Формирование коммуникативных навыков у детей с ранним детским аутизмом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2014 в 13:20, дипломная работа

Краткое описание

Целью исследования является изучение развития коммуникативной сферы у детей с аутизмом и рассмотрение возможных путей ее формирования.
В соответствии с поставленной целью, определяются задачи данной работы:
1. проанализировать научную литературу по проблеме исследования;
2. изучить сущность раннего детского аутизма;
3. рассмотреть особенности развития коммуникативной сферы у детей с РДА;
4. провести экспериментальное изучение;

Содержание

Введение……………………………………………………...………………3
Глава I. Теоретическое обоснование проблемы формирования коммуникативных навыков у детей с ранним детским аутизмом………………………………………………………………………….6
1.1.Современное понимание раннего детского аутизма………………..…6
1.2.Особенности формирования коммуникативной деятельности при нормальном и нарушенном развитии…………………………………………..17
1.3.Музыка как средство развития коммуникативных навыков при работе с аутичными детьми…………………………………………………………….25

Глава II. Экспериментальное изучение проблемы формирования коммуникативных навыков у детей с ранним детским аутизмом……………30
2.1. Принципы, цель, задачи и организация констатирующего эксперимента………………………………………………………………….....30
2.2. Методика обследования………………………………………………..32
2.3. Анализ результатов констатирующего эксперимента………………..44

Глава III. Формирование навыков коммуникативной компетентности у детей с ранним детским аутизмом средствами музыки……………………….59
3.1.Теоретическое обоснование обучающего эксперимента…………......59
3.2. Методика экспериментального обучения……………………………..62
3.3.Анализ результатов контрольного эксперимента……………………..69

Заключение………………………………………………………………..…77
Список литературы………………

Вложенные файлы: 1 файл

диплом Богомазовой Ю последняя версия.docx

— 369.25 Кб (Скачать файл)

Проведение комплексного  психолого-педагогического обследования позволило выявить уровень познавательной активности детей с РДА.

Ι группа (от 0 до 29%) – низкий уровень - было выявлено 3 ребенка.  Это наиболее глубоко аутичные дети. В процессе обследования контакт так и не был найден. Сложилось ощущение, что эти дети хотели, чтобы их оставили в покое. Моторное развитие довольно ограничено у детей этой группы. Игровая деятельность не сформирована, выполнялись лишь процессуальные действия. У двух человек представления о цвете, величине, форме отсутствовали. Один ребенок соотносил единичные предметы, но только с помощью взрослого. Значительно был нарушен конструктивный праксис. В связи с тяжестью дефекта исследовать память и внимание зачастую было невозможно. У двух человек отсутствовали какие-либо средства коммуникации, один пользовался единичными жестами.

II группа (от 30 до 49%) –ниже  среднего -  было выявлено 4 ребенка. Контакт у этой группы детей  был нарушен в меньшей степени, но коммуникация осуществлялась  формально, по инициативе взрослого. У детей проявлялись стереотипии  и избирательность. Игровая деятельность  не развита. Зрительный гнозис  также недостаточно развит. Внимание  неустойчивое, достаточно низкая  концентрация. В процессе выполнения  заданий дети быстро утомлялись. Речью пользовались лишь для  обозначения своих потребностей. Во фразе присутствует обилие эхолалий и штампов. Коммуникативная активность осуществлялась с помощью дактильных, жестовых средств.

III группа (от 50 до 79%) – средний - было выявлено 3 ребенка. У этих  детей достаточно развита моторика. В игре использовали предметы  в соответствии с их функциональным  назначением. Зрительный гнозис  также достаточно развит. Выполнение  заданий на исследование мышления, пространственных представлений, конструктивного  праксиса, памяти было возможно, но  только с помощью взрослого. Те задания, которые нравились  и выполнялись, вызывали положительные  эмоции у детей данной группы. Внимание по-прежнему недостаточно  устойчивое. Дети быстро утомлялись, плохо переключались с одного  вида деятельности на другой. Реакция на общение у этой  группы детей как положительная, так и наблюдались трудности  установления контакта. Речь отличалась  монологичностью. Дети использовали  различные средства коммуникативной  активности при общении: слова, жесты. Также присутствовали телесные  реакции.

IV группа (от 80 до 100%) – высокий - не было выявлено ни одного  ребенка. К этому уровню могли  быть отнесены дети, которые способны  к установлению глазного контакта. В игре эти дети могли принять  предложенную роль и игровые  действия в рамках элементарного  сюжета. Они бы узнавали и называли  основные цвета, соотносили предметы  по величине, называли геометрические  фигуры, соотносили предметы с  изображениями. Ориентировались как  в собственном теле, так и на  листе бумаги. Эмоционально адекватно  бы реагировали на определенную  ситуацию. У детей данной группы  могли бы наблюдаться как положительные  реакции на ситуацию общения, так и возникать трудности  в установлении контакта. Дети  использовали бы при коммуникативной  активности словесные, мимические, жестовые, телесные средства.

Результаты, полученные в ходе комплексного психолого-педагогического изучения детей с РДА, явились основой при разработке программы музыкально – коррекционного воздействия.

Сопоставление результатов констатирующего и обучающего эксперимента позволили сделать вывод об эффективности составленной программы. В процессе коррекционной работы было выявлено положительное влияние музыкотерапии на развитие общения и коммуникативных способностей детей с РДА.

 

                                        

ВЫВОДЫ

 

В завершении работы можно сделать следующие выводы:

1. Рассматривая точку зрения психологов, педагогов и социологов на понятия общения и коммуникативных способностей, мы пришли к выводу, о том, что умение общаться – важное качество для человека, в особенности для ребенка.

2. Изучение литературы по проблеме исследования показало, что дети, имеющие ранний детский аутизм, находятся на разных уровнях развития коммуникативной активности. В зависимости от уровня мы можем судить о социальной адаптации ребенка и дальнейшей перспективе развития.

3. Нами было проведено экспериментальное изучение детей с РДА. В ходе психолого - педагогического обследования был выявлен уровень познавательной активности, а при логопедическом обследовании были выделены группы детей в зависимости от уровня сформированности импрессивной и экспрессивной речи. Также нами были рассмотрены различные способы и средства коммуникации данной категории детей.

4. На основе комплексного обследования была составлена коррекционная программа, которая опирается на музыкальные занятия.

5. Нами было установлено, что музыкотерапия при регулярном использовании позволяет добиться высокой коммуникативной компетентности детей с РДА в общении.

6. Полученные результаты контрольного эксперимента свидетельствуют о том, что, во-первых, педагогическая деятельность в данном направлении - обязательна, во-вторых, при учете специфических особенностей данных детей можно организовать систему воздействия, которая значительно улучшит развитие не только коммуникативной сферы этих детей, но и психической и личностной сфер в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Альвин Дж, Уорик Э. Музыкальная терапия для детей с аутизмом. - М.: Теревинф, 2006. - 208 с.

2. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста. - М.: Астрель, 2006. - 222 с.

3. Баенская Е. Р., Либлинг М. М., Никольская О. С. Аутичный  ребенок: пути помощи. - М. Теревинф, 1997. - 338 с.

4. Башина В.М. Аутизм в детстве. - М.: Медицина, 1999. - 240 с.

5. Беттельхейм Б. Пустая крепость. Детский аутизм и рождение Я. – М.: Академический проект: Традиция, 2004. –784 с.

6. Богдашина О.А. Аутизм: определение и диагностика. – Донецк: ООО Лебедь, 1999. – 166 с.

7. Бондарь Т. А., Захарова  И. Ю., Константинова И. С., Посицельская  М. А., Яремчук М. В. Подготовка к  школе детей с нарушениями  эмоционально-волевой сферы: от индивидуальных  занятий к обучению в классе. 3 -е изд. М.: Теревинф, 2013. - 280 с.

8. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. - М.: Гном-Пресс, 2000. - 64 с.

9. Брак Удо Б. Ранняя диагностика и коррекция, том 2. Нарушения поведения. - М.: Академия, 2007. -304 с.

10. Венгер А. Л., Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие.- М.: Академия, 2002. – 312 с.

11. Ветлугина Н. А. Методика музыкального воспитания в детском саду: Учебник для учащихся педагогических училищ. - М.: Просвещение, 1989. - 270 с.

12. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика: Учебник для студентов высших учебных заведений. -  М: Владос, 2002. - 272 с.

13. Волкова Г. А. Методика психолого - логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно - методическое пособие. - СПб.: Детство - Пресс, 2009. - 144 с.

14. Выготский Л. С. Проблемы дефектологии. - М.: Просвещение, 1995. - 527 с.

15. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - СПб.: Союз, 2004. – 224 с.

16. Гилберт К., Питерс Т. Аутизм. Медицинское и педагогическое воздействие. - М.: Владос, 2005. - 144 с.

17. Декер-Фойгт Г.-Г. Введение в музыкотерапию. - СПб.: Питер, 2003. -

208 с.

18. Демьянчук Л. Н., Демьянчук Р. В., Иванов Е. С. Детский аутизм: Диагностика и коррекция. – СПб.: Дидактика Плюс, 2004. – 76 с.

19. Детская логопсихология: учебное пособие / под ред. В. И. Селиверстова. - М.: Владос, 2008. – 175 с.

20. Добровольская Т. А., Комиссарова Л. Н., Левченко И. Ю.,

Медведева Е. А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учебник для студентов средних и высших педагогических учебных заведений. - М.: Академия, 2001. - 246 c.

21. Евтушенко И. В. Музыкальное воспитание умственно отсталых детей-сирот: учебное пособие для студ. высших педагогических учебных заведений. - М.: Академия, 2003. - 143 с. 

22. Екжанова Е. А., Резникова Е. В. Основы интегрированного обучения. - М.: Дрофа, 2008. - 286 с.

23. Жукова Н. С., Мастюкова Е. Н. Если ваш ребенок отстает в развитии. - М.: Медицина, 1993. – 112 с.

24. Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей: Учебник для студентов дефектологических факультетов педвузов и университетов. - 2-е изд., - М.: Просвещение: Владос, 1995.- 112 с.

25. Запорожец А. В., Лисина М. И. Развитие общения у дошкольников. - М.: Просвещение, 1974. - 150 с.

26. Захарова И. Ю., Моржина Е. В. Лечебно-педагогическая диагностика детей с  нарушениями эмоционально-волевой сферы. - М.: Теревинф, 2010. - 28 с.

  27. Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями: Методическое пособие / Под ред. Е. А. Стребелевой, Г. А. Мишиной. – М.: Экзамен, 2006. - 160 с.

28. Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 2 — 3 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 128 с.

29. Кашкин В. Б. Введение в теорию коммуникации: Учебное пособие. - Воронеж: Издательство ВГТУ, 2000. – 449 с.

30. Козырева В. П. Формирование коммуникативной активности у детей с множественными нарушениями в процессе коррекционной работы:  Диссертация кандидата педагогических наук. - М., 2011 – 183 с.

31. Коэн Ш. Как жить с аутизмом?. - М.:  Институт  Общегуманитарных исследований, 2008. – 240 с.

32. Красноперова М.Г. Причины аутизма // «Психиатрия». – 2004. - №1.

33. Кэмпбелл Д. Дж. Эффект Моцарта. - Мн.: Попурри, 1999. - 320 с.

34. Лебединская К.С., Никольская О.С. Диагностика раннего детского аутизма. - М.: Просвещение, 1991. – 53 с.

35. Левина Р. Е. Изучение неговорящих детей // Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студентов дефектологических факультетов педагогических вузов. – М.: Владос, 2003. - Кн. Ш: Системные нарушения речи: Алалия. Афазия. - с. 34-40

36. Левченко И. Ю. Патопсихология: Теория и практика. Учебное пособие. Изд. 2 - М.: Академия, 2004. – 117 с.

37. Леонгард Э. И., Самсонова Е. Г. Я не хочу молчать. – М., 1990. – 79 с.

38. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении. – СПб.: Питер, 2009. – 318 с.

39. Логопедия: Учебник для студентов дефектологических  факультетов педагогических вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Владос, 1998. – 680 с.

40. Лурия А. Р. Лекции по общей психологии. – СПб.: Питер, 2007. – 320 с.

41. Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2008. – 224 с.

42. Мастюкова Е. М. Нарушения коммуникативного поведения при раннем детском аутизме // Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст). – М.: Владос, 1997. –  465 с.

43. Мастюкова Е. М. Подготовка к обучению детей с особыми проблемами в развитии. Ранний и дошкольный возраст. - М.: Классикс Стиль, 2003. – 320 с.

44. Медведева Е. А. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика: Учебное пособие для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования. - М.: Академия, 2002. - 224 с.

45. Морозов С. А. Детский аутизм и основы его коррекции (материалы к спецкурсу). - М.: СигналЪ, 2002. – 101 с.

46. Морозова С.С. Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах. - М.: Владос, 2007. - 176 с.

47. Москаленко А.А. Нарушение психического развития детей – ранний детский аутизм. // Дефектология. – 1998, № 2. с. 89-92.

48. Никольская О. С. Проблема обучения аутичных детей // Детский аутизм. Хрестоматия: Учебное пособие. Изд. 2 -СПб.: Дидактика Плюс, 2001 - с.181-199.

49. Новикова Г. П. Музыкальное воспитание дошкольников: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. - М.: АРКТИ, 2000. – 119 с.

50. Нуриева Л. Г. Развитие речи у аутичных детей: методические разработки. Изд. 2. - М.: Теревинф, 2006. – 112 с.

51. Овчинникова Т. С., Симкина  А. А. Музыка, движение и воспитание.- СПб.: Каро, 2011. – 88 с.

52. Питерс Т. Аутизм. От теоретического понимания к педагогическому воздействию. – М.: Владос, 2002. –  237 с.

53. Психолого-педагогическая  диагностика: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Под ред. И.Ю.Левченко, С.Д.Забрамной. - М.: Академия, 2003. - 320 с.

54. Радынова О. П. Музыкальные  шедевры. Авторская программа и  методические рекомендации. – М.: Гном и Д, 2000. – 80 с.

55. Рогов Е.И. Психология общения. – М.: Владос, 2001. – 334 с.

56. Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: Учебное пособие для высших  учебных заведений. — М.: Академия, 2002. — 232 с.

57. Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. -  М.: Просвещение, 1989.—223 с.

58. Ватерс Л., Ланзинд М., Шоплер Э. Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей. – Мн.: БелАПДИ, 1977. – 240 с.

59. Янушко Е.А. Логопедические занятия с неговорящими детьми 2-3 лет. М.: Теревинф, 2005. – 192 c.

60. Яхнина Е.З. Методика музыкально-ритмических занятий с детьми, имеющими нарушения слуха: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. Б.П. Пузанова.  - М.: Bладос, 2003. — 272 с.

 

Электронные ресурсы

61. www.autism.ru

62. www.rehabmedical.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                         ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

                              Анкета для родителей

Фамилия, имя ребенка__________________________________________            

Дата рождения, возраст_________________________________________ 

Домашний адрес, телефон_______________________________________ 

Откуда поступил  ____________________________________________

 

Сведения о родителях:

мать (фамилия, имя, отчество, возраст на момент родов)_____________

отец (фамилия, имя, отчество, возраст)____________________________

Национальный язык____________________________________________

Двуязычие____________________________________________________

 

Анамнез:

Наличие речевых, нервно-психических, хронических заболеваний у родителей до рождения ребенка

мать:_________________________________________________________

отец:_________________________________________________________

От которой по счету беременности ребенок_________________________

Возраст матери при рождении ребенка (до 35 лет, после 35)___________

Характер протекания беременности (токсикозы, инфекции, травмы, хронические заболевания)__________________________________________

Течение родов (в срок, в 8 мес., в 7 мес.)___________________________

Роды (досрочные, срочные, быстрые, стремительные, обезвоженные, затяжные)_________________________________________________________

Стимуляция (механическая, химическая, электростимуляция)________________________________________________

Длительность родов (первые – более 20 часов, повторные – более 12 часов)____________________________________________________________

Травмы во время родов__________________________________________

Состояние ребенка в момент рождения (закричал сразу, нет, через несколько минут, наличие асфиксии)__________________________________

Резус-фактор, совместимость______________________________________

Врожденные пороки_____________________________________________

Вес и рост при рождении_________________________________________

Вскармливание:

когда принесли кормить, как ребенок взял грудь______________________

как и сколько сосал ______________________________________________

наблюдались ли срыгивания, поперхивания__________________________

Грудное вскармливание до какого времени__________________________

Состояние ребенка в грудном возрасте (спокоен, беспокоен, вял, криклив, плаксив и др.)______________________________________________________

Перенесенные заболевания на 1-м месяце жизни (грипп, пневмония, желтуха, анемия и др.)______________________________________________

Заболевания на первом году жизни (пневмония, скарлатина, грипп, коклюш, дизентерия и др.)___________________________________________

Заболевания ребенка от 1 года до 3 лет, после 3 лет___________________

Информация о работе Формирование коммуникативных навыков у детей с ранним детским аутизмом