Формирование нравственных качеств у воспитанников школы-интерната

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 12:41, дипломная работа

Краткое описание

Во все века детям прививали нравственную воспитанность, она ценилась людьми. Педагоги, родители, общественность справедливо обеспокоены ростом правонарушений и преступлений в среде несовершеннолетних, их гражданской позицией, направленной на обогащение, потребление материальных ценностей, упрощение внутренней жизни. Для разрешения этих проблем необходимо создание воспитательного механизма, адекватного новому времени.
Нравственное воспитание школьников в целом осуществляется в процессе обучения, через содержание преподаваемых предметов, способы взаимодействия учителя и учащихся, стиль их взаимоотношений; в процессе специально организованного просвещения ( занятия по этике, беседы с учащимися на этические темы и т.д); при формировании нравственного опыта в коллективной жизни; при воспитании нравственных привычек и формировании нравственных чувств. К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
1.1. Психолого-педагогические основы формирования нравственных ценностей у старшеклассников…………………………………………………….8
1.2. Воспитательная система школы-интерната как фактор формирования нравственных ценностей у воспитанников………………...……31
Выводы…………………………………………………………………..….37
ГЛАВА 2. ПРОЦЕСС И ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
2.1. Цели, задачи и содержание опытно-экспериментальной работы…..39
2.2. Результаты опытно-экспериментальной работы…………………….54
Выводы……………………………………………………………………...59
Заключение………………………………………………………………....61
Библиография……………………………………………………………....65

Вложенные файлы: 1 файл

показать.docx

— 169.93 Кб (Скачать файл)

Оформление педагогики в  науку связано с именем чешского педагога Яна Амоса Коменского. Многие из идей, связанные с воспитанием нравственности, высказанные в труде «Великая дидактика» Я.А. Коменского, не утратили своего значения и актуальности и сегодня. Следуя Платону и Аристотелю, Я.А. Коменский основами «кардинального» добродетеля считал мудрость, умеренность, мужество и справедливость. Кроме этих главных добродетелей, Я. А. Коменский советовал развивать у детей скромность, послушание, благожелательность к другим людям, аккуратность, вежливость, почтительность, трудолюбие. Средствами нравственного воспитания он считал: пример родителей, учителей, товарищей, наставления, беседы, упражнения детей в нравственном поведении; борьбу с распущенностью, с ленью, необдуманностью, недисциплинированностью. Большое значение в процессе нравственного воспитания имеет выработка положительных привычек.

Английский философ и  педагог Джон Локк в своем основном труде «Мысли о воспитании» большое значение в нравственном воспитании придает чувству, воображению, воле как побудительным мотивам воспитания нравственности. Основными моральными ценностями он признавал благожелательность, гуманное отношение к людям, правдивость, милосердие.

Непримиримую борьбу с  догматизмом вели французские просветители XVIII века Д. Дидро, К. Гельвеций, П. Гольбах  и особенно Ж.Ж. Руссо. Он исходил  из идеи природного совершенства детей, положившее начало разработке теории «свободного воспитания» в педагогической науке: воспитание добрых чувств, добрых суждений и доброй воли.

Генрих Песталоцци в своем  сочинении «Лингард и Гертруда» развивал идеи о гуманном характере воспитания, доброжелательном отношении к детям, привитии им чувства сострадательности и милосердия как основам нравственного воспитания.

«Деятельная любовь к людям, доброта к ближним, вот что должно вести человека в нравственном отношении вперед». Нравственность вырабатывается в ребенке путем постоянных упражнений в делах. Именно в семье закладываются основы нравственного поведения ребенка. Г. Песталоцци настаивал на том, что нравственное поведение детей формируется не путем нравоучений, а благодаря развитию у них моральных чувств и созданию нравственных наклонностей.

И.Ф. Гербарт предпринял попытку разработать систему педагогической науки на основе идеалистической философии. Центральный тезис рассуждений Г. Гербарта – формирование нравственного человека, путем сдерживавающего, направляющего, нормального, взвешанного, морализаторского, увещевающего способов воздействия на личность ребенка. С прогрессивных позиций разрабатывал педагогическую теорию нравственного воспитания А. Дистервег. Он основывался на обогащении детей научными знаниями и привитии им высоких морально-нравственных качеств.

В Российской педагогике также активно разрабатывались идеи нравственного воспитания. В «Поучениях» Владимира Мономаха раскрывается основной свод правил жизни, которым следовал государь и которым советовал следовать своим детям: любить свою Родину, заботиться о народе, творить добро близким, не грешить, уклоняться от злых дел, быть милостивым.

Епифаний Славинецкий и Симеон Полоцкий главными факторами нравственного воспитания считали пример родителей и учителей, учили правилам поведения детей в семье, в школе, общественных местах.

Заметный след в российской педагогике оставили М.В. Ломоносов, И.И. Бецкой, Ф.И. Янкович, Н.И. Новиков. В частности Н.И. Новиков, издавал первый в России журнал, ориентированный на воспитание нравственных добродетелей (ценностей) «Детское чтение для сердца и разума». Он считал, что у детей надо воспитывать уважение к труду, доброжелательность и сострадание к людям. А.А. Прокопович-Антоновский высочайшей ценностью называет нравственность, которая достигается просвещением ума и образованием сердца.

Педагоги-революционеры  – В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, Н.Г. Чернышевский, являясь  единомышленниками, уделяли большое  внимание нравственному воспитанию ребенка. В.Г. Белинский считал важнейшей  стороной нравственного воспитания – формирование общественного деятеля. А.И. Герцен придавал большое внимание предоставлению условий для свободного развития личности. Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбов развивали идею разумного требования, чтобы молодые люди выросли идейными и руководствовались в своих поступках любовью к истине и справедливости.

В 1856г. в статье «Вопросы жизни» Н.И. Пирогов сформировал  главный принцип нравственного  воспитания: «нравственность можно  улучшить только нравственным путем, с  помощью нравственных мер». К.Д. Ушинский дальше развил идеи Н.И. Пирогова о воспитании и предпринял попытку раскрыть механизмы  формирования нравственного мира ребенка. Он писал: «Мы смело высказываем  убеждение, что влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями и разъяснение каждому его  личных интересов». Нравственное воспитание, по мнению К.Д. Ушинского, должно развивать в ребенке гуманность, честность и правдивость, трудолюбие, дисциплинированность и чувство ответственности, чувство собственного достоинства, сочетаемое со скромностью. По его мнению, нравственность духовна, и потому она добродетельна.

Особое место в исследовании занимает русская религиозная педагогика – (И.С. Адреевский, Н.А. Бердяев, П.В. Вахтеров, В.В. Зеньковский, Н.О. Лосский, В.В. Розанов, С.Л. Франк и др.). В качестве основной ценности образования ими обоснован нравственный смысл жизни. Наиболее ярким представителем этого направления был В.В. Зеньковский. В его теоретико-методологических работах прослеживается путь от неконфессиональной, гуманистической педагогики, до православной педагогики духовного устроения, основанной на христианской антропологии, от педагогического плюрализма до мировоззренческой религиозной педагогики. «Духовное начало в человеке есть корень и источник индивидуальности в человеке, источник его неповторимости во всей живой целостности состава человека». Ряд представителей религиозного педагогического направления встав на позиции христианской антропологии (Н.А. Бердяев, В.В. Розанов и др.), стремились соединить достижения отечественной культуры и гуманистические традиции православия.

Гуманистические взгляды  К.Д. Ушинского оказали огромное влияние на развитие педагогической теории и практики конца 19 – начала 20 веков. Продолжают развиваться идеи «свободного воспитания» сторонниками которого выступают Л.Н. Толстой, К.Н. Вентцель, А. Зеленко, И.Л. Логунов-Посадов и др. Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой: «Из всех наук, которые должны знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».

В результате свершившейся Великой Октябрьской социалистической революции 1917 года в России, воспитание нравственных ценностей стало рассматриваться  в педагогических исследованиях  с классовых позиций. В советской  педагогике проблема нравственных ценностей  занимала весьма важное место.

Вопросам нравственного  воспитания уделяла много внимания Н.К. Крупская. В ее трудах проблема нравственности, морали рассматриваются  с позиций диалектического материализма, в единстве общих коллективных целей  и задач. Она подчеркивала неоднократно, что содержание общественной работы должно быть не только социально значимым, но и способным глубоко затронуть  эмоциональную сферу воспитанников, с тем, чтобы «сплотить ребят  в одном переживании, в одном  чувстве». По ее мнению, воспитание коллективиста должно быть соединено с воспитанием всесторонне развитого, внутренне дисциплинированного человека, способного глубоко чувствовать, ясно мыслить, организованно действовать.

А.С. Макаренко глубоко  раскрыл в своей научно-педагогической и практической работе с подростками  возможности коллектива в формировании нравственного сознания учащихся. Он считал, что «нормы определяются в  каждый данный момент нашей классовой  нуждой и нашей борьбой. И создание нужного типа поведения – это, прежде всего вопрос опыта, привычки, длительных упражнений в том, что нам нужно». А.С. Макаренко считал, что «оптимистическая гипотеза» отношения к человеку, считалась немыслимой без такого условия, как развитие личности в коллективе, внутри которого функционируют самые разнообразные отношения: деловые, дружественные, товарищеские, основанные на доверии и уважении к детям. «Никто не сможет их обидеть, так как каждый обиженный будет защищен не только своим отрядом, бригадой, мною, а более того – первым встречным товарищем».

Большое значение в  формировании нравственных ценностей  учащихся имеют труды В.А. Сухомлинского. «Мы стремимся утвердить в сознании и в чувствах каждого ребенка важный нравственный идеал: мое личное достоинство заключается в том, чтобы делать людям добро и не делать зла» . Важнейшее значение для нашего исследования: во взглядах В.А. Сухомлинского имеет вывод о том, что нравственные ценности личности в юношеские годы структурируются вокруг его идейного компонента. По мнению ученого:

«…В годы отрочества перед ним открывается мир  идей… Подросток начинает философствовать – мыслить широкими общественнополитическими моральными понятиями». В.А. Сухомлинский показал возможности практического приложения и развития нравственных ценностей школьников, раскрыл содержание нравственной деятельности старшеклассников, исследовал противоречия в нравственном развитии и показал пути их преодоления в воспитательном процессе. Нравственные ценности, по его мнению, «живут, крепнут, оттачиваются только при активной деятельности… Трудом, взаимоотношениями в коллективе каждый подросток должен что-то доказывать, отстаивать, чтобы вместе с истиной оттачивалось собственное достоинство, честь. Это и есть духовная борьба…».  Но тем не менее, нравственное воспитание до 90-х г. XX столетия носило классовый характер. Смысл жизни заключался в том, что жизнь конкретного человека является не самоценностью, а средством для удовлетворения классовых интересов общества.

В педагогике 50-60-х  г. XX века делается попытка раскрытия  теоретических идей, связанных с  индивидуальностью ребенка, хотя индивидуальность по-прежнему находится на втором плане, в то же время, реальность демонстрировала, что далеко не все гладко в воспитательных процессах. (М.И. Данилов, В.М. Коротов, М.И. Махмутов). Период 70-80-х г. XX века характеризуется повышенным интересом к исследованию проблем воспитания. В цели воспитания включаются такие аспекты, как нравственность ребенка, его индивидуальность, уникальность (Б.Г. Ананьев, Е.В. Бондаревская, З.И. Васильева, В.В. Давыдов, П.В. Занков, Т.Е. Конникова, Б.Т. Лихачев, И.С. Марьенко, К.Д. Радина, Г.П. Щедровицкий, Д.Б. Эльконин и др.).

В исследованиях  К.Д. Радиной впервые выявлены взаимосвязи, возникающие между нравственными чувствами и отношениями учащихся. Она вводит в теорию воспитания понятие «эмоциональнонравственная установка» . Основываясь на исследованиях К.Д. Радиной, мы полагаем возможным считать эмоциональнонравственную установку одним из механизмов воспитания нравственных ценностей старшеклассников и нравственной саморегуляции поведения.

З.И. Васильева развивая идеи Т.Е. Конниковой о нравственной направленности личности, выделяет следующие практические аспекты проявления нравственной направленности: деловой (ответственное отношение учащихся к учению), гуманистический (отзывчивость, доброжелательность, готовность к помощи, эмпатия, радость за успехи товарищей); коллективистический (коллективная ответственность в учении в сочетании с общественной активностью, положительное отношение к сотрудничеству, поиск совместных решений). В исследованиях З.И. Васильевой нам представляется ценным то, что автор выводит понятие нравственности за рамки мотивов и связывает его с такими интегральными характеристиками целостной личности, как убеждения, нравственная позиция в коллективе, гуманитарные отношения. З.И. Васильева, одной из первых, в исследованиях приходит к выводу о том, что при воспитании нравственных ценностей старшеклассникам необходима деликатная педагогическая поддержка. Ею выявлено, что учебная деятельность является источником нравственных ценностей. Раскрывая проблему о воспитании нравственных ценностей, следует подчеркнуть, что в большинстве исследований воспитание нравственных ценностей рассматривается в качестве важнейшей цели воспитания личности (Б.Г. Битинас, Е.В. Бондаревская, З.И. Васильева, Б.Т. Лихачев, И.С. Марьенко, Л.И. Новикова, И.М. Таланчук). В теории и практике нравственного воспитания выявились принципиально новые позиции в решении проблемы «коллектив и личность» в плане повышения статуса личности (А.Т. Куракин, Л.И. Новикова, Б.Т. Лихачев).

Рассматриваемый период характеризуется личностно-ориентированным  подходом в воспитании.

Методологическим ориентиром нашего исследования являются идеи Е.В. Бондаревской. Она считает, что нравственное воспитание личности носит базовый характер в воспитании. Нравственное воспитание развертывается как творение человеком себя, создание мира человека, как культурное творчество, как улучшение, культурное преобразование социума. По ее мнению, познание и проживание нравственных императивов должно составлять единую преемственную линию воспитания с первого по выпускной класс.

Важное место в исследованиях Е. В. Бондаревская, уделяет нравственному сознанию, которое она рассматривает с ценностных позиций, как процесс отражения и присвоения норм общественной морали, выраженных в нравственных представлениях, понятиях, принципах, законах, и выработке на их основе системы нравственных взглядов, чувств, отношений и убеждений, выступающих в качестве критериев нравственной оценки, самооценки и механизмов саморегуляции поведения. Нравственное воспитание, по мнению Е.В. Бондаревской, не является только сферой интересов личности, ее собственного развития. В нем сталкиваются и взаимодействуют интересы личности, семьи, общества, государства. В этой связи его основной вопрос состоит в том, чтобы научить детей жить, сочетая интересы собственной жизни, семьи, общества, государства.

Однако, как считает ученый, интересы саморазвития школьника должны быть поставлены на первый план. В этой связи, по нашему мнению, актуализируется  идея о воспитании нравственных ценностей  как нравственных императивов, критерия самооценки и саморегуляции поведения. Е.В. Бондаревская определяет нравственное воспитание как становление нравственных ценностей на основе образования, развития и саморазвития жизненного опыта и его осмысление усилиями самого воспитанника.

Таким образом, нравственное воспитание понимается как целенаправленный, организованный, педагогически управляемый процесс нравственного развития личности в коллективе, выполняющий ведущую роль в формировании ее нравственного сознания и обеспечивающий его единство с поведением.

Нам представляется интересной позиция С.В. Кульневича по проблемам воспитания нравственных ценностей. По его взглядам, воспитание становится нравственным, если оно обращено к гуманному, т.е. человеческому началу в ученике. По мнению С.В. Кульневича, главные нравственные ценности: это то, что определяет духовную основу личности- субъектность, совесть, душа, переживание смыслов, сознание, его личностные структуры, личностные функции, личностный опыт.

Информация о работе Формирование нравственных качеств у воспитанников школы-интерната