Физическое воспитание детей школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 21:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – выявить особенности физического воспитания детей школьного возраста.
Задачи курсовой работы:
изучить структуру физического воспитания детей школьного возраста;
раскрыть особенности методики и организацию физического воспитания детей школьного возраста.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 94.32 Кб (Скачать файл)

Физкультминутки - проводятся в классе во время уроков по усмотрению учителя в зависимости от степени утомления учащихся и содержания занятий [3].

    Физкультурные паузы являются обязательными для всех классов начальной школы.

При проведении физкультурных пауз решаются следующие  задачи:

  • снять психическое напряжение у детей путем переключения на другой вид деятельности;
  • профилактика нарушений осанки;
  • возбудить у учеников интерес к занятиям физическими упражнениями;
  • сформировать простейшие представления о влиянии физических упражнений на самочувствие;
  • сформировать первоначальные знания по самостоятельному выполнению физических упражнений.

Физкультурные паузы начинаются при первых признаках  утомления у учеников - нарушение  внимания, беспокойное поведение.

До начала проведения физкультурной паузы  следует открыть окна или форточки.

Комплекс  физкультурной паузы включает, как  правило, 3-4 упражнения для различных  мышечных групп, очень простых. Доступных, проводимых в течение 1,5-3 минут.

Первое  упражнение в комплексе - типа «потягивание» - выпрямляет позвоночник и расправляет  грудную клетку.

Второе - для мышц ног.

Третье - для туловища.

Четвертое - специальные: для глаз, кистей рук, пальцев рук и т.п.

Выполняются физкультурные паузы в проходах между партами. Амплитуда движений должна быть небольшой, чтобы при  выполнении упражнений ученики не мешали друг другу.

Комплексы физкультурных пауз проводятся с  большой интенсивностью и с малыми интервалами для отдыха [14].

Смена комплексов - 1 раз в неделю.

Физические упражнения и подвижные  игры на удлиненных переменах.

Игры  на переменах – организуются на больших переменах и, как правило, на свежем воздухе.

Организуются  учителями физической культуры. Проводятся на открытом воздухе после второго  или третьего урока. Рекомендуются  для проведения в младших и  средних классах.

Во время  занятий физическими упражнениями и подвижными играми на переменах  решаются следующие задачи:

  • создать условия для активной двигательной деятельности и развлечения учащихся;
  • включить детей в активную двигательную деятельность;
  • направленность двигательной активности учеников в соответствии с принципами физического воспитания;
  • решать задачи оздоровительной направленности;
  • формировать и развивать интерес у учащихся к самостоятельным физкультурным занятиям;
  • обучить учащихся необходимым для таких занятий умениям и навыкам, знаниям [10].

Подвижная перемена проводится на заранее подготовленных местах, но без принуждения учащихся к обязательному выполнению намеченных упражнений и игр.

Не следует  начинать перемену с построения учащихся. Выйдя на площадку, они сами должны выбрать упражнения или игры (только в этом случае подвижная перемена оправдывает свое назначение). Руководит  подвижной переменой - учитель при  активной помощи старшеклассников. На перемене не следует копировать организационную  форму построения урока физической культуры. Перемена - это прежде всего отдых для учеников - исключаются команды, высокая степень заорганизованности [17].

Как отмечал  В.П. Назаров [18] при проведении подвижных игр и физических упражнений на перемене надо следить за правильным распределением физической нагрузки на организм учащихся, для чего соблюдается определенная последовательность упражнений: в начале мало интенсивные (разминочные) упражнения и игры, затем - более динамичная нагрузка и к концу перемены - постепенное снижение нагрузки.

Содержание данной формы физкультурно-оздоровительной работы в режиме дня составляют различные подвижные игры и игры с элементами спортивных; гимнастические упражнения на снарядах; бег, прыжки, метания; зимой - катание на лыжах, коньках, санках, игры с постройками из снега и др.

Игры  и упражнения во время больших  перемен надо проводить на открытом воздухе, что способствует закаливанию  и укреплению здоровья детей. В случае неблагоприятных условий (дождь, мороз, ветер и т.п.) занятия переносятся  в помещение школы и проводятся в хорошо проветренных коридорах  и рекреациях. Подвижные перемены проводятся в течение 30-50 минут [6].

Ежедневные физкультурные занятия  на воздухе (в группе продленного  дня [спортивный час]).

Проводятся  в I классах, работающих в режиме детского дошкольного учреждения, учителем начальных классов или воспитателем группы продленного дня, и рекомендуются для проведения в II-IV классах.

На таких  занятиях решаются следующие задачи:

  • создать условия для развлечения и физической разрядки детей;
  • добиться оздоровительного эффекта;
  • совершенствовать двигательные навыки, изучаемые на уроках физической культуры;
  • вызвать и закрепить у детей интерес к физкультурным и спортивным занятиям.

В содержание спортивного часа включаются упражнения и игры, ранее разученные детьми на уроках физической культуры:

  • упражнения с большими и малыми мячами;
  • разновидности бега;
  • разновидности прыжков;
  • метания;
  • игры (не более 2-3);
  • простейшие соревнования (в беге, прыжках, метании в цель, в даль), проводимые в игровой форме;
  • спортивные развлечения и аттракционы (самокат, велосипед, боччо [наброс колец на щит со штырями], зимой - лыжи, коньки, хоккей и т.д., проводимые в игровой форме [5].

Спортивный  час проводится в свободной, непринужденной обстановке и во многом носит игровой  характер, тем не менее он требует  определенной организации.

 

3.3. Внеклассная работа по физическому воспитанию

Назначение — организация свободного времени учащихся, заполнение его  целесообразной двигательной деятельностью  с целью всестороннего физического совершенствования, обеспечения активного отдыха. Признаки по мнению Ю.Ф. Курамшина [24] :

  • временный коллектив;
  • добровольный характер;
  • проводятся на базе и вне школы.

Выделяют  два вида внеклассных и внешкольных  занятий: Систематические (занятия в кружках физической культуры для младших школьников, занятия по видам спорта в секциях, занятия в группах общей физической подготовки).

Эпизодические (ежемесячные дни здоровья и спорта, соревнования, турпоходы, прогулки, экскурсии, спортивные праздники и развлечения, и др.).

К внеклассной  работе в школе относятся массовая физкультурно-оздоровительная и спортивная работа. Основными задачами внеклассной работы является:

  • удовлетворение потребностей школьников в регулярных занятиях по физическому совершенствованию; дать возможность проявить им свой физический потенциал в различного рода соревнованиях [10].

Основные  формы организации самостоятельной  и физкультурно-оздоровительной  работы:

  1. Кружки физической культуры (кружки по общей физической подготовке) создаются для повышения уровня физической подготовленности и приобщения детей к систематическим занятиям физическими упражнениями. Кружки работают на протяжении всего учебного года. Занятия проводят 1-2 раза в неделю по 45-60 минут под руководством инструкторов-общественников из числа учителей, старшеклассников, родителей и т.п. Содержание занятий составляют различные физические упражнения (в соответствии с программой), подвижные игры, эстафеты, оказывающие разностороннее воздействие на развитие детей. Кроме того в кружках проводится подготовка к участию в физкультурно-спортивных праздниках, Днях здоровья, показательных выступлениях [8].
  2. <li class="Normal" style=" ma

Информация о работе Физическое воспитание детей школьного возраста