Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2014 в 13:20, дипломная работа
Целью исследования является изучение развития коммуникативной сферы у детей с аутизмом и рассмотрение возможных путей ее формирования.
В соответствии с поставленной целью, определяются задачи данной работы:
1. проанализировать научную литературу по проблеме исследования;
2. изучить сущность раннего детского аутизма;
3. рассмотреть особенности развития коммуникативной сферы у детей с РДА;
4. провести экспериментальное изучение;
Введение……………………………………………………...………………3
Глава I. Теоретическое обоснование проблемы формирования коммуникативных навыков у детей с ранним детским аутизмом………………………………………………………………………….6
1.1.Современное понимание раннего детского аутизма………………..…6
1.2.Особенности формирования коммуникативной деятельности при нормальном и нарушенном развитии…………………………………………..17
1.3.Музыка как средство развития коммуникативных навыков при работе с аутичными детьми…………………………………………………………….25
Глава II. Экспериментальное изучение проблемы формирования коммуникативных навыков у детей с ранним детским аутизмом……………30
2.1. Принципы, цель, задачи и организация констатирующего эксперимента………………………………………………………………….....30
2.2. Методика обследования………………………………………………..32
2.3. Анализ результатов констатирующего эксперимента………………..44
Глава III. Формирование навыков коммуникативной компетентности у детей с ранним детским аутизмом средствами музыки……………………….59
3.1.Теоретическое обоснование обучающего эксперимента…………......59
3.2. Методика экспериментального обучения……………………………..62
3.3.Анализ результатов контрольного эксперимента……………………..69
Заключение………………………………………………………………..…77
Список литературы………………
Также на занятии мы использовали песни, считающиеся «взрослыми», в том числе старинные романсы, песни из кинофильмов.
Перед началом пения особое внимание обращалось на отработку правильного дыхания. Занятие начиналось без слов, на низких тонах. Далее работа строилась на подпевании эмоционально - насыщенным мелодиям, перерастающее в самостоятельное пение.
4. Музыкально - ритмические упражнения.
Двигательные упражнения помогали выполнять движения в пространстве, управлять своим телом, регулировать мышечный тонус.
Подбор музыкального материала был небольшим по объему: марши, русские народные мелодии, детские песенки.
Использовались следующие упражнения:
В ходе проведения музыкально - ритмических упражнений мы давали детям простую словесную инструкцию. Например, «иди», «беги», «дай», «покажи». В результате развивали глагольный и предметный словарь у детей с аутизмом.
Важным условием проведения музыкально-ритмических упражнений стало чередование плавных, спокойных и энергичных движений. Это было необходимо для того, чтобы дети не переутомлялись.
5. Игра на музыкальных инструментах.
В процессе занятий использовались следующие музыкальные инструменты: металлофон, бубен, барабан, трещетки, маракасы, наборы колокольчиков, треугольник, дудочка, тарелки, губная гармошка, гитара, синтезатор.
Каждому ребенку необходимо было подобрать подходящий и доступный инструмент, так как дети из экспериментальной группы имели разное состояние двигательной сферы.
6. Прощание.
Прощание происходило в двух вариантах. Педагог распевал, например, «До – сви – да – ни –я, Ле –на» и при этом отхлопывал или отстукивал ритм, ребенок пытался повторить. Или же, была проиграна определенная мелодия на музыкальном инструменте, а ребенок должен был ответить, сопровождая свой уход определенным движением или действием.
Основной принцип на данном этапе работы заключался во взаимосвязи музыки с речью и движением.
Дети пытались имитировать мелодический рисунок, появлялись вокализы, затем новые звуки, лепетные слоги и слова. Конспекты отдельных занятий представлены в приложении 4.
Содержание заключительного этапа коррекционной работы
Целью данного этапа явилось использование полученных умений и навыков в коммуникативных ситуациях.
В ходе музыкально – коррекционного обучения на заключительном этапе решали следующие задачи:
1.Объединение детей в группы, способствующее социальной интеграции, диалогической речи;
2.Создание определенной обстановки, в условиях которой ребенок смог бы вступить в коммуникативную деятельность.
Дети объединялись в группы и вовлекались в деятельность. Причем, группы были сформированы по степени выраженности коммуникативной активности.
Детям предлагались музыкально – ритмические игры (игры – диалоги), в которых они должны были что – то произнести, спросить. Также мы взяли танец, игру на музыкальных инструментах и пение в ансамбле.
Танцы мы использовали в основном народные и выбрали такие, чтобы не возбуждали слишком сильно детей. Ребята учились останавливаться и замолкать, когда прекращалась музыка, и начинать снова, когда она начиналась. Они повторяли движения, соответствовавшие словам, побуждающим к действию: «подними руку», «хлопни в ладоши», «топни ногой» и т.д.
Работа в ансамбле способствовала социальной интеграции и также музыкальному развитию каждого ребенка.
На этом этапе были осуществлены самые сложные задачи, выполнение которых возможно через развитые у ребенка с РДА на предыдущих этапах способностях находиться и выполнять последовательные действия в ритмически организованной среде, с устойчивым пространством, имеющую определенную эмоциональную окраску и в которой присутствуют несколько участников.
3.3.Анализ результатов контрольного эксперимента
Для определения эффективности предложенной методики был проведен сравнительный анализ результатов констатирующего и обучающего экспериментов. Содержание контрольного эксперимента было аналогичным констатирующему эксперименту.
Анализ результатов, полученных в ходе экспериментального обучения, отразил положительную динамику в коммуникативном развитии детей.
Результаты исследования познавательной активности
Обследуемые |
Констатирующий эксперимент |
Обучающий эксперимент | ||
Баллы |
Проценты % |
Баллы |
Проценты % | |
1.Вова |
10 |
25,6 |
15 |
35,7 |
2.Иван |
19 |
48,7 |
24 |
57,1 |
3.Саша |
3 |
7,7 |
7 |
16,6 |
4.Костя |
22 |
56,4 |
30 |
71,4 |
5.Илья |
13 |
33,3 |
21 |
50 |
6.Лена |
30 |
76,9 |
34 |
81 |
7.Арсений |
18 |
45,2 |
21 |
50 |
8.Дима |
29 |
74,3 |
36 |
85,7 |
9.Юля |
13 |
33,3 |
22 |
52,4 |
10.Гриша |
2 |
5,1 |
6 |
14,3 |
Ср. значение |
15,9 |
40,65 |
21,6 |
51,42 |
Гистограмма 7 Сравнительные результаты состояния познавательной активности (в процентах)
Сравнительный анализ выполнения заданий обследуемыми показал, что у всех детей произошел значительный скачок в развитии. Только 2 ребенка остались на низком уровне развития, но положительная динамика все - равно наблюдается у них. Один человек вошел в группу ниже среднего развития. К среднему уровню отнесены пять человек, к высокому - 2.
У всех детей улучшилась координация движений, моторное развитие в целом. В экспериментальной группе исчезли проявления негативизма, агрессии. Дети стали проявлять интерес к занятиям.
Гистограмма 8 Сравнительные результаты уровней развития детей (в процентах)
Сравнительные результаты логопедического обследования приведены в таблице 4, гистограммах 9, 10.
Результаты логопедического обследования
Обследуемые |
Констатирующий эксперимент |
Обучающий эксперимент | ||
Баллы |
Проценты % |
Баллы |
Проценты % | |
1.Вова |
3 |
25 |
3 |
33,3 |
2.Иван |
4 |
33,3 |
5 |
55,5 |
3.Саша |
1,5 |
12,5 |
2 |
22,2 |
4.Костя |
7 |
58,3 |
7 |
77,7 |
5.Илья |
5 |
41,6 |
6 |
66,6 |
6.Лена |
8 |
66,6 |
7 |
77,7 |
7.Арсений |
5 |
41,6 |
5 |
55,5 |
8.Дима |
8 |
66,6 |
8 |
88,8 |
9.Юля |
4 |
33,3 |
5 |
55,5 |
10.Гриша |
0,5 |
4,2 |
1,5 |
16,6 |
Ср. значение |
4.6 |
38,3 |
5 |
55 |
У всех детей появилась реакция на обращенную речь. Увеличилось количество детей, в речи которых появились отдельные слова, звукоподражания, эхолалии.
Гистограмма 9 Сравнительные результаты логопедического обследования (в процентах)
Гистограмма 10 Сравнительные результаты уровней развития речи (в процентах)
Исходя из сравнительных данных, число человек со средним уровнем развития речи увеличилось вдвое, что составило 60% от всей группы. Один ребенок вошел в категорию с высоким уровнем, два человека остались на низком уровне, один на уровне ниже среднего.
Дети приобрели новые средства общения. По окончанию эксперимента они смогли совместить отдельные звукоподражания с жестами, использовать все эти виды коммуникации для общения.
Возросло число детей, у которых преобладала вербальная и вербально - жестовая коммуникация. Снизился процент тех, у кого речь отсутствовала.
Сравнительные результаты состояния коммуникативной активности представлены в гистограмме 11.
1. Эффективность предложенной нами программы музыкально–коррекционного воздействия, направленной на нормализацию коммуникативно – речевой деятельности у детей с ранним детским аутизмом, подтвердилась в ходе проведенных исследований;
2. Подводя итоги контрольного эксперимента, мы получили положительные результаты, то есть практически все запланированные формы и методы работы нашли свое применение и дали, безусловно, хорошие результаты. Музыкотерапия при регулярном использовании позволяет добиться высокой коммуникативной активности детей с РДА;
3. Предложенная программа работы может послужить дополнением к системе коррекционного воздействия, направленного на формирование коммуникативной активности детей, страдающих аутистическими расстройствами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Представленная исследовательская работа имела своей целью поиск наиболее эффективных способов развития коммуникативной активности детей с аутистическим спектром. Нами была выдвинута гипотеза о том, что музыкотерапия влияет на развитие общения и коммуникативных способностей детей данной категории, но при условии ее регулярного включения в их жизнедеятельность.
Информация о работе Формирование коммуникативных навыков у детей с ранним детским аутизмом