Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 23:54, реферат
В настоящее время повышение уровня физического развития детей, улучшение состояния их здоровья являются основными направлениями в работе любого детского сада, т.к. данные статистики красноречиво показывают о снижении этих показателей среди детей дошкольного возраста. Поэтому я считаю, актуальной проблемой физического развития и сохранения здоровья является приобщение детей к здоровому образу жизни, охрана и укрепление здоровья, повышение уровня физического развития. Вырастить ребенка здоровым можно только при условии достаточной двигательной активности, полного удовлетворения потребности ребенка в движениях.
Ведение 1
ГЛАВА 1. Педагогические и психологические аспекты сохранения и укрепления здоровья детей в детских дошкольных учреждениях 14
1.1. Анализ ситуации здоровья детей в системе образования 14
1.2. Проблемы, педагогические и психологические аспекты посещения ребенком детского сада 16
1.2.1. Возрастные и индивидуальные особенности ребенка 18
1.2.2. Организация и условия развития ребенка в ДОУ 24
1.2.3. Охрана и укрепление здоровья детей. Система физического воспитания в дошкольных учреждениях 27
1.3. Современные подходы к созданию системы здоровьесберегающего образования 37
1.3.1. Здоровье - категория педагогическая 39
Выводы 42
ГЛАВА 2. Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном учреждении 43
2.1. Педагогическая модель организации валеологического образования в дошкольном учреждении 44
2.2. Организация двигательного режима в ДОУ 51
2.2.1. Современные подходы к организации двигательного режима в ДОУ 55
2.3. Основные направления работы МДОУ № 44 г. Соликамска по сохранению здоровья детей 60
2.3.1. Спортивно-оздоровительная, медицинская и воспитательно-образовательная работа 63
2.3.2. Условия пребывания детей в ДОУ 70
2.3.3. Закаливающие процедуры 76
2.3.4. Показатели заболеваемости и её профилактика в ДОУ 78
2.3.5 Обеспечение сохранения и укрепления здоровья детей в дошкольном учреждении 81
2.3.6. Система коррекционной работы с детьми 84
2.4. Формирование здорового образа жизни в условиях дошкольного учреждения 87
2.5. Взаимодействие дошкольного учреждения с семьей 104
Выводы. 109
ГЛАВА 3. Опытно-экспериментальная работа 111
3.1. Изучение воздействия различных физических упражнений на организм детей 114
3.2. Констатирующий эксперимент 124
3.3. Формирующий эксперимент 127
3.4. Контрольный эксперимент. 133
Выводы. 136
Список использованной литературы 144
Приложение 147
Комплексную систему физического воспитания детей решает целевая программа «Группы здоровья», которая направлена на решение следующих задач: укрепление здоровья детей; создание условий для реализации потребности в активной деятельности, через систему оздоровительной работы. Осуществлять эти задачи позволяет основной раздел программы – организация двигательной деятельности детей в ДОУ[41,С.16].
Для организации двигательной деятельности детей в детском саду В.Г. Алямовской предложены следующие формы работы: ежедневно в группах детей от 3 до 7 лет проводить три физкультурных мероприятия: утреннюю гимнастику; физкультурное занятие и гимнастику после дневного сна. Это позволит создать оптимальный двигательный режим. Кроме того, рекомендуется ежедневно проводить одно-два музыкальных занятия, связанных с движениями; ритмику, спортивный досуг или музыкальные развлечения[41,С.18]. Таким образом, организованной двигательной деятельности детей отводится ежедневно не менее 1,5–2 часов. Физические мероприятия проводятся на свежем воздухе, начиная с младшей группы. Одно физическое занятие и гимнастика после дневного сна проводятся в физкультурном зале.
В ходе реализации программы «Группы здоровья» в МДОУ № 44 были найдены варианты нестандартной организации двигательной деятельности. Коллективом ДОУ разработана новая форма самостоятельной деятельности детей и система занятий «Забочусь о своем здоровье». Каждое физкультурно-оздоровительное мероприятие решает общую задачу укрепления здоровья детей. Утренняя гимнастика проводится ежедневно на свежем воздухе в течение получаса и обязательно включает в себя свободную деятельность детей и оздоровительный бег. Во время свободной деятельности дети занимаются на любых спортивных снарядах и физкультурном оборудовании, перемещаться по спортивной площадке по желанию. В целом утренняя гимнастика состоит из следующих частей: разминка, бег в медленном темпе, расслабления, ОРУ или работа на полосе препятствий, расслабление, свободная деятельность (т.е. работа по карточкам, на которых изображается вид упражнения), подвижные игры и водные закаливающие процедуры.
Основная цель гимнастики после дневного сна – обеспечить профилактику нарушений осанки. Этому способствует кроме физических упражнений контрастная воздушная ванна и специальные водные закаливающие процедуры. Как и утренняя гимнастика, комплекс гимнастики после дневного сна состоит из нескольких частей и включает также оздоровительных бег.
Наиболее важным физкультурным мероприятием являются физкультурные занятия. Они проводятся воспитателями, музыкальными работниками, физоргами и тренерами – специалистами. Ежедневные физкультурные занятия дают возможность более целенаправленно учить детей организовывать индивидуально-подгрупповое обучение по различным программам с учетом состояния здоровья и интересов детей[20,С.220].
Одной из обязательных составляющих занятий является введение специальных оздоровительных мероприятий. Это бег в медленном темпе, развивающий выносливость и циклические движения, которые должны составлять не менее 2/3 двигательного режима и обязательно сочетать занятия с закаливающими процедурами. Занятия проводятся длительностью 20-40 минут, в зависимости от характера нагрузок, содержания материала, настроения детей и погодных условий.
Помимо основных форм физкультурных занятий, 3-4 раза в месяц в детском саду проводятся занятия из серии «Забочусь о своем здоровье». На этих занятиях дети учатся приемам расслабления, аутотренингу, самомассажу, разминки в постели, оказанию первой медицинской помощи и т.д.
Физкультурные досуги проводятся два раза в месяц. В спортивные секциях детей обучают спортивным играм (баскетбол, волейбол) и художественной и спортивной гимнастике.
В каждой возрастной группе разработана программа самостоятельных действий после сна днем и на тот случай, если ребенок опоздал на гимнастику. Разработана система закаливания для каждой возрастной группы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. По ходу реализации двигательного режима организовывалась и проводилась лечебно-профилактическая работа с детьми.
Такие формы работы позволяют удовлетворить потребность детей в движении; создать в детском саду оптимальный двигательный режим, результатом чего будет повышение уровня здоровья детей; воспитанию потребности в ежедневных физических упражнениях будут способствовать оздоровительный бег, физкультурные занятия и гимнастика.
Одна из первых региональных программ по физвоспитанию – это программа кандидата педагогических наук Пермского педагогического университета - Л.Н. Пустынниковой «Система», которая направлена на комплексное использование разработанных форм воспитания и оздоровления детей Прикамья. Физическое воспитание дошкольников в программе представлено, как многоуровневая система, через которую накапливается двигательный опыт, гигиеническая культура, приобретается закаленность у детей[39,C.52].
В программе во взаимосвязи рассмотрены воспитание, обучение и развитие в основных формах физического воспитания (утренняя гимнастика, игры, занятия, самостоятельная деятельность); взаимодействие и связь всех физических упражнений и разделов физической культуры (культуры движений, питания, закаливания).
Решение задач по физическому воспитанию в детском саду № 44 осуществляется через систему воспитательно-образовательной и физкультурно-оздоровительной работы.
Организацию двигательного режима в МДОУ осуществляет блок «Развитие движений». Основу блока составляют все формы физического воспитания. Программа рекомендует разучивать сложные движения: прыжки в длину, высоту, со скакалкой, упражнения с мячами, разные способы лазания, равновесия - через систему индивидуальных занятий, которые проводятся в разные отрезки режима дня. Основные движения, ОРУ, построения и перестроения разучиваются на утренней гимнастике[39,C.53].
Физкультурные занятия проводятся на основе знакомых движений во всех группах детского сада ежедневно. Начиная со средней группы, занятия проводятся на свежем воздухе, несмотря на климатические условия Прикамья. Широко используются спортивные упражнения и спортивные игры на воздухе. Программа рекомендует зимой движения на лыжах, санках, коньках. В другие времена года - на велосипедах, самокатах, игры в футбол, волейбол, баскетбол, теннис и др. По этим видам движений предложено проводить занятия на воздухе 2-3 раза в неделю. Для закрепления навыков и развития физических качеств во всех возрастных группах включены в программу подвижные игры, в том числе и игры народов, населяющих Прикамье (татарские, удмурдские, башкирские и коми-пермякские).
Особая роль в программе уделяется закаливанию. В ДОУ Перми и области из-за перепада температуры воздуха дети часто болеют простудными заболеваниями. Поэтому Пустынникова Л.Н. считает целесообразным использовать в работе с детьми более интенсивные, работающие на здоровье каждого ребенка комплексное закаливание - это босо хождение, контрастные, воздушные и водные процедуры, соблюдение воздушно-нормативного режима в помещении и на улице, полоскание горла холодной водой, топтание на снегу, ходьба по мокрым дорожкам и т.д.[39,C.58].
Таким образом, программа «Система» создает оптимальные условия для развития двигательной активности детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Все формы организации физического воспитания ориентированы на создание основ здорового образа жизни и воспитания физической культуры личности каждого ребенка.
Итак, двигательный режим в программах нового поколения оптимизируется за счет увеличения длительности разных форм физических занятий (организованных и самостоятельных), за счет создания условий и развития самостоятельной двигательной деятельности.
Наверное, нет человека, которого бы не испугала печальная статистика наших дней: здоровых детей становится все меньше и меньше. Ухудшение экологической обстановки, болезни родителей, их жизнь в состоянии чуть ли не постоянного стресса - все это сказывается на здоровье детей. И чтобы мы не стали абсолютно вырождающейся нацией, надо что-то делать. Врачи бьют тревогу уже давно, но только их усилий мало. К счастью для нас, есть в Соликамске люди, которым не безразлично, какими будут наши дети. Такими является коллектив работников детского сада № 44.
ДОУ «Детский сад № 44» Управления образования г. Соликамска расположен по ул.20 лет Победы, 65а. Начал функционировать с 1984 года. До 1993 года был в ведении ОАО «Сильвинит». С 1993 года учредителем его является управление образования Соликамской городской администрации.
Цель работы детского сада - всестороннее формирование личности ребенка с учетом особенностей его физического, психического развития, индивидуальных возможностей и способностей; обеспечение готовности к школьному обучению.
Основными задачами детского сада являются:
Методическое направление работы - формирование мотивации здоровья, поведенческих навыков здорового образа жизни, социальное и познавательное развитие детей на основе реализации программы М.Л.Лазарева «Здравствуй!».
Основные направления лечебно-профилактической и оздоровительной работы:
Перспективы развития:
|
|
|
Реализация парциальных программ:
|
|
|
|
Детский сад № 44 собрал под своей крышей более 160 детей. Это десять дошкольных групп. Коллектив детского сада работает в нескольких направлениях: оздоровительном (с целью сохранения физического и психического здоровья детей); коррекционном (для детей с нарушениями речи и опорно-двигательного аппарата); интеллектуальном и художественно-эстетическом.
Для оздоровления детей в детском саду имеются: фитобар, процедурный и физиопроцедурный медицинские кабинеты; кабинет массажа, где проводятся лечебная физкультура и различные виды массажа; проводятся витаминизация, световые и тепловые процедуры - все по рекомендации врача; в физкультурном зале занятия идут по авторской программе Н. Ефименко "Театр физического воспитания". Логопедический кабинет оснащен всем необходимым для коррекции отклонений в развитии речи детей.
Всестороннее развитие здорового ребенка - вот лейтмотив работы в ДОУ. Поэтому в детском саду неустанно совершенствуются условия для полной реализации двигательной активности детей и предпринимаются меры по непосредственному оздоровлению (в медицинском кабинете оборудован уголок для физиопроцедур, где установлен КУФ, соллюкс, электроингалятор).
Но самое главное достижение коллектива детского сада, это, на наш взгляд, бассейн, где помимо чисто физической закалки, дети получают еще заряд психологической бодрости.
О психологе в детском саду - разговор особый. Ведь здоровье - это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное психологическое благополучие. Еще в 1989 году психологами Смоленского педагогического института под руководством доцента Л.В.Буравцовой была разработана "Программа психологизации педагогического процесса в детском саду", предусматривающая три направления работы: с персоналом детского сада, с детьми и с родителями. Применение и выполнение программы позволило педагогам ДОУ лучше понять особенности каждого этапа детского развития, по-новому взглянуть на свою работу, а родителей заставило задуматься о своих детях и больше внимания уделять их воспитанию.
В рамках улучшения психологизации процесса воспитания в детском саду введена ставка психолога, которым помимо основной работы проводится специальный психологический курс с педагогами "Как помочь ребенку найти себя и свое место среди взрослых". Результатом этого комплекса усилий, по убеждению и заведующей, и медработников, станет то, что дети из детского сада № 44 вырастут действительно здоровыми и счастливыми.
С заикающимися детьми, с ослабленной нервной системой может работать не каждый педагог, поэтому кадровый вопрос очень важен в работе детского сада. Так, основываясь на требованиях программы Л.З. Андроновой-Арутюнян, которая предполагает режим молчания, медленную речь, речь с рукой, аутотренинги[34,C.72], в течение 3 лет в детском саду удалось сформировать сплочённый работоспособный коллектив, владеющий данной методикой.
Информация о работе Формирование представлений о ЗОЖ у детей