Формирование звукового анализа слов у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июля 2014 в 18:24, дипломная работа

Краткое описание

Вопрос о формировании звукового анализа слов и его месте в системе обучения грамоте занимает одну из центральных позиций в методиках обучения языку и развития речи различных категорий детей. Впервые данная проблема была поднята К.Д. Ушинским, являющимся основоположником «звукового метода» в России. Автор считал необходимым развивать у детей речевой слух, формировать умение слушать отдельные звуки, устанавливать их последовательность в словах. Так, например, разрабатывая новую для своего времени методику первоначального обучения грамоте, К.Д. Ушинский писал: «Я не по этому предлагаю звуковую методику, что, достигая успешно своей цели метода эта в тоже время даёт самостоятельность ребёнку, беспрестанно упражнять внимание, память, и когда перед ним потом раскрывается книга, она уже значительна, к пониманию того, что читает, и, главное в нём не подавляется, возбуждается интерес к учению» [43, с.22].

Содержание

Введение
С.
Глава I. Теоретические обоснование проблемы исследования
С.
I.1. Формирование звукового анализа слов в онтогенезе
С.
I.2. Особенности овладения звуковым анализом слов старшими дошкольниками с задержкой психического развития
С.
I.3.Современные программно-методические требования к работе по формированию звукового анализа слов у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
С.
Выводы по I главе
С.
Глава II. Экспериментальная работа по формированию звукового анализа слов у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
С.
II.1. Организация педагогического эксперимента
С.
II.2. Особенности и уровни сформированности звукового анализа слов детей 6-7 лет с ЗПР на констатирующем этапе исследования
С.
II.3. Использование комплекса упражнений, направленных на формирование навыков звукового анализа слов у старших дошкольников с задержкой психического развития в процессе педагогического эксперимента
С.
II.4. Результаты педагогического эксперимента
С.
Выводы по II главе
С.
Заключение
С.

Вложенные файлы: 1 файл

ВКР.doc

— 879.00 Кб (Скачать файл)

Накачаем ей мы шины.

    (насос)

Посмотри на  небеса -            дети: У-У-У-У.

Что за птица в небе мчится.

     (самолёт)

В будке кто- то сидит            дети: Р-Р-Р-Р.

И на нас рычит.

      ( собака)

Шёл по лесенке бычок           дети: А-А-А-А.

И упал он на бочёк.

      ( плачет)

 

«Звуковое лото»

Цель:

Закрепить навык ориентироваться в звукоподражании и соотнесении звучания с картинками.

Предлагаемый материал:

На столе карточки с изображением разных животных и предметов: паровоз, комар, пчела, машина, насос, жук, самолёт, собака, труба.

Ход игры:

Дети берут по три картинки. Педагог произносит определённые звуки, а дети показывают картинки с изображением животных или предмета, которые, по их мнению могут так  звучать.

 

«Кто там на дорожке»

Цель:

Закрепить умение ориентироваться в произношении и звукоподражанию изолированного звука.

Предлагаемый материал:

Картина с изображением лесной дорожки. Картинки: девочки, собаки, жука, самолёта, комар, дождь.

Ход игры:

Педагог показывает детям весь набор картинок и поговаривает, как они звучат. Два ребёнка выходят к доске и становятся спиной друг к другу (один лицом к доске). Далее педагог ставит на дорожки по переменно разные картинки, а ребёнок, стоящий лицом к доске должен произнести звук, характерный для этой картинке, а другой ребёнок должен угадать, кто идёт по дорожке.

 

«Найди пару»

Цель: Совершенствовать навык звукоподражания и соотнесение его с картинкой.

Прилагаемый материал:

Парные картинки с изображением: жука, пчелы, насоса, капли воды, комара, мухи, машины, собаки, паровоза, самолёта, змеи, листочка берёзы.

Ход игры:

Детям предлагаются карточки и они должны найти разрезные картинки с изображением животных или предметов, которые производят одинаковые звуки.

 

Жук    Ж-Ж                 Насос  С-С                  Комар З-З.

Пчела Ж-Ж.                Капля воды С-С         Муха  З-З.

 

Машина Р-Р               Паровоз У-У               Змея Ш-Ш

Собака Р-Р                 Самолёт У-У               Листья берёзы  Ш-Ш

 

«Эхо»

Цель:

Совершенствовать умение выделять из произносимого слова изолированный звук.

Предлагаемый материал:

Картинки с изображением разных животных и предметов: муха, пчела, самолёт, собака, комар, паровоз, труба и т.д.

Ход игры:

Дети повторяют за педагогом слова и акцентируют выделение последнего звука в слове.

МухА-А-А,

ПчелА-А-А,

СамолёТ-Т-,

ПаровоЗ-З-З, и т.д.

 

«Поговори со мной»

Цель:

Учить акцентировать, интонационно выделять  данный звук в слове. Закрепить навык  звукоподражания

Предлагаемый материал:

Картинка с изображением  двух пчёл.

Ход игры:

Педагог предлагает ребёнку поговорить с пчелой на её языке.

Например:

-Ты слышишь, как жужжат пчелы? Попробуй пожужжать также –Ж Ж Ж..

А теперь поговорим на пчелином языке, как будто мы две пчёлки. Вот так:» Давай друЖЖЖить! Ты где ЖЖЖивёшь? А я ЖЖЖиву в этом Жилище, приходи ко мне в гости, я угощу тебя медовым пироЖЖЖком и мороЖЖеным.

 

2. Дидактические игры  на развитие навыков вычленения  звуков из заданных слогов, слов.

 

«Найди место для своей картинки»

Цель: Нахождение и выделение  звука  в  словах.

Предлагаемый материал:

Набор картинок, в названии которых есть звук Ш и Ж..

Ход игры:

На столе лежат картинки. Педагог показывает картинку с изображением шарика и говорит: «Когда выходит воздух из шара, слышно: ш-ш-ш. Эту картинку я кладу справа».Затем показывает другую картинку с изображением  жука и говорит: « Жук жужжит ж-ж-ж. Эту картинку я кладу слева». Педагог предлагает детям самостоятельно  отобрать картинки и разложить их по местам. Те картинки, в которых слышится звук Ж, положить  рядом с картинкой «жук», а те картинки , где слышится звук Ш, рядом с «шариком»

 

«Кто больше»

Цель:

Нахождение звуков в названиях предметов по картине

Предлагаемый материал:

Сюжетная картина, на которой изображены предметы с определённым звуком. Фишки.

Ход игры:

Педагог показывает детям картину. Например. « Огород». После рассматривания картины педагог предлагает рассказать, что собирают дети на огороде. Затем перед детьми ставится задача сказать, в названии каких предметов слышится звук Р (С). За каждое слово дети получают фишки.

 

«Нагрузи машину»

Цель: Совершенствовать умение выделять ударный звук в словах.

Предлагаемый материал:

Игрушки или картинки .(яблоко, якорь, ящик, дом, сок, сом, кот, утка, ёж, мак и т.д.) Две игрушечные машинки.

Ход игры:

Педагог предлагает детям положить в машину картинки (игрушки). В красную картинки(игрушки) где слышится звук Я, а в зелёную, где слышится звук О.

 

«Закончи слово»

Цель:

Совершенствовать навык выделение гласного и согласного звука в слове .

Предлагаемый материал:

Игрушки: кукла  и Незнайка.

Ход игры:

Педагог предлагает одеть куклу и Незнайку на прогулку.

Кукла кофту оделА, а Незнайка кофту одеЛ.

Незнайка сапоги одеЛ, а кукла сапоги оделА.

Незнайка пуговицы застегнуЛ, кукла пуговицы застегнулА.

Кукла варежки взялА, а Незнайка варежки взяЛ.

 

«Нагрузи машину»

Цель:

Развивать умение вычленять из слов нужные гласные и согласные звуки.

Предлагаемый материал:

Игрушки: домик, кукла, арбуз, сапоги, краски, мыло, камень, мышка, мяч. Две машины (красную и синюю)

Ход игры:

Детям предлагается,  загрузит в машину игрушки или предметы. В красную- игрушки, где слышится звук М, а в синюю- игрушки, где в словах слышится звук А.

 

«Звуки заблудились»

Цель:

Формировать фонематический слух. Умение вычленить не правильный звук в слове  и вставить или заменить этот звук  на правильный.

Предлагаемый материал:

Стихи.

Ход игры:

Землю роет старый кот,

Под землёю он живёт.

 

Нам темно. Попросим Папу

Нам включить по ярче лапу..

 

От меня сбежал котёл,

На него я очень зол.

 

Любопытные мартышки

Собирают с ёлок фишки.

 

Здесь хорошее местечко

Протекает рядом  печка.

 

Сшил себе котёнок тапки,

Чтоб зимой не мёрзли шапки.

 

«Вкусные звуки»

Цель:

Развивать умение вычленять из слов нужные гласные и согласные звуки.

Предлагаемый материал:

Продукты питания: арбуз, молоко, сахар, торт, творог, мука и т.д.

Ход игры:

Педагог предлагает детям сходить в магазин и купить вкусные продукты, только такие, чтобы названия начинались на звук А(О).

 

«Запретные звуки»

Цель:

Совершенствовать  навык ориентировки в звукового анализа через речевое высказывание.

Предлагаемый материал:

Предметы групповой комнаты.

Ход игры:

Педагог задаёт ребёнку разнообразные вопросы, ребёнок отвечая, должен недолжен произносит звук  Ч (или какой ни- будь другой).

-Какой предмет показывает время?

-..асы.

 

« Кто больше»

Цель:

Уметь вычленять из слов нужный звук.

Предлагаемый материал:

Набор картинок: арбуз, аист, автобус, аквариум, астра, улитка, утюг, удочка, индюк, иголка, игрушка и т.д.

Ход игры:

Перед детьми раскладываются в ряд картинки, названия которых начинается со  звука А, И, У. Детям предлагается назвать картинки , где слова начинаются на звук А (И, У). Назвать слова, начинающиеся и оканчивающиеся на звук А (И, У).Картинки можно перевернуть и попросить детей по память назвать слова, которые начинаются на звук А (И, У).

 

«Доктор Звуков»

Цель: Совершенствовать  навык звукового анализа через речевое высказывание.

Предлагаемый материал:

Кукла, халат врача,

Ход игры:

Детям предлагается сходить  с куклой к врачу. На приёме выясняется, что кукла не выговаривает звук Р.Врач(педагог) назначает лечение: скороговорки, назвать 10 слов начинающихся на этот звук и 5 слов, которые оканчиваются на этот же звук. На помощь кукле приходит мама куклы (ребёнок).Она производит лечение(называет слова) и кукла здорова.

 

«Звуковая цепочка»

Цель: Уметь вычленять из слов нужный звук.

Предлагаемый материал:

Набор картинок: арбуз, зонт, тарелка, аквариум, мыло, обруч, часы.

Ход игры:

Перед детьми выкладываются картинки, и предлагается разложить их так, что бы последний звук первого слова был первым звуком второго слова.

 

«Магазин игрушек»

Цель: Совершенствовать  навык звукового анализа через речевое высказывание.

Предлагаемый материал:

Набор картинок с  продуктами или игрушками.

Ход игры:

Вариант №1

Под вывеской «Магазин» раскладываются картинки или игрушки. Продавец- педагог, покупатель- ребёнок. Покупатель набирает товары и подходи к продавцу, чтобы оплатить покупку. Продавец вместо денег предлагает покупателю расплатиться 5 словами

 на звук Н (звук может быть  любой).

Вариант №2

Оплата за покупку может быть, начальный звук покупки.

 

«Поле чудес»

Цель:

Совершенствовать навык звукоподражания и соотнесение с картинками.

Прилагаемый материал:

Круг с картинками( мышь, гусь, барабан, кукушка, собака, труба, капля, свинья) и стрелкой (поле чудес),фишки.

Ход игры:

Педагог крутит круг. После остановки стрелка показывает на картинку. Ребёнок должен озвучить картину. За правильный ответ выдаётся фишка. Кто больше наберёт, тот и выиграл

 

3. Дидактические игры  на формирование умения устанавливать точное место звука в слоге и слове.

 

«Кто к нам в гости пришёл?»

Цель:

Формировать умение устанавливать точное место звука в слове.

Предлагаемый материал:

Куклы, фишки для поощрения.

Ход игры:

Вариант 1

К детям в гости пришли куклы .Педагог раскладывает рядом с каждой куклой фишку и говорит, что если ребёнок угадает как зовут куклу, то получит эту фишку. Педагог говорит: « Имя этой куклы начинается на звук – О, а заканчивается на звук - Я.

Дети должны догадаться, как зовут кукол.

Вариант 2

Дети должны дать имена куклам, и проговорить их имена, называя каждый звук в отдельности.

«Магазин»

Цель:

Формировать умение устанавливать точное место звука в слове.

Предлагаемый материал:

Набор игрушек, картинки цветов или набор продуктов (картинки или муляжи), цветные вазы.

Ход игры:

Вариант 1

Педагог- покупатель. Дошкольник- продавец. Покупатель называет звук, а продавец должен найти покупку, которая начинается на этот звук.

Вариант2

Садовник- педагог. Дошкольник-продавец .Садовник приносить продавцу цветы, продавец должен их назвать и расставить в вазу. Красная ваза – все цветы где есть звук – О. Синяя ваза- все цветы, где слышится звук –С.

 

«Каждому звуку своё место»

Цель:

Формировать умение устанавливать точное место звука в слове.

Предлагаемый материал:

Набор вещей: шарф, варежки, кофта, брюки (можно картинки).

Ход игры:

Дети должны  каждую вещи назвать и проговорить данное слово.  Последовательно назвать каждый звук в этом слове, и положить её на нужную полку.

Информация о работе Формирование звукового анализа слов у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития