Формирование коммуникативных навыков у детей с ранним детским аутизмом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2014 в 13:20, дипломная работа

Краткое описание

Целью исследования является изучение развития коммуникативной сферы у детей с аутизмом и рассмотрение возможных путей ее формирования.
В соответствии с поставленной целью, определяются задачи данной работы:
1. проанализировать научную литературу по проблеме исследования;
2. изучить сущность раннего детского аутизма;
3. рассмотреть особенности развития коммуникативной сферы у детей с РДА;
4. провести экспериментальное изучение;

Содержание

Введение……………………………………………………...………………3
Глава I. Теоретическое обоснование проблемы формирования коммуникативных навыков у детей с ранним детским аутизмом………………………………………………………………………….6
1.1.Современное понимание раннего детского аутизма………………..…6
1.2.Особенности формирования коммуникативной деятельности при нормальном и нарушенном развитии…………………………………………..17
1.3.Музыка как средство развития коммуникативных навыков при работе с аутичными детьми…………………………………………………………….25

Глава II. Экспериментальное изучение проблемы формирования коммуникативных навыков у детей с ранним детским аутизмом……………30
2.1. Принципы, цель, задачи и организация констатирующего эксперимента………………………………………………………………….....30
2.2. Методика обследования………………………………………………..32
2.3. Анализ результатов констатирующего эксперимента………………..44

Глава III. Формирование навыков коммуникативной компетентности у детей с ранним детским аутизмом средствами музыки……………………….59
3.1.Теоретическое обоснование обучающего эксперимента…………......59
3.2. Методика экспериментального обучения……………………………..62
3.3.Анализ результатов контрольного эксперимента……………………..69

Заключение………………………………………………………………..…77
Список литературы………………

Вложенные файлы: 1 файл

диплом Богомазовой Ю последняя версия.docx

— 369.25 Кб (Скачать файл)



 

1 –исследование моторного  развития;

2 – исследование игровой  деятельности;

3 – изучение целостного  восприятия;

4 – исследование представления  о цвете;

5 - исследование представления  о форме;

6 - исследование представления  о величине;

7 – изучение пространственного  восприятия;

8 – изучение конструктивного  праксиса;

9 – исследование внимания;

10 – исследование мышления;

11 – исследование эмоционально  – волевой сферы и поведения;

12 – исследование общения;

13 – исследование коммуникативной  активности.

Гистограмма 1

Результаты психолого – педагогического обследования (в процентах)                                                                                  

Полученные данные свидетельствуют о различной степени выраженности аутистических расстройств у обследуемой группы детей.

Согласно классификации О.С. Никольской выделяют четыре категории аутичных детей [3, С. 25].

Первый тип аутистического дизонтогенеза (уровень полевой реактивности):

- отрешенность от окружающего  мира, отказ от любых контактов;

- пассивность к сенсорным  раздражителям (вложенная в руку  ребенка игрушка выпадает из  нее);

- отсутствие зрительного  контакта;

- наличие «полевого» поведения. Ребенок перемещается бесцельно, едва касается предметов;

- мутизм, отсутствие потребности  в вербальных контактах;

-проявление вычурности  двигательных поз.

Второй тип дизонтогенеза (уровень стереотипов):

- чувствительность к воздействиям  окружающей среды (силе голоса, свету, температуре, прикосновениям);

- дезадаптация к среде;

- наличие стереотипных  моторных движений;

- наличие речевых штампов, эхолалий, речевых стереотипий;

- наличие страхов;

- автономная игра;

- проявление требовательности  к организации стереотипной среды  обитания (избирательность в еде, ношение какого-то одного вида  одежды).

Третий тип (уровень экспансии):

- проявление выраженной  конфликтности поведения;

- быстрая пресыщаемость  в любой деятельности;

- избирательность в контактах;

- наличие немотивированных  страхов;

- речь монологична, не  направлена на собеседника;

- взгляд «сквозь» человека;

- отсутствие использования  местоимений первого лица.

Четвертый тип (уровень эмоционального контроля):

- проявление сензитивности  и повышенной ранимости в контактах;

- потребность в положительной  оценке и эмоциональной поддержке;

- тесная связь с матерью;

- визуальный контакт носит  прерывистый характер;

- речь может носить  затухающий характер.

Мы применили данную классификацию к экспериментальной группе детей.

Уровни развития:

 0-29 % - низкий уровень;

30-49% - ниже среднего;

50- 79% - средний;

80-100% - высокий.

Ι группа (от 0 до 29%) – было выявлено 3 ребенка.  Это наиболее глубоко аутичные дети. В процессе обследования контакт так и не был найден. Сложилось ощущение, что эти дети хотели, чтобы их оставили в покое. Моторное развитие довольно ограничено у детей этой группы. Игровая деятельность не сформирована, выполнялись лишь процессуальные действия. У двух человек представления о цвете, величине, форме отсутствовали. Один ребенок соотносил единичные предметы, но только с помощью взрослого. Значительно был нарушен конструктивный праксис. В связи с тяжестью дефекта исследовать память и внимание зачастую было невозможно. У двух человек отсутствовали какие-либо средства коммуникации, один пользовался единичными жестами.

II группа (от 30 до 49%) – было выявлено 4 ребенка. Контакт у этой группы детей был нарушен в меньшей степени, но коммуникация осуществлялась формально, по инициативе взрослого. У детей проявлялись стереотипии и избирательность. Игровая деятельность не развита. Зрительный гнозис также недостаточно развит. Внимание неустойчивое, достаточно низкая концентрация. В процессе выполнения заданий дети быстро утомлялись. Речью пользовались лишь для обозначения своих потребностей. Во фразе присутствует обилие эхолалий и штампов. Коммуникативная активность осуществлялась с помощью жестовых средств.

III группа (от 50 до 79%) – было выявлено 3 ребенка. У этих детей достаточно развита моторика. В игре использовали предметы в соответствии с их функциональным назначением. Зрительный гнозис также достаточно развит. Выполнение заданий на исследование мышления, пространственных представлений, конструктивного праксиса было возможно, но  только с помощью взрослого. Те задания, которые нравились и выполнялись, вызывали положительные эмоции у детей данной группы. Внимание по-прежнему недостаточно устойчивое. Дети быстро утомлялись, плохо переключались с одного вида деятельности на другой. Реакция на общение у этой группы детей как положительная, так и наблюдались трудности установления контакта. Речь отличалась монологичностью. Дети использовали различные средства коммуникативной активности при общении: слова, жесты.

IV группа (от 80 до 100%) – не было выявлено ни одного ребенка. К этому уровню могли быть отнесены дети, которые способны к установлению глазного контакта. В игре эти дети могли принять предложенную роль и игровые действия в рамках элементарного сюжета. Они бы узнавали и называли основные цвета, соотносили предметы по величине, называли геометрические фигуры, соотносили предметы с изображениями. Ориентировались как в собственном теле, так и на листе бумаги. Эмоционально адекватно бы реагировали на определенную ситуацию. У детей данной группы могли бы наблюдаться как положительные реакции на ситуацию общения, так и возникать трудности в установлении контакта. Дети использовали бы при коммуникативной активности словесные, мимические, жестовые, телесные средства.

Распределение обследуемых детей по группам представлено в

гистограмме 2.

 

 

Гистограмма 2  Уровни развития детей

 Результаты логопедического обследования

При исследовании состояния артикуляционного аппарата у детей было выявлено, что у всех десяти человек имеются определенные нарушения.

У двух человек имеются анатомические дефекты строения челюстей, которые поспособствовали возникновению неправильного прикуса. В данном случае мы столкнулись с прогнатией (верхняя челюсть сильно выдается вперед). У одного ребенка было обнаружено неправильное строение зубов (расщелины между зубами). Высокое «готическое» небо было выявлено у одного человека. У трех детей при обследовании неподвижного артикуляционного аппарата выявили укороченную уздечку языка.

У основной части обследуемых детей были замечены трудности при выполнении движений языка, губ и других органов артикуляционного аппарата. А также плохо осуществлялся переход от одного движения к другому. Мышечный тонус нарушен  у всех детей обследуемой группы.

При изучении состояния импрессивной речи было обнаружено, что обращенную речь не понимают два человека, у пятерых понимание обращенной речи ограничено, у трех - на бытовом уровне.

Исследуя экспрессивную речь, обращали внимание на следующие показатели:

-  отсутствие речи;

- наличие отдельных звукосочетаний;

-  наличие в речи  эхолалий, штампов, стереотипий;

- наличие словосочетаний  и отдельных фраз;

- способность к монологической  речи.

Своеобразие речевой деятельности отмечалось у всех детей. В трех случаях мы увидели полное отсутствие речи. Два человека использовали слова и отдельные предложения. У четырех человек в речи наблюдались эхолалии.

Результаты логопедического обследования представлены в таблице 2.

Таблица 2

Результаты логопедического обследования

№ задания

Обследуемые

   1

     2

      3

    4

Баллы

Проценты, %

1.Вова

    1

1

1

0

3

25

2.Иван

    1

1

1

1

4

33,3

3.Саша

    0,5

0

1

0

1,5

12,5

4.Костя

    2

2

2

1

7

58,3

5.Илья

    1

1

2

1

5

41,6

6.Лена

    2

2

2

2

8

66,6

7.Арсений

    2

1

1

1

5

41,6

8.Дима

    2

2

2

2

8

66,6

9.Юля

    1

1

1

1

4

33,3

10.Гриша

    0,5

0

0

0

0,5

4,2

Среднее значение

   1,3

1,1

1,3

0,9

4,6

38,3


 

1 – изучение состояния артикуляционного аппарата;

2 – исследование фонематического  слуха;

3 - исследование импрессивной  речи;

4 – исследование экспрессивной  речи.

 

В ходе логопедического обследования было выделено несколько групп детей в зависимости от уровня сформированности импрессивной и экспрессивной речи. Пользовались классификацией И.Ю.Левченко, по которой выделяют четыре группы аутичных детей с речевыми нарушениями [53, с.208].

1.Низкий уровень развития  речи (0-29 %) – характеризуется отсутствием  речи, мотивацией к речевому общению. Развитие импрессивной стороны  речи у детей данной группы  очень слабо выражено. Эти дети отказываются от любых контактов на вербальном уровне, у них практически отсутствует пассивный запас слов. Слуховое внимание не развито. Ребенок не желает воспринимать, имитировать речь или подражать ей. Человеческая речь вызывает полный эмоциональный дискомфорт. В эту группу нами было включено три человека.

2.Уровень развития ниже  среднего (30-49%) – дети этой группы имеют более сохранные возможности к развитию речи. Речь протекает автономно и представлена отдельными звукосочетаниями, возникающими отраженно и спонтанно при благоприятном расположении ребенка. Речевые возможности этих детей сравнимы с общими нарушениями речи первого уровня ОНР. В ходе нашего эксперимента, в данную группу вошло четыре человека.

3.Средний уровень развития (50- 79%) – дети этой группы имеют более высокий уровень развития речи. Речевые возможности приблизительно сравнимы со вторым или третьим уровнями ОНР. Но речь не обращена к конкретному лицу, то есть она «безлика», направлена в пространство. Ребенок не называет себя и не использует местоимений первого лица. О себе он говорит во втором или третьем лице. Речь насыщена эхолалиями, штампами, проявлениями речевой стереотипности, бесцельными манипулированиями, звукокомплексами, словосочетаниями или отрывками отдельных фраз. Характерна интонационная окраска речи: голос звучит неестественно, немодулированно, иногда фальцетом. В эту группу было включено три человека.

4.Высокий уровень развития (80-100%) – характеризуется достаточным уровнем структурного развития. Ребенок владеет фразой, способен к монологической речи. Но ведение диалога может вызывать трудности. В речи присутствуют аграмматизмы. Могут возникать речевые стереотипии, штампы, характерно отсутствие адресата как слабое проявление автономности. В эту группу не вошло ни одного ребенка.

Анализ результатов логопедического обследования представлен в гистограммах 3, 4.

Информация о работе Формирование коммуникативных навыков у детей с ранним детским аутизмом