Формирование гражданской позиции обучающихся во внеклассной работе по истории
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2014 в 18:27, курсовая работа
Краткое описание
Следуя логике новых образовательных стандартов, страна нуждается в информированных, компетентных людях, имеющих гражданскую позицию, принимающих самостоятельные решения и способных нести ответственность за свои поступки. Суть гражданского образования посредством истории заключается в том, чтобы сформировать у человека гражданскую позицию, которая выражает стремление личности к достижению высоких нравственных идеалов, патриотической и интернациональной сознательности, обеспечивает наиболее полную реализацию творческих возможностей. Значение образовательных учреждений в этом процессе переоценить трудно.
Содержание
Глава 1. Теоретические основы формирования гражданской позиции обучающихся. 1.1. Сущностные характеристики понятия «гражданская позиция». 1.2. Особенности формирования гражданской позиции обучающихся во внеклассной работе по истории. Выводы по Главе 1. Глава 2. Формирование гражданской позиции: практико-ориентированный подход. 2.1. Анализ учебно-методического комплекса и учебных программ по истории. 2.2. Педагогические условия формирования гражданской позиции обучающихся во внеклассной работе по истории. Выводы по Главе 2. Заключение. Библиография.
Формировать у школьников осознания
своей принадлежности к школьному коллективу,
стремление к созданию атмосферы подлинного
товарищества и дружбы в коллективе.
Формировать у детей сознательное
отношение к укреплению своего здоровья,
стремление к участию в спортивных состязаниях,
оборонно-спортивных и санитарно-оздоровительных
мероприятиях.
Предлагаемые формы:
уроки этикета - разбор, проигрывание
ситуаций по событиям, происходящим в
жизни школьника (на уроке, перемене, в
школьной столовой и т.д.
беседы «Кого мы называем добрым?»
Введение правил доброты: помогать
людям; защищать слабого; делиться последним
с другом: не завидовать; прощать ошибки
другим.
«Кого мы называем честным?»
Введение правил жизни честного
человека: сказал – сделай; не уверен –
не обещай; ошибся – признайся; забыл –
проси прощения; не можешь сказать правду
– объясни почему; не выдавай чужую тайну.
«Мои права и обязанности в
школе»;
составление кодекса ученика;
конкурс сочинений: «Каким я
хочу видеть учителя», «Моя школа в будущем»,
«Что мне нравиться в школе?»
занятия - практикумы: «Как помочь
товарищу если он попал в беду» (ситуация
школьной жизни), «Что такое «красивый
поступок»(разбор примеров из жизни класса)
игры: «Давайте говорить друг
другу комплименты», «По каким правилам
мы живем», «Школа, которую мы строим»
организация классного самоуправления
(выборы совета класса)
«Традиции нашей школы», (приглашение
на классные часы выпускников школы);
турнир знатоков этикета;
конкурсы на лучшее поздравление
с Днем учителя; на лучшую праздничную
стенгазету; на лучший репортаж из школьной
столовой, раздевалки, перемены.
V. Направление «Я и
КУЛЬТУРА» (формирование гражданского
отношения к искусству)
Содержание деятельности.
Основным содержанием деятельности
по данному направлению является осмысление
школьниками значимости искусства для
человека современного мира, развития
духовного мира учащегося на основе познания
искусства, литературы, фольклора.
Задачи.
Воспитывать у школьников чувство
прекрасного, развивать их творческое
мышление, художественные, музыкальные,
литературные, хореографические способности,
формировать эстетические вкусы, идеалы.
Формировать понимание значимости
искусства в жизни каждого гражданина.
Предполагаемые мероприятия
по реализации программы с учетом возрастных
особенностей детей.
воспитать в детях чувство прекрасного,
учить их различать красивое и безобразное,
развивать их творческие способности.
Предлагаемые формы:
беседы: «Красота в жизни человека»,
«Пять минут с искусством», «Музыка вокруг
нас», «Великие художники, композиторы,
артисты…»
приглашение знаменитых деятелей
искусства (художников, поэтов, писателей,
композиторов, артистов);
творческие конкурсы: талантов,
ораторов, кукольных спектаклей, пантомимы,
исполнителей народных песен;
студии (музыкальная, ИЗО, хореографическая
и др.)
VI. Направление «Я и
ПЛАНЕТА» (формирование гражданского
отношения к планете)
Содержание деятельности.
Содержание деятельности входит
осмысление ребенком себя как части планеты
Земля. Каждый гражданин в ответе не только
за себя, свою семью, свою Родину, но и за
всю Планету.
Мир сегодня – это совокупность
всех межгосударственных и межчеловеческих
отношений. Общечеловеческое единение
в решении глобальных проблем должно рассматриваться
как выход из кризисной ситуации во всем
мире, связанной с экологическими и социальными
проблемами.
Задачи.
Воспитывать у школьников понимание
взаимосвязей между человеком, обществом
и природой.
Формировать эстетическое отношение
детей к окружающей среде и труду как источнику
радости и творчества людей.
Предлагаемые формы:
беседы: «Общество как совокупность
людей, связанных экономическими, производственными,
духовными интересами», «Условия духовной
жизни в обществе», «Основные ценности
общественной жизни, «Разные люди планеты»
(богатые и бедные, добрые и злые, активные
и пассивные, нравственные и безнравственные,
созидатели и потребители, разного возраста,
разных национальностей, религий и профессий),
«культура народов мира»;
политические и дискуссионные
клубы: «Я – житель планеты Земля» и др.
круглые столы
игры – путешествия: «По странам
и континентам», «По маршрутам Колумба»,
«Презентация мира»;
диспут «Диалог с веком»
Конспекты занятий представлены
в приложении 2.
2.3 Изучение эффективности
проведенной работы по формированию
патриотизма и гражданственности
школьников среднего звена
После проведения системы занятий,
направленных на формирование патриотизма
и гражданственности школьников, был проведен
контрольный эксперимент, цель которого
– выявление итогового уровня сформированности
патриотизма и гражданственности шестиклассников.
Результаты контрольного эксперимента
представлены в таблице 2.
Таблица 2 - Сводная таблица
уровней гражданской позиции учеников
9 класса
Ф.И.
Критерии
семья
природа
история
люди
труд
культура
«Я» и Родина
Алина Е.
В
В
В
В
В
В
В
Анжелика В.
В
В
В
В
В
В
В
Александр П.
В
В
В
С
В
В
В
Антон Б.
Н
С
С
С
С
С
С
Виталий Д.
В
В
С
В
В
В
В
Владимир Д.
В
В
В
С
В
В
В
Владимир К.
В
В
В
В
В
В
В
Глеб Л.
В
С
С
В
В
В
С
Галина Т.
В
В
С
В
В
В
С
Диана З.
В
С
С
С
В
В
В
Дина М.
С
С
С
С
С
С
С
Жанна В.
В
С
С
С
С
С
С
Иван О.
С
С
С
С
С
С
С
Иван Т.
В
В
В
В
В
Н
С
Карина М.
С
С
С
С
С
С
В
Кирилл Ш.
С
С
В
С
С
С
В
Михаил Ч.
Н
С
Н
С
Н
С
С
Михаил П.
С
С
Н
С
С
С
С
Надежда П.
В
В
С
В
В
В
В
Николай М.
С
С
С
С
С
С
В
Олег Д.
В
В
С
С
В
В
В
Ольга Р.
В
В
Н
В
В
В
В
Ольга Т.
В
В
В
В
В
В
В
Татьяна У.
В
В
В
В
В
В
В
Представим полученные данные
в виде диаграмм.
Диаграмма 1 - Динамика уровня
гражданской позиции учащихся (высокий
уровень)
Диаграмма 2 - Динамика уровня
гражданской позиции учащихся (средний
уровень)
Диаграмма 3 - Динамика уровня
гражданской позиции учащихся (низкий
уровень)
Результаты экспериментальной
работы позволили сделать следующие выводы.
Анализ уровня гражданской
культуры шестиклассников показал, что
ученики нуждаются в освоении необходимых
способов познавательной, коммуникативной,
практической деятельности в типичных
ситуациях взаимодействия с людьми в пределах
собственной дееспособности; в усвоении
на уровне общих представлений наиболее
значимой информации о правилах и нормах
взаимоотношений людей в обществе, о праве,
его роли в жизни человека и общества,
собственных правах, обязанностях и ответственности;
осознании себя в качестве носителя прав
и обязанностей.
Изучение уровня компетентности
и, самое главное, заинтересованности
родителей в формировании патриотизма
и гражданственности своего ребенка, также
продемонстрировало необходимость работы
по гражданскому и патриотическому воспитанию.
Полученные диагностические
материалы обусловили выбор программы
формирующего эксперимента, в ходе которого
уровень патриотизма и гражданственности
школьников существенно изменился.
Школьники стали активно проявлять
интерес к вопросам гражданской тематики,
задавать вопросы, интересоваться политической
жизнью страны.
Подводя итог работе, можно
констатировать, что формирование гражданской
воспитанности шестиклассников возможно
в том случае, если педагогическая организация
работы в школе будет осуществляться по
специально разработанной педагогической
технологии, обеспечивающей взаимодействие
в системе «педагог-ребенок-родитель»,
что позволит создавать образовательно-воспитательное
пространство, в которое ребенок погружается
в школе и семье.
Заключение
Исследование было направлено
на подтверждение гипотезы о том, что процесс
формирования патриотизма и гражданственности
школьников среднего звена будет осуществляться
более эффективно, если: школьники будут
включены в разнообразные по содержанию
и эмоционально-притягательные по форме
виды учебной и культурно-досуговой деятельности
с целью формирования гражданской и патриотической
культуры, предполагающего расширение
границ своих возможностей; отбор содержания
гражданского и патриотического воспитания
(в условиях региона) строится на основе
выделения в качестве системообразующего
фактора культурно-исторических традиций;
содержание, методы, приёмы, формы работы
будут направлены на включение субъектного
опыта школьника в процесс патриотического
и гражданского воспитания, осмысления
своей гражданской позиции, осознания
личностного «Я» в мире, среди людей.
Гражданско-патриотическое
воспитание в современных условиях –
это целенаправленный, нравственно обусловленный
процесс подготовки подрастающего поколения
к функционированию и взаимодействию
в условиях демократического общества,
к инициативному труду, участию в управлении
социально ценными делами, к реализации
прав и обязанностей, а также укрепления
ответственности за свой политический,
нравственный и правовой выбор, за максимальное
развитие своих способностей в целях достижения
жизненного успеха. Гражданско-патриотическое
воспитание способствует становлению
и развитию личности, обладающей качествами
гражданина и патриота страны.
Теоретический анализ литературы
по теме исследования позволили сделать
выводы о том, что патриотизм и гражданственность
являются одновременно как следствием,
так и предпосылкой становления гражданского
общества и правового государства, поэтому
формирование патриотизма и гражданственности
является одной из самых значимых задач
современной школы. В работе были уточнены
понятия гражданско-патриотического воспитания,
обоснована необходимость повышения эффективности
воспитательного процесса через создание
организационно-педагогических условий,
определены критерии, показатели и уровни
патриотической воспитанности, разработана
и апробирована система гражданско-патриотического
воспитания школьников и пути ее реализации
в их практической гражданско-патриотической
деятельности. Эта система воспитания
должна приобщать школьников к реальным
жизненным ситуациям, что не всегда удается
осуществить в урочной деятельности.
Результативность проведенной
экспериментальной работы с шестиклассниками
определялась по следующим критериям:
уровень сформированности гражданского
и патриотического сознания личности;
выявление представления воспитанников
о качествах человека, характеризующих
его гражданскую позицию; определение
характера отношения школьника к Отечеству.
Родина для школьников не абстрактная
категория, а конкретная страна, где они
собираются жить, которой они гордятся.
Они начинают осознавать личную ответственность
за судьбу Отечества. Их чувства становятся
личными, пережитыми.
Реализация работы по формированию
патриотизма и гражданственности предполагает:
- воспитание патриотических
чувств у школьников среднего звена; уважения
и любви к своей Родине, соотечественникам;
- формирование стремления к
развитию коммуникабельности, самовыражения,
уверенности в себе и результатах своего
труда, самореализации;
- развитие у школьников интереса
к истории города, где родился и вырос,
а также к историческому прошлому России;
- формирование уважительного
отношения к природе, родине, архитектурным
памятникам, культуре;
- развитие интереса к познанию,
творчеству, инициативности;
- формирование устойчивой системы
знаний в заданной области;
- развитие таких качеств как
осознание значимости труда; честность,
уважительное и доброжелательное отношение
к людям, организованность, пунктуальность
и требовательность к себе.
Опыт работы по гражданско-патриотическому
воспитанию школьников среднего звена
позволил констатировать успешность выбранной
стратегии и тактики воспитательной работы
со школьниками.
Список литературы
Азаров Ю.Ж. Педагогическое
искусство патриотического воспитания
[Текст] // Воспитание школьников. – 2008
- №6. - С. 3– 11.
Азисов Р.А. Символы Российского государства как элемент патриотического воспитания [Текст] / Р.А. Азисов // Войны священные страницы в памяти людской / МО, МРИО. - Саранск, 2008. С. 21-24.
Батенкова Е. Что такое граждановедение? [Электронный ресурс] / Е. Батенкова // http://feedbackgroup.narod.ru/book/main.htm
Воробьева В.В., Чистова Т.М.
От трагедии войны к трагедии мира (из
опыта гражданско-патриотического воспитания)
[Текст] // Воспитание школьников. – 2010
- №2 – С. 20-27.
Выгодский Л.С. Нравственное
воспитание [Текст] / Л.С. Выготский // Педагогическая психология. – М.: МГУ,1991. – 138 с.
Горелик Ф.Б. Воспитывая гражданина,
формируя мировоззрение [Текст] / Ф.Б. Горелик.-
М.: Просвещение, 1986. – 212 с.
Государственная программа
«Патриотическое воспитание граждан РФ
на 2006 – 2010 годы». - М., 2006.
Гражданственность, патриотизм,
культура межнационального общения –
российский путь развития [Текст] // Воспитание
школьников. – 2002. - № 7. – С. 8-10.
Даль В.И. Толковый словарь русского
языка [Текст] / В.И. Даль. – М.: Эксмо, 2010. – 688с.
Довгаль Г. Учебное пособие по граждановедению «Общество. Человек. Его права и свободы» [Электронный ресурс] / Г. Довгаль // http://www.ug.ru/ug_pril/gv/99/30/t3.htm