Формирование представлений о ЗОЖ у детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 23:54, реферат

Краткое описание

В настоящее время повышение уровня физического развития детей, улучшение состояния их здоровья являются основными направлениями в работе любого детского сада, т.к. данные статистики красноречиво показывают о снижении этих показателей среди детей дошкольного возраста. Поэтому я считаю, актуальной проблемой физического развития и сохранения здоровья является приобщение детей к здоровому образу жизни, охрана и укрепление здоровья, повышение уровня физического развития. Вырастить ребенка здоровым можно только при условии достаточной двигательной активности, полного удовлетворения потребности ребенка в движениях.

Содержание

Ведение 1
ГЛАВА 1. Педагогические и психологические аспекты сохранения и укрепления здоровья детей в детских дошкольных учреждениях 14
1.1. Анализ ситуации здоровья детей в системе образования 14
1.2. Проблемы, педагогические и психологические аспекты посещения ребенком детского сада 16
1.2.1. Возрастные и индивидуальные особенности ребенка 18
1.2.2. Организация и условия развития ребенка в ДОУ 24
1.2.3. Охрана и укрепление здоровья детей. Система физического воспитания в дошкольных учреждениях 27
1.3. Современные подходы к созданию системы здоровьесберегающего образования 37
1.3.1. Здоровье - категория педагогическая 39
Выводы 42
ГЛАВА 2. Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном учреждении 43
2.1. Педагогическая модель организации валеологического образования в дошкольном учреждении 44
2.2. Организация двигательного режима в ДОУ 51
2.2.1. Современные подходы к организации двигательного режима в ДОУ 55
2.3. Основные направления работы МДОУ № 44 г. Соликамска по сохранению здоровья детей 60
2.3.1. Спортивно-оздоровительная, медицинская и воспитательно-образовательная работа 63
2.3.2. Условия пребывания детей в ДОУ 70
2.3.3. Закаливающие процедуры 76
2.3.4. Показатели заболеваемости и её профилактика в ДОУ 78
2.3.5 Обеспечение сохранения и укрепления здоровья детей в дошкольном учреждении 81
2.3.6. Система коррекционной работы с детьми 84
2.4. Формирование здорового образа жизни в условиях дошкольного учреждения 87
2.5. Взаимодействие дошкольного учреждения с семьей 104
Выводы. 109
ГЛАВА 3. Опытно-экспериментальная работа 111
3.1. Изучение воздействия различных физических упражнений на организм детей 114
3.2. Констатирующий эксперимент 124
3.3. Формирующий эксперимент 127
3.4. Контрольный эксперимент. 133
Выводы. 136
Список использованной литературы 144
Приложение 147

Вложенные файлы: 1 файл

Сохранение здоровья детей в ДОУ.docx

— 252.09 Кб (Скачать файл)

7. Принцип  резонанса.

 Этот  принцип признает в ребенке  творца от природы[32,С.288].

Учет этих принципов даст возможность выйти на формирование не только готовности ребенка к здоровьетворению, но и готовности к единению с самим собой, другими людьми и природой; готовности к самоорганизации; готовности к творчеству, как развитию адаптивных свойств личности.  

 

Технология опыта.

Сущность опыта педагогического коллектива д/с N 44 г. Соликамска заключается в системном подходе педагогического коллектива к формированию у детей дошкольного возраста мотивации здоровья и поведенческих навыков здорового образа жизни. В ДОУ разработаны педагогические модели организации валеологического образования детей. Внедряется комплексно-целевая программа развития воспитательно-образовательной и оздоровительной работы. На основе диагностики отслеживаются результаты состояния здоровья детей, и оказывается своевременная помощь.

На каждую возрастную ступень заполняется «Паспорт здоровья» и «Индивидуальная карта изучения физического развития ребенка (см. Приложение 3), где отражаются:

- физическое  здоровье ребенка;

- диспансеризация;

- анализ  пропусков детодней;

- заболеваемость  по назологиям;

- график  заболеваемости;

- результат  оздоровления детей и др.

Программа реализуется через создание комплекса мер психолого-медико-педагогической защиты развития дошкольника, организацию работы ДОУ по формированию социально-культурной среды для ребенка, создание условий для благоприятного психологического климата и развития у детей коммуникативных навыков, вовлечение семьи в реализацию программы.

Разработаны основные пути реализации программы:

  • проведение комплексной оценки состояния здоровья детей;
  • организация действенной системы по формированию здорового образа жизни;
  • освоение и использование в работе с детьми здоровьесберегающих технологий;
  • введение оздоровительных методик;
  • вовлечение в деятельность по укреплению здоровья родителей;
  • функционирование мониторинга валеологического развития сада, введение в учебно-воспитательный процесс цикла занятий "Уроки здоровья".

Особое место в работе с детьми уделяется валеологическому воспитанию: проводятся различные мероприятия с целью приобретения детьми опыта, рассматривается круг вопросов: каков ребенок вообще, «чем мое "я" отличается от других детей, кто помогает мне развиваться, что зависит от меня самого»; на занятиях вводятся элементы физической и психической гигиены, элементы управления собой, аутотренинг.

Выделяются два направления работы с детьми:

- создание, развитие позитивных для здоровья  факторов;

- преодоление, уменьшение факторов риска.

Параллельно проводится работа с педагогами по следующим разделам:

- валеологическая  азбука;

- элементарные  технологии сохранения здоровья;

- валеологические  подходы к воспитательно-образовательному  процессу.

ДОУ поддерживает тесную связь с родителями по формированию здорового образа жизни (ЗОЖ) детей: проводятся собрания, консультации, круглые столы, которые дают возможность своевременно информировать их о здоровье и физическом развитии детей и оказывать практическую помощь. В детском саду создана и функционирует система оздоровления детей, модель двигательной активности в соответствии с возрастными особенностями; отслеживаются факторы, влияющие на здоровье ребенка; функционирует мониторинг валеологического развития, введена ставка педагога-валеолога.

Опыт работы  ДОУ  базируется  на исследованиях М.Л. Лазарева, Р.Б. Стеркиной, Ю.Ф. Замановского, В.Ф. Базарного, М.И. Чистяковой и сотрудников дошкольных учреждений города и области. На базе ДОУ регулярно проводятся семинары и практика студентов педучилища и пединститута.

В результате валеологического воспитания (уроков здоровья) у детей повысился уровень знаний по вопросам охраны здоровья; сформировалось понятие о том, что каждый человек должен сам заботиться о себе и своем здоровье; совершенствуются культурно-гигиенические навыки детей; появились знания о здоровом питании и пользе физических упражнений. И здесь необходимо учесть, что результативность валеологического воспитания, сохранение здоровья, физическое развитие и степень его гармоничности, нервно-психическое развитие ребенка в первую очередь зависят от правильной организации двигательного режима в ДОУ.

 

2.2. Организация двигательного режима  в ДОУ

 

В настоящее время в науке и практике дошкольного воспитания  существуют разные подходы к организации двигательного режима. Попытаемся в данном разделе проанализировать традиционный подход и новые варианты организации двигательного режима разработанные Л.Н.Пустынниковой и В.Г.Алямовской (далее – программа) (см. приложение № 1).

Физическое воспитание в детском саду предусматривает охрану и укрепление здоровья,  полноценное физическое развитие, совершенствование функций организма, воспитание интереса к различным, доступным ребенку видам двигательной деятельности[1,С.30].

Двигательная деятельность - это деятельность, основным компонентом которой является движение, которые могут обеспечить решение всех задач физического воспитания, если будут выступать в форме целостного двигательного режима, отвечающего возрастным и индивидуальным особенностям двигательной активности каждого из детей[50,С.77]. Определенную часть двигательного режима составляют физические упражнения, специально подобранные для формирования системы и функций организма, коррекционной работы, которые включатся в организованные и индивидуальные формы работы с детьми.

Формы организации физического воспитания представляют собой воспитательно-образовательный комплекс разнообразной деятельности детей, основу которой составляет двигательная активность ребенка. Совокупность этих форм создает оптимальный двигательный режим, необходимый для полноценного физического развития и укрепления здоровья детей[39,С.21].

К формам организации физического воспитания детей относится:

  • физкультурные занятия;
  • физкультурно-оздоровительная работа в течение дня (утренняя гимнастика, физкультминутки, закаливающие мероприятия);
  • повседневная работа (самостоятельная двигательная деятельность, индивидуальная работа с отдельными детьми, секционно-кружковые занятия, подвижные игры) [32,С.22].

Соотношение форм организации физического воспитания в различных группах детского сада определяется воспитательно-образовательными задачами с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, степенью их физической подготовленности, а также конкретных условий данной группы и всего детского сада.

Все эти формы, отвечая общим задачам физического воспитания  и всестороннего развития ребенка, находятся во взаимосвязи и каждая из них имеет свое место в режиме дня ДОУ № 44.

Особое место в дошкольном учреждении принадлежит занятиям по физкультуре, назначение которых состоит в том чтобы:

  • обеспечить развитие и тренировку всех систем организма, через оптимальные для данного возраста физические нагрузки;
  • удовлетворять биологическую потребность в движениях;
  • сформировать двигательные умения и навыки[1,С.32].

Формы проведения физических занятий разнообразны - это занятия учебно-тренирующего характера, сюжетные, игровые, тематические, комплексные на воздухе и контрольно-учетные. Длительность их диктуется возрастом  детей, их здоровьем, физической подготовленностью и проводится  2 раза в неделю, начиная с 1 младшей группы, продолжительностью 15-20 минут в младшей группе, 20-25 минут - в средних группах и 25-30 минут в старших в старших группах. Третье (дополнительное) занятие, начиная со 2- ой младшей группы, проводится на свежем воздухе. В осеннее и летнее время используются  летние виды спортивных упражнений, в зимнее время занятия на коньках, лыжах, санках.

На занятиях необходимо обеспечить максимальную двигательную активность детей, это обеспечит удовлетворение потребности ребенка  в движении и создаст условия  для овладения конкретными движениями. Эффективность физкультурных занятий заключается  в систематическом осуществлении взаимосвязанных оздоровительных  и воспитательных задач, выполнение которых обеспечивает физическое развитие, укрепление здоровья  ребенка и всестороннее развитие личности[39,С.32].

В конце каждого месяца, начиная  со 2-ой младшей группы, с детьми проводится физкультурный досуг, куда включается ранее разученные движения, но уже в забавной, игровой форме. Цель досуга – развлечь детей, порадовать их занятиями и создать оптимальную двигательную активность.

Начиная со средней группы, программа рекомендует 2 раза в год организовывать физкультурные праздники.  Праздники  являются результатом работы по формированию комплекса общих физических качеств, двигательных навыков и функциональных способностей, в их содержании используются хорошо усвоенные движения, варианты знакомых игр и др.

Ежедневно во всех возрастных группах детского сада проводится утренняя гимнастика. Она является важнейшим элементом соблюдения двигательного режима, т.к. влияет на формирование правильной осанки, улучшает кровообращение, содействует обмену веществ в организме и поднимает эмоциональный тонус детей на весь день[2,С.19]. Наибольший оздоровительный эффект дети получают, если утренняя гимнастика проводится на свежем воздухе или в чистом, проветриваемом помещении чередуясь с водными процедурами. При таком  методе проведения занятий у детей улучшается общее состояние нервной системы и  вырабатывается иммунитет к простудным  и инфекционным заболеваниям. Подбор упражнений и продолжительность зарядки определяется с учетом особенностей и возможностей детей каждой возрастной группы, и  каждый комплекс включает те упражнения, с которыми дети знакомы и хорошо справляются. Обычно утренняя  гимнастика проводится в форме ОРУ, игрового характера (3-4 подвижные игры) с использованием элементов ритмической гимнастики, движений и т.д.

Как одна из форм работы по физическому воспитанию во всех возрастных группах используются подвижные игры.  Они незаменимы для двигательной деятельности на открытом воздухе. Активные движения в процессе подвижных игр на воздухе снимают опасность переохлаждения, способствуя выработки в организме тепла. Игры, соответствующие интересам  детей, приучают их долго оставаться на воздухе. В течение дня в каждой возрастной группе используются не менее 2-3 игр. Проведение и их продолжительность находятся в теснейшей взаимосвязи с предыдущей и последующей деятельностью детей. Наблюдая за характером деятельности детей, необходимо проводить игры различной степени подвижности, регулируя тем самым  их двигательную активность. Подвижные игры способствуют всестороннему развитию детей, содействуют оздоровлению организма и ориентировки в окружающей среде[4,С.65].

Очень важно для обогащения двигательного опыта, для развития творческой активности и самостоятельности  устанавливать в режиме дня детского сада время  для свободной двигательной активности детей. Самостоятельное движение детей во всех группах должны составлять не менее 2/3 их общей двигательной активности. В этой деятельности дети свободно выбирают движения, игры, отвечающие их склонностям и интересам, обеспечивающие возможности двигательного саморазвития. Функция воспитателя в этой деятельности – создание разнообразной предметной среды (достаточное место для движений, нужное количество инвентаря и пособий) и помощь в развертывании самостоятельной деятельности детей[4,С.71].

Самостоятельная  двигательная деятельность является критерием ступени овладения двигательными умениями и способствует не только физическому, но и общему развитию детей. В старших и подготовительных  группах на занятии с большой умственной нагрузкой, требующих длительного статического положения тела проводятся физкультминутки. Они могут проводиться в форме ОРУ, подвижных игр, дидактических игр, с движениями или в виде другого двигательного действия  и задания. Включая в работу двигательный анализатор ребенка, воспитатель тем самым обеспечивает разностороннее ознакомление с признаками предметов, обеспечивает отдых утомленным мышцам, а также органам зрения и слуха.

Индивидуальная работа с детьми должна быть направлена на формирование двигательных умений и навыков, активизацию малоподвижных детей, улучшение физического развития ослабленных детей[8,С.21]. Эта работа проводиться в течение  дня с применением тех же методов  и приемов, что на занятии со всей группой.

Итак, мы видим, что одним из условий успешного решения задач оздоровления и физического воспитания является  активная  двигательная деятельность в течение  дня, которая обеспечивается комплексным использованием  всех форм работы с детьми.

 

2.2.1. Современные  подходы к организации двигательного  режима  в ДОУ

 

 Известно, что здоровье ребенка формируется  и определяется всей совокупностью социальных, экономических, природных и генетических факторов. Именно в детстве закладывается фундамент физического и психического здоровья. И решать этот вопрос надо в первую очередь – обеспечением общей физической подготовленности детей средствами физкультуры[32,С.288].

Проанализировав «Программу воспитания и обучения в детском саду», считаем, что рекомендации по организации двигательного режима в полном объеме не решают проблемы  удовлетворения детей в движении. Необходимо его наполнять новыми, современными формами работы, интенсивными методами закаливания.

В методической литературе и периодической печати предлагалось множество нетрадиционных форм работы с детьми, путей и способов создания двигательного режима в детском саду. Наиболее интересными, заслуживающими внимания, на наш взгляд являются рекомендации к организации двигательного режима Л.Н. Пустынниковой и В.Г Алямовской (см. приложение № 1). Кандидатом  педагогических наук  В.Г Алямовской из  г. Нижнего Новгорода разработана авторская программа «Здоровье». Это комплексная система воспитания  ребенка – дошкольника, здорового физически; разносторонне развитого, инициативного и раскрепощенного, с развитым чувством собственного достоинства. Она включает в себя 4 основных направления: обеспечение психологического благополучия; охрану и укрепление здоровья детей; духовное здоровье; приобщение ребенка к общечеловеческим ценностям. Каждое направление  реализуется несколькими целевыми программами, которые рассчитаны на все возрастные группы детей и охватывают все виды деятельности[1,С.31].

Информация о работе Формирование представлений о ЗОЖ у детей