Формирование гражданской позиции обучающихся во внеклассной работе по истории
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2014 в 18:27, курсовая работа
Краткое описание
Следуя логике новых образовательных стандартов, страна нуждается в информированных, компетентных людях, имеющих гражданскую позицию, принимающих самостоятельные решения и способных нести ответственность за свои поступки. Суть гражданского образования посредством истории заключается в том, чтобы сформировать у человека гражданскую позицию, которая выражает стремление личности к достижению высоких нравственных идеалов, патриотической и интернациональной сознательности, обеспечивает наиболее полную реализацию творческих возможностей. Значение образовательных учреждений в этом процессе переоценить трудно.
Содержание
Глава 1. Теоретические основы формирования гражданской позиции обучающихся. 1.1. Сущностные характеристики понятия «гражданская позиция». 1.2. Особенности формирования гражданской позиции обучающихся во внеклассной работе по истории. Выводы по Главе 1. Глава 2. Формирование гражданской позиции: практико-ориентированный подход. 2.1. Анализ учебно-методического комплекса и учебных программ по истории. 2.2. Педагогические условия формирования гражданской позиции обучающихся во внеклассной работе по истории. Выводы по Главе 2. Заключение. Библиография.
г) двуглавый орел – охрана
своих владений на западе и на востоке,
в Европе и Азии;
д) короны на гербе являются
не только символами монархии (это значение
они имели в царской России), сейчас их
можно трактовать как символы трех ветвей
власти: исполнительной, законодательной
и судебной;
е) скипетр – это символ защиты
суверенитета;
ж) держава – символ единства,
целостности государства;
з) на груди орла – древнейший
герб Москвы, всадник, поражающий змея,
– это символ победы добра над злом.
2-й ученик: Использование
герба не может быть произвольным.
Он помещается на паспортах
граждан России или на документах,
заменяющих паспорт; на основных
пограничных столбах и в пунктах
пропуска через государственную
границу Российской Федерации, на
знаменах и флагах, на форменной
одежде, на денежных знаках, орденах
и медалях Российской Федерации.
3-й ученик: Впервые двуглавый
орел появился на российском
гербе в XV веке, когда Московский
князь Иван III Васильевич, женившись
на византийской царевне, племяннице
последнего византийского императора,
Софье Палеолог, принял этот символ
как знак преемственности религиозных
и государственных ценностей
Великого Рима и Византии. Именно
в это время произошло объединение
русских земель вокруг Москвы,
присоединение к великому Московскому
княжеству Новгородского, Владимирского,
Тверского и других русских
княжеств, а также было свергнуто
татаро-монгольское иго. Независимость,
силу и мощь нового государства
и символизировал новый герб
– черный двуглавый орел.
4-й ученик: Детали герба
со временем изменялись. При Иване
IV Грозном на гербе была одна
корона с православным крестом,
а на груди орла появился
древний московский герб –
всадник, поражающий копьем змея.
При первом царе династии Романовых,
Михаиле Федоровиче, в герб внесли
три короны. При Алексее Михайловиче орел
расправил крылья, а в его лапах появились
символы власти – скипетр и держава. При
Петре I на красном фоне был помещен золотой
орел. При Екатерине I орел снова стал черного
цвета, но помещен на золотом фоне. Позднее
на крыльях орла появились гербы российских
земель. После Февральской революции символом
России был размещенный в круге белый
орел с опущенными крыльями. После Октябрьской
революции двуглавый орел как государственный
герб был отменен и появился снова уже
в 90-е годы.
5-й ученик: В июле 1918 года
была принята Конституция РСФСР,
в которой было записано: «Герб
Российской Социалистической Федеративной
Советской Республики состоит
из изображений на красном
фоне в лучах солнца золотого
серпа и молота, помещенных крест-накрест
рукоятками книзу, окруженных венцом
колосьев с надписями: а) Российская
Социалистическая Федеративная
Советская Республика; б) Пролетарии
всех стран, соединяйтесь!» Первый
государственный герб СССР был
принят в 1923 году, вот его описание:
«Государственный герб Союза
Советских Социалистических Республик
состоит из серпа и молота
на земном шаре, изображенном
в лучах солнца и обрамленном
колосьями, с надписью на языках
союзных республик: «Пролетарии
всех стран, соединяйтесь!» Наверху
герба имеется пятиконечная звезда».
2. О Государственном флаге
Российской Федерации.
1-й ученик: В соответствии
с Федеральным конституционным законом
«О Государственном флаге Российской
Федерации» от 25.12.2000 г. Государственный
флаг Российской Федерации представляет
собой прямоугольное полотнище из трех
равновеликих горизонтальных полос: верхней –
белого, средней – синего и нижней – красного
цвета. Отношение ширины флага к его длине
– 2:3».
Флаг является символом объединения.
Наука о флагах называется вексиллология.
Флаг состоит из следующих частей: древко,
полотнище, навершие.
Геральдические значения цветов
флага таковы: белый означает мир, чистоту,
благородство; синий – честность, верность,
безупречность; красный – силу и смелость,
неустрашимость.
2-й ученик: Государственный
флаг постоянно находится на
зданиях, где находятся органы
всех ветвей и уровней государственной
власти, в кабинетах высших должностных
лиц государственной власти, на
зданиях дипломатических представительств
за границей. В дни праздников,
торжественных мероприятий и
памятных событий Государственный
флаг вывешивается на зданиях
предприятий и организаций, независимо
от форм собственности, а также
на жилых домах.
Государственный флаг Российской
Федерации может быть поднят в знак траура,
в этом случае в верхней части древка крепится
черная лента, а сам флаг может быть приспущен.
Лица, виновные в осквернении Государственного
флага, несут ответственность в соответствии
с действующим законодательством РФ.
3-й ученик: В древности
флаги или стяги использовались,
чтобы объединять (стягивать) войско
в бою, а поверженный вражеский
стяг означал победу. В Оружейной
палате Московского Кремля хранится
стяг «Всемилостивейшего Спаса»,
с которым русское войско в
1552 году предприняло поход на
Казань, а после захвата Казани
Иван Грозный повелел на месте,
где во время осады находился
этот стяг, возвести церковь. В
Оружейной палате хранятся и
Великий стяг Ивана Грозного,
и гербовое знамя царя Алексея
Михайловича.
4-й ученик: Именно при
царе Алексее Михайловиче (Тишайшем)
в XVII веке впервые на Руси появился
бело-сине-красный флаг как отличительный
знак главного военного корабля
«Орел»; в 1705 году Петр I издал указ,
по которому бело-сине-красный флаг стал
флагом торговых судов России, эту дату
считают датой рождения будущего государственного
трехцветного государственного флага.
5-й ученик: В августе 1991
года российский триколор снова
был введен как государственный флаг,
22 августа – это День Государственного
флага Российской Федерации.
На плакатах представлены являющиеся
официальными символами Знамя Победы,
водруженное в мае 1945 года над поверженным
Берлином, Знамя Вооруженных сил и Знамя
Военно-Морского Флота России.
3. О Государственном гимне
Российской Федерации.
1-й ученик: В соответствии
с Федеральным конституционным
законом «О Государственном гимне
Российской Федерации» от 22 марта
2001 года Государственным гимном
России является музыкально-поэтическое
произведение на музыку А.В. Александрова
и стихи С.В. Михалкова. (Звучит
гимн РФ.)
Государственный гимн Российской
Федерации исполняется при вступлении
в должность Президента, руководителей
субъектов РФ, руководителей местного
самоуправления; при открытии и закрытии
торжественных собраний, при проведении
официальных и торжественных церемоний,
торжественных мероприятий, воинских
ритуалов и спортивных соревнований.
При официальном исполнении
Государственного гимна Российской Федерации
присутствующие выслушивают его стоя,
мужчины – без головных уборов.
2-й ученик: Немного –
о создателях Государственного
гимна Российской Федерации.
Александр Васильевич АЛЕКСАНДРОВ
родился 13 апреля 1883 года в селе Плахино
Захаровского уезда Рязанской губернии,
умер 8 августа 1946 года в Берлине. Начальное
музыкальное образование получил в регентских
классах Придворной певческой капеллы,
затем обучался в Петербургской консерватории
по классу композиции, в Московской консерватории
по классу композиции (окончил в 1913 году)
и пения (окончил в 1916 году). Параллельно
с учебой работал хормейстером в Твери
и основал там музыкальную школу. С 1918
года преподавал в Московской консерватории.
В 1928 году возглавил Краснознаменный ансамбль
песни и пляски Советской Армии (ныне носящий
его имя), завоевавший огромную популярность
и в СССР, и за рубежом. А. В. Александров
был удостоен звания народного артиста
СССР, награжден орденами Ленина, Трудового
Красного Знамени, Красной Звезды, являлся
лауреатом Государственных премий. Написал
большое количество разнообразных музыкальных
произведений, к высшим достижениям песенного
творчества принадлежат «Священная война»,
ставшая музыкальным символом Великой
Отечественной войны, и Государственный
гимн Советского Союза.
3-й ученик: Сергей Владимирович
МИХАЛКОВ родился в 1913 и здравствует
и поныне. Поэт и писатель, автор
произведений для детей. «Дядя
Степа» – цикл книг об этом
знаменитом герое знают все
дети. Михалков – автор многих
драматических произведений и
киносценариев, басен и сатирических
комедий, книг, статей «Все начинается
с детства» и «Приметы времени».
Герой Социалистического Труда,
пятикратный лауреат Государственных
премий, много лет возглавлял
Союз писателей РСФСР, был депутатом
Верховного Совета СССР, создал
сатирический киножурнал «Фитиль»,
является автором поэтических
текстов Государственных гимнов
СССР (в редакциях 1944 и 1977 годов).
4-й ученик: Слово «гимн»
греческого происхождения, оно означало
хвалебную торжественную песнь,
часто связанную с религиозными
обрядами. До нас дошли древнеегипетские
и древнегреческие гимны. Позднее
появление национальных и государственных
гимнов было связано с национально-освободительной
борьбой. В XVII–XVIII веках многие страны
Европы использовали мелодию английского
гимна «Боже, храни Короля!». Именно на
мелодию этого гимна в 1814 году пишет стихотворение
«Боже, Царя храни!» Василий Андреевич
Жуковский. Но для страны – победительницы
Наполеона и освободительницы Европы
был необходим собственный гимн, его музыку
написал Алексей Федорович Львов. Впервые
этот первый российский гимн был исполнен
в Санкт-Петербурге в 1834 году при открытии
монумента, названного позднее Александрийским
столпом. (Звучит гимн «Боже, Царя храни!»)
5-й ученик: В феврале 1917
года гимном России стала французская
«Марсельеза», а в ноябре того
же года в качестве гимна
был утвержден «Интернационал».
В декабре 1943 года, в переломный
период Великой Отечественной
войны, был создан новый Государственный
гимн СССР: музыку написал Александр
Александров, текст – поэты Сергей
Михалков и Гарольд Эль-Регистан.
Этот гимн был впервые исполнен в новогоднюю
ночь 1944 года. В 1977 году с принятием новой
Конституции СССР на ту же мелодию написан
новый текст. (Звучит гимн 1977 года.)
П. Вопросы для закрепления:
1. Что означает слово
«гимн»?
2. Когда был впервые
исполнен гимн на музыку А.
В. Александрова?
3. Как называется сатирический
киножурнал, возглавляемый С. В. Михалковым?
4. Как называется наука
о гербах?
5. Когда на гербе русских
князей появилось изображение
орла?
6. Что держит орел в
своих лапах на гербе России?
7. Как называется наука
о флагах?
8. Когда впервые появился
на Руси бело-сине-красный флаг
(триколор)?
9. Как назывался корабль,
над которым впервые был поднят
российский триколор?
Ведущими определяется победитель
опроса.
III. Заключительное слово
классного руководителя.
Сегодня мы поговорили о трех
государственных символах нашей страны:
гербе, гимне и флаге. Но есть еще один
символ государственной власти – это
Конституция Российской Федерации – ее
Основной закон. Сегодня в своих сообщениях
ребята цитировали отдельные статьи Конституции
РФ.
Надеюсь, что всем присутствующим
запомнятся факты отечественной истории,
которые связаны с государственными символами
нашего государства.
Предлагаю закончить наш классный
час исполнением гимна России.