Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июля 2014 в 18:24, дипломная работа
Вопрос о формировании звукового анализа слов и его месте в системе обучения грамоте занимает одну из центральных позиций в методиках обучения языку и развития речи различных категорий детей. Впервые данная проблема была поднята К.Д. Ушинским, являющимся основоположником «звукового метода» в России. Автор считал необходимым развивать у детей речевой слух, формировать умение слушать отдельные звуки, устанавливать их последовательность в словах. Так, например, разрабатывая новую для своего времени методику первоначального обучения грамоте, К.Д. Ушинский писал: «Я не по этому предлагаю звуковую методику, что, достигая успешно своей цели метода эта в тоже время даёт самостоятельность ребёнку, беспрестанно упражнять внимание, память, и когда перед ним потом раскрывается книга, она уже значительна, к пониманию того, что читает, и, главное в нём не подавляется, возбуждается интерес к учению» [43, с.22].
Введение
С.
Глава I. Теоретические обоснование проблемы исследования
С.
I.1. Формирование звукового анализа слов в онтогенезе
С.
I.2. Особенности овладения звуковым анализом слов старшими дошкольниками с задержкой психического развития
С.
I.3.Современные программно-методические требования к работе по формированию звукового анализа слов у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
С.
Выводы по I главе
С.
Глава II. Экспериментальная работа по формированию звукового анализа слов у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
С.
II.1. Организация педагогического эксперимента
С.
II.2. Особенности и уровни сформированности звукового анализа слов детей 6-7 лет с ЗПР на констатирующем этапе исследования
С.
II.3. Использование комплекса упражнений, направленных на формирование навыков звукового анализа слов у старших дошкольников с задержкой психического развития в процессе педагогического эксперимента
С.
II.4. Результаты педагогического эксперимента
С.
Выводы по II главе
С.
Заключение
С.
По результатам обследования дошкольников К.Г. можно сделать вывод, что 4 ребёнка (67%) справились с заданием. Два ребёнка (33%) частично справились с заданием. Эти дети правильно определили последовательность каждого звука в слове, но тем не менее часто отвлекались и допустили ряд неточностей. Оба ребёнка выполнили задание значительно медленнее, чем их сверстники. В экспериментальной группе дети показали неплохие результаты. Три ребёнка справились с заданием быстро и без труда. Два ребёнка справились с заданием частично. Эти дети при определении последовательности звуков в слове допустили неточность, но при повторе слова исследователем самостоятельно исправили свою ошибку и назвали правильную последовательность звуков в слове. Один ребёнок (17%) не справился с заданием. При выполнении его даже после повтора слова исследователем ребёнок не смог определить последовательность звуков. Постоянно отвлекался и не проявлял никого интереса к заданию. Несколько раз этот ребёнок обращался к исследователю - уточнял задание.
Данные обследования дошкольников К.Г. и Э.Г. зафиксированы на рисунке 18.
Рисунок 18. Гистограмма
Результаты обследования дошкольников КГ и ЭГ по методике 8
Согласно результатам, отраженным на рисунке, доминирующим в К.Г. (67%) и Э.Г. (50%) является высокий уровень. Средний уровень зафиксирован в обеих группах, а низкий - только в Э.Г. (17%).
Как показывают данные, значительно улучшились показатели у детей с ЗПР экспериментальной группы. Большинство детей Э.Г. справились с заданиями по предложенных методик после специального обучения. Дети К.Г. показали такие же результаты, как и на констатирующем эксперименте. Дети Э.Г. по своим показателям значительно приблизились к детям К.Г., а в некоторых случаях даже показали одинаковые с ними результаты. Данные сформированности навыков звукового анализа слова у старших дошкольников Э.Г. на I и III этапах эксперимента отраженны также в приложении.
В целом результаты выполнения задания старшими дошкольниками с задержкой психического развития подтверждают определённой положительной динамики. Только незначительная часть детей испытывали некоторые трудности в выделении из слога или слова заданный звук, в определении места звука в слове. Большинство детей достаточно успешно справились с заданиями, допуская лишь незначительные ошибки.
Определённое улучшение произошло и в развитии фонематического слуха у старших дошкольников. Двигательная и слухо-зрительная реакция улучшилась. При выполнении задания на двигательную и слухо-зрительную реакцию отмечается также явная положительная динамика. У дошкольников с задержкой психического развития улучшилось внимание, память, зрительное восприятие. Значительная часть дошкольников ЭГ (50%) может ориентироваться в звуковом составе слова. Проанализировав ответы детей экспериментальной группы, нельзя не отметить явные положительные перемены в их готовности к овладению звуковым анализом слов. Многие дети стали свободно ориентироваться в звуковом составе слова, ответы детей стали более уверенными, эмоционально окрашенными, дети получали положительные эмоции при выполнении данных заданий. Ни один ребёнок не отказался от выполнения заданий, предложенных экспериментатором.
Если на констатирующем этапе исследования большинство детей из Э.Г. испытывали значительные трудности в правильном выполнении диагностических заданий, тратили много времени на выполнение заданий, то к концу экспериментального исследования дети усвоили навыки правильного звукового анализа слов. У некоторых детей ещё отмечаются трудности в выполнении звукового анализа слов, хотя, по сравнению с констатирующим этапом, они несколько уменьшились.
Подводя итог, выделим 3 уровня сформированности звукового анализа слов: высокий, средний, низкий у детей Э.Г.
Таблица 19
Уровень сформированности звукового анализа слов у дошкольников Э.Г. на констатирующем и контрольном этапах эксперимента
№ |
Уровни и баллы |
Критерии |
ЭГ (I этапе) |
ЭГ (III этапе) |
1. |
Высокий (33-40) |
Все задания выполнил правильно: -умеет ориентироваться в -умеет выделять из ряда - быстро переключается с одной деятельности на другую; -понимает и принимает задание,
связанное с учебной |
0 % |
33 % |
2. |
Средний (17-32) |
В основном все задания выполнены правильно, ошибки исправляются самостоятельно или с помощью уточняющего вопроса: |
67 % |
50 % |
3. |
Низкий (0-16) |
Требует значительной помощи со стороны взрослого, или выполнение задания не доступно даже с помощью взрослого. -отказ от выполнения. |
33 % |
17 % |
В целом полученные нами результаты были обобщены и отражены на рисунке 19.
Рисунок 19. Гистограмма
Уровень сформированности звукового анализа слов
у старших дошкольников с ЗПР на констатирующем и контрольном
этапах эксперимента
Проведём сравнительный анализ контрольного и констатирующего эксперимента.
Если на констатирующем этапе эксперимента высокий уровень имели 0- % детей Э.Г., то на контрольном 33% детей показали высокий уровень сформированности звукового анализа слов. На начальном этапе исследования средний уровень имели 67% детей, а на контрольном этапе исследования этот уровень снизился до 50%. Низкий уровень на констатирующем этапе имели 33% детей, на контрольном этапе мы видим снижение до 17%.
Анализируя средний уровень сформированности навыков звукового анализа в Э.Г. на констатирующем этапе, можно отметить значительный «количественный разрыв», который составляет 33% от детей Э.Г. на контрольном этапе. Исследование показало, что большинство детей (33%) Э.Г. показали высокий результат после экспериментального обучения. На заключительном этапе исследования низкий уровень сформированности снизился, и «количественный разрыв» составил 16%.
Таким образом, проведённая экспериментальная работа по формированию навыков звукового анализа слов у детей с задержкой психического развития оказала положительное влияние и способствовала развитию фонематического слуха; привела к уменьшению трудностей при вычленении заданного звука из слога и слова; к успешному ориентированию в звуковом составе слова, к развитию двигательной и слухо-зрительной координации.
По окончании эксперимента нами на основе полученных данных и анализа научной литературы были составлены следующие методические рекомендации. Специальную коррекционно - педагогическую работу по развитию фонематического слуха и развитию навыков звукового анализа слов у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития необходимо проводить на всём протяжении обучения в СДОУ VII вида.
Формирование навыков звукового анализа слов должно проводиться последовательно, целенаправленно как на индивидуальных занятиях, так и в процессе осуществления всей учебно-воспитательной работы.
Сформированность навыков звукового анализа у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития оказывает существенное влияния на многие психические процессы и положительным образом сказывается на дальнейшем обучении в школе.
Эффективность экспериментального обучения детей с задержкой психического развития оказалась не одинаковой для всей группы детей. В ряде случаев дети продемонстрировали хороший уровень сформированности навыков звукового анализа слов, именно эти результаты свидетельствуют о наличии у детей с задержкой психического развития потенциальных возможностей, которые необходимо своевременно выявить и развивать.
В целом полученные данные позволяют отметить, что поставленная нами цель доступна, задачи решены, выдвинутая гипотеза подтвердилась.
Выводы по II главе
Анализ результатов экспериментальной работы по формированию звукового анализа слов у старших дошкольников с ЗПР позволяет сделать следующий выводы.
У детей старшего дошкольного возраста отмечается недостаточная сформированность навыков звукового анализа слов. Это обусловлено следующим: недоразвитием фонематического слуха; неумением проводить вычленение из слогов, слов заданных звуков, низким уровнем сформированности двигательной и слухо-зрительной координации, неумением вовремя переключаться с одного задания на другое, а также низким уровнем осознанности выполняемого задания.
Данные констатирующего эксперимента подтверждают, что преимущественно у старших дошкольников с ЗПР со значительным отставанием в общем и речевом развитием (слабая группа – Э.Г.) отмечается средний уровень сформированности навыков звукового анализа слов (67 %). Остальные дети группы имеют низкий уровень (33 %). Выше результаты в сильной группе детей, которые незначительно отстают в общем и речевом развитии от нормально развивающихся сверстников (К.Г.). Здесь преобладающим является высокий уровень сформированности навыков звукового анализа слов (67 %), но есть дети и со средним уровнем (33 %).
Формирование звукового анализа слов у детей старшего дошкольного возраста может быть обеспечено в условиях целенаправленно организованной коррекционно-развивающей работы, реализующихся в нескольких блоках, в которые входят задания и упражнения различной степени сложности.
В процессе формирующего эксперимента специально подобранные задания были включены в следующие последовательно сменяющиеся блоки:
Данные контрольного эксперимента подтверждают, что проведённая экспериментальная работа по формированию звукового анализа слов у старших дошкольников с ЗПР явилась эффективной. У детей удалось преодолеть ряд ошибок и недочётов. Повысился уровень владения навыками звукового анализа слов: высокий составил 33%; средний – 50 %, став доминирующим; низкий стал составлять только 17 %.
В целом проведённый педагогический эксперимент позволяет отметить, что поставленная нами цель была достигнута, задачи решены, выдвинутая гипотеза подтвердилась.
Заключение
Анализ научной литературы подтверждает, что развитие навыков звукового анализа слов требует сформированности фонематического слуха, правильной координации руки и слухо-зрительного восприятия, умения ориентироваться в звуковой структуре лексической единицы. Это не может возникнуть спонтанно и требует целенаправленного формирования у детей с ЗПР. В этой связи проблема развития навыков звукового анализа слов детей старшего дошкольного возраста с ЗПР остаётся в специальной педагогике актуальной.
Изучение названной проблемы в различных аспектах посвящены работы таких педагогов и психологов, как Е.А. Бугрименко, Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, Г.А. Цукерман и др.
Отечественными учёными в области педагогики и психологии разработаны методики обследования детей на предмет их готовности к овладению навыками звукового анализа слов, намечены основные направления и приёмы формирования данных навыков, сформулированы основные направления коррекционной работы. В тоже время повысились требования типовой программы к формированию навыков звукового анализа слов у детей данной категории (С Г Шевченко). При этом отсутствуют исследования, в которых представлены данные об уровнях сформированности навыков звукового анализа слов у старших дошкольников с ЗПР. Отмечается недостаточное количество дидактических заданий и упражнений.
Анализ и обобщение научной литературы по теме выпускной квалификационной работы позволили установить, что у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в виду временной задержки и недоразвития различных структур головного мозга процесс формирования навыков звукового анализа слов затруднён. Известно, что период дошкольного детства является сенситивным, поэтому нужно создавать все необходимые условия, чтобы развить у детей с ЗПР навыки звукового анализа уже в процессе обучения в специальном дошкольном учреждении.
Педагогический эксперимент в констатирующем, формирующем и контрольном вариантах позволил дополнить сведения о специфических особенностях формирования навыков звукового анализа слов у рассматриваемой категории детей. Так, на констатирующем этапе исследования было установлено, что большинство детей с ЗПР (Э.Г.) имеет средний уровень сформированности навыков звукового анализа слов (67%). У остальных дошкольников группы эти навыки находятся на низком уровне (33%). С высоким уровнем нет ни одного ребёнка. Выше показатели в К.Г., где находятся дети с ЗПР с уровнем общего и речевого развития близким к норме.
В процессе формирующей части эксперимента формирование навыков звукового анализа слов у старших дошкольников с ЗПР осуществлялось за счёт специальных коррекционно-развивающих заданий и упражнений. Данные задания были включены в следующие блоки, которые последовательно сменяли друг друга:
1. Развитие фонематического восприятия;
2. Развитие умения производить вычленение звуков из заданных слогов, слов;
3. Развитие умения устанавливать точное место звука в слоге, слове;
4. Формирование умения определять последовательность звуков, порядок, в котором они следуют;