Формирование нравственных качеств у воспитанников школы-интерната

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 12:41, дипломная работа

Краткое описание

Во все века детям прививали нравственную воспитанность, она ценилась людьми. Педагоги, родители, общественность справедливо обеспокоены ростом правонарушений и преступлений в среде несовершеннолетних, их гражданской позицией, направленной на обогащение, потребление материальных ценностей, упрощение внутренней жизни. Для разрешения этих проблем необходимо создание воспитательного механизма, адекватного новому времени.
Нравственное воспитание школьников в целом осуществляется в процессе обучения, через содержание преподаваемых предметов, способы взаимодействия учителя и учащихся, стиль их взаимоотношений; в процессе специально организованного просвещения ( занятия по этике, беседы с учащимися на этические темы и т.д); при формировании нравственного опыта в коллективной жизни; при воспитании нравственных привычек и формировании нравственных чувств. К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
1.1. Психолого-педагогические основы формирования нравственных ценностей у старшеклассников…………………………………………………….8
1.2. Воспитательная система школы-интерната как фактор формирования нравственных ценностей у воспитанников………………...……31
Выводы…………………………………………………………………..….37
ГЛАВА 2. ПРОЦЕСС И ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
2.1. Цели, задачи и содержание опытно-экспериментальной работы…..39
2.2. Результаты опытно-экспериментальной работы…………………….54
Выводы……………………………………………………………………...59
Заключение………………………………………………………………....61
Библиография……………………………………………………………....65

Вложенные файлы: 1 файл

показать.docx

— 169.93 Кб (Скачать файл)

Многолетняя продуктивная работа дает свои результаты. Ученики успешно  выступают на олимпиадах в разных городах, учащиеся старших классов  систематично выезжаю на сессию в г.Иркутск, для сдачи экзаменов в Иркутский Государственный Университет путей сообщения( ИРГУПС), где результаты учеников фиксируются в базе университета. Наиболее успешные из ребят будут приглашены обучаться в университет на бюджетной основе.

В школе-интернате работают 18 предметных кружков, 32 кружка по интересам, 5 спортивных секций, которые посещают 100% учащихся школы. На протяжении многих лет в школе существуют традиционные мероприятия, которые позволяют  развивать культуру взаимоотношений, уровень воспитанности учащихся.

Нахождение ребенка круглые  сутки в интернате имеет свои плюсы: это возможность осуществлять полноценно воспитательную деятельность с точки зрения воспитателя. Но существуют и минусы: ребенок находиться вдали  от родителей пять дней в неделю, поэтому очень бережно и чутко  нужно проводить время с воспитанниками, так как дети не получают того объема родительского внимания, нежели  воспитанники обычных школ. Ведь семья- залог успеха в воспитание высоконравственного  человека. Здесь необходимо выстроить  также правильную работу с родителями, чтобы достичь реального успеха.

Как и любое образовательное  учреждение, интернат имеет свою воспитательную систему.

Воспитательная система  – педагогическая система, включающая следующие задачи: формирование целостной  системы научных знаний о природе, обществе, человеке; развитие креативных способностей ребенка; воспитание ценностных отношений к окружающей действительности и к самому себе; развитие у учащихся стремления к самопознанию, самоорганизации и самоутверждению; формирование в образовательном учреждении благоприятной среды для развития и жизнедеятельности детей и взрослых. Воспитательная система – ценностно-ориентированная система, характеризующаяся следующими признаками: цели воспитательной системы являются значимыми для детей и взрослых; совместная жизнедеятельность педагогов, учащихся и родителей строится на основе субъектного взаимодействия и нравственных ценностей. Педагогическая деятельность в ней направлена на обеспечение условий развития индивидуальности и субъективности личности ребенка; взрослые и школьники испытывают чувство защищенности, комфортности жизнедеятельностью в учебном заведении. Вместе с тем, воспитательная система – это целостная система, состоящая из отдельных компонентов, взаимосвязь которых позволяет системе функционировать как единое целое. Следует подчеркнуть, что воспитательная система – открытая система. Она имеет множество связей и отношений с окружающей социальной и природной средой, которые обеспечивают функционирование и развитие системы.

Воспитательная работа в  школе-интернате осуществляется комплексно:

составлена программа, которая  позволяет при ее  осуществлении  организовать воспитательную деятельность в интернате.

Цель программы — формирование нравственных ценностей у школьников через систему воспитательных мероприятий.

Задачи программы:

• формировать патриотические чувства: любовь к Родине, к земле, где родился и вырос; чувства  гордости за свою страну;

• формировать потребности  и мотивы нравственного поведения;

• обогатить эмоциональный  мир детей;

• вооружить учащихся знаниями о морали и целесообразности моральных  норм.

• формировать у школьников представления о ценности здоровья и необходимости ведения здорового образа жизни;

 

Ожидаемые конечные результаты программы:

— формирование навыков  и привычек нравственного поведения;

— обогащение эмоционального мира детей и формирование у них  нравственных чувств;

— накопление и обогащение опыта нравственного поведения  средних школьников путем организации  их практической деятельности;

— формирование у детей  ответственности за свое здоровье;

— вооружение учащихся знаниями о морали, формирование моральных  норм;

— снижение агрессивности  в поведении школьников.

 

Основное содержание программы нравственного воспитания, осуществляемого в школе-интернате № 22.

Программа включает в себя восемь блоков:

Первый блок — диагностический

Цель: проведение диагностических  исследований поведения педагогов, учащихся и их родителей.

Формы: анкетирование, опрос, тестирование, педагогические наблюдения, беседы.

Второй блок — «Воспитание духовности»

Цель: обогащение эмоционального мира школьников нравственными переживаниями, формирование милосердия и толерантности; вооружение учащихся знаниями о морали и нравственных нормах; формирование культуры общения, привычки заботиться о своем внешнем виде и навыков  организации повседневного быта.

Формы: беседы, классные часы, конкурс «Добру откроется сердце», показ коллекции «Школьная мода».

Третий блок — «Здоровье плюс…»

Цель: формирование знаний о  здоровом образе жизни и привитие навыков ответственного отношения  к нему, профилактика вредных привычек.

Формы:  внеклассные формы  занятий (кружки, секции), спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные мероприятия (соревнования «Мама, папа, я — спортивная семья», Дни здоровья, конкурсные программы и т.п.), турниры, соревнования, походы.

Четвертый блок — «Новое поколение»

Цель: овладение школьниками  знаниями в области права, формирование и развитие личности гражданина как  защитника Отечества, а также  ответственного отношения к семье, к другим людям, к своему народу; развитие детского школьного движения.

Формы: этические беседы, «уроки мужества», встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, классные часы, посвященные знакомству с государственной  символикой, коллективные творческие дела (игра «Лидер», презентации детских  объединений), конкурсы («Самое классное объединение», вариативных программ детских объединений), «Мир, в котором  я живу» и др., конкурсы чтецов.

Пятый блок — «Экология»

Цель: формирование экологического сознания и экологической культуры.

Формы: экологические праздники, марафоны, игры, выпуск листовок, газет, детское экологическое движение «Зеленая планета», проекты летней оздоровительной кампании («Спасем  окружающую среду», «Зеленая планета»), конкурсы «Знатоки природы — лучшие читатели», экологические десанты.

Шестой блок — «Исток»

Цель: повышение  компетентности родителей в нравственном воспитании школьников, организация  сотрудничества школы и семьи  по вопросам формирования высоконравственных качеств и культуры поведения учащихся; объединение усилий педагогов и родителей в совместной деятельности по нравственному воспитанию школьников.

Формы: психологопедагогическое просвещение родителей, индивидуальные консультации, родительские собрания, тренинги, дни открытых дверей, участие родителей в общешкольных мероприятиях и классных делах, совместные праздники, соревнования, конкурсы, походы, фестивали.

Седьмой блок — «Красота спасет мир»

Цель: формирование у учащихся культуры поведения и эстетического  вкуса.

Формы: этические  беседы, тренинги, рыцарские турниры, посещение кружков эстетической направленности, музеев, театров; встречи  с интересными людьми — художниками, поэтами, писателями; выставки детских художественных работ, семейные выставки достижений.

Восьмой блок — «Трудовое, экономическое воспитание»

Цель: воспитание положительного отношения к труду как важнейшей  ценности, развитие потребности в  творческом труде.

Формы: организация самообслуживания, трудовые десанты, экономические игры, уборка школьного двора.

Ведущее место в создании воспитательной системы занимает воспитатель  класса, обеспечивающий взаимодействие всех субъектов системы: от директора  школы до родителей и других значимых взрослых, включающих учащихся в воспитательную среду, ориентирующий их на воспитание нравственных ценностей. Зная общие  принципы построения воспитательной системы, можно смоделировать воспитательную систему класса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫВОДЫ

Анализ философской, педагогической и психологической литературы позволяет  сделать вывод о сложности  и противоречивости данной проблемы.

Анализ философской литературы показал, что проблема воспитания нравственных ценностей является одной из важнейших  в истории развития философского знания. Становление теоретического знания о нравственных ценностях  прошло ряд этапов: от обращения  к внутреннему миру человека и  проявлению добродетелей в этических  знаниях ученых древности до божественного  их возвеличивания в Средневековье  и «возвращения» вновь к человеку, как ценности и самоценности бытия и нравственных основ жизни общества.

 Выявлено, что нравственные ценности являются одним из способов регуляции действий человека при взаимоотношении с природой, обществом, друг с другом. Нравственные ценности фиксируют в себе те нормы, идеалы, что составляют культуру межчеловеческих отношений и откладываются во многовековом опыте развития общества. Нравственные ценности воспроизводятся в повседневной деятельности побуждениями, оценками, убеждениями, поведением.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что нравственное воспитание, ориентированное на воспитание нравственных ценностей, рассматривается  в историческом контексте педагогики в качестве важнейшей цели воспитания на основе воспитания, развития, саморазвития жизненного опыта и его осмысление усилиями самого воспитанника. В различные  исторические периоды развития в  обществе складываются многообразные  нравственные ценности, их объединяет то, что они обращены к гуманному, т.е. человеческому началу, основаны на личностном опыте, представляют собой  совокупность общих принципов, норм поведения учащихся по отношению  друг к другу, природе, обществу во имя  добра (во благо).

 Сформированные нравственные  ценности позволяют определить  ценностные нравственные ориентиры  учащихся, стремление к идеалу, они  выполняют регулирующую функцию  в жизнедеятельности учащихся.

При изучении психолого-педагогической литературы обращено внимание, на то что процессуальная сторона исследуемой проблемы связана с гуманизацией воспитательного процесса в образовательных учреждениях, в деятельности классного руководителя, выступает в качестве важнейшей цели воспитания учащихся.

Следует сделать вывод  о том, что причинами нравственного  обнищания современных школьников являются: кризис общества, разрушение семейных отношений, ослабление нравственного  воспитания в современных школах, в деятельности классного руководителя.

Изучение психолого-педагогической литературы показало, что успешное формирование нравственных ценностей старшеклассников реализуется воспитателем с учетом комплекса педагогических условий, которые помогают создать обстановку, в которой в тесном взаимодействии представлены совокупность психологических и педагогических отношений, позволяющих воспитателю эффективно осуществлять свою деятельность.

Это взаимодействие воспитателя  с учителями-предметниками, психологом, методическим объединением; педагогическая поддержка воспитателем старшеклассников в их смыслопоисковой деятельности; создание воспитателем нравственных личностно-ориентированных ситуаций по осмыслению собственного жизненного опыта усилиями старшеклассников; создание воспитывающей среды в классе, позволяющей реализовывать нравственные ситуации для становления нравственных ценностей у учащихся старших классов; этическая защита старшеклассников.

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ПРОЦЕСС И ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ  РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

2.1. Цели, задачи  и содержание опытно-экспериментальной  работы

Нравственные качества представляют собой сложные личностные образования, в структуре которых выделяют потребностно-мотивационный, интеллектуально-чувственный и поведенческо-волевой компоненты. Их формирование носит интегративный характер и представляет собой процесс сочетания, объединения (интеграции) в единую целостную личностную систему ранее воспитанных устойчивых способов поведения (нравственных привычек) и качеств с формируемыми.

В работе мы обращаем внимание на развитие нравственного потенциала подростков, главным образом, старшего школьного возраста, так как именно в этом возрасте складываются основные черты зрелой личности, формируются стержневые социально-психологические качества и механизмы регуляции поведения.

Мы считаем данный возраст особенно благоприятным для развития духовно- нравственного потенциала. При этом мы исходим из следующих положений:

Информация о работе Формирование нравственных качеств у воспитанников школы-интерната