Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июля 2014 в 18:24, дипломная работа
Вопрос о формировании звукового анализа слов и его месте в системе обучения грамоте занимает одну из центральных позиций в методиках обучения языку и развития речи различных категорий детей. Впервые данная проблема была поднята К.Д. Ушинским, являющимся основоположником «звукового метода» в России. Автор считал необходимым развивать у детей речевой слух, формировать умение слушать отдельные звуки, устанавливать их последовательность в словах. Так, например, разрабатывая новую для своего времени методику первоначального обучения грамоте, К.Д. Ушинский писал: «Я не по этому предлагаю звуковую методику, что, достигая успешно своей цели метода эта в тоже время даёт самостоятельность ребёнку, беспрестанно упражнять внимание, память, и когда перед ним потом раскрывается книга, она уже значительна, к пониманию того, что читает, и, главное в нём не подавляется, возбуждается интерес к учению» [43, с.22].
Введение
С.
Глава I. Теоретические обоснование проблемы исследования
С.
I.1. Формирование звукового анализа слов в онтогенезе
С.
I.2. Особенности овладения звуковым анализом слов старшими дошкольниками с задержкой психического развития
С.
I.3.Современные программно-методические требования к работе по формированию звукового анализа слов у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
С.
Выводы по I главе
С.
Глава II. Экспериментальная работа по формированию звукового анализа слов у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
С.
II.1. Организация педагогического эксперимента
С.
II.2. Особенности и уровни сформированности звукового анализа слов детей 6-7 лет с ЗПР на констатирующем этапе исследования
С.
II.3. Использование комплекса упражнений, направленных на формирование навыков звукового анализа слов у старших дошкольников с задержкой психического развития в процессе педагогического эксперимента
С.
II.4. Результаты педагогического эксперимента
С.
Выводы по II главе
С.
Заключение
С.
5. Формирование двигательной и слухо-зрительной координации;
6. Формирование осознанного выполнения звукового анализа слов.
Проводя целенаправленную коррекционно-развивающую работу с учётом целей, задач, содержания каждого блока, мы смогли повысить уровни сформированности звукового анализа слов у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР Э.Г. В группе детей, участвовавших в формирующем эксперименте, появились те, у кого на контрольном этапе исследования был зафиксирован высокий уровень (33%). На низом уровне осталось только 17% дошкольников. Преобладающим явился средний уровень, составив 50 %.
Произошедшие позитивные изменения подтверждаются результатами качественного анализа: у детей удалось преодолеть ряд ошибок, трудностей, а также в определённой степени развить фонематический слух, правильную координацию руки и слухо-зрительного восприятия, умение ориентироваться в звуковой структуре лексической единицы.
В целом в процессе проведённого педагогического эксперимента нами были достигнута поставленная цель, решены задачи, а выдвинутая гипотеза подтвердилась.
Библиография
Приложение 1
Результаты обследования дошкольников К.Г.
на констатирующем этапе эксперимента
№ |
Фамилия, имя ребёнка |
№1 |
№2 |
№3 |
№4 |
№5 |
№6 |
№7 |
№8 |
Общий балл |
Уровень развития |
1. |
Баранов Кирилл |
5 |
4 |
5 |
5 |
4 |
5 |
5 |
5 |
38 |
Высокий |
2. |
Блинков Вова |
5 |
5 |
5 |
5 |
4 |
5 |
5 |
5 |
39 |
Высокий |
3. |
Жилибо Максим |
5 |
4 |
5 |
5 |
5 |
4 |
5 |
5 |
38 |
Высокий |
4. |
Коренков Паша |
4 |
3 |
3 |
5 |
3 |
3 |
2 |
4 |
27 |
Средний |
5. |
Мельников Никита |
5 |
5 |
5 |
5 |
4 |
5 |
5 |
5 |
39 |
Высокий |
6. |
Шестюкова Вероника |
3 |
2 |
4 |
5 |
3 |
3 |
3 |
3 |
26 |
Средний |
Результаты обследования дошкольников Э.Г.
на констатирующем этапе эксперимента
№ |
Фамилия, имя ребёнка |
№1 |
№2 |
№3 |
№4 |
№5 |
№6 |
№7 |
№8 |
Общий балл |
Уровень развития |
1. |
Беляков Рома |
3 |
2 |
4 |
5 |
4 |
4 |
2 |
2 |
26 |
Средний |
2. |
Ватутин Саша |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
8 |
Низкий |
3. |
Каменцев Саша |
4 |
4 |
4 |
3 |
4 |
3 |
3 |
1 |
26 |
Средний |
4. |
Малютин Слава |
3 |
3 |
3 |
4 |
3 |
3 |
2 |
3 |
24 |
Средний |
5. |
Ожигибцев Артём |
3 |
1 |
3 |
3 |
3 |
1 |
1 |
1 |
16 |
Низкий |
6. |
Савицкая Марина |
4 |
3 |
3 |
4 |
4 |
3 |
2 |
4 |
27 |
Средний |
Результаты обследования дошкольников К.Г.
на контрольном этапе эксперимента
№ |
Фамилия, имя ребёнка |
№1 |
№2 |
№3 |
№4 |
№5 |
№6 |
№7 |
№8 |
Общий балл |
Уровень развития |
1. |
Баранов Кирилл |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
40 |
Высокий |
2. |
Блинков Вова |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
40 |
Высокий |
3. |
Жилибо Максим |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
4 |
5 |
5 |
39 |
Высокий |
4. |
Коренков Паша |
5 |
3 |
3 |
5 |
3 |
3 |
2 |
4 |
28 |
Средний |
5. |
Мельников Никита |
5 |
4 |
5 |
5 |
4 |
5 |
5 |
5 |
38 |
Высокий |
6. |
Шестюкова Вероника |
3 |
3 |
4 |
5 |
3 |
3 |
3 |
3 |
30 |
Средний |
Результаты обследования дошкольников Э.Г.
на контрольном этапе эксперимента
№ |
Фамилия, имя ребёнка |
№1 |
№2 |
№3 |
№4 |
№5 |
№6 |
№7 |
№8 |
Общий балл |
Уровень развития |
1. |
Беляков Рома |
4 |
5 |
5 |
5 |
5 |
4 |
4 |
4 |
32 |
высокий |
2. |
Ватутин Саша |
3 |
1 |
3 |
1 |
3 |
1 |
1 |
1 |
14 |
низкий |
3. |
Каменцев Саша |
5 |
4 |
4 |
4 |
5 |
4 |
4 |
4 |
34 |
высокий |
4. |
Малютин Слава |
3 |
4 |
4 |
5 |
3 |
4 |
3 |
3 |
29 |
средний |
5. |
Ожигибцев Артём |
3 |
3 |
3 |
4 |
3 |
3 |
3 |
3 |
25 |
средний |
6. |
Савицкая Марина |
4 |
3 |
4 |
4 |
4 |
3 |
4 |
4 |
30 |
средний |
Результаты обследования детей ЭГ
на констатирующем и контрольном этапах эксперимента
№ |
Фамилия, имя ребёнка |
Общий балл на I этапе |
Общий балл на III этапе |
1. |
Бенляков Рома |
26 |
32 |
2. |
Ватутин Саша |
8 |
14 |
3. |
Каменце Саша |
26 |
34 |
4. |
Малютин Слава |
24 |
29 |
5. |
Ожигибцев Артём |
16 |
25 |
6. |
Савицкая Марина |
27 |
30 |
Приложение 2
Методики изучения навыков готовности дошкольника с ЗПР к звуковому анализу слова
Методика 1 Опознание фонем.
Инструкция:
Поиграем в игру: я буду произносить разные звуки, а ты хлопни в ладоши, если услышишь звук А (К)
Предложенный материал:
а, у, и, а, о, а, ы, у, а, и, а.
к, п, т, к, х, т, п, к, т, х, к.
Методика 2 Отражённое восприятие слоговых рядов(пар).
Инструкция:
Слушай внимательно и повтори за мной.
Предлагаемый материал:
Са-за
Ша-са
За-со
Са-за-са
Ба-па
Па-ба
Ба-па-ба
Са-ша
Методика 3 Выделение звука в слогах.
Инструкция:
Я скажу слог, а ты послушай и подними руку если услышишь звук А (С)
Предлагаемый материал:
па, ой, ав, ма, вы, ай, ух.
ла, ка, ша, со, ры, а, жу, сы, га, си.
Методика 4 Выделение ударного гласного в словах.
Инструкция:
Я назову слова, а ты хлопни в ладоши, если услышишь звук А.
Предлагаемый материал:
Аист, овощ, утка, ива.
Методика 5 Подбор картинок к словам с заданным звуком.
Инструкция:
Подбери картинки со звуком З.
Предлагаемый материал:
Зонт, мыло, забор, лиса, санки, сумка, зеркало.
Методика 6. Определение места звука.
Инструкция:
Поиграем в игру. Угадай, какой звук стоит первым, а какой последним. Я буду произносить разные звуки, а ты запомни и назови первый звук ( последний звук).
Предлагаемый материал:
А, О, У.
О,Т,М.
Методика 7. Определение первого и последнего звука в слове.
Инструкция:
Я скажу слово, а ты запомни и назови первый звук: в слове «ОЛЯ».
Я скажу слово. А ты запомни и назови последний звук : в слове «КОТ».
Методика 8 Выделение последовательности каждого звука в слове.
Инструкция:
Скажи, сколько звуков в слове Мак?
Назови первый звук в слове Мак, второй звук, третий звук.
Приложение 3
Дидактические игры для развития и формирования навыка звукового анализа слов у дошкольников с задержкой психического развития
1.Дидактические игры на развитие фонематического восприятия
«Город звуков»
Цель:
Совершенствовать умение звукоподражанию.
Предложенный материал:
Карточки с изображением насекомых: жук, комар, пчела
Ход игр:
На столе разложены картинки в виде домиков (изображением вниз) с насекомыми. Ребёнок должен взять картинку, перевернуть её, назвать изображенное насекомое и издать звуки характерные для этого насекомого.
«Угадай что это?»
Цель:
Совершенствовать навыки ориентировки в речевых и неречевых звучаний. Соотносить их с определёнными картинками.
Предложенный материал:
Магнитофонная запись звуков живой и неживой природы: шум ветра, голоса птиц, голоса животных, капли дождя, шум
машин и т.д. Картинки с изображением данных звучаний.
Ход занятия:
Детям предлагается прослушать запись и найти подходящую картинку.
«Кто там за окном»
Цель:
Учить вслушиваться в звучание согласных и гласных интонировать данный звук.
Предлагаемый материал:
На покате нарисован дом с открывающимися окнами.
Ход игры:
Ребёнок открывает любое по желанию окно. Педагог читает загадку написанную там.. Ребёнок должен угадать и озвучить отгадку.
Усы раздвинув смело дети: Ж-Ж-Ж-Ж.
Они жужжат в траве.
(жук)
Чтоб поехала машина дети: С-С-С-С-С.