Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2014 в 13:20, дипломная работа
Целью исследования является изучение развития коммуникативной сферы у детей с аутизмом и рассмотрение возможных путей ее формирования.
В соответствии с поставленной целью, определяются задачи данной работы:
1. проанализировать научную литературу по проблеме исследования;
2. изучить сущность раннего детского аутизма;
3. рассмотреть особенности развития коммуникативной сферы у детей с РДА;
4. провести экспериментальное изучение;
Введение……………………………………………………...………………3
Глава I. Теоретическое обоснование проблемы формирования коммуникативных навыков у детей с ранним детским аутизмом………………………………………………………………………….6
1.1.Современное понимание раннего детского аутизма………………..…6
1.2.Особенности формирования коммуникативной деятельности при нормальном и нарушенном развитии…………………………………………..17
1.3.Музыка как средство развития коммуникативных навыков при работе с аутичными детьми…………………………………………………………….25
Глава II. Экспериментальное изучение проблемы формирования коммуникативных навыков у детей с ранним детским аутизмом……………30
2.1. Принципы, цель, задачи и организация констатирующего эксперимента………………………………………………………………….....30
2.2. Методика обследования………………………………………………..32
2.3. Анализ результатов констатирующего эксперимента………………..44
Глава III. Формирование навыков коммуникативной компетентности у детей с ранним детским аутизмом средствами музыки……………………….59
3.1.Теоретическое обоснование обучающего эксперимента…………......59
3.2. Методика экспериментального обучения……………………………..62
3.3.Анализ результатов контрольного эксперимента……………………..69
Заключение………………………………………………………………..…77
Список литературы………………
В личном анамнезе ребенка учитывалось, как протекала беременность и роды у матери. Важным показателем явился сбор сведений о характере раннего психомоторного и речевого развития ребенка.
Отмечались такие данные как: игры ребенка, самообслуживание, навыки личной гигиены, взаимоотношения с родителями и коллективом. Указывалось наличие тревожности, агрессивного поведения, навязчивости.
Данные из истории развития ребенка, а также объективные показатели состояния ребенка по материалам врачебных заключений помогли выбрать стратегию психолого - педагогического обследования [13].
Анкета для родителей представлена в приложении 1.
Второй этап
На этом этапе необходимо было выявить особенности психического развития ребенка, познавательной активности, навыков общения, состояние моторики, характер игры. Обязательным явилось изучение не только отдельных психических процессов, но и личности в целом.
Для исследования были использованы методики Г.А.Волковой [13], С.Д. Забрамной [24], И.Ю. Левченко [53], И. И. Мамайчук [41], Л. Г. Нуриевой [50], А. В. Семенович [55], Э. Шоплера [58].
Психолого - педагогическое обследование проводилось индивидуально с каждым ребенком и в форме игры.Для проведения обследования необходимо было создать спокойную обстановку. Обследование проводилось в отдельной комнате с небольшим количеством предметов, чтобы не отвлекать внимание ребенка.
Диагностические занятия проводились за столом, на ковре или ребенок был на руках у матери. В ходе исследования делались перерывы, во время которых велось наблюдение за свободной деятельностью ребенка.
Обследование осуществлялось по следующим параметрам:
1.Исследование моторики
При исследовании моторных функций у детей изучалось развитие общей и мелкой моторики. Выявлялись разнообразные нарушения: движений, позы, мышечного тонуса.
Исследование проводилось индивидуально.
Подавалась инструкция вместе с показом.
Диагностический лист по исследованию моторики представлен в приложении 2.
Критерии оценки:
3 балла – моторные функции достаточно развиты;
2 балла – моторные функции ограничены;
1 балл – моторные функции резко ограничены;
0 баллов – обследование невозможно в силу неадекватного поведения.
Баллы, набранные при оценке развития моторики, суммировались. Это дало сделать вывод об уровне двигательного развития ребенка.
2.Исследование характера игровой деятельности
Проводилось в свободной игре и в организованной игре.
В процессе наблюдения за детьми в игре фиксировались следующие особенности:
-соответствуют ли игровые действия возрасту ребенка?
-понимает ли предназначение игрушки?
-как ведет себя во время игры, имеются ли стереотипные действия с игрушками?
-проявляются ли
-осуществляет ли ребенок совместные игровые действия?
-использует ли предметы – заменители, и в какой ситуации?
-сформирована ли ролевая игра?
-как общается во время игры?
Критерии оценки:
3 балла – способность к игровым действиям в рамках элементарного сюжета;
2 балла – процессуальные действия с элементами игры;
1 балл – предметные
действия – использует
0 баллов – отсутствие игровых действий, неадекватные действия с игрушками.
3.Исследование зрительного гнозиса
1) Диагностика целостного восприятия.
Было дано задание на умение ребенка воспроизводить целостный образ предмета на основе его отдельных частей.
Материал: картинки, состоящие из 2-х частей, разрезанные по горизонтали и вертикали.
Цель: способность к воссозданию целого на основе зрительного соотнесения частей.
Инструкция: жестовая, словесная, по подражанию.
Ход проведения: «Как ты думаешь, что нарисовано на этой картинке? Что получится, когда ты сложишь части вместе? Сложи части и посмотри, что нарисовано на картинке».
Критерии оценки:
3 балла – соотносит предметы с изображениями;
2 балла – соотносит только единичные предметы с изображением;
1 балл – соотносит знакомые предметы только с помощью взрослого;
0 баллов – не соотносит предметы с изображениями.
2) Исследование восприятия цвета.
Цель: выявление умения выделять цвет предмета по образцу.
Экспериментальный материал: два набора по 6 карточек разного цвета: красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный.
Организация проведения исследования: перед ребенком выкладывают 2 карточки разного цвета из первого набора (например, синюю и красную), затем показывают карточку второго набора, соответствующую одному из предъявленных цветов (например, красную), и просят дать такую же. Цвет карточки не называется.
Инструкция: «Дай такую же».
Такая работа проводится со всеми 6 образцами в различных сочетаниях. Каждый образец предъявлялся ребенку 2 раза.
Задание - Различие и называние цвета
Цель: выявление умения различать и называть цвет, как признак предмета.
Экспериментальный материал: набор из 6 карточек различного цвета.
Организация проведения исследования: карточки выкладывают в случайном порядке. Ребенка просят показать карточку красного цвета, затем зеленого, синего и т.д. после того как каждый эталон будет использован дважды, ребенок должен назвать цвет карточки, которую показывал экспериментатор.
Критерии оценки:
3 балла – показывает и называет основные цвета;
2 балла – избирательно показывает цвета;
1 балл – не соотносит цвета;
0 баллов – обследование невозможно в силу неадекватного поведения.
3) Исследование восприятия формы.
Задание - выбор формы по образцу.
Цель: выявление умения выделять форму предмета как признак.
Экспериментальный материал: 4 пары картонных геометрических фигур одного цвета (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник).
Организация проведения исследования: ребенку предъявляют по 2 фигуры (круг и квадрат), затем показывают вторую фигуру, соответствующую одной из ранее демонстрированных фигур, и просят дать такую же. Форма геометрической фигуры не называется. Такая же работа проводится со всеми остальными парами предложенных геометрических фигур.
Задание - действия с предметами с учетом формы.
Методика «Почтовый ящик»
Цель: выявление умения действовать с предметами с учетом формы.
Экспериментальный материал: «почтовый ящик» (прорези разной формы); 8-10 объемных фигур, соответствующих прорезям в «почтовом ящике».
Организация проведения исследования: ребенку показывают коробку и обращают внимание на прорези, рядом лежат объемные фигуры. Ребенку предлагают отпускать «письма» (фигуры) в «почтовый ящик» (коробку форм).
Задание - различение и называние геометрической фигуры.
Цель: выявление умения различать и называть геометрические фигуры.
Экспериментальный материал: 4 пары картонных геометрических фигур одного цвета (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник).
Организация проведения исследования: геометрические фигуры раскладываются в случайном порядке. Ребенка просят показать круг, квадрат и т.д. После того, как каждый эталон будет использован дважды, ребенок должен назвать геометрическую фигуру, которую показывает экспериментатор.
Критерии оценки:
3 балла – называет геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник);
2 балла – соотносит предметы по форме с помощью взрослого;
1 балл – не соотносит предметы по форме;
0 баллов – обследование невозможно в силу неадекватного поведения.
4. Исследование пространственного восприятия
При этом мы отмечали, есть ли у ребенка указательный жест.
Критерии оценки:
3 балла – задание понимает, выполняет его с помощью взрослого, организующая помощь эффективна;
2 балла – задание понимает, выполняет его с помощью взрослого, организующая помощь неэффективна;
1 балл – задание не понимает, организующая помощь неэффективна;
0 баллов – обследование невозможно в силу неадекватного поведения.
5.Исследование конструктивного праксиса
При исследовании конструктивного праксиса мы использовали кубики.
Инструкция: «Построй башню, поезд».
Критерии оценки:
3 балла – задание понимает, выполняет его с помощью взрослого, организующая помощь эффективна;
2 балла – задание понимает, выполняет его с помощью взрослого, организующая помощь неэффективна;
1 балл – задание не
понимает, организующая помощь
0 баллов – обследование невозможно в силу неадекватного поведения.
6. Исследование внимания
Специальных заданий на исследование внимания не предъявлялось, специальных инструкций не давалось. Оценивалось при наблюдении за ребенком во время игровой деятельности и в ходе проведения обследования.
Изучались такие параметры как длительность сосредоточения, стойкость и переключение внимания.
Критерии оценки:
3 балла – внимание достаточно устойчивое, длительность сосредоточения и переключения внимания удовлетворительная;
2 балла - внимание недостаточно устойчивое, поверхностное, быстро истощается, требует переключения на другой вид деятельности;
1 балл – низкая концентрация и неустойчивость внимания;
0 баллов – обследование невозможно в силу неадекватного поведения.
7. Исследование мышления
Исследование наглядно-действенных форм мышления
Инструкция: «Собери и разбери пирамидку», «Разбери и собери матрешку»
Критерии оценки:
3 балла – задание понимает, выполняет его с помощью, организующая помощь эффективна;
2 балла – задание понимает, выполняет его с помощью, организующая помощь неэффективна;
1 балл – задание не понимает, организующая помощь неэффективна;
0 баллов – обследование невозможно в силу неадекватного поведения.
8. Исследование эмоционально-волевой сферы и поведения
При исследовании эмоционально – волевой сферы была использована схема патопсихологического обследования ребенка И.Ю. Левченко [36].
В процессе игровой деятельности и на занятиях отмечались следующие параметры:
1) активен / пассивен;
деятелен / инертен;
бодрый /вялый;
работает с удовольствием / из подчинения;
2) неадекватное поведение;
двигательная расторможенность;
агрессивность;
избалованность;
колебание настроения;
конфликтность;
страхи.
Критерии оценки:
3 балла – эмоционально
адекватно реагирует на
2 балла – эмоционально реагирует на ситуацию, но работает не постоянно, все зависит от задания.
1 балл – ребенок пассивен,
но при стимуляции
0 баллов – ребенок инертен, пассивен, агрессивен.
При оценке поведения ребенка особо обращали внимание на его адекватность, заинтересованность или отстраненность от окружающего.
9. Исследование общения и определение типа коммуникации
В процессе обследования мы выясняли, присутствует ли у детей интерес к общению и какова реакция ребенка на ситуацию общения в процессе свободной деятельности и на занятиях.
Информация о работе Формирование коммуникативных навыков у детей с ранним детским аутизмом