Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2014 в 12:28, курсовая работа
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что эффективность коррекционно-развивающей программы по формированию адекватной самооценки детей дошкольного возраста обусловлена ее направленностью на развитие позитивной самооценки, снижение тревожности и благоприятное общение с окружающими.
Задачи исследования:
Дать характеристику и сущность понятия самооценка.
Проанализировать особенности самооценки старших дошкольников.
Разработать и апробировать опытно-экспериментальную работу по формированию адекватной самооценки детей дошкольного возраста.
Обосновать условия эффективности формирования адекватной самооценки детей дошкольного возраста.
Введение
3
Глава 1
Теоретические аспекты формирования самооценки в дошкольном возрасте
7
1.1 Сущность и содержание понятия «самооценка»
1.2 Особенности самооценки детей в дошкольном возрасте
11
Глава 2
Опытно-экспериментальная работа по формированию адекватной самооценки детей дошкольного возраста
32
2.1 Методы изучения самооценки у детей дошкольного возраста и анализ результатов исследования
2.2 Коррекционно-развивающая программа по формированию адекватной самооценки детей дошкольного возраста
39
2.3 Оценка эффективности проведенных мероприятий
53
Заключение
58
Список использованных источников
Формирование самооценки детей дошкольного возраста
Содержание
Введение |
3 | |
Глава 1 |
Теоретические аспекты формирования самооценки в дошкольном возрасте |
7 |
1.1 Сущность и содержание понятия «самооценка» | ||
1.2 Особенности самооценки детей в дошкольном возрасте |
11 | |
Глава 2 |
Опытно-экспериментальная работа по формированию адекватной самооценки детей дошкольного возраста |
32 |
2.1 Методы изучения самооценки
у детей дошкольного возраста
и анализ результатов | ||
2.2 Коррекционно-развивающая программа по формированию адекватной самооценки детей дошкольного возраста |
39 | |
2.3 Оценка эффективности |
53 | |
Заключение |
58 | |
Список использованных источников |
61 | |
Приложение |
69 |
Введение
Актуальность исследования. Важность формирования самооценки детей обусловлена тем, что на современном этапе развития нашего общества возрастает роль общественно значимой активности личности, предполагающей ее высокую сознательность и требовательность как в отношении к другим людям, так и к самой себе.
По отношению к дошкольникам повышение активности и сознательности означает, как считают В. Абраменкова, А. В. Иващенко, Е.Н. Лебеденко, развитие у них способности реалистически оценивать собственные возможности при достижении определенных целей в различных видах деятельности, а также формирование умения согласовывать свои действия с интересами и потребностями других людей на основе правильной оценки своих личностных качеств, а также – партнеров по общению. Названные особенности психической регуляции ребенка-дошкольника являются необходимым условием подготовки его к школьному обучению, которое, как известно, носит коллективный характер.
Известно, что у дошкольника потребность во внешней оценке чрезвычайно велика, но она не всегда в полной мере удовлетворяется. Ребенок, по мнению Л.И. Божович, стремится стать именно таким, каким его видит взрослый. Следовательно, одним из аспектов понимания тенденции развития и возможного прогнозирования динамических изменений в самосознании, в том числе в развитии общей и частной самооценки ребенка, может служить изучение отношения к нему со стороны социальной среды, и в первую очередь со стороны родителей.
Изучению самооценки в дошкольном возрасте посвящены исследования Л. И. Божович, Р. Бернса, О. А. Белоборыкиной, М. И. Лисиной, А. И. Сильвестру, Е. Е. Кравцовой, Т. А. Репиной, Г. А. Урунтаевой и других. Данные работы описывают динамику развития самооценки, механизмы ее формирования на каждом возрастном этапе, роль взрослых и сверстников в формировании самооценки. Согласно данным исследованиям, под самооценкой понимают оценку личностью себя, своих качеств и места среди других людей. Психологические исследования А.К. Болотовой доказывают, что особенности самооценки влияют и на эмоциональное состояние, и на степень удовлетворенности своей работой, учебой, жизнью, и на отношения с окружающими.
Роль самооценки в формировании личности, приобретении ею социального опыта и нахождении своего места в системе общественных отношений анализировалась в целом ряде исследований. Была обнаружена связь характера самооценки с различными видами общения и деятельности детей, указаны тенденции ее развития. Результаты исследований (Л. И. Божович, М. И. Боришевский, М. Л. Гомелаури, А. А. Ершов, Л. М. Запрягалова, Я. С. Коломинский, А. П.Копылова, А.И. Липкина, Л.Г. Подоляк, Б.И. Савонько) позволяют констатировать, что самооценка, являясь неотъемлемым компонентом потребностно-мотивационной сферы личности, приобретает с возрастом ребенка все большее значение в качестве регулятивного фактора.
Работы Н.Е. Анкудиновой, О.А. Белобрыкиной, В.А. Горбачевой, посвященные самооценке детей дошкольного возраста, обнаруживают ее зависимость от оценочного отношения взрослых в регламентированных правилами видах деятельности.
В большинстве исследований самооценка ребенка-дошкольника рассматривается в структуре его образа "Я", представляющего собой к концу старшего дошкольного возраста относительно устойчивое образование (Е.О. Смирнова, Л.П. Почеревина, С.Г. Якобсон). Появление к концу дошкольного возраста «собственно осознаваемых» форм самооценки показано в работах Т.А. Репиной, Р.Б. Стеркиной, которые раскрыли связь самооценки с общением детей, показали роль результативной деятельности в качестве детерминанты, повышающей уровень осознанности самооценки. Е.А. Архиповой установлена зависимость самооценки от типа воздействия воспитателя.
В связи с этим необходимо проводить коррекционно-развивающую работу по формированию адекватной самооценки детей дошкольного возраста.
Данные положения обусловили актуальность изучения проблемы формирования адекватной самооценки детей дошкольного возраста. В связи с актуальностью обозначенной проблемы нами сформулирована тема исследования: «Каковы условия эффективности формирования адекватной самооценки детей дошкольного возраста?».
Решением этой проблемы состоит цель нашего исследования
Объектом исследования является самооценка детей
Предмет исследования: формирование адекватой самооценки дошкольников
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что эффективность коррекционно-развивающей программы по формированию адекватной самооценки детей дошкольного возраста обусловлена ее направленностью на развитие позитивной самооценки, снижение тревожности и благоприятное общение с окружающими.
Задачи исследования:
Дать характеристику и сущность понятия самооценка.
Проанализировать особенности самооценки старших дошкольников.
Разработать и апробировать опытно-экспериментальную работу по формированию адекватной самооценки детей дошкольного возраста.
Обосновать условия эффективности формирования адекватной самооценки детей дошкольного возраста.
Выявить эффективность проведенных коррекционно-развивающих мероприятий
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы был использован комплекс взаимодополняющих друг друга методов исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, сбор эмпирических данных (методика «Лесенка» С.Л. Дембо-Рубинштейн; методика «Рисунок человека» (Карен Маховер); методы качественной, количественной и статистической обработки результатов и графического анализа данных.
Методологическую основу исследования составили положения современной психолого-педагогической науки о формировании самооценки старших дошкольников (Н. Авдеева, О.А. Белобрыкина, Л.И. Божович, Е.А. Костицина, М.И. Лисина, Л.И. Уманец).
Практическая значимость исследования. Разработанные методические рекомендации могут быть полезными для психологов-теоретиков и практиков в области семейного консультирования и детско-родительских отношений; педагогов, родителей для воспитания гармоничной личности.
Экспериментальной базой исследования является МБДОУ общеразвивающего вида «Детский сад №61 «Теремок» г. Йошкар-Ола Республики Марий Эл.
Структура работы: работа состоит из введения, теоретической и экспериментальной глав, заключения, приложений.
Глава 1. Теоретические аспекты формирования самооценки в дошкольном возрасте
1.1. Сущность
и содержание понятия
Проблема самооценки, как одна из центральных проблем психологии личности, изучалась в трудах различных отечественных и зарубежных психологов. Среди них можно выделить следующих авторов: Л.И. Божович, Л.В. Бороздина, Л.С. Выготский, А.В. Захарова, Б.В. Зейгарник, А.Н. Леонтьев, А.И. Липкина, М.И. Лисина, B.C. Мерлин, В.с. Мухина, Е.И. Савонько, В.Ф. Сафин, Е.А. Серебрякова, ГЛ. Собиева, А.Г. Спиркин, В.В. Столин, С.Л. Рубинштейн, П.Р. Чаматы, И.И. Чеснокова, П.М. Якобсон; А. Адлер, А. Бандура, Р. Бернс, И. Бранден, У. Джемс, Ф. Зимбардо, С. Куперсмит, К. Левин, К. Роджерс, М. Розенберг, 3. Фрейд, К. Хорни.
В зарубежной психологии самооценку рассматривают в структуре «Я-концепции», которая определяется как совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой.
В психоаналитической теории рассматривается положение, что складывающееся в сознании индивида представление о самом себе является неполным, искаженным, не соответствующее действительности. По мнению 3. Фрейда самооценка складывается под давлением конфликта между внутренними побуждениями и внешними запретами, в силу такого постоянного конфликта, адекватная самооценка невозможна [43].
Неофрейдисты считали, что личность направляется в своем поведении несовместимыми с ее стержневыми мотивами требованиями социальной среды и поэтому неспособна, строить адекватные оценочные суждения о самой себе. К. Хорни выдвинула предположение о значении, которое имеет для формирования личности соотношение между «реальным Я» и «идеализированным Я», Г. Салливен прослеживал влияние различного рода ранних персонификаций (эмоционально насыщенных образов о себе и других людях) на формирование характера [43].
Бихевиористы анализируют самооценку с точки зрения теории научения (А. Бандура, Г. Мид, Б. Скиннер). А. Бандура рассматривает самооценку как подкрепляющий фактор действия, он определяет самооценку, как один из компонентов регулирующих поведение, широкий спектр поведения человека регулируется с помощью реакций самооценки, выражаемых в форме удовлетворенности собой, гордости своими успехами, а также неудовлетворенности собой и самокритики [43].
В гуманистической теории А. Маслоу, Р. Мей, Г. Олпорт, К. Роджерс придерживались точки зрения, по которой образ, складывающейся у индивида о самом себе, может быть неполным, искаженным. Мнения окружающих, усвоенные с детства представления, собственные притязания, все это при определенных условиях складывается в картину, которая не совпадает с объективной структурой личности. Чтобы преобразовать эту картину и добиться адекватной самооценки, нужно изменить реальную систему отношений, в которой она сложилась, а именно изменить социальную позицию личности, систему ее взаимоотношений с другими людьми, характер ее деятельности [43].
В интеракционистском подходе (М. Вебстер, Ч. Кули, М. Мид, Б. Собичек) внимание акцентируется на личности, которая формируется на основе опыта, получаемого индивидом при взаимодействии с другими. То есть, самооценка, и представление человека о себе обусловливаются реакциями и мнениями других о человеке. Кули Ч. Создал теорию «Зеркального Я», где важное значение имеет субъективно интерпретируемая обратная связь, получаемая от других людей, как главного источника данных о собственном «Я» [43].
Представитель феноменологического подхода Н. Бранден указывает на тот факт, что самооценка, представление человека о самом себе играют важную роль в понимании человека. Он определяет самооценку, как аспект самоуважения, уверенность человека в том, что используемые им методы взаимодействия с действительностью принципиально верны и отвечают требованиям реальности. Самооценка выступает непременным условием осуществления эффективного взаимодействия с миром и оказывает глубокое воздействие на процессы мышления человека, эмоции, желания, ценности и цели [43].
Итак, зарубежные психологи рассматривают самооценку в основном как механизм, обеспечивающий согласованность требований индивида к себе с внешними условиями, то есть максимальной уравновешенности личности с окружающей его социальной средой. При этом сама социальная среда понимается ими как враждебная человеку. Ограничение роли самооценки только приспособительной функцией отрицает активность личности и функцию самооценки как одного из механизмов, реализующих эту активность.
Проблема становления самосознания и самооценки как его компонента, рассматривались в работах: Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, В.С. Мерлина, С.Л. Рубинштейна, В.В. Столина, И.И. Чесноковой, Е.В. Шороховой.
В работах, посвященных самооценке детей дошкольного возраста, подчеркивается ее зависимость от уровня освоения ребенком той деятельности, в которой она проявляется (Н.Е. Анкундинова, А.М. Богуш, В.А. Горбачева, К.А. Архипова, Р.Б. Стеркина, Е.О. Смирнова, Г.Б. Тагиева).
По мнению Г.С. Абрамовой, самооценка - это осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим, к другим людям и самому себе. Г.С. Абрамова считает оценку себя в целом общей самооценкой, а оценку достижений в отдельных видах деятельности - парциальной. Помимо этого выделяет актуальную (то, что уже достигнуто) и потенциальную (то, на что способен) самооценку. По мнению автора самооценку можно разделить на адекватную и на неадекватную, т. е. соответствующую и несоответствующую реальным достижениям и потенциальным возможностям индивида. Так же различается самооценка по уровню - высокому, среднему, низкому [2].
Информация о работе Формирование самооценки детей дошкольного возраста