Формирование гражданской позиции обучающихся во внеклассной работе по истории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2014 в 18:27, курсовая работа

Краткое описание

Следуя логике новых образовательных стандартов, страна нуждается в информированных, компетентных людях, имеющих гражданскую позицию, принимающих самостоятельные решения и способных нести ответственность за свои поступки. Суть гражданского образования посредством истории заключается в том, чтобы сформировать у человека гражданскую позицию, которая выражает стремление личности к достижению высоких нравственных идеалов, патриотической и интернациональной сознательности, обеспечивает наиболее полную реализацию творческих возможностей. Значение образовательных учреждений в этом процессе переоценить трудно.

Содержание

Глава 1. Теоретические основы формирования гражданской позиции обучающихся.
1.1. Сущностные характеристики понятия «гражданская позиция».
1.2. Особенности формирования гражданской позиции обучающихся во внеклассной работе по истории.
Выводы по Главе 1.
Глава 2. Формирование гражданской позиции: практико-ориентированный подход.
2.1. Анализ учебно-методического комплекса и учебных программ по истории.
2.2. Педагогические условия формирования гражданской позиции обучающихся во внеклассной работе по истории.
Выводы по Главе 2.
Заключение.
Библиография.

Вложенные файлы: 1 файл

гр позиция история.docx

— 233.44 Кб (Скачать файл)
  1. Духовно-нравственное, патриотическое и гражданское воспитание. Материалы научно-практической конференции [Текст] / под ред. Родионовой Л.Е., Морозовой В.В., Николаевой А.И. – Издательский центр НМЦ ЮВОУО Департамента образования г. Москвы, 2003. – 340 с.

  1. Касимова Т.А., Яковлев Д.Е. Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие [Текст] / Т.А. Касимова, Д.Е. Яковлев. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 64 с.

  1. Карабанова О.А. Возрастная психология [Текст]: Конспект лекций / О.А. Карабанова. – М.: Наука, 2005. – 290 с.

  1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования [Текст] / А.Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещении, 2009. ― 29 с. ― (Стандарты второго поколения).

  1. Лизинский В.М. Проект программы гражданского и патриотического воспитания [Текст] / В.М. Лизинский// Заместитель директора по воспитательной работе. – 2006. - №3. - С. 40-43.

  1. Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников [Текст] / автор-составитель А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев, А.П. Пашкович.- М.: Глобус, 2007.- 330с.- (Воспитательная работа).

  1. Лутовинов В.И. Патриотическое воспитание подрастающего поколения новой России [Текст] / В.И. Лутовинов // Вопросы обучения и воспитания. – Педагогика. – 1997. - № 3. –С. 52-55.

  1. Никитин А.Ф., Соколов Я.В. Граждановедение [Текст] / А.Ф. Никитин, Я.В. Соколов. – М., 1991.

  1. О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010 годы» [Текст]: Постановление Правительства Российской Федерации от 11 июля 2005 года №422, Москва // Воспитание школьников.- 2006.-№2.- С.2-8.

  1. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова [Текст] / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – 4-е изд., дополненное. – М.: ООО «ИТИ Технологии», 2003. – 944 с.

  1. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты, разработки занятий [Текст] / Авт.-сост. И.А. Пашкович. – Волгоград: Учитель, 2006. – 169 с.

  1. Политология. Энциклопедический словарь / под ред. Аверьянова Ю.И. [Текст]. - М.: Изд-во Моск. коммерч. ун-та,1993. – 431 с.

  1. Рейнгардт Н.С. Программа патриотического воспитания [Текст] / Н.С. Рейнгардт // Заместитель директора по воспитательной работе. - 2006 - №3 - С. 35-37.

  1. Сафронова Е.М., Попова Е.Н. Способы оценки качества патриотического воспитания подростков [Текст] / Е.М. Сафронова, Е.Н. Попова // Воспитание школьников. – 2011 - №2 – С. 23-28.

  1. Синягина Н.Ю. О патриотизме и воспитании патриотизма [Текст] / Н.Ю. Синягина // Воспитание школьников. – 2011 -№1 – С. 23-26.

  1. Ашурков В.Н. Историческое краеведение: Учеб. пос. - М.: Просвещение, 1982 - 192с.

  1. Вагин А. А. Методика обучения истории в школе. - М.: Просвещение 1972 - 132с.

  1. Внекласная работа по истории / Под ред. С.С. Коваленко, Э.К. Шнекендорфа. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962 - 126с.

  1. Внекласная работа по истории и обществоведению / Сост. В.П. Гуськов. - М.: Просвещение, 1981 - 158с.

  1. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе. - М.: ВЛАДОС, 1999 - 174с.

  1. Гостев А. Воспитание историей (О значении школьного исторического краеведения) //Народное образование. - 1988 - N6 - с.26-28

  1. Дранников В. Краеведческий факультатив // Преподавание истории в школе. - 1990. - N6 - c.106-108

  1. Князев Ю.А. Сущность и педагогическая значимость школьного краеведения // Преподавание истории в школе. - 1989. -N6 - с.132-135

  1. Короткова М.В., Студеникин М.Т. Практикум по методике преподавания в школе. - М.: ВЛАДОС, 2000 - 271с.

  1. Методика историко-краеведческой работы в школе / Сост. Н.С. Борисов и др. - М.: Просвещение, 1982 - 223с.

  1. Родин А.Ф. Соколовский Ю.Е. Экскурсионная работа по истории. - М.: Просвещение, 1974. - 134с.

  1. Родин А.Ф. Массовые формы внеклассной работы по истории в восьмилетней школе. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961 - 127с.

  1. Рубин А.А. Юрченко З.В. Внеурочная работа по общественным предметам. // Преподавание истории в школе. - 1991 - N5 - с.102-107

  1. Стражев А.И. Методика преподавания истории. - М.: Просвещение, 1964. - 284с.

 

 

Приложение

 

Материалы формирующего эксперимента

патриотический гражданский воспитание школьник

Классный час

Тема: «Семья – это то, что с тобой всегда!»

Цель: воспитание отношения к семье как к базовой ценности общества.

Задачи:

формирование нравственного долга детей перед родителями;

определение роли детского участия в заботах по дому и в создании теплых семейных отношений;

развитие способностей коммуникативного общения;

развитие положительных эмоций и чувств, связанных с заданной проблемой.

Оборудование: 2 листа ватмана, фломастеры, бумага, ручки.

Эпиграф: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Л.Н. Толстой.

Плакат, на котором изображено желтое солнце с 7-ю лучами, в центре 7-я, рядом тучка.

Высказывания великих людей:

«На родителях … лежит священнейшая обязанность сделать своих детей человеками, обязанности же учебных заведений – сделать их учеными, гражданами, членами государства». В. Белинский.

«Ребенок учится тому, что видит у себя в дому. Родители пример ему». Себастьян Брандт.

«Мысль о том, что я сын хорошего отца, останавливает меня от дурных поступков». А. Нащокин (из письма к А.С. Пушкину)

Ход занятия:

Здравствуйте!

Кто догадался, о чем мы сегодня будем говорить?

Сейчас я прошу вас разбиться на две команды, 2 семьи. Теперь, выберите главу семьи.

У каждого человека есть свой дом. Слово «Отчий дом», «семья» входят в наше подсознание с первых дней жизни. Семья – это великий дар.

Задание 1.

Л. Толстой сказал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».

Ответьте, пожалуйста, на вопрос: Из чего складывается семейное счастье?

Командам дается время на подготовку, глава семьи выбирает, кто будет отвечать.

Задание 2.

Каждому из нас нужно такое место, где не надо притворяться, где тебя не обманут, где тебе спокойно и хорошо, где можно отдохнуть душой. Я надеюсь, что ваш дом теплый, солнечный, уютный. Чьими стараниями это достигается в ваших семья? Как распределяются обязанности с вашей семье?

Командам раздаются листы бумаги с заданиями:

 

мама

папа

дети

1.

2.

3.

4.

5.

1.

2.

3.

4.

5.

1.

2.

3.

4.

5.


 

 

После выполнения задания детям предлагается посмотреть, могут ли они взять на себя часть маминых или папиных обязанностей.

Вывод:

Есть такая пословица: «Счастье не птица – само не прилетит».

Если каждый член семьи имеет свой участок работы, тогда в доме уют, тепло, гармония. Там, где все заботы по дому лежат на одних плечах, как правило, царят раздражение, непонимание.

В народных пословицах и поговорках сказано о том, что не так то просто поддерживать семейный очаг, семейное тепло.

Задание 3.

Закончи пословицы:

Дом вести – не …. (бородой трясти).

Дом построить – не … (шапку на голову надеть).

Раньше о доме и семье говорили с большим уважением. Семьи на Руси были большие и дружные. Жили весело. Уважали старость, оберегали сладость. Вокруг каждого из нас много родных (бабушек, дедушек, дядь, теть и т.д.), с ними мы связаны незримыми нитями. Многие из вас составляли родословное дерево. Если перевернуть рисунок, тогда дерево превратиться в корень, из которого вы и выросли. Говорят: «Сто у него крепкие корни». И тот род силен, который предков помнит и чтит.

Скажите честно и откровенно:

- Знаете ли вы откуда  вы родом?

- Кто предложил вам  дать то имя, которое вы носите? В честь кого вас назвали?

- Пишите ли вы письма, шлете поздравительные открытки  вашим родственникам, которые живут  далеко?

Задание 4.

Вспомните случай, когда вы помогли кому-то из близких и этим доставили ему и себе радость.

Всегда ли в доме «хорошая погода»?

Может ли быть семья идеальной?

Конфликты возникали всегда. Как это ни странно, они неотъемлемая часть человеческих отношений. Это нормальное явление. В словаре дается следующее определение конфликта: это столкновение противоположных сторон, мнений, сил.

Задание 5.

Подумайте, из-за чего чаще всего у вас возникают конфликты в семье?

Ребята обсуждают проблему в команде, затем высказывают свои мнения.

Кл. Руководитель читает легенду: В Древнем Китае жила удивительная семья из 100 человек. Царили в ней лад, любовь и уважение. Слова о семье дошла до самого императора, и он посетил эту семью. Убедившись, что молва ничего не преувеличивала, император спросил у старейшины семьи: «как удается вам жить в мире и согласии, не сорясь и не обижаясь друг на друга?». В ответ старейшина назвал лишь одно слово. Какое? (терпение).

Ребятам предлагается отгадать это слово.

Вывод. Научитесь владеть своими эмоциями, и это поможет вам регулировать отношения с родными.

Вы тоже станете родителями! Какими вы будете мамами, папами? Задумывались ли вы над этим вопросов?

Задание 6.

Мудрые советы родителям.

Подумайте, какие фразы вы не будете говорить своим детям? Что вы не будете делать?

Какая у вас семья?

С – счастливая, славная, спортивная, современная и т.д.

Е – единая, единственная и т.д.

Мь – милая, многодетная, мечтательная, музыкальная…

Я - яркая, ясная…

Задание 7.

Ребятам раздаются листы, фломастеры и дается задание нарисовать эмблему своей будущей семьи.

На доске на лучах солнца написать:

Семья – это счастье, крепость, забота и т.д.

В лучах нужно написать: Что же такое семья?

Заключение. Мы сегодня с вами выяснили, что «погода в доме» зависит во многом от нас самих. Разгоним тучи над нашим домом!

Одна из заповедей Христа гласит: «Почитай отца своего и мать, да будет тебе благо».

Речь идет о долге перед родителями. Любить можно безотчетно, долг же требует осмысления и душевной работы. Не случайно 2008 год был объявлен годом семьи!

Добрые дети – дому венец, худые дети – дому конец.

Видите ребята, как много зависит от вас?

Сегодня когда придете домой, не забудьте обнять своих родных и сказать, что вы их очень любите!

Семья – это то, что мы делим на всех,

Всем понемножку: и слезы и смех,

Взлет и падение, радость, печаль,

Дружбу и ссоры, молчанье печать.

Семья – это то, что с тобою всегда.

Пусть мчатся секунды, недели, года,

Но стены родные, отчий твой дом –

Сердце навеки останется в нем!

Классный час:

Тема: « Я – гражданин России»

Цели: воспитание чувства патриотизма, эстетическое воспитание; развитие речи, памяти и логического мышления учащихся.

Оборудование: плакаты с государственной символикой России; эмблемы команд; памятка гражданину России; компьютер и проектор, экран, диск с записью гимнов, цифровая фотокамера для фотосъемки и видеокамера для видеозаписи мероприятия; оценочный лист.

Ход классного часа

Классный руководитель: Каждый взрослый человек в нашей стране для удостоверения своей личности имеет паспорт – паспорт гражданина Российской Федерации. А что значит быть гражданином своей страны? Я думаю, в первую очередь, это осознавать свою ответственность за судьбу Родины, ее будущее. Ну и, конечно, гражданин страны должен знать ее государственные символы.

Сегодня мы поговорим именно об отличительных знаках нашего государства.

1-й ведущий: Гражданственность, патриотизм – важные чувства  для каждого человека. Гордость  за свою Родину, понимание неповторимости  и богатства ее культурных  традиций играет огромную роль  в становлении личности человека.

2-й ведущий: Чувство собственного  достоинства и уверенности в  себе невозможны без уважения  к истории своего Отечества. Ее  тысячелетиями создавали наши  предки, они формировали государственность, по крупицам собирали земли, оттачивали  русский язык, преумножали культуру, выковывали русский характер. То, что нам досталось от прошлых  поколений, добыто трудом и кровью  миллионов людей.

Информация о работе Формирование гражданской позиции обучающихся во внеклассной работе по истории