Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 12:41, дипломная работа
Во все века детям прививали нравственную воспитанность, она ценилась людьми. Педагоги, родители, общественность справедливо обеспокоены ростом правонарушений и преступлений в среде несовершеннолетних, их гражданской позицией, направленной на обогащение, потребление материальных ценностей, упрощение внутренней жизни. Для разрешения этих проблем необходимо создание воспитательного механизма, адекватного новому времени.
Нравственное воспитание школьников в целом осуществляется в процессе обучения, через содержание преподаваемых предметов, способы взаимодействия учителя и учащихся, стиль их взаимоотношений; в процессе специально организованного просвещения ( занятия по этике, беседы с учащимися на этические темы и т.д); при формировании нравственного опыта в коллективной жизни; при воспитании нравственных привычек и формировании нравственных чувств. К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».
Введение……………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
1.1. Психолого-педагогические основы формирования нравственных ценностей у старшеклассников…………………………………………………….8
1.2. Воспитательная система школы-интерната как фактор формирования нравственных ценностей у воспитанников………………...……31
Выводы…………………………………………………………………..….37
ГЛАВА 2. ПРОЦЕСС И ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
2.1. Цели, задачи и содержание опытно-экспериментальной работы…..39
2.2. Результаты опытно-экспериментальной работы…………………….54
Выводы……………………………………………………………………...59
Заключение………………………………………………………………....61
Библиография……………………………………………………………....65
В технологии моделирования
воспитательной системы особое место
отводится классному
Педагогическими условиями для успешного формирования нравственных ценностей у старшеклассников выступают педагогическая поддержка воспитателя в смыслопоисковой деятельности старшеклассников, создание воспитателем нравственных личностно-ориентированных ситуаций, создание воспитательной среды, осуществление этической защиты воспитанников и личный пример. Только комплексное создание условий дает возможность успешной деятельности воспитателя по развитию нравственных ценностей старшеклассников в воспитательной системе класса.
В исследовании для построения
концептуальной модели разработана
программа воспитания нравственных
ценностей старшеклассников через
систему тематических циклов занятий.
Цели и задачи программы: воспитание
нравственных ценностей путем ознакомления
учащихся с правилами нравственного
поведения, анализа нравственных ситуаций
и проведения мероприятий нравственного
содержания; ознакомление с правилами
культурной жизнедеятельности и
поведения в различных
В работе, на основании полученных теоретических данных, мы определили проблемы нравственного развития личности, выявили механизмы нравственного воспитания; рассмотрели направления развития теории и методики воспитания нравственных качеств у подростков старшего возраста.
После этого был организовано и проведено экспериментальное исследование проблемы нравственного развития подростков. Полученные результаты показали, что уровень нравственного развития школьников недостаточно высок, на основании чего были подобраны методы формирования нравственных качеств у старшеклассников. Также проведенное анкетирование родителей учащихся в начале эксперимента еще раз доказал необходимость работы воспитателя в направлении нравственного развития своих подопечных.
Для выявления эффективности
подобранной программы мы
Практическая значимость работы состоит в том, что рекомендации по созданию в классе благоприятного климата посредством учета педагогических условий позволит обеспечить воспитателям успешное развитие нравственного потенциала старшеклассников.
Перспективы дальнейшего обращения к проблеме формирования начал нравственного сознания подростков могут быть представлены рядом возможных направлений: уточнение возрастных и индивидуальных особенностей развития начал нравственного сознания старшеклассников; пересмотр возрастных возможностей освоения современными школьниками нравственных представлений, понятий и др.; обновление содержания социально-нравственного воспитания школьников и разработка стандарта школьного образования как результата осмысления обществом необходимости выработки национальной нравственной идеи, а также единых, общечеловеческих взглядов на проблему добра и зла и др.
В заключении следует отметить достоверность выдвигаемой нами гипотезы о том, что у воспитанников интерната отмечается невысокий уровень нравственного развития, который при правильном подборе и проведении коррекционной работы по формированию нравственных качеств будет повышаться. Полученные в ходе эксперимента результаты стали подтверждением данного предположения. Проведенное исследование доказало научную обоснованность и научную значимость положений гипотезы в формировании нравственных ценностей старшеклассников. Вместе с тем результаты исследования не исчерпывают всех аспектов рассматриваемой проблемы.
БИБЛИОГРАФИЯ
1.Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. – М: изд-во Дом Ш. Амонашвили. 1996. – 494 с.
2.Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. – М.: Мысль. – 1988. – С. 15-45.
3.Андреев В.И. Педагогическая этика: спецкурс для технологий. 2002. – 272. с.132
4.Анохина Т.В. Педагогическая поддержка как реальность современного образования //Классный руководитель. – 2000. №3. – С. 60-65.
5.Антология мировой философии. В 4-х т. – М.: Мысль /Под ред. Н.С. Нарского идр. Т.2. – 1971. –360с.
6.Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды – М.:Педагогика 1989. – 558с.
7.Бекетова Н.В. Воспитание
личного духа как проблема
национальной школы //
8.Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика. 2008. – 192с.
9.Богдан С.В. Педагогическое
стимулирование нравственного
10.Богуславский М.В. Генезис
гуманистической парадигмы
11.Богуславский М.В. Философия образования в трактовке мыслителей российского зарубежья //Педагогика. – 2000. №9. – С. 15-22.
12.Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе //Вопросы психологии. 1979. – №4. – С.23-31.
13.Болдырев Н.И. Методика воспитательной работы в школе: Учебн. пособие для студ. пед. ин-ов. – 7-е изд., исправ. и доп. – М.: Просвещение, 2007. – 223с.
14.Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение человека культуры и нравственности. – Ростов-на-Дону: РГПУ. 2007. – С. 18-34.
15.Бондаревская Е.В. Смыслы
и стратегии личностно-
16.Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. – Ростов-на-Дону: РГПУ. 2000. – 352с.С.96.
17.Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания //Педагогика. – 2007. №6. – 29-36с.
18.Борзенко, В.А. Кувакина, А.А. Кудишина Основы современного гуманизма /Под ред. В.А. Кувакина, А.Г. Круглова М.: Российское гуманистическое общество, 2002. 350 с.
19.Борытко Н.М. Пространство воспитания: образ быта. //Монография. – Волгоград: Перемена. 2005. – 225с.
20.Бочарова Н.И., Тихонова
О.Г. Организация досуга в
21.Валиева Л.И. Ориентация
учащихся общеобразовательной
22.Валицкая А.П. Российское
образование: Модернизация и
23.Васильева Л.В. Личностно-
24.Власова Т.И. Диагностика
индивидуальной культуры
25.Воспитание будущего учителя: идеи, ценности, ориентации. Учеб. пособие /Под ред. Л.В. Загрековой, В.В. Николиной, В.А. Фортунатовой. – Н. Новгород: НГПУ. 2001. – 107с.
26.Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии /Под ред Е.Н. Щурковой. – М.: Новая школа. 1998. – 208с.
27.Гончарова С.Б. Зарождение
личностного подхода в русской
классической педагогике и
28.Гребенкина Л.К., Анциферова
Н.С. Технология
29.Григорьев Д.В.
30.Гурова Р.Г. Современная молодежь: социальные ценности и нравственные ориентации //Педагогика. – 2000. №10. С.32-38.
31.Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. – 2 изд. перераб. и доп. – М.: 1 (881), 1995. – Т.2. – 780с.
32.Дереклеева Н.И. Классный руководитель: Основные направления деятельности. – М.: Вербум-М.. 2001. – 64с.
33.Жуковский И.В.
34.Зверева В.И.
35.Зверева Н.М. Десять историй из жизни учителя. – Н. Новгород: РЦПРРТ «Практика». 2002. – 91с.
36.Зверева Н.М. Практическая
дидактика для учителя.
37.Зеньковский В.В. Русская педагогика в XXв. //Педагогика. – 1997. №2. – С. 73-89.
38.История философии Запад-Россия-Восток. В 4-х кн. Книга 4. /Под ред. Н.В. Мотрошиловой и А.М. Руткевича. – М. 1999. – С. 10-49.
39.Карнеги Д. Как
40.Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. Пер. с англ. / Общ. ред. и предл. В.П. Зинчекова и Ю.М. Жукова: – М.: Прогресс. 1989. – 288с.
41.Классному руководителю о воспитательной системе класса: Метод. пособие /Под ред. Е.Н. Степанова. – М.: Педагог. поиск. - 2000. – 160с.
42.Кон Л.С. Психология старшеклассника. – М.: Просвещение. 1982. – 203с.
43.Козлов Н.И. Книга для тех, кому нравится жить, или психология личностного роста. – М.: АСТ-ПРЕСС. 2000. – 352с.
44.Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года //Вестник образования: Сборник приказов и инструкций Министерства образования. – 2002. №6. – С.11-40.
45.Кропоткин П.А. Этика. – М.: Политиздат. – 1991. с. 137.
46.Крутьев В.О. Круглый стол //Педагогика, №10. – 2001. – С. 17-20.
47.Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в современной школе. Воспитание: от формирования к развитию. – М. – Ростов-на-Дону: ТЦ «Учитель». 2009. – 192с.
48.Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в средней школе. От коллективизма к взаимодействию – М.: ТЦ «Учитель». – 2010. – 287с.
49.Макаренко И.А. Деловые игры //Воспитание школьников. - 1996. №6. – С. 12-14.
50.Маленкова Л.И. Человековедение: Программа и метод. материалы для школьного педагога. – М.: Педагогическое общество России. 2000. – 230с.
51.Михайлова Н.Н., Юсфин С.М. Педагогика поддержки. – М.: МИРОС. – 2001. – 99с.
52.Мункуева А.А. Педагогические условия осуществления личностно-ориентированного образования в школе-гимназии: Дис. канд. пед. наук. –Улан-Удэ. 1998. – 185с.
53.Настольная книга классного руководителя. Автор-составитель Л.Д. Гуткина– М.: Центр «Педагогический поиск». - 2010. – 143с.
54.Немов Р.С. Психология: Учебн. пособие для студентов высш. пед. уч. заведений. В 3 кн.: Т. 1. – М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2000.
55.Николина В.В. Духовные ценности и воспитание личности: психолого-педагогический аспект. Н.Новгород. 2009. С.85
56.Педагогика /В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Миценко, Е.Н. Шиянов: Учеб. пособие для студ. пед. Уче бн. заведений – 5-е изд. перераб. и дополн. – М.: Школа-Пресс. 2010. – 512с.
57.Плинер Я.Г., Бухвалов В.А. Воспитание личности в коллективе. – М.: Центр «Педагогический поиск». 2009. – 160с.
58.Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. – М.: ВПАДОС. – 2007. – кн.1. – 573 с.; кн.2. – 255 с.
59.Рогалевич Н. Н. Краткий словарь философских терминов. –М.: Харвест. 2008.-832 с
60.Роджерс К. Эмпатия: Пер. с англ. //Психология эмоций: тексты. – М. 1984.
61.Рожков М.И. Теория и практика ученического самоуправления в профессиональной школе: Автореф. дис. докт. пед. наук. Казань. 1989. – 34с.
62.Рожков М.И., Байбородова М.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учебных заведений. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС. 2000. – 256с.
63. Рубинштейн С.Л. Человек и мир: Проблемы общей психологии. /Под ред. Е.В. Шорохова. – М.: Педагогика. 1973. – 423 с.
64.Словарь иностранных слов. – 15-е изд., испр. /Под ред. В.В. Пчелкина (отв. ред.) и др. – М.: Русский язык. 1988. – 608с.
Информация о работе Формирование нравственных качеств у воспитанников школы-интерната