Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 20:58, статья
Резкое ухудшение экологической обстановки, стрессы, предрасположенность к тем или иным заболеваниям ведёт к снижению не только соматического, но и психического здоровья детей. Результаты обследования показали, что дети, приходящие на ПМПК, зачастую имеют не один дефект в развитии. Это требует от педагогов особого внимания и разноплановости воздействия.
нет четких анамнестических сведений в %
Формирование
положительных поведенческих
Антонова С.Е., воспитатель
ГОУ Детский сад компенсирующего вида №2664 САО г. Москвы
Резкое ухудшение
Изучая детей с нарушениями ОДА, посещающими группы детского сада компенсирующего вида и имеющими такие диагнозы, кК нарушение осанки, скалиотическая осанка, дисплазия, кифоз грудного отдела, гипо- и гипертонус и т.д., можно отметить, что данная категория детей отличается более частой подверженностью к соматическим заболеваниям, а в анамнезе нередко – асфиксию плода, ПЭП, ММД, ГГС и т.д.
Вследствие нарушения общего мыщечного тонуса, у детей даже с незначительными отклонениями в развитии ОДА чаще, чем в массовых группах детского сада, встречаются нарушения в разных областях развития речи. Зачастую эти дефекты являются вторичными. Такие дети моторно неловки, у них органичен объём движений, вялая или недостаточно развитая тонкая моторика рук. Это особенно хорошо прослеживается на занятия по изобразительной деятельности, конструированию из бумаги, при работе с мелким раздаточными материалом. Дошкольники данной группы развития более медленно овладевают навыками самообслуживания, особенно застёгивание пуговиц на одежде и шнуровкой, из-за нарушения тонкой моторики..
Эмоционально – личностные особенности детей, имеющих двигательные ограничения, рассматриваются различными авторами в рамках трёх направлений: клинического, педагогического, психологического.
Клиническое направление
изучает эмоционально – поведенческие
расстройства у детей с ДЦП
в структуре
Дети с неврозоподобным синдромом легко возбудимы и пугливы. В психотравмирующих ситуациях (разлука с матерью, смена обстановки, встреча с чужими людьми) у них возникает состояние перевозбуждения, которое сопровождается вегето – сосудистыми реакциями, усилением двигательных и речевых расстройств.
Психопатоподобный синдром у дошкольников с ДЦП проявляется в виде синдрома психической неустойчивости. Такие дети обычно слабовольны, инфантильны и легко внушаемы, но в состоянии аффекта, который возникает у них быстро и по любому поводу, становятся раздражительными, агрессивными и жестокими.
В педагогических исследованиях авторы обращают внимание на те особенности эмоционально – волевой сферы и личности дошкольников с двигательными нарушениями, которые затрудняют коррекционно – педагогическую работу и во многом обусловлены ошибками воспитания в семье. Е.Ф. Архипова, Л.А. Данилова, М.В. Ипполитова, Г.В. Кузнецова, Е.М. Мастюкова, О.Г. Приходько отмечают снижение волевой активности, внушаемость и личностную незрелость детей с ДЦП
В психологическом направлении подчёркивается значение эмоционального самочувствия, адекватной самооценки и полноценного межличностного общения для гармоничного развития личности детей с ДЦП. Разработки в этом направлении представлены в исследованиях Э.С. Калижнюк, В.И. Николаенко, И.В. Поставневой, О.Л. Раменской. В области семейной психологии и воспитания детей с двигательными нарушениями известны исследования И.Ю. Левченко, И.И. Мамайчук, В.В. Ткачёвой, В. Чавес, Л.М. Шипицыной. Авторы отмечают, что неадекватные стили воспитания, повлекшие за собой нарушения детско – родительских отношений, негативно отражаются и на отношении детей с двигательными нарушениями к своему заболеванию.
Развитие эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА) является важной задачей при подготовке к школьному обучению и интеграции. Формирование у них учебной мотивации, произвольного поведения, навыков самоконтроля, владения своими эмоциями имеет ряд особенностей: эмоционально – волевая незрелость сочетается с повышенной эмоциональной возбудимостью, снижена работоспособность, повышена утомляемость, неустойчивое и слабосконцентрированное внимание, нередко нарушения функций памяти, двигательная неточность зрительно-пространственной ориентировки, часто сопровождающие проблемы – сенсорные, речевые и интеллектуальные нарушения. При этом психическое развитие ребенка определяется как состоянием его центральной (ЦНС) и периферической нервной системы, так и социальной ситуацией развития.
Анализ анамнестических данных показал, что многие наши воспитанники имеют не только нарушения ОДА, но и нарушения ЦНС, которые проявляются в беспокойстве, раздражительности, неловкости движений, нарушениях сна и процесса питания. При повышенном мышечном тонусе у детей наблюдаются излишняя подвижность, импульсивность, трудности сохранения позы; слабый мышечный тонус проявляется вялостью осанки и тонкой моторики, а также ее недоразвитием, неустойчивостью эмоционального состояния; при нарушении осанки наблюдается двигательная расторможенность, сниженная работоспособность, быстрая утомляемость, неустойчивый эмоциональный фон. Часто дети остро реагируют на изменения погодных условий, что, в свою очередь, способствует обострению имеющихся нарушений. На фоне проявлений тревожности, раздражительности, негативизма, агрессивности дошкольники с нарушениями ОДА испытывают затруднения в общении. Со взрослыми они могут вести себя навязчиво, бесцеремонно, стремятся к тактильным контактам. Со сверстниками у этих детей редко завязываются длительные и глубокие отношения, чаще всего мотивация действий и поступков эмоциональная.
Невнимание взрослых к дошкольнику с нарушением ОДА в проблемных ситуациях и неумение ребенка самостоятельно справиться с возникшими сложностями приводят к нарушению его эмоционального состояния, социальных контактов, возникновению эмоциональных расстройств.
Все перечисленные проблемы проявляются с разной степенью выраженности и влияют на развитие личности ребёнка, его поведение, устойчивость отношений в детском коллективе и в семье. Поэтому для формирования положительных поведенческих навыков у детей с нарушениями ОДА мы проводим специальные занятия, в которые включаем упражнения, мимические этюды и игры, направленные на активизацию внимания, преодоление двигательной автоматизации, коррекцию психомоторных и эмоциональных расстройств, успокоение возбуждённых детей и их организацию, развитие тонкой моторики. При разработке содержания этих занятий обязательно учитываем индивидуальные особенностей развития детей. Предлагаем вниманию читателей некоторые игры, использование которых в коррекционной работе дает положительный эффект.
Эмоциональное состояние детей и развитие эмоций имеет существенное значение при разработке коррекционных программ.
Воспитательно – образовательные задачи дошкольного учреждения предполагают не только обучение детей определённой системе знаний, умений и навыков, но и формирование эмоционального отношения к действительности и людям. Эмоциональное состояние оказывает влияние на формирование всех психических процессов детей.
При выходе в школу дети
должны иметь базовый набор знаний,
умений и навыков; ориентироваться
в пространственных и пространственно
– временных отношениях; у детей
должна быть сформирована учебная мотивация,
произвольность деятельности, а также
должен быть сформирован навык
Для психического здоровья
необходима сбалансированность эмоций.
Поэтому при воспитании важно
не просто научить детей стимулировать
себя в процессе волевого действия
с помощью положительных
Часто возникающие отрицательные ситуации, невнимательные окружающие, неумение детей справиться с возникшей проблемой приводят к нарушению эмоционального состояния ребёнка. И, если вовремя не обратить внимание на возникающие нарушения эмоций, то это может вызвать разбалансировку чувств, способствующую возникновению эмоциональных расстройств, приводящих к отклонению в развитии личности ребёнка, к нарушению социальных контактов. Выявлено, что у детей часто отмечаются состояния эмоциональной напряжённости и, кА следствие, неустойчивые отношения в семье, в детском коллективе.
Источниками и причинами
психического развития и психической
деятельности в целом («Проблемные
дети: основы диагностической и
- детско – родительские отношения
- педагогические воздействия
- социально – этническая культура
Предпосылки психической деятельности формируются с момента рождения, а в более поздние сроки развития встраиваются в качестве «операционно – технологических» в психическую деятельность ребёнка.
Система предпосылок развития имеет три взаимосвязанных и взаимодействующих компонента. Разделение это условно, однако даёт возможность оценить вклад каждой в целостную психическую деятельность ребёнка.
При поступлении в детский сад, многие дети имеют органические диагнозы ММД, ПЭП, ГГС. Признаками нарушения у детей являются следующие особенности:
- беспокойство, раздражительность,
частые беспричинные
- наблюдается нарушение
сна (долгое засыпание, в
- движения неловки,
В силу своей раздражительности дети имеют проблемы в общении:
- со взрослыми – не могут держать дистанции, ведут себя навязчиво, бесцеремонно, предпочитают тактильные контакты.
- со сверстниками – редко завязывают длительные и глубокие отношения, чаще всего мотивация действий и поступков эмоциональная.
Ортопедические нарушения также приводят к проблемам в формировании эмоционально – личностной сферы, в общении, в произвольности деятельности, в познавательной активности.
При проблемах мышечного тонуса (такие диагнозы, как ГГС, ПЭП, СДМ, кривошея, нарушение осанки и др.) детям присущи:
- двигательное беспокойство
- расторможенность
- импульсивность
- девиантное поведение
Ребёнок не может сохранить одну позу достаточное количество времени (например: а) во время обеда – первое блюдо съедается сидя за столом, второе – стоя, третье в движении; б) во время занятия – начало занятия за столом, в конце занятия – ребёнка можно увидеть уже под столом)
- слабый мышечный тонус
- вялая осанка
- вялая и неразвитая тонкая моторика пальцев рук
- несформированность ВПФ
-неустойчивое эмоциональное состояние
-нет произвольной
3. Нарушения осанки:
- расторможенность
- сниженная работоспособность
- быстрая утомляемость
- неустойчивый эмоциональный фон
- проблемы в общении
У многих детей отмечаются
колебания внутричерепного
На примере схемы можно
увидеть, что уже на начальных
этапах формирования произвольности психических
процессов у детей в наличии
патологии разных степеней сложности.
Поэтому коррекционная работа в
группах для детей с
Коррекционные занятия, направленные на формирование положительных поведенческих навыков у детей с нарушениями ОДА, проводятся по следующей схеме:
1 часть – включение внимания, организация детей: мимические этюды, глазодвигательные упражнения и т.д.
Воспитатель предлагает детям выполнить следующие движения:
А) поднять брови вверх, сдвинуть их, сильно зажмуриться и т.д.
Б) гимнастика для глаз
В) показ жестами слов «высокий», «низкий», «там», «здесь», «он» и т.п.
2 часть – подвижные
игры на преодоление
«Запретное число» (по типу игры «Да и нет» Кряжевой Н.Л.,1997)
Перед началом игры выбирают какое-либо число, которое нельзя произносить. Играющие становятся в круг и по очереди считают вслух. Вместо запретного числа дети должны хлопнуть в ладоши соответствующее количество раз.