательной сферы. Наибольшие изменения происходят в мыслительной деятельности. У детей старшего школьного возраста повышается способность понимать структуру движений, точно воспроизводить и дифференцировать отдельные (силовые, временные и пространственные) движения, осуществлять двигательные действия в целом [9].

Старшеклассники могут  проявлять достаточно высокую волевую активность, например настойчивость в достижении поставленной цели, способность к терпению на фоне усталости и утомления. Однако у девушек снижается смелость, что создает определенные трудности в физическом воспитании [17].

Задачи физического воспитания. К ним относятся:

  1. содействие гармоничному физическому развитию, выработка 
    умении использовать физические упражнения, гигиенические 
    факторы и условия внешней среды для укрепления здоровья, противостоять стрессам; формирование общественных и личностных 
    представлений о престижности высокого уровня здоровья и раз 
    носторонней физической подготовленности;
  2. приобретение двигательного опыта посредством овладения 
    новыми двигательными действиями и формирование умений при 
    менять их в различных по сложности условиях;
  3. дальнейшее развитие кондиционных (силовых, скоростно-силовых, выносливости, скорости и гибкости) и координационных (быстроты перестроения двигательных действий, согласования, способности к произвольному расслаблению мышц, вестибулярной устойчивости и др.) способностей;
  4. формирование знаний: о закономерностях двигательной 
    активности, спортивной тренировке; о значении занятий физическими упражнениями для будущей трудовой деятельности; о выполнении функций отцовства и материнства, о подготовке к службе 
    в армии;
  5. закрепление навыков в систематичных и регулярных занятиях физическими упражнениями и избранными видами спорта;
  6. формирование адекватной самооценки личности, нравственного самосознания, мировоззрения, коллективизма; развитие 
    целеустремленности, уверенности, выдержки, самообладания;
  7. дальнейшее содействие в развитии психических свойств и 
    качеств личности и обучение основам психической регуляции [19].

 

1.4. Содержание и задачи физического воспитания детей с ослабленным здоровьем

 

Т.Ю. Круцевич [12] выделила причины наблюдаемого  неблагополучия, так же они выделены в государственных программах, таких, как «Дети-инвалиды», «Физическое воспитание – здоровье нации» и др. и связаны с различными социальными проблемами, к числу которых относятся:

  • ухудшении экологии;
  • социально-экономические проблемы и обусловленное ими состояния хронического стресса у большинства населения;
  • низкий духовный и культурный уровень общества: рост алкоголизма, наркомании, токсикомании, инфекционных заболеваний, обуславливающий высокий уровень заболеваемости родителей;
  • гипокинезия, снижение интереса к занятиям физической культурой и спортом;
  • нерациональное питание;
  • плохие бытовые условия.

В соответствии с состоянием здоровья, физическим развитием, уровнем физической подготовленности все школьники распределяются (на основании углубленного медицинского осмотра) на три медицинские группы: основную (не имеющую отклонений в состоянии здоровья), подготовительную и специальную [5].

Подготовительная  группа формируется из учащихся, имеющих незначительные отклонения в физическом развитии и состоянии здоровья (без существенных функциональных нарушений), а также недостаточную физическую подготовленность.

Основными задачами занятий  физическими упражнениями с учащимися этой группы являются укрепление их здоровья, улучшение физического развития и физической подготовленности и перевод в основную группу.

Двигательные задания  школьникам данной группы могут быть как групповыми, так и индивидуальными [13].

В специальную группу включают учащихся, имеющих такие отклонения в состоянии здоровья, которые являются противопоказанием к повышенной физической нагрузке. Включение учащихся в специальную медицинскую группу может носить как временный, так и постоянный характер (в зависимости от вида заболевания и других отклонений в состоянии здоровья) [19].

Основными задачами физического  воспитания учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, являются:

  • укрепление здоровья, содействие правильному физическо 
    му развитию и закаливанию организма;
  • повышение функционального уровня органов и систем, 
    ослабленных болезнью;
  • повышение физической и умственной работоспособности;
  • повышение иммунологической реактивности и сопротивля- 
    емости организма как средств борьбы с аллергизацией, провоци- 
    руемой простудными заболеваниями и наличием очагов хрони 
    ческой инфекции;
  • формирование правильной осанки, а при необходимости ее 
    коррекция;
  • обучение рациональному дыханию;
  • освоение основных двигательных умений и навыков;
  • воспитание морально-волевых качеств;
  • воспитание интереса к самостоятельным занятиям физичес* 
    кой культурой и внедрение их в режим дня учащихся;
  • создание предпосылок, необходимых для будущей трудовой 
    деятельности учащихся [19].

Для решения этих задач  организуются занятия лечебной физической культурой (ЛФК). Конкретная программа занятий ставятся учителем физической культуры совместно с лечащим врачом [19].

В зависимости  от характера заболеваний учащихся, отнесенных к специальной медицинской группе, рекомендуется разделять на подгруппы: с болезнями сердца, верхних дыхательных путей и легких, с аномалиями рефракции глаз, с ожирением, с заболеваниями желудочно-кишечного тракта [5].

Глава 2. ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

По мнению Ю.Ф. Курамшина [24] характер и конкретный порядок сочетания методов определяется следующим:

  1. Задачами учебно-воспитательной работы. Например, если необходимо создать лишь общее представление о внешней форме изучаемого движения, достаточно использовать описание, или показ, или то и другое в сочетании. Если же необходимо добиться глубокого понимания сути движения, расширения представлений, выяснения каких-либо закономерностей, обоснования того или иного правила, требования — прибегают, особенно в старшем школьном возрасте, к объяснению (установления причинно-следственных связей и отношений), сочетая его с приемами демонстрации и др. Если же поставлена задача обеспечить творческую активность занимающихся, воспитать у них самостоятельность, инициативность, требуется соединение проблемных ситуаций и использование заданий творческого характера.
  2. Особенностями занимающихся. Например, в работе с детьми младшего школьного возраста требуется больше указаний. Излагать содержание игры лучше в образной, по возможности, художественной форме. Чаще придется пользоваться односторонним разбором (воспроизведение учителем картины выполненного и на этой основе анализ действий и поведения занимающихся). В работе с хорошо подготовленными учащимися, а тем более со старшеклассниками, особое значение приобретут беседа, коллективный разбор, глубокие по содержанию объяснения с опорой на знания по другим учебным предметам, графическое изображение и др.
  3. Особенностями изучаемого материала. Например, при обучении игре не обойтись без предварительного рассказа, элементов описания и последующего разбора. Когда двигательное действие простое и учащиеся в состоянии сразу его выполнить, целесообразно разучивать в целом и т.п.
  4. Внешними условиями учебной работы. Например, в условиях пониженной температуры воздуха, значительного ветра неуместно прибегать к рассказу, длительным объяснениям, подробному разбору. Вместо этого придется опираться главным образом на краткие указания, команды. Каждый из методов обучения двигательным действиям осуществляет воспитательную функцию в соответствии с его специфическими чертами. В процессе беседы учащиеся могут делиться своими мыслями, соображениями, выяснять сомнения, требовать дополнительных доказательств. Тем самым беседа как метод обучения содействует превращению знаний в убеждения. Благодаря рассказу учащиеся получают яркий образный материал, оказывающий на них эмоциональное воздействие, дающий возможность прочувствовать, пережить те или иные факты, события [18].

 

2.1. Особенности методики физического  воспитания детей младшего школьного  возраста

 

А.Ц. Деминский [10] отметил, что основной формой занятий физическими упражнениями в начальной школе является урок физической культуры, который строится в соответствии с общими педагогическими положениями, а также с методическими правилами физического воспитания. Специфика задач и содержания программы по физическому воспитанию обусловливает некоторые особенности урока физической культуры с учетом возрастных особенностей занимающихся.

Для младшего школьного  возраста ведущими на уроке являются задачи совершенствования естественных двигательных действий (ходьба, бег, прыжки, метания, лазание и т.п.).

  1. На одном уроке целесообразно решать не более 2—3 задач, 
    связанных с усвоением или совершенствованием учебного мате 
    риала.
  2. Чем младше класс, тем больше внимания уделяется укреплению мышц стоп и формированию правильной осанки.
  3. На каждом уроке обязательно проводятся подвижные игры. 
    Игровой материал должен занимать примерно половину общего 
    времени занятий с детьми в возрасте до 10—11 лет.
  4. При обучении учащихся основным видам движений следует 
    большое внимание обращать на правильность и точность выполнения упражнений (школа движений), а также сочетать процесс 
    обучения с воспитанием двигательных качеств [14].

Из методов упражнения преимущество отдается целостному методу. Расчлененный метод имеет вспомогательное  значение.

При объяснении двигательного  задания необходимо, чтобы дети правильно понимали, что и как делать. Поэтому двигательная задача должна ставиться в конкретной форме: например, поймать, догнать, попасть в кольцо и т.д [11].

В возрасте 8—11 лет на занятиях целесообразно применять преимущественно  тренировочные средства и методы, развивающие частоту движеншт. Упражнения на скорость следует выполнять кратковременно.

У детей младшего школьного  возраста по возможности надо исключить  значительные статические напряжения и упражнения, связанные с натуживанием (задержка дыхания).

Одним из направлений активизации двигательных действий учащихся младших классов является выполнение различных упражнений (движений) под дидактические рассказы. Учитель рассказывает какой-то сюжет, а ученики сопровождают его рассказ соответствующими движениями, стремясь творчески воспроизвести все ситуации в действии. Желательно, чтобы эти рассказы носили тематический (сюжетный) характер и имели стихотворную форму [13].

Сюжетные уроки позволяют приблизить содержание учебного материала к возрастным особенностям детей. Объяснение каждого упражнения должно носить сюжетный характер, позволяющий детям самостоятельно имитировать движения. В данном случае физические упражнения приобретают форму игры. Все игры, входящие в данный урок, должны быть разнопланового характера, т.е. решать разные педагогические задачи [18].

Отличительной особенностью учебных занятий в начальной  школе является акцент на решение  образовательных задач: овладение школой движений, формирование элементарных знаний об основах физической культуры и здоровом образе жизни.

 

2.2. Особенности методики физического  воспитания детей среднего школьного  возраста

 

Особенностью Урочных форм занятий с детьми среднего школьного возраста является углубленное обучение базовым видам двигательных действий (гимнастика, легкая атлетика, лыжный спорт, спортивные игры, плавание).

    По мнению Л.П. Матвеева [16] в подростковом возрасте увеличиваются индивидуальные различия детей, что необходимо учитывать в обучении движениям и при развитии двигательных способностей. В этой связи для группы школьников и отдельных учащихся следует дифференцировать задачи, содержание, темп овладения программным материалом, оценку их достижений.         Дифференцированный и индивидуальный подход особенно важен для учащихся, имеющих или низкие или высокие результаты.

При выборе средств и  методов, используемых на занятиях, необходимо в большей мере, чем в младшем школьном возрасте, учитывать половые особенности учащихся.

Как отметил Ж.К. Холодов  [25] соотношение практических методов (игрового, строго регламентированного упражнения) примерно равное.

2.3. Особенности методики физического  воспитания детей старшего школьного  возраста

 

В старшем школьном возрасте уроки физической культуры с юношами и девушками проводятся раздельно. Анатомо-физиологические и психические особенности юношей и девушек требуют различного подхода к организации занятий, подбору средств и методов обучения двигательным действиям и воспитанию физических качеств, к дозировке физической нагрузки [19].

Функциональные возможности для  осуществления интенсивной и длительной работы у юношей выше, чем у девушек. Физические нагрузки они переносят лучше при относительно меньшей частоте пульса и большем повышении кровяного давления. Период восстановления этих показателей до исходного уровня у юношей короче, чем у девушек.

Информация о работе Физическое воспитание детей школьного возраста