Формирование гражданской позиции обучающихся во внеклассной работе по истории
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2014 в 18:27, курсовая работа
Краткое описание
Следуя логике новых образовательных стандартов, страна нуждается в информированных, компетентных людях, имеющих гражданскую позицию, принимающих самостоятельные решения и способных нести ответственность за свои поступки. Суть гражданского образования посредством истории заключается в том, чтобы сформировать у человека гражданскую позицию, которая выражает стремление личности к достижению высоких нравственных идеалов, патриотической и интернациональной сознательности, обеспечивает наиболее полную реализацию творческих возможностей. Значение образовательных учреждений в этом процессе переоценить трудно.
Содержание
Глава 1. Теоретические основы формирования гражданской позиции обучающихся. 1.1. Сущностные характеристики понятия «гражданская позиция». 1.2. Особенности формирования гражданской позиции обучающихся во внеклассной работе по истории. Выводы по Главе 1. Глава 2. Формирование гражданской позиции: практико-ориентированный подход. 2.1. Анализ учебно-методического комплекса и учебных программ по истории. 2.2. Педагогические условия формирования гражданской позиции обучающихся во внеклассной работе по истории. Выводы по Главе 2. Заключение. Библиография.
По мнению И.С. Кона юношеский
возраст является наиболее восприимчивым
к усвоению общепринятых образцов и правил
поведения в социуме. Для данного возраста
характерна противоречивость положения
"еще ребенок - уже взрослый". В этот
период происходит изменение структуры
его социальных ролей и уровня притязаний,
т.е. "процесс социального самоопределения,
в который входит формирование жизненной
перспективы, отношения к труду и морального
сознания" (Кон И.С. Психология старшеклассника.
М.: Просвещение, 1980).
Социальное самоопределение
и поиск себя способствуют процессу формирования
активной гражданской позиций личности
старшеклассника. В юношеском возрасте
появляется потребность свести многообразие
фактов в целостную картину бытия.
Также по мнению И.С. Кона, «стоящий
перед юношей вопрос заключается не только
и даже не столько в том, кем быть в рамках
существующего разделения труда (выбор
профессий), сколько в том, каким быть (моральное
самоопределение)».
Для оптимизации процесса гражданского
воспитания старшеклассников следует
создавать необходимые условия способствующие
удовлетворению их потребностей в индивидуальном
поиске смысла жизни и формированию навыков
построения стратегии своей жизни.
Выпускник средней школы должен
уметь идентифицировать себя в культурном,
политическом, социальном, экономическом
современном пространстве, свободно распознавать
роли и статусы, намерения и цели, желаемое
и действительность. Старшеклассники
должны обладать убежденностью в своей
позиции, определенностью в отношении
будущей судьбы, умениями использовать
существующие в обществе механизмы достижения
целей.
Гражданская позиция старшеклассников
предполагает приверженность созидательным
целям укрепления потенциала общества;
высокую познавательную и практическую
активность и самостоятельность; умение
адаптироваться к изменениям, происходящим
в обществе; устойчивые этические качества,
усвоенные правовые нормы – данные цели
особенно эффективно реализуются в курсе
истории.
Целью исторического образования
в старших классах является формирование
устойчивого правового поведения, т.е.
способности защищать свои права, принимать
ответственные решения, реализовывать
свободы, осуществлять нравственный выбор.
У учащихся старших классов должны быть
сформированы полные представления о
типе социального устройства, об институтах
и функциях государства. Процесс формирования
гражданской позиции у обучающихся можно
мы рассматриваем с точки зрения формирования
гражданских качеств личности, таких как
гражданский долг и ответственность. Каждое
из данных качеств характеризуется
не только суммой составляющих черт и
признаков, но и наличием системообразующего
элемента. Применительно к гражданской
позиции как сложному интегративному
образованию системообразующим компонентом
выступает гражданская ответственность
личности перед самой собой, школьным
коллективом и обществом в целом.
Важным моментом, связанным
с формированием гражданской позиции,
является задача культурно-педагогического
различения того, что в истории и является
позитивным, что именно позволяет выделить
два направления представленного процесса:
формирование гражданской позиции на
позитивных феноменах истории своей страны,
а также работа с проблемными феноменами
истории Отечества во внеклассной работе.
В системе внеклассной работы
большое значение имеет внеклассная работа
по истории – одна из составных частей
деятельности преподавателя истории.
Внеклассная работа преследует те же задачи,
что и учебный курс, т.е. приобщает учащихся
к пониманию истории, обогащает их знания,
расширяет исторический кругозор, содействует
росту их интереса к истории. Говоря о
содержании, формах и методах формирования
гражданской позиции обучающихся во внеклассной
(внеурочной) деятельности по истории,
отметим, что все мероприятия, которые
проводят педагоги, должны опираться на
знания, полученные в процессе изучения
основного курса истории, быть логическим
продолжением учебной деятельности, учитывать
возрастные и индивидуальные особенности
старшеклассников, их интересы и желания.
Согласно исследованиям А.Ф. Родина (Массовые
формы внеклассной работы по истории.
М.: 1961) справедливо утверждается, что внеклассная
работа по истории направлена на достижение
тех же целей, что и урок, но на ином материале
и иными средствами».
Классные занятия обязательны
для учащихся и строятся на основе государственной
программы, в которой определен минимальный
для данного класса объем знаний. Во внеклассную
работу школьники вовлекаются на основе
свободного выбора вида занятий. Добровольное
начало – один из основных принципов внеклассной
работы и в значительной степени определяет
ее содержание и методы. Внеклассная работа
по истории базируется на тесной связи
обучения, воспитания и образования с
жизнью. Устанавливая взаимосвязь учебной
и внеклассной исторической работы, учитель
во внеклассной работе для более глубокого
изучения истории широко использует знания
учащихся, полученные на уроке. Познание
общих закономерностей исторического
процесса помогает школьникам глубже
понимать основные этапы истории нашей
страны, а знание местной истории способствует
осознанному пониманию общеисторических
закономерностей.
Индивидуальная деятельность
во внеклассной работе по истории предполагает
чтение дополнительной литературы по
истории, работу с документальными материалами
архива, вещественными памятниками музея,
подготовку рефератов, запись воспоминаний
и др. Формы внеклассной работы находятся
в тесной взаимосвязи. Из массовой работы
вырастает кружковая. Результаты занятий
в кружке часто выносятся на общественные
вечера, конференции. Индивидуальная работа
является необходимым элементом как массовых,
так и групповых форм.
Изучением истории во внеклассной
работе наиболее целеустремленная и плодотворная
работа ведется в историческом или краеведческом
кружке. Известный методист-историк А.А.
Вагин подчеркивал, что «кружок является
наиболее гибкой формой, которая чаще
всего становится организационным центром
целого ряда внеклассных мероприятий».
(А.А. Вагин 1972, с. 132)
Высокая оценка кружковой работы
неслучайна. Именно кружок позволяет сочетать
и использовать разнообразные формы внеклассной
работы. Школьный кружок базируется на
знаниях, полученных учащимися на уроках.
Он дает возможность организовать систематические
занятия по определенной программе и с
постоянным составом. Работа в кружке
превращает учащихся в активных помощников
учителя, как в проведении внеклассных
мероприятий, так и уроков. Успех работы
кружка зависит от умения, желания, инициативы
и знаний его руководителя. Работа исторических
кружков осуществляется в двух направлениях:
практическом (экскурсии, походы,
экспедиции, практикумы в музее, архиве,
библиотеке).
Руководитель кружка, учитель
истории, обеспечивает научное и методическое
руководство кружком: консультирует учеников,
рекомендует необходимую литературу,
помогает составлять планы, памятки изучения
темы, систематизировать, оценивать и
обобщать собранный материал. В работе
кружка особое внимание следует уделять
выбору тематики, определению источников
и планированию.
Для текущей организационной
и технической работы на общем собрании
кружковцев избираются староста и секретарь.
Они по согласованию с руководителем назначают
занятия кружка, дают отдельные поручения
его членам и проверяют выполнение заданий,
ведут учет работы каждого члена кружка
и всего кружка в целом, организуют переписку
кружка с друзьями, следят за своевременным
и надлежащим оформлением и сохранностью
материалов.
Для определения тематики кружка
не обязательно иметь уже готовый материал.
Самостоятельная работа членов кружка
по выявлению, поиску, сбору и изучению
материала является ценным и привлекательным
в его деятельности. Программой кружка
предусматривается углубленное изучение
области в целом или отдельных местных
объектов, а также изучение конкретных
тем. В кружке может изучаться и более
конкретный период в истории края, например,
«Город в годы Великой Отечественной войны».
Когда изучается значительное историческое
событие и показывается, как оно преломлялось
в данной конкретной местности, это приобретает
особое образовательное значение.
Учащиеся видят крупнейшие исторические
события, отраженные в близкой им обстановке.
Кружок работает по плану, утвержденному
на собрании кружковцев в начале учебного
года. План работы может быть составлен
с учетом:
самых сложных вопросов школьной
программы;
вопросов программы, не получивших
обстоятельного раскрытия на уроках;
проблем, вообще не раскрытых
на уроках, но имеющихся в программе;
проблем не входящих в учебную
программу.
В плане определены цели и задачи
и указываются различные формы его работы:
встречи с участниками исторических событий,
проведение экскурсий, вечеров конференций,
выпуск стенгазет, перечень индивидуальных
и групповых исследований, создание краеведческого
уголка или музея, поход или экспедиция,
отчетное мероприятие, сроки и ответственные
за их организацию и проведение. Работа
кружка заканчивается итоговым занятием.
Оно может быть проведено в форме вечера
или конференции. На итоговом занятии
заслушивается краткий отчет, а также
лучшие 2-3 доклада, характеризующие основное
направление работы кружка.
Основным методом работы кружка
является самостоятельная деятельность
учащихся. Каждый член кружка с учетом
индивидуальных интересов выбирает тему
и самостоятельно работает над ней. В итоге
работы кружка каждый из его членов овладевает
определенными умениями и навыками исследовательской
деятельности: составлять библиографию,
аннотацию, работать с каталогом, краеведческой
научной литературой, с документальными
материалами, записывать воспоминания,
собирать краеведческий материал, пользоваться
логическими приемами.
Одной из важнейших задач кружка
является сбор местных краеведческих
материалов для последующего использования
их в учебно-воспитательной работе в школе.
Члены кружка с увлечением занимаются
сбором материала, поисками исторических
документов, фактов и сведений. В процессе
сбора материалов по истории района организуются
встречи и беседы с участниками исторических
событий. Образовательное и воспитательное
значение этих встреч и бесед огромно.
Сведения, полученные из рассказов и бесед
участников исторических событий, являются
ценными историческими источниками. Сбор
исторических и краеведческих материалов
является важной, но только первой частью
исследовательской работы юных историков.
Накопление необходимых для выводов и
обобщений сведений и фактов является
как бы подготовкой к собственному исследованию.
Все записи рассказов и очевидцев исторических
событий, сведения, полученные из переписки,
а также архивные и музейные документы,
наблюдения, собранные в походах, изучаются,
группируются по темам, систематизируются,
обрабатываются и используются для подготовки
ученических докладов и сообщений, очерков
и сборников, альбомов и выставок.
«Постоянно развивая интерес
учащихся к занятиям в кружке, необходимо
не только разнообразить методы и приемы
работы, сочетать теоретические и практические
занятия, но умело их чередовать: лекции
сменять экскурсией, просмотром диафильмов,
прослушивание и обсуждение докладов,
рефератов – походом или просмотром кинофильма,
слайдов и т.п.» (С.С. Коваленко, Э.К. Шнекендорф
1962, с. 152).
Вместе с тем углубленная постоянная
и систематическая внеклассная работа
по истории нередко приводит к созданию
в школах историко-краеведческих музеев.
Организация школьного музея - одна из
лучших форм общественно-полезной работы
юных краеведов-историков, объединяющая
не только членов кружка, но и широкие
массы учащихся, их родителей. Учителю
истории остается только использовать
в образовательно-воспитательных целях
тягу школьников к не всегда осознанному
ими коллекционированию: от собранных
вещей, изображений, письменных документов
вести подростков к знанию, ибо история,
воплощенная в них, становится доступнее
и понятнее учащимся. «Воспитание интереса
к истории, понимание ценности памятников
истории и культуры гордость за деяния
славных земляков - одна из основных задач
школьного краеведческого музея» (В.П.
Гуськов 1981, с.110).
В целом школьный краеведческий
музей способствует формированию у учащихся
таких качеств как гражданский долг и
ответственность сквозь призму патриотизма
и гражданственности, приобщает молодежь
к социально-значимой деятельности.
Основными задачами школьного
исторического музея являются: поиск и
сбор краеведческого характера; учет и
хранение собранных документов предметов,
материалов; их научная проверка, систематизация
и методическая обработка; оформление
и экспонирование материалов; использование
материалов музея в учебно-воспитательной
работе в школе. Среди школьных музеев
важное место занимают военно-исторические
музеи. Раскрывая ратные подвиги земляков
в годы Великой Отечественной войны, данные
музеи формируют у школьников устойчивые
качества личности, такие как патриотизм,
гражданственность, готовность к защите
Родины. Такие музеи позволяют проводить
большую поисково-исследовательскую работу
и организовать сбор подлинных памятников
истории.
Наиболее часто в школах организуются
краеведческие музеи многопрофильного
или комплексного характера. Эти музеи
создают самые широкие возможности в комплексном
изучении краеведческих объектов, истории
края и в сборе материалов. Комплексные
музеи являются учебно-материальной базой
в преподавании целого ряда учебных предметов.
Только в том случае, когда организация
школьного музея предшествует большая
поисково-исследовательская работа по
изучению края, когда внеклассная работа
находится в тесной связи с учебной и они
содействуют друг другу, когда собранные
учащимися материалы для музея широко
используются как на уроках, так и во внеклассных
мероприятиях, только тогда учащиеся свою
работу по созданию музея будут считать
важной и необходимой.