Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 23:54, реферат
В настоящее время повышение уровня физического развития детей, улучшение состояния их здоровья являются основными направлениями в работе любого детского сада, т.к. данные статистики красноречиво показывают о снижении этих показателей среди детей дошкольного возраста. Поэтому я считаю, актуальной проблемой физического развития и сохранения здоровья является приобщение детей к здоровому образу жизни, охрана и укрепление здоровья, повышение уровня физического развития. Вырастить ребенка здоровым можно только при условии достаточной двигательной активности, полного удовлетворения потребности ребенка в движениях.
Ведение 1
ГЛАВА 1. Педагогические и психологические аспекты сохранения и укрепления здоровья детей в детских дошкольных учреждениях 14
1.1. Анализ ситуации здоровья детей в системе образования 14
1.2. Проблемы, педагогические и психологические аспекты посещения ребенком детского сада 16
1.2.1. Возрастные и индивидуальные особенности ребенка 18
1.2.2. Организация и условия развития ребенка в ДОУ 24
1.2.3. Охрана и укрепление здоровья детей. Система физического воспитания в дошкольных учреждениях 27
1.3. Современные подходы к созданию системы здоровьесберегающего образования 37
1.3.1. Здоровье - категория педагогическая 39
Выводы 42
ГЛАВА 2. Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном учреждении 43
2.1. Педагогическая модель организации валеологического образования в дошкольном учреждении 44
2.2. Организация двигательного режима в ДОУ 51
2.2.1. Современные подходы к организации двигательного режима в ДОУ 55
2.3. Основные направления работы МДОУ № 44 г. Соликамска по сохранению здоровья детей 60
2.3.1. Спортивно-оздоровительная, медицинская и воспитательно-образовательная работа 63
2.3.2. Условия пребывания детей в ДОУ 70
2.3.3. Закаливающие процедуры 76
2.3.4. Показатели заболеваемости и её профилактика в ДОУ 78
2.3.5 Обеспечение сохранения и укрепления здоровья детей в дошкольном учреждении 81
2.3.6. Система коррекционной работы с детьми 84
2.4. Формирование здорового образа жизни в условиях дошкольного учреждения 87
2.5. Взаимодействие дошкольного учреждения с семьей 104
Выводы. 109
ГЛАВА 3. Опытно-экспериментальная работа 111
3.1. Изучение воздействия различных физических упражнений на организм детей 114
3.2. Констатирующий эксперимент 124
3.3. Формирующий эксперимент 127
3.4. Контрольный эксперимент. 133
Выводы. 136
Список использованной литературы 144
Приложение 147
В ходе исследования были использованы следующие методы: анализ научных трудов и литературы; изучение и обобщение опыта управленческой деятельности педагогического и медицинского персонала ДОУ, тестирование, ранжирование, наблюдение, беседа, тренинг, упражнение, деловая игра, семинар, анализ результатов исследования.
Реализация качества образования в условиях его вариативности и разнообразия, защита ребенка от некомпетентных педагогических воздействий, сохранение единого образовательного пространства на территории России в условиях самостоятельности регионов, образовательных учреждений, творческого подхода к воспитанию отличаются сегодня не в лучшую сторону[16,С.57].
Роль детского сада в сохранении и формировании здоровья ребенка, развитие теории и практики физического воспитания детей дошкольного возраста, оздоровление организма детей, развитие выносливости, воспитание чувства коллективизма, взаимопомощи в ДОУ – является ключевым вопросом исследования данной ВКР.
К объекту исследования следует отнести педагогические условия сохранения здоровья и физического развития детей дошкольного возраста; целенаправленный, специально-организованный процесс физического воспитания детей в ДОУ, как средство укрепления здоровья дошкольников; процесс организации взаимодействия семьи и детского сада в области сохранения и укрепления здоровья детей.
Предмет исследования - принципы построения комплексной работы по сохранению здоровья детей в условиях детского сада и различные формы их реализации в педагогическом процессе; методы и приемы подхода к детям в формировании здоровья ребенка в процессе воспитания в условии дошкольного общеобразовательного учреждения; особенности организации двигательного режима в ДОУ как одно из условий эффективности оздоравливания и физического воспитания детей.
Учитывая, что понятие «здоровье» определяется как физическое, психическое и социальное благополучие определим основную цель работы - разработка и экспериментальная проверка целостной модели работы по сохранению здоровья детей в условиях детского сада, разработка методических подходов к организации занятий по сохранению и укреплению здоровья.
Анализ теоретических и практических аспектов, изучаемой проблемы позволил сформировать основную гипотезу: оптимизируя двигательный режим детей дошкольного возраста, мы сможем удовлетворить его потребности в двигательной активности и как следствие, сохранить и укрепить здоровье ребенка, сформировать своевременное развитие моторной сферы. Кроме того, учитывая проведение воспитателями и медперсоналом разнообразных оздоравливающих занятий с детьми дошкольного возраста, можно предположить, что совместная работа сотрудников ДОУ и родителей будет способствовать большей эффективности в оздоравливании детей.
Для подтверждения гипотезы нами были поставлены задачи:
Учитывая, что на этапе воспитания и образования детей с году до семи лет одним из приоритетных направлений в работе ДОУ является физкультурно-оздоровительное, которое подразумевает обеспечение охраны жизни и здоровья детей через создание условий для двигательной активности, способствование становления ценностей ЗОЖ, расширение представления о своем теле и своих физических возможностях у детей - получаем практическую значимость исследования, которая заключается в разработке рекомендаций по организации физкультурно-оздоровительной работы ДОУ, в определении форм, методов и содержания физкультурно-оздоровительной деятельности сотрудников ДОУ.
Работа проводилась на базе МДОУ «Детский сад № 44» Управления образования Соликамской городской администрации.
На защиту выносятся следующие положения:
В 2002 -2003 г.г. в Российской Федерации обучается: в системе дошкольного образования - 4,7 млн. детей; общеобразовательные учреждения охватывают 21,1 млн. учащихся; в учреждениях дополнительного образования - 4,4 млн. детей и подростков; в средних профессиональных учреждениях учится более 2 млн. студентов, в Вузах России - около 4 млн. студентов; в образовательных учреждениях России работает свыше 2, 5 млн. преподавателей.
Таким образом, в системе образования, без учета обслуживаемого персонала обучается и работает более 40 млн. человек, что составляет более 25 % всего населения России. На основании исследования состояния здоровья воспитанников детских садов и учащейся молодежи большинства регионов России, были выявлены следующие факты его повсеместного ухудшения. Так у 85 - 90 % населения России отсутствуют элементарные знания о своем организме и его психофизиологических особенностях; число детских садов и яслей в разных регионах России уменьшилось на 30-45%; у большинства родителей отсутствуют знания о физиологических особенностях онтогенеза детей; до 20% детей 6-7 лет не готово к школьному обучению, у 12-15% первоклассников нарушена речь, у 6-12% - отмечается задержка психического развития; доля здоровых детей в школах составляет менее 20%; среди здоровых детей по основным школьным предметам удовлетворительно успевает - 70%, с среди "больных" - только 30%; до 10% детей школьного возраста не учится в школах; 70% детей страдают от гипокинезии; 30% детей имеют отклонения в сердечно-сосудистой и дыхательной системах; 30-35% при поступлении в школу имеют хронические заболевания; около 90% школьников имеют отклонения в физическом и психическом здоровье[20,С.17].
Такое физическое и психическое состояние подрастающего поколения является результатом разрушения служб врачебного контроля в детских садах, школах, разрушения системы физического воспитания, системы летнего отдыха, отсутствия у населения знаний о физическом, психическом, моральном и социальном здоровье человека[28,С.164].
Детских садов сегодня в России почти 50 000 и посещает их почти 5 миллионов (то есть более половины) малышей. Каждый детский сад - это автономная территория размером редко более 1 га: 50 000 га - это три тысячных доли процента территории страны. И на этих территориях (в масштабах страны исчезающе-малых по величине) малышам необходимо обеспечить:
Каждое из этих трех условий по отдельности выполнить в наши дни не просто, а уж усилиями одних только сотрудников детского сада совершенно невозможно! [33,С.54]
Основную роль в формировании, развитии и сохранении здоровья должны играть дошкольные и учебные заведения. В связи с этим, осознание потребности в здоровье, мотивация к здоровому образу жизни должны формироваться в дошкольных, школьных и высших образовательных учреждениях.
В физическом
развитии заложено начало здорового образа
жизни и физического самосовершенствования[48,С.16]
Психологическая служба в дошкольном образовании за последнее десятилетие завоевала довольно устойчивые позиции. Основной функцией психологической службы является создание и оптимизация условий, способствующих охране физического и психического здоровья детей, обеспечению их эмоционального благополучия, свободному и эффективному развитию способностей каждого ребенка.
Успешность работы психологической службы в большей степени зависит от грамотного практического психолога в детском саду.
Психолог в детском саду – это, прежде всего, человек знающий и глубоко понимающий ребенка, разбирающийся как в общих закономерностях психологического развития, так и в возрастных особенностях этого развития и его индивидуальных вариантах[51,С.38].
Сегодня дошкольное образование выдвигает на передний план цели охраны жизни и здоровья детей; заботу об эмоциональном благополучии, психическом и физическом развитии; интеллектуально-личностного развития дошкольника; степень соответствия услуг запросам и ожиданиям родителей.
Проблема детского сада - хорошо это или плохо, отдавать ребенка или не отдавать - рано или поздно возникает в каждой семье. Актуальность проблемы почти не зависит от уровня благосостояния семьи и от занятости родителей, каждый из которых имеет свой собственный опыт и свое личное мнение о достоинствах и недостатках детских дошкольных учреждений. Вне всякого сомнения, принятие родительского решения во многом определяется вышеупомянутым личным опытом. Тем не менее, в посещении детского сада существуют некие совершенно определенные плюсы и минусы - определенные не с точки зрения конкретных папы и мамы, а с точки зрения науки, точнее наук - педагогики, медицины, психологии, социологии[26,С.134].
Сразу же отметим, что с точки зрения науки в целом, детский сад однозначно рассматривается как фактор положительный, абсолютно необходимый для полноценного воспитания. И с этим нельзя не согласится - человек, с незапамятных времен “животное” коллективное. Искусство общения с другими членами сообщества во многом определяет всю человеческую жизнь - начиная от знакомства с лицами противоположного пола с последующим созданием семьи и заканчивая производственными отношениями (трудоустройство, карьера, контакты с начальством и т.п.)[14,С.70].
Педагогические и психологические аспекты необходимости посещения детских дошкольных учреждений даже перечислить сложно. Адаптация ребенка, контакты с другими детьми и воспитателями, обучение навыкам, игры, занятия, режим, подготовка праздников - вот только беглый перечень возможных тем для дискуссии. Мы же ограничим круг рассматриваемых вопросов проблемами медицинскими и педагогическими. Что-что, но это тема, пожалуй, самая волнующая.
Итак, главный минус посещения детского сада - ребенок чаще болеет. С этим не может никто спорить, это подтверждают и родители и медицинские работники, и этот факт совершенно очевиден. Большинство болезней - острые инфекции, чаще всего респираторные. Вероятность заболеть инфекционной болезнью теснейшим образом связана с кругом общения - чем он шире, тем заболеть легче. Понятно, что "домашний" ребенок меньше общается с другими людьми.
Очевидный факт увеличения частоты болезней вовсе не является абсолютно отрицательным, как может показаться на первый взгляд. Начнем с того, что целый ряд инфекционных болезней, исключительно легко протекающих в детском возрасте (ветряная оспа, краснуха), представляют собой реальную угрозу здоровью и даже жизни взрослого человека. И этими болезнями в обязательном порядке следует «болеть» своевременно. "Найти" краснуху или ветрянку вне детского коллектива очень сложно. Что же касается простуд и ОРЗ, то частота болезней не имеет определяющего значения. Дело в том, что количество циркулирующих вирусов, а именно с вирусами связаны 99% респираторных инфекций, не бесконечно. Каждое перенесенное ОРЗ заканчивается формированием противовирусного иммунитета, уменьшая вероятность следующего заболевания. Эпидемии, например, гриппа и вероятность заболеть с самим понятием "детский сад" не очень связаны - не "подхватим" болезнь от детей, так папа "принесет" грипп с работы. Вирусные инфекции, которыми ребенок "недоболеет" в детском саду, обязательно дадут о себе знать в школе[39,С.24]. Трудно спорить с тем, что не ходить неделю в детский сад совсем не то же самое, что пропустить неделю школьных занятий.
Принципиально как раз совсем другое - не частота, с которой ребенок болеет вирусными инфекциями, а то, как они протекают. Если течение ОРЗ постоянно сопровождается возникновением осложнений, то детский сад здесь совершенно не при чем. Иммунитет самого ребенка, бытовые условия, тактика лечения - это важно, но вероятность того, возникнет или не возникнет на фоне простуды воспаление легких, абсолютно не связана с тем, посещает ребенок детский сад или нет.
Многие родители склонны связывать болезни собственных детей с тем, что в детском саду нарушаются "важнейшие" правила ухода за детьми - не так одели, ребенок сидел на холодном полу, в комнате был сквозняк и т.п. С подобной точки зрения детский сад очень удобная штука - на него всегда можно списать собственную несостоятельность, как воспитателя. Создание ребенку тепличных условий - норма, поддерживаемая многочисленными инструкциями о том, как правильно одевать, купать, кормить и гулять. В результате - сквозняк, хождение босиком, холодная вода, отсутствие шапочки и т.п. - "недопустимые явления"[39,С.25]. Но неужели, родители, надеялись, что со всем этим ребенок никогда в жизни не встретится?
Информация о работе Формирование представлений о ЗОЖ у детей