Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июля 2014 в 18:24, дипломная работа
Вопрос о формировании звукового анализа слов и его месте в системе обучения грамоте занимает одну из центральных позиций в методиках обучения языку и развития речи различных категорий детей. Впервые данная проблема была поднята К.Д. Ушинским, являющимся основоположником «звукового метода» в России. Автор считал необходимым развивать у детей речевой слух, формировать умение слушать отдельные звуки, устанавливать их последовательность в словах. Так, например, разрабатывая новую для своего времени методику первоначального обучения грамоте, К.Д. Ушинский писал: «Я не по этому предлагаю звуковую методику, что, достигая успешно своей цели метода эта в тоже время даёт самостоятельность ребёнку, беспрестанно упражнять внимание, память, и когда перед ним потом раскрывается книга, она уже значительна, к пониманию того, что читает, и, главное в нём не подавляется, возбуждается интерес к учению» [43, с.22].
Введение
С.
Глава I. Теоретические обоснование проблемы исследования
С.
I.1. Формирование звукового анализа слов в онтогенезе
С.
I.2. Особенности овладения звуковым анализом слов старшими дошкольниками с задержкой психического развития
С.
I.3.Современные программно-методические требования к работе по формированию звукового анализа слов у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
С.
Выводы по I главе
С.
Глава II. Экспериментальная работа по формированию звукового анализа слов у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
С.
II.1. Организация педагогического эксперимента
С.
II.2. Особенности и уровни сформированности звукового анализа слов детей 6-7 лет с ЗПР на констатирующем этапе исследования
С.
II.3. Использование комплекса упражнений, направленных на формирование навыков звукового анализа слов у старших дошкольников с задержкой психического развития в процессе педагогического эксперимента
С.
II.4. Результаты педагогического эксперимента
С.
Выводы по II главе
С.
Заключение
С.
Мы отразили полученные результаты обследования детей по методике 6 на рисунке (см. рисунок 6).
Рисунок 6. Гистограмма
Результаты обследования дошкольников КГ и ЭГ по методике 6
Из представленного рисунка следует, что у большинства детей К.Г. отмечается высокий уровень, а у их сверстников из Э.Г. – средний. В К.Г. нет ни одного ребёнка с низким уровнем.
Остановимся на результатах выполнения детьми задания по методике 7 (см. таблицу 7).
Таблица 7
Результаты обследования дошкольников по методике 7
Методика 7. Определение первого и последнего звука в слове
Категории и количество детей |
Справились с заданием %
(высокий уровень) |
Частично справились с заданием % (средний уровень) |
Не справились с заданием %
(низкий уровень) |
К.Г. (6детей) |
5 реб.(83%) |
1 реб.(17%) |
0 % |
Э.Г. (6 детей) |
1 реб.(17%) |
3 реб.(50%) |
2 реб. (33%) |
Как показали полученные данные, 5 детей (83%) К.Г. не только сразу приняли, но и успешно справились с заданием; 1 ребёнок (17%) частично справился с заданием - он понял и принял задание, но недостаточная сформированность планирующей функции речи помешала ему объяснить свой выбор. В результате ответ был неверным. В Э.Г. успешно с заданием справился только один ребёнок (17%); частично - 3 ребёнка (50%); не справилось с заданием - 2 ребёнка (33%).
Итак, если большинство детей К.Г. выполнило задание строго в соответствии с установленной инструкцией, без особых затруднений, то дошкольники из Э.Г. в своей основной массе испытывали значительные трудности при определении последнего и первого звука в слове. Полученные результаты после обследования детей по методике 7 отображены на рисунке 7.
Рисунок 7. Гистограмма
Результаты обследования дошкольников по методике 7
Заключительной явилась методика, направленная на выделение последовательности каждого звука в слове. Результаты обследования дошкольников К.Г. и Э.Г. по методике 8 отражены в таблице (см. таблицу 8).
Таблица 8
Результаты обследования дошкольников по методике 8
Методика 8. Выделение последовательности каждого звука в слове
Категории и количество детей |
Справились с заданием %
(высокий уровень) |
Частично справились с заданием % (средний уровень) |
Не справились с заданием % (низкий уровень) |
К.Г. (6детей) |
4 реб. (67%) |
2 реб. (33%) |
0 % |
Э.Г. (6 детей) |
1реб. (17%) |
2 реб. (33%) |
3 реб. (50%) |
Полученные данные показывают, что в К.Г. осмыслили, приняли и успешно справились с заданием 4 реб. (67%); 2 реб. (33%) частично справились - ответы на поставленный вопрос были неуверенными, не соответствовали последовательности звуков в слове, несмотря на наличие предложенного экспериментатором образца. В Э.Г. справился с заданием только один ребёнок (17%), тем не менее у него качество выполняемого задания не было достаточно высоким - дошкольник очень долго выполнял данное задание. Кроме того, 2 ребёнка (33%) частично выполнили поставленную перед ними задачу. Дети не проявили достаточно интереса к заданию, показали неумение работать осмысленно, адекватно планировать свои действия. Три ребёнка отказались выполнить задание.
Полученные данные обследования дошкольников из К.Г. и Э.Г. по методике 8 представлены на рисунке (см. рисунок 8).
Рисунок 8. Гистограмма
Результаты обследования дошкольников по методике 8
Как видно из представленного рисунка, в К.Г. доминирующим является высокий уровень, а в Э.Г. – низкий. В К.Г. детей с низким уровнем нет.
В целом анализ данных, полученных в результате обследования дошкольников К.Г. и Э.Г., позволил выявить значительный «разброс показателей» в определении сформированности навыков звукового анализа слов.
Полученные нами результаты (по всем восьми методикам) были обобщены, количественные показатели представлены в таблице 9.
Таблица 9
Уровень сформированности звукового анализа слов у старших дошкольников с ЗПР К.Г. и Э.Г. на констатирующем этапе эксперимента
№ |
Методика |
Группа |
Высокий уровень % |
Средний уровень, % |
Низкий уровень, % |
1. |
Опознание фонем |
КГ ЭГ |
83% 33% |
17% 50% |
0% 17% |
2. |
Отраженное восприятие слоговых рядов (пар) |
КГ ЭГ |
67% 17% |
33% 50% |
0% 33% |
3. |
Выделение звука в слогах |
КГ ЭГ |
67% 33% |
33% 50% |
0% 17% |
4. |
Выделение ударного гласного звука в словах |
КГ ЭГ |
100% 50% |
0% 33% |
0% 17% |
5. |
Подбор картинок к словам с заданным звуком |
КГ ЭГ |
67% 50% |
33% 33% |
0% 17% |
6. |
Определение места звука |
КГ ЭГ |
67% 17% |
33% 50% |
0% 33% |
7. |
Определение первого и последнего звука в слове |
КГ ЭГ |
83% 17% |
17% 50% |
0% 33% |
8. |
Выделение последовательности звука в слове |
КГ ЭГ |
67% 17% |
33% 33% |
0% 50% |
Таким образом, как показывают данные таблицы, значительно лучше с заданиями диагностических методик справились дети из контрольной группы. Из них не было ни одного ребёнка, который бы отказался от выполнения задания или не справился с ним. Иной показатель в экспериментальной группе. Чаще всего дети ЭГ либо частично выполняли задание, либо совсем с ними не справлялись. Наиболее простыми для старших дошкольников экспериментальной группы оказались задания по методике 4 «Выделение ударного гласного звука в словах» (с заданием справилось 50% детей) и по методике 5 »Подбор картинок к словам с заданным звуком» (с заданием справилось 50% детей). Самую большую трудность у детей ЭГ вызвало задание по методике 8 « Выделение последовательности каждого звука в слове» ( с заданием справилось 17% - один ребёнок).
Анализируя результаты обследования двух групп, контрольной и экспериментальной, мы можем отметить следующее: дети ЭГ не только затрудняются в выполнении задания на определение данного звука, но и с трудом принимают, осмысливают задание. Отмечается значительный «разрыв», отставание старших дошкольников ЭГ от их сверстников КГ в уровнях сформированности звукового анализа слов.
В целом недостаточная сформированность фонематического слуха, неумение производить вычленение из слогов, слов заданного звука, неумение переключаться с одного на другое задание, неготовность производить звуковой анализ слов – предстают как особенности старших дошкольников с ЗПР, что может негативно отразиться на успеваемости этих детей в школе.
Для глубокого изучения полученных нами результатов потребовался более тщательный анализ с выделением групп детей по уровням их готовности производить звуковой анализ слов.
Анализируя результаты эксперимента, отметим, что все дети старшего дошкольного возраста с ЗПР, которые находились в контрольной группе, приняли каждое из предложенных им заданий. Дети контрольной группы проявили высокую активность при выполнении данных заданий, быстро вступали в контакт со взрослым, демонстрировали свою заинтересованность к предложенным заданиям. Результаты эксперимента позволяют констатировать, что у детей контрольной группы хорошо развит фонематический слух, слухо- двигательная координация, умение переключаться с одного задания на другое, отмечается осознанное выполнение заданий. Дошкольники данной категории свободно выделяют ударный гласный звук; могут вычленить из слога, слова заданный звук; принимают помощь взрослого
При анализе данных, полученных в результате обследованиях, детей старшего дошкольного возраста с ЗПР экспериментальной группы, отмечаем, что большинство детей приняли задания, хотя многие из воспитанников ЭГ приступали к заданию, не выслушав до конца инструкцию исследователя. В ходе выполнения данных заданий дошкольники испытывали затруднения, но ни один ребёнок не задал вопроса и не обратился за помощью к экспериментатору. Этот факт говорит о том, что дети этой категории не прогнозировали возможные трудности, не соотносили свои возможности со степенью сложности представленных заданий. Многие дошкольники ЭГ отказались от выполнения задания, хотя сначала проявляли живой интерес к заданиям экспериментатора.
Обобщая полученные данные, можно выделить 3 уровня сформированности звукового анализа слов у детей дошкольного возраста с ЗПР, а именно: высокий, средний, низкий.
К первому уровню (высокому) относятся дети, которые выполняли задания без ошибок и без помощи взрослого. Количество выбранных баллов составляет 33-40.
Ко второму уровню (среднему) можно отнести детей, которые частично справлялись с заданием. Дошкольники допустили незначительные ошибки при выполнении данных методик, самостоятельно их исправляли или с помощью уточняющих вопросов. Количество набранных баллов составляет 17- 32.
К третьему уровню (низкому) относятся дети, которым при выполнении заданий требуется значительная помощь со стороны взрослого, или был отказ выполнить задание. Количество набранных баллов составляет 0-16.
Обобщив полученные данные, мы занесли их в таблицу 10.
Таблица 10
Уровень сформированности звукового анализа слов у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР на констатирующем этапе эксперимента.
Уровни |
Контрольная группа (КГ) |
Экспериментальная группа (ЭГ) |
Высокий |
4 чел.(67%) |
0 чел.(0%) |
Средний |
2 чел.(33%) |
4 чел. (67%) |
Низкий |
0 чел.(0%) |
2 чел. (33%) |
Всего обследуемых |
6 детей (100%) |
6 детей (100%) |
Как показывают данные, занесённые в таблицу, в числе испытуемых в Э.Г. отсутствуют дошкольники с высоким уровнем. В тоже время в К.Г. с высоким уровнем выявлено 4 дошкольника (67%) .
Результаты, соответствующие среднему уровню, показали 2 ребёнка в контрольной группе (33%), а в экспериментальной группе - 4 ребёнка (67%).Эти дети справились с заданием частично. Во время ответов на вопросы исследователя они допустили незначительные ошибки. Кроме того, некоторые из этих детей выслушивали не до конца инструкцию экспериментатора, были излишне эмоциональны, не могли вовремя переключиться на другое задание.
Низкий уровень не выявлен у дошкольников К.Г. А в Э.Г. с заданием не справились 2 детей (33%). Данная категория дошкольников не смогла правильно выполнить задания по предложенным методикам. Это обусловлено несформированностью фонематического слуха, недостаточностью словарного запаса, неумением, а подчас и нежеланием выслушивать инструкцию экспериментатора. Нужно отметить, что эти дети были не эмоциональны. Инструкции исследователя вызывали равнодушие, отмечалось безразличие к результатам выполнения задания.
Исследования показали, что между К.Г. и Э.Г. «количественный разрыв» составляет 67%. Данные мы представили на рисунке 9.
Рисунок 9. Гистограмма
Уровни сформированности звукового анализа слов у детей
Старшего дошкольного возраста Э.Г. и К.Г.
на констатирующем этапе эксперимента
Данные, полученные в результате исследования, показывают, что состояние навыков звукового анализа у старших дошкольников с ЗПР в К.Г. и Э.Г. заметно отличается. Наиболее высокий уровень (67 %) показали дети контрольной группы; низкий уровень выявлен только у детей экспериментальной группы (33%).
В целом проведённый констатирующий эксперимент, его результаты позволяют отметить, что недостаточная сформированность навыков звукового анализа слов у детей с ЗПР Э.Г, обусловлена следующим: недоразвитием фонематического слуха; неумением проводить вычленение из слогов, слов заданных звуков, низким уровнем сформированности двигательной и слухо-зрительной координации, неумением вовремя переключаться с одного задания на другое, а также низким уровнем осознанности выполняемого задания. Можно отметить, что практика работы со старшими дошкольниками с ЗПР нуждается в совершенствовании в аспекте формирования у детей этой категории навыков выполнения звукового анализа слов.
После анализа результатов эксперимента нами были подготовлены методические рекомендации к работе формированию навыков звукового анализа слов у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
II.3. Использование комплекса упражнений, направленных на формирование навыков звукового анализа слов, у старших дошкольников с ЗПР в процессе педагогического эксперимента
Результаты обследования старших дошкольников с ЗПР на констатирующем этапе эксперимента показали, что у данной категории детей отмечается:
* недостаточная
* неумение производить
* неумение устанавливать место звука в слоге, слове;
* неумение определять
* несформированность
* отсутствие готовности
Это привело к необходимости подобрать и апробировать комплекс коррекционно-развивающих упражнений, направленных на формирование звукового анализа слов у дошкольников с ЗПР.
Цель формирующего эксперимента заключалась в следующем: посредством комплекса коррекционных упражнений повысить уровень сформированности звукового анализа слов у старших дошкольников с ЗПР.