Формирование графо - моторных навыков у дошкольников с ОНР в процессе подготовки к обучению грамоте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 12:00, дипломная работа

Краткое описание

Цель - изучение состояния графо-моторных навыков и определение эффективных средств по их формированию у дошкольников с ОНР
Задачи:
1. Изучить научную литературу по проблеме становления навыка письма у детей с ОНР.
2. Провести констатирующий эксперимент, направленный на изучение сформированности функциональной базы графо - моторных навыков у дошкольников с ОНР и с нормальным речевым развитием.

Содержание

Введение ……………………………………………………………стр.2
Глава I. Литературный обзор……………………………………стр.6
§1. Клинико - психолого- педагогический аспект изучения ОНР……….стр.6
1.1. Понятие, причины, симптоматика ОНР и клинические виды……………………………………………………………стр.6
1.2. Психолого - педагогическая характеристика детей с ОНР………………………………………………………….стр.12
§2. Функциональные базис графо - моторных навыков письма и его нарушения………………………………………………………………….стр.25
Глава II. Материалы и методы исследования графо – моторных навыков письма у детей с ОНР в процессе подготовки к обучению грамоте…………………………………………………………………….стр. 33
§1. Организация констатирующего эксперимента………………………стр. 33
§2.Психолого – педагогическая характеристика экспериментальной группы………………………………………………………………………..стр.34
§3. Методы экспериментального исследования графо – моторных навыков………………………………………………………………………стр.37
§4. Исследование графо – моторных навыков у дошкольников с ОНР и анализ полученных результатов………………………………………….стр.60
Глава III. Основные направления и содержание коррекционной работы по формированию графо – моторных навыков……………стр. 69
§1. Формирование графо – моторных навыков у детей с ОНР…………..стр.69
§2. Анализ результатов контрольного эксперимента…………………..стр.78
Заключение…………………………………………….стр.87
Список литературы……………………………………….стр.91
Приложения………………………………стр.98

Вложенные файлы: 1 файл

Конечный результат МПГУ ДИПЛОМ.docx

— 161.84 Кб (Скачать файл)

Общее недоразвитие речи клинически может проявляться разнообразно. Эти проявления схематично делятся  на три основные группы:

• У детей первой группы имеют место признаки лишь общего недоразвития речи (ОНР), без других выраженных нарушений нервно-психической  деятельности. У этих детей отсутствуют  локальные поражения центральной  нервной системы. Отсутствие парезов  и параличей, выраженных подкорковых  и мозжечковых нарушений свидетельствуют  о сохранности у них первичных  зон речедвигательного анализатора. Но, несмотря на отсутствие, нервно-психических нарушений в дошкольном возрасте, дети этой группы ОНР нуждаются в длительной логопедической, коррекционной работе, а в дальнейшем в особых условиях обучения[36].

Это неосложненный вариант  общего недоразвития речи. У этих детей  отсутствуют локальные поражения  центральной нервной системы. В  их анамнезе нет четких указаний на выраженные отклонения в протекании беременности и родов. Лишь у одной трети обследуемых в подробной беседе с матерью выявляются факты нерезко выраженного токсикоза второй половины беременности или недлительной асфиксии в родах. В этих случаях часто можно отметить недоношенность или незрелость ребенка при рождении, его соматическую ослабленность в первые месяцы и годы жизни, подверженность детским и простудным заболеваниям.

В психическом облике этих детей отмечаются отдельные черты  общей эмоционально- волевой незрелости, слабая регуляция произвольной деятельности.

Отсутствие парезов и  параличей, выраженных подкорковых  и мозжечковых нарушений свидетельствует  о сохранности у них первичных (ядерных) зон речедвигательного  анализатора. Отмечаемые же малые неврологические  дисфункции в основном ограничиваются нарушениями регуляции мышечного  тонуса, недостаточностью тонких дифференцированных движений пальцев рук, несформированностью  кинестетического и динамического  праксиса. Это преимущественно дизонтогенетический  вариант общего недоразвития речи.

• У детей второй группы ОНР сочетается с рядом неврологических  и психопатологических синдромов. При неврологическом обследовании детей 2-й группы ОНР выявляется ярко выраженная неврологическая симптоматика, которая свидетельствует не только о задержке созревания центральной  нервной системы, но и о негрубом повреждении отдельных мозговых структур. Среди неврологических  синдромов у детей 2-й группы ОНР  наиболее частыми являются следующие:

- Синдром повышенного внутричерепного давления;

-Церебрастенический синдром, проявляющийся в виде повышенной нервно-психической истощаемости, эмоциональной неустойчивости, в виде нарушений функций активного внимания, памяти;

-Синдромы двигательных расстройств характеризуются изменениями мышечного тонуса, нередко выраженными нарушениями равновесия и координации движений.

Многие дети этой группы отличаются общей моторной неловкостью, они с трудом переключаются с  одного вида движения на другое. Могут наблюдаться также неврозоподобные синдромы  в виде тиков мышц лица, переходящего или стойкого энуреза.

Указанные нарушения обычно сочетаются с недостаточностью фонематического  восприятия.

Незрелость эмоционально – волевой сферы у этих детей  обычно сочетается с низкой умственной работоспособностью, эмоциональной  лабильностью иногда- двигательной расторможенностью, повышенной аффективной возбудимостью, нередко с чертами дурашливости и преобладанием повышенного  фона настроения по типу эйфории.

Для некоторых из них, напротив, характерны  повышенная тормозимость, неуверенность, медлительность, несамостоятельность. Эти дети обычно вялы и безынициативны. Их деятельность носит непродуктивный характер.

 Дети этой группы  обычно испытывают выраженные  затруднения при обучении их  пониманию количественных отношений,  представлений о числе и о  натуральном ряде чисел. Катамнестическое  изучение этих детей в процессе  их обучения в специальной  школе выявляет у них выраженные  и стойкие затруднения в усвоении  математики.

•У детей третьей группы имеет место наиболее стойкое и специфическое речевое недоразвитие, которое клинически обозначается как моторная алалия.

 

 

 

 

 

 

1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР

Несмотря на различную природу  дефектов, у этих детей имеются  типичные проявления, указывающие на системное нарушение речевой  деятельности. Одним из ведущих признаков  является более позднее начало речи: первые слова проявляются к 3—4, а  иногда и к 5 годам. Речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена. Наиболее выразительным показателем  является отставание экспрессивной  речи при относительно благополучном, на первый взгляд, понимании обращенной речи. Речь этих детей малопонятна. Наблюдается недостаточная речевая  активность, которая с возрастом, без специального обучения, резко  падает. Однако дети достаточно критичны к своему дефекту [37].

Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена  вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные  инструкции, элементы и последовательность заданий.

У наиболее слабых детей низкая активность припоминания может сочетаться с  ограниченными возможностями развития познавательной деятельности.

Связь между речевыми нарушениями  и другими сторонами психического развития обусловливает специфические  особенности мышления. Обладая в  целом полноценными предпосылками  для овладения мыслительными  операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического  мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

Наряду с общей соматической ослабленностью, им присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции.

Дети с ОНР отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Например, перекатывание мяча с руки на руку, передача его с небольшого расстояния, удары об пол с попеременным чередованием; прыжки на правой и левой ноге, ритмические движения под музыку.

Отмечается недостаточная координация  пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики.

Правильная оценка неречевых процессов  необходима для выявления закономерностей  атипичного развития детей с общим  недоразвитием речи и в то же время  для определения их компенсаторного  фона.

В большинстве случаев в анамнезе не содержится данных о грубых нарушениях центральной нервной системы. Отмечается лишь наличие негрубой родовой травмы, длительные соматические заболевания  в раннем детстве. Неблагоприятное  воздействие речевой среды, просчеты воспитания, дефицит общения также  могут быть отнесены к факторам, тормозящим нормальный ход речевого развития. В этих случаях обращает на себя внимание, прежде всего, обратимая  динамика речевой недостаточности.

Преобладают ошибки типа смешения множественного числа («стулы», «листы»), унификация окончаний родительного падежа множественного числа («карандашов», «птичков», «деревов»). У этих детей отстает от нормы объем речевых навыков, для них характерны ошибки, свойственные детям более младшего возраста [37].

Несмотря на определенные отклонения от возрастных нормативов (в особенности  в сфере фонетики), речь детей  обеспечивает ее коммуникативную функцию, а в ряде случаев является достаточно полноценным регулятором поведения. У них более выражены тенденции  к спонтанному развитию, к переносу выработанных речевых навыков в  условия свободного общения, что  позволяет скомпенсировать речевую  недостаточность до поступления  в школу.

Периодизация ОНР. Р. Е. Левиной  и сотрудниками (1969) разработана  периодизация проявлений общего недоразвития речи: от полного отсутствия речевых  средств общения до развернутых  форм связной речи с элементами фонетико-фонематического  и лексико-грамматического недоразвития [36].

Выдвинутый Р. Е. Левиной подход позволил отойти от описания лишь отдельных  проявлений речевой недостаточности  и представить картину аномального  развития ребенка по ряду параметров, отражающих состояние языковых средств  и коммуникативных процессов. На основе поэтапного структурно-динамического  изучения аномального речевого развития раскрыты также специфические закономерности, определяющие переход от низкого  уровня развития к более высокому.

Каждый уровень характеризуется  определенным соотношением первичного дефекта и вторичных проявлений, задерживающих формирование зависящих  от него речевых компонентов. Переход  с одного уровня на другой определяется появлением новых языковых возможностей, повышением речевой активности, изменением мотивационной основы речи и ее предметно-смыслового содержания, мобилизацией компенсаторного  фона.

Индивидуальный темп продвижения  ребенка определяется тяжестью первичного дефекта и его формой.

Наиболее типичные и стойкие  проявления ОНР наблюдаются при  алалии, дизартрии и реже — при  ринолалии и заикании.

Выделяют три уровня речевого развития, отражающие типичное состояние компонентов  языка у детей дошкольного  и школьного возраста с общим  недоразвитием речи.

I уровень речевого развития, характеризуемый в литературе как «отсутствие общеупотребительной речи».

Достаточно часто при  описании речевых возможностей детей  на этом уровне встречается название «безречевые дети», что не может  пониматься буквально, поскольку такой  ребенок в самостоятельном общении  использует целый ряд вербальных средств. Это могут быть отдельные  звуки и некоторые их сочетания - звукокомплексы и звукоподражания, обрывки лепетных слов. При их воспроизведении  ребенок сохраняет преимущественно  корневую часть, грубо нарушая звуко - слоговую структуру слова. Иногда лепетное слово совершенно не похоже на свой оригинал, поскольку ребенок в состоянии правильно передать лишь просодические особенности его произношения – ударение, количество слогов, интонацию.

Речь детей на этом уровне может изобиловать так называемыми  диффузными словами, не имеющими аналогов в родном языке.

Характерной особенностью детей с I уровнем речевого развития является возможность многоцелевого использования имеющихся у них средств языка: указанные звукоподражания и слова могут обозначать как названия предметов, так и некоторые их признаки и действия, совершаемые с ними.

Эти факты указывают на крайнюю бедность словарного запаса, в результате чего ребенок  вынужден прибегать к активному использованию  паралингвистических средств –  жестов, мимики, интонации.

Наряду с этим у детей  отмечается явно выраженная недостаточность в формировании импрессивной стороны речи. Затруднительным является понимание даже некоторых простых предлогов, грамматических категорий единственного и множественного числа, мужского и женского рода, прошедшего и настоящего времени глаголов.

Обобщая все вышесказанное  можно сделать вывод, что речь детей на первом уровне малопонятна  для окружающих и имеет жесткую  ситуативную привязанность.

II уровень речевого развития определяется в литературе как «зачатки общеупотребительной речи». Отличительной чертой является появление в речи детей двух-трех, а иногда даже четырехсловной фразы.

На первый взгляд подобные фразы могут показаться совершенно непонятными, однако детальный анализ образцов речи указывает на использование, наряду с аморфными словами, слов с явно выраженными категориальными  признаками рода, лица, числа и даже падежа.

Объединяя слова в словосочетании и фразу, один и тот же ребенок  может, как правильно использовать способы согласования и управления, так и нарушать их. В самостоятельной  речи детей иногда появляются простые  предлоги и их лепетные варианты.

В ряде случаев, пропуская  во фразе предлог, ребенок со  вторым уровнем речевого развития неправильно  изменяет члены предложения по грамматическим категориям. По сравнению с предыдущим уровнем наблюдается заметное улучшение  состояния словарного запаса не только по количественным, но и по качественным параметрам: расширяется объем употребляемых существительных, глаголов и прилагательных; появляются некоторые числительные и наречия.

Однако недостаточность  морфологической системы языка, в частности словообразовательных операций разной степени сложности, значительно обедняет возможности  детей, приводя к ошибкам в  употреблении и понимании приставочных глаголов, относительных и притяжательных прилагательных.

Наряду с ошибками словообразовательного  характера наблюдаются трудности  в формировании обобщающих и отвлеченных  понятий, системы синонимов и  антонимов. По - прежнему встречается многозначное употребление слов и их семантические замены.

Информация о работе Формирование графо - моторных навыков у дошкольников с ОНР в процессе подготовки к обучению грамоте