Формирование графо - моторных навыков у дошкольников с ОНР в процессе подготовки к обучению грамоте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 12:00, дипломная работа

Краткое описание

Цель - изучение состояния графо-моторных навыков и определение эффективных средств по их формированию у дошкольников с ОНР
Задачи:
1. Изучить научную литературу по проблеме становления навыка письма у детей с ОНР.
2. Провести констатирующий эксперимент, направленный на изучение сформированности функциональной базы графо - моторных навыков у дошкольников с ОНР и с нормальным речевым развитием.

Содержание

Введение ……………………………………………………………стр.2
Глава I. Литературный обзор……………………………………стр.6
§1. Клинико - психолого- педагогический аспект изучения ОНР……….стр.6
1.1. Понятие, причины, симптоматика ОНР и клинические виды……………………………………………………………стр.6
1.2. Психолого - педагогическая характеристика детей с ОНР………………………………………………………….стр.12
§2. Функциональные базис графо - моторных навыков письма и его нарушения………………………………………………………………….стр.25
Глава II. Материалы и методы исследования графо – моторных навыков письма у детей с ОНР в процессе подготовки к обучению грамоте…………………………………………………………………….стр. 33
§1. Организация констатирующего эксперимента………………………стр. 33
§2.Психолого – педагогическая характеристика экспериментальной группы………………………………………………………………………..стр.34
§3. Методы экспериментального исследования графо – моторных навыков………………………………………………………………………стр.37
§4. Исследование графо – моторных навыков у дошкольников с ОНР и анализ полученных результатов………………………………………….стр.60
Глава III. Основные направления и содержание коррекционной работы по формированию графо – моторных навыков……………стр. 69
§1. Формирование графо – моторных навыков у детей с ОНР…………..стр.69
§2. Анализ результатов контрольного эксперимента…………………..стр.78
Заключение…………………………………………….стр.87
Список литературы……………………………………….стр.91
Приложения………………………………стр.98

Вложенные файлы: 1 файл

Конечный результат МПГУ ДИПЛОМ.docx

— 161.84 Кб (Скачать файл)
  • зрительного и двигательного контроля (зрительно- моторной координации);
  • координации движений (умения координировать движения звеньев пишущей руки; навыка произвольного изменения направления движения);
  • пространственного восприятия (поля зрения - целостность, широта, разносторонность; остроты зрения; глазомера);
  • пространственных представлений (знания «телесной схемы»; умения видеть графему и ее точное расположение; умения анализировать предмет, его изображение; процессы соизмерения);
  • чувства ритма (способности, проявляющейся при воспроизведении ритмически организованных элементов временного ряда);
    • «ручнойумелости» (развитой мелкой моторики);
  • необходимого объема распределения внимания для предотвращения графических ошибок (антиципации, персевераций) (Р.Е.Левина 1961);
    • зрительного внимания;

Становление графо-моторных навыков зависит  от таких компонентов, как хорошее развитие общей и  мелкой моторики, серийной организации  движений, зрительно-пространственных представлений и зрительной памяти, поэтому важной психолого-педагогической и коррекционно-развивающей задачей  является развитие ручной умелости, мелкой моторики рук, развитие памяти и зрительных представлений

Около трети всей площади  двигательной проекции в коре головного  мозга занимает проекция кисти руки, расположенная в непосредственной близости от речевой моторной зоны, что объясняет, почему тренировка тонких движений пальцев рук оказывает  большое влияние на развитие активной речи. [7].

Естественно, что этот факт должен быть использован в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторного компонента речи детей.

Кольцова М. М. и ряд  исследователей считает, что есть все  основания рассматривать кисть  руки как орган речи – такой  же, как и артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекцию руки можно считать еще одной речевой  зоной мозга. Исследования выявили, что  если развитие  движений пальцев  соответствует возрасту (норма), то и развитие речи тоже в пределах нормы, если же развитие пальцев отстает  – отстает и развитие речи, хотя общая моторика при этом может  быть в пределах нормы и даже выше [34].

Тонкая моторика – это  двигательная деятельность, которая  обуславливается скоординированной  работой мелких мышц руки и глаза.

Возраст 6-7 лет является сензитивным  для развития кисти руки. В этом возрасте, организуя различные виды деятельности, систематически применяя тренировочные упражнения, можно  достичь хороших результатов  в развитии пальцевой моторики рук.

Н.Г. Агаркова разделяет понятия  «графический» и «каллиграфический» навыки, так как понятие «графический»  навык вбирает в себя все содержание графики как раздела лингвистики, тогда как «каллиграфический» навык  характеризует лишь внешнее качество письма [1].

Таким образом, графический навык – это автоматизированный способ дифференцировки и перекодирования звуков (фонем) речи в соответствующие буквы, начертание их на бумаге и вместе с тем сознание воспроизводимых буквенных комплексов (слов), а каллиграфия – лишь искусство красивого письма, то есть умение писать правильным (четким) и устойчивым почерком.

Графические навыки представляют собой технику деятельности и  процесса письма. Он имеет общую  природу с двигательными навыками. Правильно сформированные графические  навыки позволяет писать буквы четко, красиво, разборчиво, быстро. Рука пишущего при быстром, связном и достаточно сформированном письме совершает легкие, ритмичные колебания при помощи вращательного движения предплечья внутрь, в сторону корпуса. Неправильно  сформированные графические навыки создают комплекс трудностей при  письме: небрежный, неразборчивый почерк, медленный темп. Дополнительные трудности  формирования графических навыков  возникают по причине того, что  у ребенка 6-ти летнего возраста окостенение  фаланг пясти и запястья рук еще  не завершено, несовершенна нервная  регуляция движений, а также низка  выносливость к статическим нагрузкам (непременной составляющей письма). Кроме того, у многих детей не сформированы механизмы пространственного восприятия и зрительной памяти,  а также зрительно-моторной координации и звуко - буквенного анализа.

Имея общие черты с  двигательными навыками, графические  навыки не является только двигательными. Своеобразие этих навыков в том, что с самого начала их формирования с определенным двигательным образом  ассоциирует определенное смысловое  значение буквы и совокупности букв, изображаемых рукой пишущего. Таким образом, процесс формирования графических навыков подчиняется, с одной стороны, закономерностям выработки двигательных, а с другой – речевых интеллектуальных действий.

Для формирования навыка требуется, чтобы ребенок был подготовлен  к обучению этому навыку, причем каждый навык требует подготовки своих специфических сфер. Функциональная база графо-моторных навыков включает серийную организацию движений, зрительную память, зрительно-пространственную координацию, моторику. Рассмотрим роль и специфику  данных компонентов.

Моторика.

Развитие движений пальцев  и кистей рук очень важно для  овладения навыком письма. Если специально не упражнять руку ребенка, то дети и в 6 лет с трудом будут выполнять графические упражнения.

Роли координации моторных движений в процессе письма была посвящена  значительная часть исследований Е.В. Гурьянова (1959). Он отмечает, что существенной характеристикой письма начинающих, является некоординированность моторики звеньев пишущей руки – пальцев, кисти, предплечья и плеча [22].

Рассматривая движения руки во время письма, многие исследователи  отмечают, что существуют различные  способы выписывания букв [20]. Однако письмо, выполняемое движениями пальцев, целесообразнее, так как является наиболее экономным, а, следовательно, и потенциально более скорым.

Зрительно-пространственная координация.

Восприятие пространства является сложным полифункциональным процессом [5]. Зрительно-пространственное различение предметов обеспечивается полем зрения, остротой зрения, глазомером. Целостность поля зрения, его относительная  широта и разносторонность составляют необходимые условия всякого  процесса работы.

Важнейшим и необходимым  условием пространственного видения  является и острота зрения. Что  касается глазомерной функции, то еще  И.М. Сеченовым было доказано, что  пространственное зрение – это зрение измерительное.

О.И. Галкина (1961) отмечает, что  только при определенном уровне развития у детей зрительно-пространственных представлений, им доступно дальнейшее усвоение знаний и умений по различным предметам [20].

При поступлении ребенка  в школу начинается новый этап приобретения знаний, умений и навыков, в том числе и в области  освоения пространства. Изучение письменных знаков связано с развитием пространственного  различения их формы, положения, величины, а с началом письма под диктовку – и с представлением о пространственных признаках графем. Особое значение для развития зрительно-пространственных представлений у ребенка имеет  образование систем связей между  зрительным, слуховым и двигательным анализаторами.

Серийная организация  движений.

Серийная организация  движений – способность, которая  проявляется  при воспроизведении  ритмически организованных элементов временного ряда [68].

Многие педагоги (например, К.Д. Ушинский), рассматривая проблему овладения графическими навыками, указывают, что одним из компонентов четкого  почерка является ритмичность движений пальцев руки в процессе письма. Ритм движений процесса письма запечатлевается  в его результате. Когда все  элементы букв равноудалены, имеют  одну высоту, одинаково наклонены, то такое письмо производит впечатление  ритмического узора.

 

Зрительная память.

Память – способность  к воспроизведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной  системы, выражающееся в способности  длительно хранить информацию о  событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно вводить  её в сферу сознания и поведения.

Зрительная память – образная память, связанная с деятельностью  зрительного анализатора.

Зрительная память нужна  для запоминания букв, зрительного  образа слова, для дифференциации сходных  по написанию букв.

Важнейшей функцией, от которой зависит процесс формирования графо-моторных навыков, является зрительно-моторная координация. На протяжении значительной части дошкольного детства регуляция изобразительных движений осуществляется преимущественно на основе двигательного анализатора. Период от 1 года до 4-5 лет уходит на овладение произвольной регуляции движений руки. Контроль выполнения, обратная связь происходит с помощью кинестезии. Рисуя, дети в этом возрасте опираются на «память руки». Зрительный контроль за движениями почти отсутствует. Постепенно происходит межсенсорная интеграция кинестетических ощущений во время рисования и зрительных образов, воспринимаемых при этом. Наибольшего развития межанализаторная интеграция достигает в возрасте 6-8 лет. С этого момента зрительно-моторная координация начинает занимать ведущее положение в регуляции графо-моторных движений и развитии соответствующих навыков.

В работах Т.Б. Филичевой, Г.Ф. Чиркиной можно найти  данные, свидетельствующие о некоторой двигательной недостаточности у детей с ОНР. Им наряду с общей соматической ослабленностью и замедленным развитием локомоторных функций присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы. У значительной части детей двигательная недостаточность выражается в виде плохой координации сложных движений, неуверенности в выполнении точно дозированных движений, снижении скорости и ловкости выполнения. У детей данной категории наблюдаются особенности мелкой моторики пальцев рук, появляющиеся в недостаточной координации пальцев, кисти руки. При проведении специальных проб более отчетливо обнаруживается резко выраженная замедленность, застревание на одной позе, пропуск отдельных элементов и другие особенности [67].

Данный факт обусловливается  сложностью патогенеза речевых расстройств, являющихся механизмом общего недоразвития речи.

Так, при сочетании  общего недоразвития речи с дизартрией у детей отмечаются изменения мышечного тонуса, ограничения подвижности артикуляционных мышц в результате параличей и парезов. При этом в первую очередь нарушаются наиболее тонкие и дифференцированные движения. Помимо нарушения артикуляционной моторики у этих детей выявляются нерезко выраженные нарушения равновесия и координации движений, недостаточность мелкой моторики пальцев рук, несформированность общего и орального праксиса.

  1. В раннем возрасте у этой группы детей наблюдается повышение мышечного тонуса, повышенная возбудимость, двигательное беспокойство. У некоторых детей отмечается задержка темпа психомоторного развития. К трем годам становится выраженной моторная неловкость. Это сочетается с двигательной расторможенностью, отвлекаемостью, быстрой истощаемостью. В дошкольном возрасте моторная неловкость остается выраженной и проявляется в трудностях овладения рисованием и письмом. Двигательные нарушения характеризуются мышечной дистонией, общей моторной неловкостью, недостаточностью тонких дифференцированных движений пальцев рук и мимической мускулатуры. Степень выраженности указанных изменений крайне вариабельна и колеблется от легких, труднодиагностируемых форм до стойких проявлений, требующих медико-педагогических воздействий [10].

Исследование моторных функций, осуществленное Т.А.Фотековой, демонстрирует нарушение кинестетического праксиса (праксиса позы пальцев, орального и артикуляционного праксиса) и серийной организации движений у детей с ОНР по сравнению с детьми без речевых нарушений. Нормально развивающиеся дети имеют достоверно более высокие значения этих показателей во всех возрастных группах.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Материалы и методы исследования графо-моторных навыков у дошкольников с ОНР

§1. Организация  констатирующего эксперимента.

Целью констатирующего эксперимента является определение уровня сформированности графо - моторных навыков у дошкольников с ОНР в сравнении с их сверстниками с  нормальным речевым развитием.

В экспериментальном изучении принимали участие 20 дошкольников. Эксперимент проводился в течение 8 месяцев (сентябрь 2010 г. – апрель 2011 г.) на базе ГОУ д/с №2452 СЗАО г. Москва.

Для проведения эксперимента были сформированы 2 группы детей.

В экспериментальную группу вошло 10докольников с ОНР в возрасте 6 – 6,5лет. Из них 5 мальчиков и 5 девочек. Экспериментальную группу составили праворукие дети.

Информация о работе Формирование графо - моторных навыков у дошкольников с ОНР в процессе подготовки к обучению грамоте