Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 12:41, дипломная работа
Во все века детям прививали нравственную воспитанность, она ценилась людьми. Педагоги, родители, общественность справедливо обеспокоены ростом правонарушений и преступлений в среде несовершеннолетних, их гражданской позицией, направленной на обогащение, потребление материальных ценностей, упрощение внутренней жизни. Для разрешения этих проблем необходимо создание воспитательного механизма, адекватного новому времени.
Нравственное воспитание школьников в целом осуществляется в процессе обучения, через содержание преподаваемых предметов, способы взаимодействия учителя и учащихся, стиль их взаимоотношений; в процессе специально организованного просвещения ( занятия по этике, беседы с учащимися на этические темы и т.д); при формировании нравственного опыта в коллективной жизни; при воспитании нравственных привычек и формировании нравственных чувств. К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».
Введение……………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
1.1. Психолого-педагогические основы формирования нравственных ценностей у старшеклассников…………………………………………………….8
1.2. Воспитательная система школы-интерната как фактор формирования нравственных ценностей у воспитанников………………...……31
Выводы…………………………………………………………………..….37
ГЛАВА 2. ПРОЦЕСС И ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
2.1. Цели, задачи и содержание опытно-экспериментальной работы…..39
2.2. Результаты опытно-экспериментальной работы…………………….54
Выводы……………………………………………………………………...59
Заключение………………………………………………………………....61
Библиография……………………………………………………………....65
Оглавление
Введение…………………………………………………………
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
1.1. Психолого-педагогические
основы формирования нравственных
ценностей у старшеклассников……………………………………
1.2. Воспитательная система школы-интерната как фактор формирования нравственных ценностей у воспитанников………………...……31
Выводы………………………………………………………………
ГЛАВА 2. ПРОЦЕСС И ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
2.1. Цели, задачи и содержание
опытно-экспериментальной
2.2. Результаты опытно-
Выводы………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Библиография………………………………………………
Приложение……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Во все века детям прививали нравственную воспитанность, она ценилась людьми. Педагоги, родители, общественность справедливо обеспокоены ростом правонарушений и преступлений в среде несовершеннолетних, их гражданской позицией, направленной на обогащение, потребление материальных ценностей, упрощение внутренней жизни. Для разрешения этих проблем необходимо создание воспитательного механизма, адекватного новому времени.
Нравственное воспитание школьников в целом осуществляется в процессе обучения, через содержание преподаваемых предметов, способы взаимодействия учителя и учащихся, стиль их взаимоотношений; в процессе специально организованного просвещения ( занятия по этике, беседы с учащимися на этические темы и т.д); при формировании нравственного опыта в коллективной жизни; при воспитании нравственных привычек и формировании нравственных чувств. К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».
Актуальность исследования.
Современное российское общество нуждается в людях, обладающих не только теоретическими и практическими научными знаниями, но и нравственной культурой. В современном мире на школьника обрушивается огромное количество информации, и требуется помочь ему создать особое мерило, с помощью которого он будет понимать, что нравственно, а что нет.
Специфика данного образовательного учреждения внесла свои коррективы и особенности в построении воспитательного процесса в школе.
Негосударственная
общеобразовательная школа-
В интернате воспитанники обучаются пять дней в неделю. В условиях, когда ребенок большую часть своего времени проводит в интернате без участия родителей, проблема нравственного воспитания в школе-интернате актуальна.
Нравственные ценности носят общечеловеческий характер, они принимаются и развиваются всеми людьми в условиях общественно-исторических изменений цивилизации. Нравственные ценности не существуют в отрыве от других ценностных отношений. Они как бы накладываются на все виды ценностей, облагораживая их, придавая человеческой деятельности гуманистический смысл, эмоциональную насыщенность. Воспитание нравственных ценностей происходит в течение всей жизни человека, однако наиболее сензитивным периодом в воспитании ценностей является старший школьный возраст (И.С. Кон).
Данная проблема сложна и многоаспектна. Философский аспект нравственных ценностей раскрывается в работах В. Брожика, Г. Гегеля, О.Г. Дробницкого, А.Г. Здравосмыслова, И.А. Ильина, А. Камю, И. Канта, М.С. Кагана, В.Н. Сагатовского, В.П. Тугаринова, К. Ясперса. Психологические подходы к воспитанию нравственных ценностей, основанные на теории отношений (А.А. Бодалев, В.М. Мясищев), рассматриваются в работах Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, Н.С. Лейтеса, Д.И. Фельдштейна, В.Д. Шадрикова. Педагогический аспект к воспитанию нравственных ценностей раскрыт в исследованиях В.И. Андреева, Е.В. Бондаревской, З.И. Васильевой, Т.И. Власовой, В.А. Караковского, Б.Т. Лихачева, А.С. Макаренко, И.С. Марьенко, Н.Д. Никандрова, К.Д. Ушинского, Н.Е. Щурковой. В работах Н.Е. Барышникова, И.А. Колесниковой, А.И. Селивановой, Е.Н. Степанова изучалась роль классного руководителя в воспитании ценностей учащихся.
Нравственное воспитание – процесс сознательного и целенаправленного педагогического взаимодействия субъектов, требующего волевых усилий и профессиональной компетентности воспитателя и превращающих внешние модели поведения во внутренние реальные устойчивые нравственные навыки, привычки, нравственное осмысление поступков и убеждений воспитанников на основе гуманного личностного подхода (Е.В. Бондаревская).
Нравственные ценности – высшие ценности человека, главными категориями определяющими их, являются категория добра и совести, должного во благо; они охватывают совокупность действий (служение), принципов, норм нравственного поведения и слагаются на основе тех реальностей и поступков, на основе которых человек оценивает, одобряет, то есть воспринимает их как добрые, благие, справедливые (В.В. Николина)
Цель исследования: разработка психолого-педагогических условий, обеспечивающих успешное воспитание нравственных ценностей у старшеклассников воспитателем в условиях общеобразовательной школы-интерната.
Объект исследования: воспитательный процесс средней общеобразовательной школы-интерната, ориентированный на воспитание у старшеклассников нравственных ценностей.
Предмет исследования: нравственное воспитание учащихся в школе-интернате в ходе внеклассных мероприятий.
Гипотеза исследования: воспитание нравственных ценностей у старшеклассников будет успешным и результативным, если оно выступает как часть целостного педагогического процесса школы, с учетом следующего:
-процесс воспитания нравственных ценностей у старшеклассников основан на гуманистических нравственно-ценностных ориентирах (идеалах), направленных на деятельностное добро, справедливое и должное (во благо);
-обеспечивается единство действий воспитателя, школьного сообщества, при воспитании нравственных ценностей у старшеклассников;
-создание воспитывающей
среды в классе, позволяющей реализовывать
нравственные личностно-
Задачи исследования:
1. Выявить сущность и
особенности содержания
2. Выявить, обосновать и экспериментально проверить педагогические условия воспитания нравственных ценностей у старших школьников в деятельности воспитателя.
3. Проверить эффективность деятельности воспитателя по формированию нравственных ценностей в опытно-экспериментальной работе.
Исследование выполнялось с помощью комплекса методов, взаимное дополнение, которых обеспечила объективность и научную достоверность результатов исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; изучение и анализ передового педагогического опыта, констатирующий и формирующий эксперимент, в процессе которого использовались беседы с родителями, классными руководителями, учащимися, анкетирование и наблюдение; совокупность методов, позволяющих определить нравственные ориентации старшеклассников: различные виды опроса и оценок (фронтально-письменное и интервью, анкетирование, тестирование). Результаты эксперимента проверялись методами математической обработки и статистики, анализом результатов. Творческие работы, этические и педагогические ситуации; анализ собственной воспитательной деятельности, моделирование позволили углубить процесс достоверности результата.
Существует потребность в воспитании нравственных ценностей у воспитанников интерната, а также проблема недостаточной разработанности этого вопроса в педагогической практике. С учетом этого противоречия сделан выбор темы исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: какова совокупность педагогических условий, обеспечивающих успешность формирования воспитателем нравственных ценностей у старшеклассников в школе-интернате?
Работа состоит из двух глав, четырех параграфов, введения, выводы по каждой главе, заключения, библиографии, приложения. Во введении раскрыта актуальность данной темы, цель, предмет, объект, гипотеза исследования. В первой главе рассмотрен теоретический аспект данной проблемы, психолого-педагогические основы формирования нравственных ценностей у старшеклассников, история развития взглядов в педагогике по формированию нравственных ценностей у подростков старшего возраста, а также рассмотрена воспитательная система школы-интерната как фактор формирования нравственных ценностей у воспитанников. Вторая глава дипломной работы посвящена опытно-экспериментальной части исследования, где описано содержание, цели, задачи практической части, а также сделаны обработка и анализ полученных результатов. В заключении приведено краткое обобщение полученных результатов, раскрыта практическая значимость проведенного исследования.
В словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. Мораль (латинское mores-нравы) - нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом)
В.И. Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека». Он считал: «Нравственный - противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный. Нравственный быт человека важнее быта вещественного. Относящийся к одной половине духовного быта, противоположный умственному, но сопоставляющий общее с ним духовное начало, к умственному относится истина и ложь, к нравственному - добро и зло. Добронравный, добродетельный, благонравный, согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека с долгом честного и чистого сердцем гражданина. Это человек нравственный, чистой, безукоризненной нравственности. Всякое самоотвержение есть поступок нравственный, доброй нравственности, доблести».
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
1.1. Психолого-педагогические основы формирования нравственных ценностей у старшеклассников
Практика воспитания личности
своими корнями уходит в глубинные
пласты человеческой цивилизации. В
воспитании и развитии личности особое
место занимают внутренние духовно-нравственные
ценности. Ценности и идеалы тесно
связаны с историческими
Мыслители разных веков трактовали понятие нравственности по-разному. Еще в древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства ... Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека». Я.А. Коменский цитировал: «Кто успевает в науках, но отстаёт в добрых нравах, тот больше отстаёт, чем успевает».
В педагогической энциклопедии нравственное воспитание определяют так: нравственное воспитание - целенаправленное формирование морального сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения.
Нравственное воспитание - двухсторонний процесс. Он заключается в воздействии воспитателей на воспитанников и в их ответных действиях, т.е. в усвоении ими нравственных понятий, в переживании своего отношения к нравственному и безнравственному в поступках и во всем поведении.
Нравственные понятия становятся руководством к действию только тогда, когда они не просто заучены, а глубоко осмыслены и превращены в моральные убеждения. Наличие таких убеждений и устойчивых привычек нравственного поведения свидетельствует о воспитанности человека в нравственном отношении, его нравственной зрелости. Единство нравственного сознания, воплощенное в устойчивых нравственных качествах, - важнейший показатель соответствия между процессом воспитания и нравственным развитием личности. Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни школьников: деятельности, отношений, общения с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени.
Информация о работе Формирование нравственных качеств у воспитанников школы-интерната