Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июля 2014 в 18:24, дипломная работа
Вопрос о формировании звукового анализа слов и его месте в системе обучения грамоте занимает одну из центральных позиций в методиках обучения языку и развития речи различных категорий детей. Впервые данная проблема была поднята К.Д. Ушинским, являющимся основоположником «звукового метода» в России. Автор считал необходимым развивать у детей речевой слух, формировать умение слушать отдельные звуки, устанавливать их последовательность в словах. Так, например, разрабатывая новую для своего времени методику первоначального обучения грамоте, К.Д. Ушинский писал: «Я не по этому предлагаю звуковую методику, что, достигая успешно своей цели метода эта в тоже время даёт самостоятельность ребёнку, беспрестанно упражнять внимание, память, и когда перед ним потом раскрывается книга, она уже значительна, к пониманию того, что читает, и, главное в нём не подавляется, возбуждается интерес к учению» [43, с.22].
Введение
С.
Глава I. Теоретические обоснование проблемы исследования
С.
I.1. Формирование звукового анализа слов в онтогенезе
С.
I.2. Особенности овладения звуковым анализом слов старшими дошкольниками с задержкой психического развития
С.
I.3.Современные программно-методические требования к работе по формированию звукового анализа слов у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
С.
Выводы по I главе
С.
Глава II. Экспериментальная работа по формированию звукового анализа слов у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
С.
II.1. Организация педагогического эксперимента
С.
II.2. Особенности и уровни сформированности звукового анализа слов детей 6-7 лет с ЗПР на констатирующем этапе исследования
С.
II.3. Использование комплекса упражнений, направленных на формирование навыков звукового анализа слов у старших дошкольников с задержкой психического развития в процессе педагогического эксперимента
С.
II.4. Результаты педагогического эксперимента
С.
Выводы по II главе
С.
Заключение
С.
Накачаем ей мы шины.
(насос)
Посмотри на небеса - дети: У-У-У-У.
Что за птица в небе мчится.
(самолёт)
В будке кто- то сидит дети: Р-Р-Р-Р.
И на нас рычит.
( собака)
Шёл по лесенке бычок дети: А-А-А-А.
И упал он на бочёк.
( плачет)
«Звуковое лото»
Цель:
Закрепить навык ориентироваться в звукоподражании и соотнесении звучания с картинками.
Предлагаемый материал:
На столе карточки с изображением разных животных и предметов: паровоз, комар, пчела, машина, насос, жук, самолёт, собака, труба.
Ход игры:
Дети берут по три картинки. Педагог произносит определённые звуки, а дети показывают картинки с изображением животных или предмета, которые, по их мнению могут так звучать.
«Кто там на дорожке»
Цель:
Закрепить умение ориентироваться в произношении и звукоподражанию изолированного звука.
Предлагаемый материал:
Картина с изображением лесной дорожки. Картинки: девочки, собаки, жука, самолёта, комар, дождь.
Ход игры:
Педагог показывает детям весь набор картинок и поговаривает, как они звучат. Два ребёнка выходят к доске и становятся спиной друг к другу (один лицом к доске). Далее педагог ставит на дорожки по переменно разные картинки, а ребёнок, стоящий лицом к доске должен произнести звук, характерный для этой картинке, а другой ребёнок должен угадать, кто идёт по дорожке.
«Найди пару»
Цель: Совершенствовать навык звукоподражания и соотнесение его с картинкой.
Прилагаемый материал:
Парные картинки с изображением: жука, пчелы, насоса, капли воды, комара, мухи, машины, собаки, паровоза, самолёта, змеи, листочка берёзы.
Ход игры:
Детям предлагаются карточки и они должны найти разрезные картинки с изображением животных или предметов, которые производят одинаковые звуки.
Жук Ж-Ж Насос С-С Комар З-З.
Пчела Ж-Ж. Капля воды С-С Муха З-З.
Машина Р-Р Паровоз У-У Змея Ш-Ш
Собака Р-Р Самолёт У-У Листья берёзы Ш-Ш
«Эхо»
Цель:
Совершенствовать умение выделять из произносимого слова изолированный звук.
Предлагаемый материал:
Картинки с изображением разных животных и предметов: муха, пчела, самолёт, собака, комар, паровоз, труба и т.д.
Ход игры:
Дети повторяют за педагогом слова и акцентируют выделение последнего звука в слове.
МухА-А-А,
ПчелА-А-А,
СамолёТ-Т-,
ПаровоЗ-З-З, и т.д.
«Поговори со мной»
Цель:
Учить акцентировать, интонационно выделять данный звук в слове. Закрепить навык звукоподражания
Предлагаемый материал:
Картинка с изображением двух пчёл.
Ход игры:
Педагог предлагает ребёнку поговорить с пчелой на её языке.
Например:
-Ты слышишь, как жужжат пчелы? Попробуй пожужжать также –Ж Ж Ж..
А теперь поговорим на пчелином языке, как будто мы две пчёлки. Вот так:» Давай друЖЖЖить! Ты где ЖЖЖивёшь? А я ЖЖЖиву в этом Жилище, приходи ко мне в гости, я угощу тебя медовым пироЖЖЖком и мороЖЖеным.
2. Дидактические игры
на развитие навыков
«Найди место для своей картинки»
Цель: Нахождение и выделение звука в словах.
Предлагаемый материал:
Набор картинок, в названии которых есть звук Ш и Ж..
Ход игры:
На столе лежат картинки. Педагог показывает картинку с изображением шарика и говорит: «Когда выходит воздух из шара, слышно: ш-ш-ш. Эту картинку я кладу справа».Затем показывает другую картинку с изображением жука и говорит: « Жук жужжит ж-ж-ж. Эту картинку я кладу слева». Педагог предлагает детям самостоятельно отобрать картинки и разложить их по местам. Те картинки, в которых слышится звук Ж, положить рядом с картинкой «жук», а те картинки , где слышится звук Ш, рядом с «шариком»
«Кто больше»
Цель:
Нахождение звуков в названиях предметов по картине
Предлагаемый материал:
Сюжетная картина, на которой изображены предметы с определённым звуком. Фишки.
Ход игры:
Педагог показывает детям картину. Например. « Огород». После рассматривания картины педагог предлагает рассказать, что собирают дети на огороде. Затем перед детьми ставится задача сказать, в названии каких предметов слышится звук Р (С). За каждое слово дети получают фишки.
«Нагрузи машину»
Цель: Совершенствовать умение выделять ударный звук в словах.
Предлагаемый материал:
Игрушки или картинки .(яблоко, якорь, ящик, дом, сок, сом, кот, утка, ёж, мак и т.д.) Две игрушечные машинки.
Ход игры:
Педагог предлагает детям положить в машину картинки (игрушки). В красную картинки(игрушки) где слышится звук Я, а в зелёную, где слышится звук О.
«Закончи слово»
Цель:
Совершенствовать навык выделение гласного и согласного звука в слове .
Предлагаемый материал:
Игрушки: кукла и Незнайка.
Ход игры:
Педагог предлагает одеть куклу и Незнайку на прогулку.
Кукла кофту оделА, а Незнайка кофту одеЛ.
Незнайка сапоги одеЛ, а кукла сапоги оделА.
Незнайка пуговицы застегнуЛ, кукла пуговицы застегнулА.
Кукла варежки взялА, а Незнайка варежки взяЛ.
«Нагрузи машину»
Цель:
Развивать умение вычленять из слов нужные гласные и согласные звуки.
Предлагаемый материал:
Игрушки: домик, кукла, арбуз, сапоги, краски, мыло, камень, мышка, мяч. Две машины (красную и синюю)
Ход игры:
Детям предлагается, загрузит в машину игрушки или предметы. В красную- игрушки, где слышится звук М, а в синюю- игрушки, где в словах слышится звук А.
«Звуки заблудились»
Цель:
Формировать фонематический слух. Умение вычленить не правильный звук в слове и вставить или заменить этот звук на правильный.
Предлагаемый материал:
Стихи.
Ход игры:
Землю роет старый кот,
Под землёю он живёт.
Нам темно. Попросим Папу
Нам включить по ярче лапу..
От меня сбежал котёл,
На него я очень зол.
Любопытные мартышки
Собирают с ёлок фишки.
Здесь хорошее местечко
Протекает рядом печка.
Сшил себе котёнок тапки,
Чтоб зимой не мёрзли шапки.
«Вкусные звуки»
Цель:
Развивать умение вычленять из слов нужные гласные и согласные звуки.
Предлагаемый материал:
Продукты питания: арбуз, молоко, сахар, торт, творог, мука и т.д.
Ход игры:
Педагог предлагает детям сходить в магазин и купить вкусные продукты, только такие, чтобы названия начинались на звук А(О).
«Запретные звуки»
Цель:
Совершенствовать навык ориентировки в звукового анализа через речевое высказывание.
Предлагаемый материал:
Предметы групповой комнаты.
Ход игры:
Педагог задаёт ребёнку разнообразные вопросы, ребёнок отвечая, должен недолжен произносит звук Ч (или какой ни- будь другой).
-Какой предмет показывает
-..асы.
« Кто больше»
Цель:
Уметь вычленять из слов нужный звук.
Предлагаемый материал:
Набор картинок: арбуз, аист, автобус, аквариум, астра, улитка, утюг, удочка, индюк, иголка, игрушка и т.д.
Ход игры:
Перед детьми раскладываются в ряд картинки, названия которых начинается со звука А, И, У. Детям предлагается назвать картинки , где слова начинаются на звук А (И, У). Назвать слова, начинающиеся и оканчивающиеся на звук А (И, У).Картинки можно перевернуть и попросить детей по память назвать слова, которые начинаются на звук А (И, У).
«Доктор Звуков»
Цель: Совершенствовать навык звукового анализа через речевое высказывание.
Предлагаемый материал:
Кукла, халат врача,
Ход игры:
Детям предлагается сходить с куклой к врачу. На приёме выясняется, что кукла не выговаривает звук Р.Врач(педагог) назначает лечение: скороговорки, назвать 10 слов начинающихся на этот звук и 5 слов, которые оканчиваются на этот же звук. На помощь кукле приходит мама куклы (ребёнок).Она производит лечение(называет слова) и кукла здорова.
«Звуковая цепочка»
Цель: Уметь вычленять из слов нужный звук.
Предлагаемый материал:
Набор картинок: арбуз, зонт, тарелка, аквариум, мыло, обруч, часы.
Ход игры:
Перед детьми выкладываются картинки, и предлагается разложить их так, что бы последний звук первого слова был первым звуком второго слова.
«Магазин игрушек»
Цель: Совершенствовать навык звукового анализа через речевое высказывание.
Предлагаемый материал:
Набор картинок с продуктами или игрушками.
Ход игры:
Вариант №1
Под вывеской «Магазин» раскладываются картинки или игрушки. Продавец- педагог, покупатель- ребёнок. Покупатель набирает товары и подходи к продавцу, чтобы оплатить покупку. Продавец вместо денег предлагает покупателю расплатиться 5 словами
на звук Н (звук может быть любой).
Вариант №2
Оплата за покупку может быть, начальный звук покупки.
«Поле чудес»
Цель:
Совершенствовать навык звукоподражания и соотнесение с картинками.
Прилагаемый материал:
Круг с картинками( мышь, гусь, барабан, кукушка, собака, труба, капля, свинья) и стрелкой (поле чудес),фишки.
Ход игры:
Педагог крутит круг. После остановки стрелка показывает на картинку. Ребёнок должен озвучить картину. За правильный ответ выдаётся фишка. Кто больше наберёт, тот и выиграл
3. Дидактические игры на формирование умения устанавливать точное место звука в слоге и слове.
«Кто к нам в гости пришёл?»
Цель:
Формировать умение устанавливать точное место звука в слове.
Предлагаемый материал:
Куклы, фишки для поощрения.
Ход игры:
Вариант 1
К детям в гости пришли куклы .Педагог раскладывает рядом с каждой куклой фишку и говорит, что если ребёнок угадает как зовут куклу, то получит эту фишку. Педагог говорит: « Имя этой куклы начинается на звук – О, а заканчивается на звук - Я.
Дети должны догадаться, как зовут кукол.
Вариант 2
Дети должны дать имена куклам, и проговорить их имена, называя каждый звук в отдельности.
«Магазин»
Цель:
Формировать умение устанавливать точное место звука в слове.
Предлагаемый материал:
Набор игрушек, картинки цветов или набор продуктов (картинки или муляжи), цветные вазы.
Ход игры:
Вариант 1
Педагог- покупатель. Дошкольник- продавец. Покупатель называет звук, а продавец должен найти покупку, которая начинается на этот звук.
Вариант2
Садовник- педагог. Дошкольник-продавец .Садовник приносить продавцу цветы, продавец должен их назвать и расставить в вазу. Красная ваза – все цветы где есть звук – О. Синяя ваза- все цветы, где слышится звук –С.
«Каждому звуку своё место»
Цель:
Формировать умение устанавливать точное место звука в слове.
Предлагаемый материал:
Набор вещей: шарф, варежки, кофта, брюки (можно картинки).
Ход игры:
Дети должны каждую вещи назвать и проговорить данное слово. Последовательно назвать каждый звук в этом слове, и положить её на нужную полку.