Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 12:41, дипломная работа
Во все века детям прививали нравственную воспитанность, она ценилась людьми. Педагоги, родители, общественность справедливо обеспокоены ростом правонарушений и преступлений в среде несовершеннолетних, их гражданской позицией, направленной на обогащение, потребление материальных ценностей, упрощение внутренней жизни. Для разрешения этих проблем необходимо создание воспитательного механизма, адекватного новому времени.
Нравственное воспитание школьников в целом осуществляется в процессе обучения, через содержание преподаваемых предметов, способы взаимодействия учителя и учащихся, стиль их взаимоотношений; в процессе специально организованного просвещения ( занятия по этике, беседы с учащимися на этические темы и т.д); при формировании нравственного опыта в коллективной жизни; при воспитании нравственных привычек и формировании нравственных чувств. К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».
Введение……………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
1.1. Психолого-педагогические основы формирования нравственных ценностей у старшеклассников…………………………………………………….8
1.2. Воспитательная система школы-интерната как фактор формирования нравственных ценностей у воспитанников………………...……31
Выводы…………………………………………………………………..….37
ГЛАВА 2. ПРОЦЕСС И ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
2.1. Цели, задачи и содержание опытно-экспериментальной работы…..39
2.2. Результаты опытно-экспериментальной работы…………………….54
Выводы……………………………………………………………………...59
Заключение………………………………………………………………....61
Библиография……………………………………………………………....65
Старшеклассники задумываются над вопросом: «Каких нравственных качеств вам не хватает, чтобы стремиться к идеалу?». Ответы респондентов распределились следующим образом : 52% учащихся не хватает уверенности в себе; 38% трудолюбия, смелости, решительности; 6% целеустремленности, силы воли; 4% мягкости, нежности, любви, открытости в общении.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что у старшеклассников недостаточно глубоко сформированы нравственные идеалы, ценности, ориентиры в жизни.
2.2. Результаты
опытно-экспериментальной
Для выяснения, насколько подобранные нами занятия, игры и упражнения по развитию нравственности у старшеклассников оказалась эффективной и действенной, нами было проведено повторное обследование уровня сформированности нравственного сознания по первоначальным методикам, которые использовались при первичном обследовании. Инструкции и правила методик уже были знакомы испытуемым, поэтому при проведении повторного эксперимента мы не испытали никаких сложностей и проблем. По итогам контрольного обследования осознания нравственных норм по комплексной методике мы получили результаты, занесенные нами в таблицу №5.
Таблица №5. Результаты контрольной диагностики осознания нравственных норм экспериментальной группой
№ |
Имя |
1 |
2 |
3 |
4∑ | |||
Соответствие |
Полнота |
А |
Б |
В |
Называние | |||
1. |
Абашеев Н. |
1 |
0,5 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1,5 |
2. |
Гуслякова Ю. |
0,5 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
3,5 |
3. |
Ерюшева Г. |
1 |
0,5 |
0 |
1 |
0 |
0 |
2,5 |
4. |
Жогова Н. |
1 |
0,5 |
1 |
1 |
1 |
0 |
4,5 |
5. |
Калягина А. |
1 |
0,5 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1,5 |
6. |
Кравченок И. |
0,5 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1,5 |
7. |
Красинскя И. |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
8. |
Крицкая Е. |
0 |
0,5 |
0 |
0,5 |
0 |
0 |
1 |
9. |
Лоншакова С. |
0,5 |
0 |
0 |
0,5 |
0 |
0 |
1 |
10. |
Мусева Е. |
1 |
0,5 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1,5 |
11. |
Пузырев А. |
0,5 |
0,5 |
0 |
1 |
0 |
- |
2 |
12. |
Собашникова .М. |
0,5 |
0 |
0 |
0,5 |
0 |
0 |
1 |
13. |
Томина Е. |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
14. |
Устинова Т. |
0,5 |
0,5 |
0 |
0 |
0,5 |
0 |
1,5 |
15. |
Федорова К. |
1 |
0,5 |
0 |
1 |
0 |
0 |
2,5 |
16. |
Федосеева Е. |
1 |
0,5 |
0 |
0 |
0 |
1 |
2,5 |
17. |
Филатов И. |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
2 |
18. |
Хорошилова Я. |
0 |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
3 |
19. |
Шульц В. |
0 |
0,5 |
1 |
1 |
1 |
0 |
3,5 |
Исходя из результатов повторного обследования в экспериментальной группе заметна значительная динамика в развитии нравственного сознания. Мы заметили, что подростки стали значительно активнее, было видно, что предложенные вопросы и задания уже знакомы детям и отвечать на них школьникам было значительно легче, чем при первичном обследовании.
В исследуемой группе из 19 человек только у 5 участников исследования был выявлен низкий уровень осознания нравственных норм и у 13 детей уровень нравственного сознания был на среднем уровне, 1 ученик показал высокий уровень. Результаты показаны в виде диаграммы в ПРИЛОЖЕНИИ Б(рис.2).
При повторном проведении обследования по методике Гильбуха нами были получены результаты, занесенные в таблицу №6.
Таблица №6. Результаты контрольного обследования нравственного развития экспериментальной группы подростков по методике Гильбуха
№ |
Имя |
Показатели по блокам / баллы | ||
Степень удовлетворенности |
Степень сплоченности |
Степень конфликтности | ||
1. |
Абашеев Н. |
15 |
13 |
7 |
2. |
Гуслякова Ю. |
7 |
9 |
9 |
3. |
Ерюшева Г. |
7 |
13 |
9 |
4. |
Жогова А. |
9 |
9 |
13 |
5. |
Калягина Н. |
7 |
7 |
15 |
6. |
Кравченко И. |
7 |
13 |
6 |
7. |
Красинская И. |
5 |
9 |
9 |
8. |
Крицкая Е. |
7 |
9 |
8 |
9. |
Лоншакова С. |
13 |
9 |
9 |
10. |
Мусева Е. |
13 |
9 |
9 |
11. |
Пузырев А. |
13 |
15 |
7 |
12. |
Собашникова М. |
13 |
15 |
7 |
13. |
Томина Е. |
7 |
13 |
7 |
14. |
Устинова Т. |
15 |
15 |
12 |
15. |
Федорова К. |
7 |
9 |
8 |
16. |
Федосеева Е. |
13 |
13 |
7 |
17. |
Филатов И. |
15 |
13 |
9 |
18. |
Хорошилова Я. |
13 |
15 |
9 |
19. |
Шульц В. |
13 |
7 |
9 |
В экспериментальной группе после проведении коррекционной работы преобладает степень удовлетворенности – у 12 человек, степень сплоченности преобладает у 11 обследуемых школьников и степень конфликтности преобладает у 3 подростков. Результаты показаны в виде диаграммы в ПРИЛОЖЕНИИ В(рис.4).
Анализируя данные повторной
диагностики, мы видим, что в экспериментальной
группе уровень развития нравственности
у подростков гораздо выше, чем
при первичной диагностике –
у большинства обследуемых
При повторном проведении теста «Неоконченное предложение» нами был задан тот же вопрос, с целью сравнения первичных и вторичных результатов.
Поменялись местами ценности старшеклассников: на 1-м месте уже стали здоровье, семья (11 человек), 2-е место образование, материальные блага (5 человек), 3-е место: независимость, хорошие друзья (3 человека). Ряд проведенных мероприятий подтолкнул учащихся рассуждать, переосмыслить для себя жизненные ценности.
На первый вопрос анкеты о том, кто является для вас идеальным человеком, выраженных изменений не наблюдается,
Интересная динамика наблюдается и в отношении воспитанников к религии. Положительно к ней относятся 85% респондентов, 10нейтрально; 5% отрицательно. Один респондент раннее веривший в идею зла теперь вошел в число тех, кто относится к религии .
Над вопросом: «Каких нравственных качеств вам не хватает, чтобы стремиться к идеалу?». Ответы респондентов распределились следующим образом : 62% учащихся не хватает уверенности в себе; 15% трудолюбия, смелости, решительности; 13%учащихся милосердия, доброты; 10% целеустремленности, силы воли. Все же большинство твердо уверены что им не хватает уверенности в себе.
На дополнительный вопрос: «Что нужно изменить в нашем обществе, для того чтобы молодым жилось лучше и интереснее?» 35% опрошенных ответили так: «предоставить возможность честно зарабатывать на жизнь»; 22% создать условия для самореализации; 11% усилить борьбу с преступностью; 7% создать молодежные организации и общества; 9% уделить серьезное внимание духовно-нравственному воспитанию; 9% сделать доступными учреждения досуга; 7% обеспечить социальную защиту всем слоям населения, особенно молодежи и пенсионерам.
В ходе проведения анкетирования и опроса нами были вскрыты следующие моменты: 61% старшеклассников не верят в идеал, мало интересуются общественной жизнью страны. В то же время старшеклассники умеют рассуждать и не бояться говорить то, что думают. Они понимают, что для того, чтобы стать лучше, им не хватает уверенности в себе, целеустремленности, доброты; просят уделять больше внимания духовно-нравственному воспитанию и культурному досугу.
Таким образом, нами было проведено повторное обследование уровня нравственного развития старшеклассников. Были получены результаты, свидетельствующие о том, что после проведения коррекционной работы по формированию нравственных представлений у испытуемых была выявлена в экспериментальной группе выраженная динамика. В связи с этим, мы можем сделать вывод об эффективности подобранной нами программы по формирования нравственного сознания у воспитанников. Следовательно, подводя итоги всего исследования, мы можем сказать, что поставленные в исследовании задачи были выполнены и первоначальная гипотеза доказана.
ВЫВОДЫ
Педагогический эксперимент позволил доказать, что воспитание классным руководителем нравственных ценностей старшеклассников будет эффективным при условии, если оно выступает в качестве целостного педагогического процесса общеобразовательной школы, в котором сконструирована модель воспитательной системы класса, направленной на воспитание нравственных ценностей. Педагогический эксперимент показал эффективность взаимодействия классного руководителя, школьного сообщества и в разнообразной деятельности по воспитанию нравственных ценностей: создании воспитательной среды, нравственных личностно-ориентированных ситуаций, педагогической поддержки, этической защиты.
В результате педагогического эксперимента выявлены три уровня воспитания нравственных ценностей старшеклассников: низкий, средний, высокий. Для низкого уровня характерна пассивность учащихся, отсутствие цели, уважения к другим, эгоизм, низкая (или завышенная) самооценка, конфликтность, не сформированность эмпатии, отсутствие долга, ответственности за дело, жестокость. Средний уровень характеризуется ситуативной потребностью в нравственной деятельности, приспособленческой реакции во взаимодействии с другими, осознание потребности в уважительном отношении к другим, выполнение нравственных норм в зависимости от ситуации (знаю, но не буду выполнять). Для третьего уровня характерна дисциплинированность, чуткость, чувство долга, умение отвечать за свои поступки, уважительное отношение к окружающим, активное участие в творческих делах классного и школьного сообщества, проявление гуманности и милосердия по «велению души и сердца», доброта.
Результаты констатирующего эксперимента на основании комплекса методик: методика «Неоконченное предложение», методики М. Рокича и др. показали преобладание низкого (31%) и среднего (53%) уровня воспитания нравственных ценностей у учащихся в классном сообществе. Изменяются ценностные ориентации в сторону нравственных. В ходе эксперимента у учащихся в построении жизненных целей доминирует ориентация на добро, создание хорошей семьи, верных друзей, уважение, долг, ответственность.
В результате эксперимента такие нравственные ценности как доброта при ранжировании переместились по рангу с 8 места на 4, милосердие с 13 на 9, гуманность с 8 на 5, отзывчивость с 3 на 2 место.
Фантастический метод «Приплыла Золотая Рыбка…» позволил определить приоритетные нравственные установки школьников: они хотят быть здоровыми, для них важны любовь родителей и близких, наличие хорошей дружной семьи, они мечтают о процветании Родины, получение высшего образования, по их мнению, должно стать доступным для всех. В ходе педагогического эксперимента доказано, что воспитание нравственных ценностей оказывает влияние на все сферы развития личности, обусловливая становление их активной позиции, гражданственности. Результаты эксперимента позволили реализовать цели и задачи исследования.
Старшеклассники стали более требовательны к себе, внутренний мир старшеклассников совершенствуется и развивается, идет большая духовная работа и переоценка нравственных ценностей и взглядов, что очень важно для духовнонравственного роста учеников.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Нравственные качества как
психологические образования в
структуре личности подростка являются
результатом воспитания как специально
организованного
В результате проведенного теоретического и экспериментального исследования в соответствии с поставленными целями и задачами были получены основные научные результаты.
На основе теоретического анализа философской, педагогической, психологической, научно-методической литературы было сформулировано теоретико-методологическое обоснование изучения проблемы. В дипломной работе доказывается, что при создании определенных педагогических условий воспитателем и при правильном подборе метода и форм воспитания формирование нравственных ценностей учащихся будет эффективней.
Нравственные ценности человека, ориентированные на добро, уважение, совестливость, воспитываются в процессе непрестанного взращивания и «творения» добра. Оптимизировав опыт исследователей, психологов и педагогов мы выяснили, что основным стержнем в общей системе всестороннего развития личности является нравственное воспитание. Нравственное воспитание - процесс, направленный на формирование и развитие целостной личности, и предполагает становление его к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе.
Воспитательная система класса является сложным социально-педагогическим и психолого-педагогическим комплексом, отличающимся полиструктурностью компонентов и элементов, упорядоченностью в развитии и базируется на системном, проблемно-целевом, деятельностном, культурологическом и личностноориентированном подходах.
Информация о работе Формирование нравственных качеств у воспитанников школы-интерната