Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 12:00, дипломная работа
Цель - изучение состояния графо-моторных навыков и определение эффективных средств по их формированию у дошкольников с ОНР
Задачи:
1. Изучить научную литературу по проблеме становления навыка письма у детей с ОНР.
2. Провести констатирующий эксперимент, направленный на изучение сформированности функциональной базы графо - моторных навыков у дошкольников с ОНР и с нормальным речевым развитием.
Введение ……………………………………………………………стр.2
Глава I. Литературный обзор……………………………………стр.6
§1. Клинико - психолого- педагогический аспект изучения ОНР……….стр.6
1.1. Понятие, причины, симптоматика ОНР и клинические виды……………………………………………………………стр.6
1.2. Психолого - педагогическая характеристика детей с ОНР………………………………………………………….стр.12
§2. Функциональные базис графо - моторных навыков письма и его нарушения………………………………………………………………….стр.25
Глава II. Материалы и методы исследования графо – моторных навыков письма у детей с ОНР в процессе подготовки к обучению грамоте…………………………………………………………………….стр. 33
§1. Организация констатирующего эксперимента………………………стр. 33
§2.Психолого – педагогическая характеристика экспериментальной группы………………………………………………………………………..стр.34
§3. Методы экспериментального исследования графо – моторных навыков………………………………………………………………………стр.37
§4. Исследование графо – моторных навыков у дошкольников с ОНР и анализ полученных результатов………………………………………….стр.60
Глава III. Основные направления и содержание коррекционной работы по формированию графо – моторных навыков……………стр. 69
§1. Формирование графо – моторных навыков у детей с ОНР…………..стр.69
§2. Анализ результатов контрольного эксперимента…………………..стр.78
Заключение…………………………………………….стр.87
Список литературы……………………………………….стр.91
Приложения………………………………стр.98
Данная методика позволяет выявить умение ориентироваться на образец, точно копировать его; степень развития произвольного внимания, сформированность пространственного восприятия.
Материал: лист нелинованной бумаги, мягкий карандаш, образец домика.
Ребенку предлагается, как можно точнее скопировать изображение домика.
Инструкция: «На этом листе бумаги изображен домик. Тебе нужно нарисовать точно такой же домик на чистом листе бумаги. Домики должны быть одинаковыми по форме, величине. Будь внимателен».
После окончания работы можно предложить ребёнку проверить, все ли верно на рисунке. Можно допустить исправления, если ребёнок заметит неточности.
Оценка результатов:
За каждую допущенную ошибку начисляется 1 балл.
Ошибками являются:
* неправильно изображенный элемент; правая и левая части забора оцениваются отдельно;
* замена одного элемента другим;
* отсутствие элемента;
* разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены;
* сильный перекос рисунка.
В соответствии с набранными баллами оценивается
0 баллов – точное
1 балл – высокий уровень
сформированности
2-3 балла – средний уровень;
4-5 баллов – низкий уровень;
больше 5 баллов – несформированность пространственного восприятия.
2. Опознание незаконченных изображений.
Материал: на листе бумаги изображены 12 незаконченных контурных изображений из «Диагностической нейропсихологической методики» с изменением на более привычную ориентацию двух изображений – весов и очков (булавка, чайник, лампа, ведро, ножницы, ключ, очки, якорь, весы, лейка, сабля, клещи).
Ребёнку объясняют, что художник начал рисовать картинки, но не закончил, и предлагают догадаться, что хотел нарисовать художник.
Инструкция: «Художник очень торопился и не дорисовал предметы, отгадай, что он не дорисовал».
Экспериментатор последовательно указывает на рисунки и ожидает ответа. Если ребенок неверно опознал изображение, ему может быть оказана стимульная помощь: «Подумай еще, что хотел нарисовать художник».
Оценка результатов:
0 баллов – безошибочное выполнение задания;
1 балл – 1-3 ошибки;
2 балла – 4-6 ошибок;
3 балла – 6-9 ошибок;
4 балла – ребёнок не справился с заданием.
Уровни выполнения методики:
0-1балл - высокий уровень;
1-2 балла - средний уровень;
2-3 балла - низкий уровень;
3-4 – несформированность навыка.
3. Опознание наложенных изображений (проба В. Поппельрейтера)
Материал: материалом задания служат наложенные изображения предметов.
Пробу составляет 5 наложенных
картинок (всего 19 предметов). Ребёнку
предлагается для опознания одна
картинка (при необходимости остальные
закрывают) и предлагают назвать
изображения. При ошибках им сначала
оказывают стимульную помощь, а затем
предлагают обвести контур. При неправильном
обведении экспериментатор
Инструкция: «Посмотри внимательно и назови, какие ты видишь предметы.
Оценка результатов:
0 баллов – ребёнок безошибочно выполнил задание или допустил не больше двух ошибок;
1 балл – отмечались
пропуски предмета или
2 балла – отмечались
пропуски предмета или
3 балла – отмечались
пропуски предмета или
4 балла – более 15 ошибок.
Уровни выполнения методики:
0-1балл - высокий уровень;
1-2 балла - средний уровень;
2-3 балла - низкий уровень;
3-4 балла – несформированность навыка.
Исследование зрительной памяти
Исследование зрительной памяти проводилось при использовании следующих методик: методика оценки зрительной памяти, запоминание 6 картинок, сюжетная картинка.
Материал: карточка с нарисованными фигурами, расположенными в определенном порядке; чистый лист бумаги; карандаш.
Инструкция: «Посмотри, запомни и нарисуй эти фигуры точно в том же порядке, как у меня. Смотри очень внимательно! Запомнил? Нарисуй, какие были фигуры».
Процедура. Ребенку на 8-10 с. предъявляются нарисованные на отдельной карточке геометрические изображения, которые он должен запомнить. Затем образец убирается, а фигуры рисуются по памяти. Требуется воспроизведение их в заданном объеме и порядке, правильно пространственно расположив на листе. Образец предъявляется еще два раза. Через 20-25 мин после окончательного воспроизведения фигур ребенка просят вспомнить и нарисовать их еще раз.
Оценка результатов:
Ошибками считаются:
- зеркальное изображение фигуры;
- трансформация фигуры в знак;
- ошибки левополушарного типа: изменения фигур (упрощение, «обтаивание», «улучшение» гештальта фигур); искажения фигур (контаминации, комплекс изменений, т.е. изменение вторичных признаков);
- ошибки правополушарного типа: изменения фигур (расчленение, нарушение пропорций и места деталей фигур); искажения фигур (комплексные и топологические ошибки).
0 баллов – ребенок
воспроизвел все фигуры без
ошибок и искажений в
1 балл – ребенок воспроизвел все фигуры, допустил 1-2 ошибки, строка соблюдена, отсрочено все фигуры воспроизведены.
2 балла - ребенок воспроизвел все фигуры, возможны 2-3 ошибки, отмечается нарушение последовательности, строка соблюдена. Отсрочено фигуры воспроизводятся с теми же особенностями.
3 балла – ребенок воспроизвел
фигуры, возможны 3-4 ошибки, нарушение
последовательности, строка не соблюдена.
Отсрочено фигуры
4 балла - ребенок воспроизвел
не все фигуры, количество ошибок
не учитывается,
Таким образом, оценивается каждая серия предъявлений. По суммарному количеству баллов определяется уровень выполнения методики.
Уровни выполнения методики:
0-3 балла - высокий уровень;
4-6 баллов - средний уровень;
7-9 баллов - низкий уровень;
10-12 баллов – несформированность навыка.
Материал: шесть картинок в определенной последовательности (чемодан, конфета, шкаф, кошка, гвозди, ванна).
Инструкция: «Посмотри внимательно на картинки, назови их, запомни. Постарайся вспомнить и назвать картинки так, как они перед тобой лежали».
Оценка результатов:
0 баллов – ребенок
назвал все картинки в
1 балл – пропущена
1 картинка, при сохраненной
2 балла – все картинки
названы, но неправильная
3 балла – неправильная последовательность и более – 2-х пропусков в конце ряда.
4 балла – пропущено более 3-х картинок.
Уровни выполнения методики:
0-1 балл – высокий уровень;
1-2 балла – средний уровень;
2-3 балла – низкий уровень;
3-4 балла – несформированность навыка.
Материал - сюжетная картинка.
Инструкция: «Посмотри внимательно на картинку, запомни. Ответь на мои вопросы».
Оценка результатов:
0 баллов – все ответы верные;
1 балл – допущена одна неточность в ответе на вопрос;
2 балла – допущено более двух неточностей при ответе;
3 балла – 1 или 2 ошибки или более 3 неточностей;
4 балла – более 3 ошибок.
Уровни выполнения методики
0-1 балл – высокий уровень;
1-2 балла – средний уровень;
2-3 балла – низкий уровень;
§4. Исследование графо - моторных навыков у дошкольников с ОНР и анализ полученных результатов
Методика оценки графо-моторных функций по М.М. Безруких оказалась достаточно сложным заданием для дошкольников. Отмечались следующие ошибки учеников экспериментальной группы. При выполнении заданий 1-6 линии неровные, дрожащие, или очень слабые, или с очень сильным нажимом. Возникали трудности в определении середины отрезка. Проведенные линии выходят за стимулирующие. При выполнении заданий 7-13 отмечались следующие особенности выполнения: фигура-образец обводилась неаккуратно, качество линий плохое, нарисованные фигуры не соответствовали образцу по величине; расположение фигур на строке также было затруднительно. При выполнении заданий 13-16 наблюдались особые выраженные трудности: фигура-образец, выполненная пунктиром, в большинстве случаев обводилась не по направлениям, указанным стрелками, неаккуратно, отмечались разрывы линий.
При выполнении графической пробы (по А.Р. Лурия 1 и 2 вариант рисование простых узоров) дошкольники с ОНР допускали такие ошибки, как несоответствие образцу по величине, стройности, увеличение или, наоборот, уменьшение размеров элементов узора в конце строки, разрывы линий, при выполнении квадратного узора, прямые линии заменялись пологими. В одной работе произошла замена треугольного узора волнистой линией. Так же замечено, что ученики экспериментальной группы плохо «держат» строчку. Контрольная группа хорошо справилась с заданием. Линии четкие, узор соответствует заданному образцу по форме и величине.
р
Таблица №1
Результаты выполнения проб, направленных на исследование графо-моторного компонента, у дошкольников контрольной и экспериментальной групп.
Название теста |
Среднее количество баллов | |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа | |
Методика оценки графо-моторной функции по М.М. Безруких |
10,7 |
20,1 |
Графическая проба (по А.Р. Лурия 1 и 2 вариант рисования простых узоров) |
2,2 |
3,5 |
Графический диктант |
5,5 |
11,5 |
Итого: |
18,4 |
25,1 |
Данные таблицы №1 свидетельствуют о том, что дошкольники экспериментальной группы за выполнение всех тестов получили меньшее количество баллов, причем максимальные различия были обнаружены за выполнение графического диктанта и методики оценки графо-моторных функции по М.М. Безруких.
Результаты исследования моторики показали, что наиболее тяжелыми в выполнении для детей обеих групп оказались тесты на статическую координацию, динамическую при утомлении и на отчетливость движений. При удержании позы дети часто покачивались, сходили с места, некоторые ученики не могли выполнить задание. Выполнение тестовых заданий на исследование динамической координации движений характеризуется недостаточно согласованной деятельностью различных мышечных групп, неловкостью выполняемых движений. Результаты теста на исследование скорости движений показали, что больше половины детей затруднялись сесть на пол и встать без помощи рук. Тест на двигательную память, в котором движения экспериментатора программировали последовательность их выполнения и одновременно являлись сбивающим воздействием, вызвал значительные трудности у большинства детей обеих групп.
Таблица №2
Результаты выполнения проб, направленных на изучение моторики, у дошкольников контрольной и экспериментальной групп.
Название теста |
Среднее количество баллов | |
Контрольная группа |
Экспериментальная группа | |
Статическая координация |
1,1 |
1,55 |
Динамическая координация |
0,4 |
1,15 |
Скорость движений |
0,9 |
1,5 |
Двигательная память |
1,1 |
1,6 |
Одновременность движений |
0,8 |
1,4 |
Отчетливость движений |
0,4 |
0,8 |
Итого: |
4,7 |
8 |