Формирование нравственных качеств у воспитанников школы-интерната

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 12:41, дипломная работа

Краткое описание

Во все века детям прививали нравственную воспитанность, она ценилась людьми. Педагоги, родители, общественность справедливо обеспокоены ростом правонарушений и преступлений в среде несовершеннолетних, их гражданской позицией, направленной на обогащение, потребление материальных ценностей, упрощение внутренней жизни. Для разрешения этих проблем необходимо создание воспитательного механизма, адекватного новому времени.
Нравственное воспитание школьников в целом осуществляется в процессе обучения, через содержание преподаваемых предметов, способы взаимодействия учителя и учащихся, стиль их взаимоотношений; в процессе специально организованного просвещения ( занятия по этике, беседы с учащимися на этические темы и т.д); при формировании нравственного опыта в коллективной жизни; при воспитании нравственных привычек и формировании нравственных чувств. К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
1.1. Психолого-педагогические основы формирования нравственных ценностей у старшеклассников…………………………………………………….8
1.2. Воспитательная система школы-интерната как фактор формирования нравственных ценностей у воспитанников………………...……31
Выводы…………………………………………………………………..….37
ГЛАВА 2. ПРОЦЕСС И ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
2.1. Цели, задачи и содержание опытно-экспериментальной работы…..39
2.2. Результаты опытно-экспериментальной работы…………………….54
Выводы……………………………………………………………………...59
Заключение………………………………………………………………....61
Библиография……………………………………………………………....65

Вложенные файлы: 1 файл

показать.docx

— 169.93 Кб (Скачать файл)

Старшеклассники задумываются над вопросом: «Каких нравственных качеств вам не хватает, чтобы  стремиться к идеалу?». Ответы респондентов  распределились следующим образом : 52% учащихся не хватает уверенности в себе; 38% трудолюбия, смелости, решительности; 6% целеустремленности, силы воли; 4% мягкости, нежности, любви, открытости в общении.

Таким образом, мы можем сделать  вывод о том, что у старшеклассников недостаточно глубоко сформированы нравственные идеалы, ценности, ориентиры  в жизни.

 

2.2. Результаты  опытно-экспериментальной работы

Для выяснения, насколько  подобранные нами занятия, игры и  упражнения по развитию нравственности у старшеклассников оказалась эффективной и действенной, нами было проведено повторное обследование уровня сформированности нравственного сознания по первоначальным методикам, которые использовались при первичном обследовании. Инструкции и правила методик уже были знакомы испытуемым, поэтому при проведении повторного эксперимента мы не испытали никаких сложностей и проблем. По итогам контрольного обследования осознания нравственных норм по комплексной методике мы получили результаты, занесенные нами в таблицу №5.

 

Таблица №5. Результаты контрольной диагностики осознания нравственных норм экспериментальной группой

Имя

1

2

3

4∑

Соответствие

Полнота

А

Б

В

Называние

1.

Абашеев Н.

1

0,5

0

0

0

0

1,5

2.

Гуслякова Ю.

0,5

0

0

1

1

1

3,5

3.

Ерюшева Г.

1

0,5

0

1

0

0

2,5

4.

Жогова Н.

1

0,5

1

1

1

0

4,5

5.

Калягина А.

1

0,5

0

0

0

0

1,5

6.

Кравченок И.

0,5

0

1

0

0

0

1,5

7.

Красинскя И.

0

0

1

0

0

0

1

8.

Крицкая Е.

0

0,5

0

0,5

0

0

1

9.

Лоншакова С.

0,5

0

0

0,5

0

0

1

10.

Мусева Е.

1

0,5

0

0

0

0

1,5

11.

Пузырев А.

0,5

0,5

0

1

0

-

2

12.

Собашникова .М.

0,5

0

0

0,5

0

0

1

13.

Томина Е.

1

0

0

0

0

0

1

14.

Устинова Т.

0,5

0,5

0

0

0,5

0

1,5

15.

Федорова К.

1

0,5

0

1

0

0

2,5

16.

Федосеева Е.

1

0,5

0

0

0

1

2,5

17.

Филатов И.

0

0

1

0

1

0

2

18.

Хорошилова Я.

0

1

0

0

1

1

3

19.

Шульц В.

0

0,5

1

1

1

0

3,5


Исходя из результатов  повторного обследования в экспериментальной  группе заметна значительная динамика в развитии нравственного сознания. Мы заметили, что подростки стали значительно активнее, было видно, что предложенные вопросы и задания уже знакомы детям и отвечать на них школьникам было значительно легче, чем при первичном обследовании.

В исследуемой группе из 19 человек только у 5 участников исследования был выявлен низкий уровень осознания нравственных норм и у 13 детей уровень нравственного сознания был на среднем уровне, 1 ученик показал высокий уровень. Результаты показаны в виде диаграммы в ПРИЛОЖЕНИИ Б(рис.2).

При повторном проведении обследования по методике Гильбуха нами были получены результаты, занесенные в таблицу №6.

Таблица №6. Результаты контрольного обследования нравственного развития экспериментальной группы подростков по методике Гильбуха

 

 

Имя

Показатели по блокам / баллы

Степень удовлетворенности

Степень сплоченности

Степень конфликтности

1.

Абашеев Н.

15

13

7

2.

Гуслякова Ю.

7

9

9

3.

Ерюшева Г.

7

13

9

4.

Жогова А.

9

9

13

5.

Калягина Н.

7

7

15

6.

Кравченко И.

7

13

6

7.

Красинская И.

5

9

9

8.

Крицкая Е.

7

9

8

9.

Лоншакова С.

13

9

9

10.

Мусева Е.

13

9

9

11.

Пузырев А.

13

15

7

12.

Собашникова М.

13

15

7

13.

Томина Е.

7

13

7

14.

Устинова Т.

15

15

12

15.

Федорова К.

7

9

8

16.

Федосеева Е.

13

13

7

17.

Филатов И.

15

13

9

18.

Хорошилова Я.

13

15

9

19.

Шульц В.

13

7

9


В экспериментальной группе после проведении коррекционной  работы преобладает степень удовлетворенности – у 12 человек, степень сплоченности преобладает у 11 обследуемых школьников и степень конфликтности преобладает у 3 подростков. Результаты показаны в виде диаграммы в ПРИЛОЖЕНИИ В(рис.4).

Анализируя данные повторной  диагностики, мы видим, что в экспериментальной  группе уровень развития нравственности у подростков гораздо выше, чем  при первичной диагностике –  у большинства обследуемых выявлен  средний уровень нравственного  развития. Мы можем отметить, что  это значительный прогресс, учитывая, что у нас не было достаточно времени  для проведения формирующей работы.

При повторном проведении теста «Неоконченное предложение» нами был задан тот же вопрос, с целью сравнения первичных и вторичных результатов.

Поменялись местами  ценности старшеклассников: на 1-м месте уже стали здоровье, семья (11 человек), 2-е место образование, материальные блага (5 человек), 3-е место: независимость, хорошие друзья (3 человека). Ряд проведенных мероприятий подтолкнул учащихся рассуждать, переосмыслить для себя жизненные ценности.

На первый вопрос анкеты о том, кто является для вас  идеальным человеком, выраженных изменений  не наблюдается,

Интересная динамика наблюдается  и в отношении воспитанников  к религии. Положительно к ней  относятся 85% респондентов, 10нейтрально; 5% отрицательно. Один респондент раннее веривший в идею зла теперь вошел  в число тех, кто относится  к религии .

Над вопросом: «Каких нравственных качеств вам не хватает, чтобы стремиться к идеалу?». Ответы респондентов  распределились следующим образом : 62% учащихся не хватает уверенности в себе; 15% трудолюбия, смелости, решительности; 13%учащихся милосердия, доброты; 10% целеустремленности, силы воли. Все же большинство твердо уверены что им не хватает уверенности в себе.

На дополнительный вопрос: «Что нужно изменить в нашем обществе, для того чтобы молодым жилось лучше и интереснее?» 35% опрошенных ответили так: «предоставить возможность честно зарабатывать на жизнь»; 22% создать условия для самореализации; 11% усилить борьбу с преступностью; 7% создать молодежные организации и общества; 9% уделить серьезное внимание духовно-нравственному воспитанию; 9% сделать доступными учреждения досуга; 7% обеспечить социальную защиту всем слоям населения, особенно молодежи и пенсионерам.

В ходе проведения анкетирования и опроса нами были вскрыты следующие моменты: 61% старшеклассников не верят в идеал, мало интересуются общественной жизнью страны. В то же время старшеклассники умеют рассуждать и не бояться говорить то, что думают. Они понимают, что для того, чтобы стать лучше, им не хватает уверенности в себе, целеустремленности, доброты; просят уделять больше внимания духовно-нравственному воспитанию и культурному досугу.

Таким образом, нами было проведено  повторное обследование уровня нравственного  развития старшеклассников. Были получены результаты, свидетельствующие о том, что после проведения коррекционной работы по формированию нравственных представлений у испытуемых была выявлена в экспериментальной группе выраженная динамика. В связи с этим, мы можем сделать вывод об эффективности подобранной нами программы по формирования нравственного сознания у воспитанников. Следовательно, подводя итоги всего исследования, мы можем сказать, что поставленные в исследовании задачи были выполнены и первоначальная гипотеза доказана.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫВОДЫ

Педагогический эксперимент  позволил доказать, что воспитание классным руководителем нравственных ценностей старшеклассников будет  эффективным при условии, если оно выступает в качестве целостного педагогического процесса общеобразовательной школы, в котором сконструирована модель воспитательной системы класса, направленной на воспитание нравственных ценностей. Педагогический эксперимент показал эффективность взаимодействия классного руководителя, школьного сообщества и в разнообразной деятельности по воспитанию нравственных ценностей: создании воспитательной среды, нравственных личностно-ориентированных ситуаций, педагогической поддержки, этической защиты.

В результате педагогического  эксперимента выявлены три уровня воспитания нравственных ценностей старшеклассников: низкий, средний, высокий. Для низкого уровня характерна пассивность учащихся, отсутствие цели, уважения к другим, эгоизм, низкая (или завышенная) самооценка, конфликтность, не сформированность эмпатии, отсутствие долга, ответственности за дело, жестокость. Средний уровень характеризуется ситуативной потребностью в нравственной деятельности, приспособленческой реакции во взаимодействии с другими, осознание потребности в уважительном отношении к другим, выполнение нравственных норм в зависимости от ситуации (знаю, но не буду выполнять). Для третьего уровня характерна дисциплинированность, чуткость, чувство долга, умение отвечать за свои поступки, уважительное отношение к окружающим, активное участие в творческих делах классного и школьного сообщества, проявление гуманности и милосердия по «велению души и сердца», доброта.

Результаты констатирующего  эксперимента на основании комплекса  методик: методика «Неоконченное предложение», методики М. Рокича и др. показали преобладание низкого (31%) и среднего (53%) уровня воспитания нравственных ценностей у учащихся в классном сообществе. Изменяются ценностные ориентации в сторону нравственных. В ходе эксперимента у учащихся в построении жизненных целей доминирует ориентация на добро, создание хорошей семьи, верных друзей, уважение, долг, ответственность.

В результате эксперимента такие нравственные ценности как  доброта при ранжировании переместились  по рангу с 8 места на 4, милосердие с 13 на 9, гуманность с 8 на 5, отзывчивость с 3 на 2 место.

 Фантастический метод «Приплыла Золотая Рыбка…» позволил определить приоритетные нравственные установки школьников: они хотят быть здоровыми, для них важны любовь родителей и близких, наличие хорошей дружной семьи, они мечтают о процветании Родины, получение высшего образования, по их мнению, должно стать доступным для всех. В ходе педагогического эксперимента доказано, что воспитание нравственных ценностей оказывает влияние на все сферы развития личности, обусловливая становление их активной позиции, гражданственности. Результаты эксперимента позволили реализовать цели и задачи исследования.

Старшеклассники стали более  требовательны к себе, внутренний мир старшеклассников совершенствуется и развивается, идет большая духовная работа и переоценка нравственных ценностей  и взглядов, что очень важно  для духовнонравственного роста учеников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Нравственные качества как  психологические образования в  структуре личности подростка являются результатом воспитания как специально организованного педагогического  процесса. Психолого-педагогические основы его организации базируются на тех  научных положениях и идеях, которые  позволяют осмыслить сущность нравственных качеств, раскрыть их психологическую  структуру, а также особенности  и механизмы формирования. Знание и готовность действовать в соответствии с принятыми в обществе нормами  и правилами поведения и взаимоотношений, переживания, способность к сочувствию, радости, действия в отношении других людей, развитие собственных качеств  составляет понятие нравственность. Без нее человек не может жить среди других людей.

В результате проведенного теоретического и экспериментального исследования в соответствии с поставленными  целями и задачами были получены основные научные результаты.

На основе теоретического анализа философской, педагогической, психологической, научно-методической литературы было сформулировано теоретико-методологическое обоснование изучения проблемы. В  дипломной работе доказывается, что при создании определенных педагогических условий воспитателем и при правильном подборе метода и форм воспитания   формирование нравственных ценностей учащихся будет эффективней.

Нравственные ценности человека, ориентированные на добро, уважение, совестливость, воспитываются в  процессе непрестанного взращивания  и «творения» добра. Оптимизировав опыт исследователей, психологов и педагогов мы выяснили, что основным стержнем в общей системе всестороннего развития личности является нравственное воспитание. Нравственное воспитание - процесс, направленный на формирование и развитие целостной личности, и предполагает становление его к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе.

Воспитательная система класса является сложным социально-педагогическим и психолого-педагогическим комплексом, отличающимся полиструктурностью компонентов и элементов, упорядоченностью в развитии и базируется на системном, проблемно-целевом, деятельностном, культурологическом и личностноориентированном подходах.

Информация о работе Формирование нравственных качеств у воспитанников школы-интерната