Физическое воспитание детей школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 21:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – выявить особенности физического воспитания детей школьного возраста.
Задачи курсовой работы:
изучить структуру физического воспитания детей школьного возраста;
раскрыть особенности методики и организацию физического воспитания детей школьного возраста.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 94.32 Кб (Скачать файл)

Содержание: ОРУ с предметами и без предметов, основные двигательные (ходьба, бег, прыжки, метание, лазание), акробатические упражнения, упражнения на осанку, высокоинтенсивные игры.

Заключительная часть (5-10 минут).

Задачи: постепенный переход из состояния повышенной активности в состояние, близкое к исходному; подготовка школьников к последующим урокам; подведение итогов урока, задать задание на дом, организованный переход к новым действиям.

Содержание: построение, интенсивная ходьба с постепенным замедлением, спокойные игры, дыхательные упражнения, слово учителя об итогах и домашнем задании.

Деление урока на части относительно. Каждый урок - это единое целое, элементы которого находятся в тесной взаимосвязи [7].

Типы уроков

В практике физического воспитания различают  несколько типов уроков:

  • вводный урок;
  • урок изучения нового материала;
  • урок закрепления и совершенствования пройденного материала;
  • смешанный урок (комплексный);
  • контрольный урок.

Вводный урок: проводят в начале учебного года или четверти (при необходимости). На этом уроке учитель знакомит школьников с задачами предстоящих занятий, рассказывает об основном содержании учебного материала в соответствии с программой, объясняет правила поведения в спортзале, требования к ученикам, их спортивной одежде и др.

Урок изучения нового материала: основное внимание уделяется еще незнакомым упражнениям. Двигательная активность на таком уроке не очень высокая.

Урок закрепления и совершенствования пройденного материала: основное внимание уделяется многократному повторению изученных движений в различных меняющихся условиях. Двигательная активность очень высокая.

Смешанный урок (комплексный): совмещается изучение нового материала с закреплением и совершенствованием пройденного. Наиболее характерен для физического воспитания младших школьников.

Контрольный урок: посвящается оценке успеваемости школьников по физической культуре. Как правило проводят в конце четверти или после прохождения разделов программы (лыжи, плавание, легкая атлетика и т.п.).

Виды уроков. В зависимости от использования средств физического воспитания уроки классифицируются по видам. Так выделяют уроки легкой атлетики, гимнастики, лыжной подготовки и т.д.[8].

Методы организации учащихся на уроке.

При проведении уроков используют следующие методы организации:

Фронтальный метод применяется на каждом занятии, когда одно и то же упражнение выполняется всеми учениками одновременно при проведении ходьбы, бега, ОРУ. Учитель может давать указания и оценку только в общей форме, всем занимающимся [11].

Поточный способ - все выполняют упражнения "потоком", когда один занимающийся еще не закончил выполнение задания, а другой уже приступает к нему. Это могут быть упражнения с продвижением вперед (например, упражнения в равновесии при ходьбе по гимнастической скамейке).

При этом таких потоков может быть 2-3.

Посменный способ заключается в том, что дети выполняют упражнения сменами, по несколько человек одновременно, остальные в это время наблюдают за товарищами.

В начале обучения, когда учитель должен контролировать действия каждого ученика, упражнения выполняются сменами по 2-3 человека.

По мере овладения движением количество детей в смене увеличивается [16].

Групповой способ - заключается в распределении учеников на 2-3 группы. Одна под наблюдением учителя разучивает новое упражнение, а другие самостоятельно по заданию учителя выполняют знакомые упражнения или играют. Затем дети меняются местами.

В процессе занятий может быть использован индивидуальный метод, когда каждый занимающийся самостоятельно выполняет данное ему задание под контролем учителя. В целях уточнения деталей общего для всех упражнения оно тоже выполняется индивидуально по вызову учителя (это одна из разновидностей индивидуального метода) [19].

Индивидуальная  форма может быть применена на уроках физической культуры всех типов [9].

Использование каждого из указанных методов  организации учеников на занятии  зависит от задач, поставленных учителем, условий, в которых проводится занятие, возраста занимающихся.

Наиболее  целесообразно при обучении детей  смешанное использование разных методов организации, ведущее к  повышению эффективности физкультурных  занятий [12].

Характер физической и психической  нагрузки на занятиях и приемы ее регулирования.

Физическая  нагрузка определяется по динамике пульса. Правильно построенное занятие с достаточной степенью нагрузки характеризуется его учащением после вводной части не менее чем на 20-25%, после ОРУ - не менее чем на 50%, после обучения основным движениям - не менее чем на 25%, после подвижной игры - до 70-90 и даже до 100%. В конце занятий пульс либо восстанавливается до исходного уровня, либо на 15-20% превышает его.

Наглядно  иллюстрирует сдвиги пульса в процессе занятия физиологическая кривая. На горизонтальной оси откладывается время в минутах, на вертикальной - прирост пульса в процентах [8].

Определение средней частоты сердечных сокращений используется для выявления тренирующего эффекта физкультурного занятия. Этот показатель рассчитывается путем суммирования ЧСС по окончании вводной части, ОРУ, обучения основным движениям, подвижной игры, заключительной части и деления этой суммы на количество замеров.

Достижение  такого уровня возбудимости пульса возможно при более широком включении  в занятие бега, прыжков, подскоков, игр с мячом и др.

Физкультурное занятие вызывает утомление. По степени  его выраженности можно судить о  нагрузке и вносить при необходимости  коррективы. Небольшая степень утомления  обязательна. При наличии признаков  средней степени утомления у  отдельных учеников, нагрузку следует  ограничить (уменьшить число повторений, исключить наиболее трудные, удлинить отдых). Выраженные признаки утомления  у большинства занимающихся появляются в результате чрезмерной нагрузки. В этом случае необходимо перестроить занятия таким образом, чтобы нагрузка соответствовала уровню физической подготовленности учеников [9].

Учитель по наличию и степени выраженности внешних признаков утомления (таблица 3.1.) может судить о предъявляемой физической нагрузке и вносить в занятие необходимые коррективы.

Таблица 3.1. Внешние признаки утомления [ цит. по Т.Ю. Круцевич,  10 ]:

Наблюдаемые признаки и состояние  ребенка

            Степень выраженности утомления

Небольшая

Средняя

Цвет лица, шеи

Небольшое покраснение

Значительное покраснение

Выражение лица

Спокойное

Напряженное

Потоотделение на лице

Незначительное 

Выраженное 

Дыхание

Несколько учащенное, ровное

Резко учащенное 

Движения 

Бодрые, движения выполняются четко

Неуверенные, нечеткие, появляются дополнительные движения. У некоторых детей двигательное возбуждение, у других заторможенность

Самочувствие 

Хорошее, жалоб нет

Жалобы на усталость, отказ от выполнения задания


 

Важным  требованием, предъявляемым к организации  физкультурного занятия, является индивидуализация нагрузки. Она должна осуществляться с учетом уровня двигательной подготовленности ученика, состояния здоровья и физического  развития, типа высшей нервной деятельности.

Уровень двигательной подготовленности определяется учителем в течение года.

По мнению Л.П. Матвеева [16] при проведении физкультурного занятия с детьми младшего школьного возраста требуется наиболее целесообразное чередование нагрузки и отдыха.

Отдых в  процессе занятий может быть активным и пассивным. Активный отдых предполагает переключение предыдущей деятельности, вызвавшей утомление, на другую.

Пассивный - характерен относительным покоем, исключающим активную двигательную деятельность [9].

Смена деятельности ученика, несущая отдых организму, содействует активизации восстановительных  процессов, которые получают стимул от предшествующей им нагрузки.

Таким образом, органическая связь и взаимопереходы процессов утомления и восстановления определяют закономерную взаимообусловленность нагрузки и отдыха [13].

 

3.2. Физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня

 

Физкультурно-оздоровительная  работа в режиме учебного дня является неотъемлемой частью физического воспитания школьников.

Занятия физическими упражнениями в режиме учебного дня весьма ограничены по содержанию, так как подчинены  решению узких гигиенических  задач. Будучи ежедневными, они существенно  дополняют уроки, внося вклад  в гармоничное физическое развитие школьников.

     По мнению Т.Ю. Круцевич [12] в процессе проведения физкультурно-оздоровительных работ решаются следующие задачи:

  • активизация двигательного режима в течение учебного дня и внедрение физической культуру 
    в повседневный быт школьников;
  • поддержание оптимального ypoвня работоспособности в учебной деятельности;
  • укрепление здоровья и совершенствование культуры движений; содействие улучшению физического развития и двигательной подготовленности учащихся; овладение навыками самостоятельных занятий физической 
    культурой.

Назначение — создание предпосылок оптимальной умственной работоспособности на других уроках (повышение или восстановление). Виды:

  • гимнастика до учебных занятий;
  • физкультурные минутки во время уроков;
  • занятия физическими упражнениями на удлиненных переменах;
  • ежедневные физкультурные занятия в группах продленного дня.

Занятия физическими упражнениями в режиме учебного дня весьма ограничены по содержанию, так как подчинены  решению узких гигиенических задач. Будучи ежедневными, они существенно дополняют уроки, внося вклад в гармоническое физическое развитие школьников [18].

 

Гимнастика до учебных занятий

По мнению А.А. Василькова [5] гимнастика до занятий – проводится в школах, где имеются для этого условия, ежедневно до начала уроков.

Каждый  школьный день необходимо начинать с  комплекса гимнастических упражнений.

При проведении гимнастики до учебных занятий решаются следующие задачи:

  • создать психологический настрой на предстоящую учебную деятельность (способствовать организованному началу дня);
  • ускорить вхождение организма в активную учебную работу;
  • обеспечить оздоровительный и закаливающий эффект;
  • формировать правильную осанку;
  • формировать привычку систематически заниматься физическими упражнениями.

Комплексы гимнастики до занятий включают 6-8 упражнений, выполняемых в следующей последовательности: для осанки (упражнения типа потягивания), мышц плечевого пояса и рук, мышц туловища, нижних конечностей, на внимание [8].

При подборе  этих упражнений исходят из следующего: давать отдых мышцам только что работавшим и включать в упражнения новые  группы мышц, чередуя напряжение с  расслаблением, сгибание с выпрямлением.

Начинать  гимнастику до занятий следует с  ходьбы или если есть возможность, то с легкой пробежки.

Заканчивают - подскоками или бегом с последующим  переходом на ходьбу.

Комплексы целесообразно менять 1 раз в неделю (весь можно не менять, а заменить 1-2 упражнения или усложнить за счет комбинирования «старых»).

Гимнастика  до учебных занятий проводится на открытых площадках, спортивных залах, проветриваемых помещениях в облегченной  одежде.

Если  нет необходимых условий для  проведения гимнастики в школе (см. выше), то упражнения комплексов разучиваются на уроках физической культуры и рекомендуются детям для самостоятельного выполнения дома с помощью родителей [8].

В этом случае учитель должен подготовить родителей  к организации в домашних условиях занятий физическими упражнениями в домашних условиях и к оказанию помощи своему ребенку.

Физкультурные паузы во время уроков

Информация о работе Физическое воспитание детей школьного возраста