Формирование представлений о ЗОЖ у детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 23:54, реферат

Краткое описание

В настоящее время повышение уровня физического развития детей, улучшение состояния их здоровья являются основными направлениями в работе любого детского сада, т.к. данные статистики красноречиво показывают о снижении этих показателей среди детей дошкольного возраста. Поэтому я считаю, актуальной проблемой физического развития и сохранения здоровья является приобщение детей к здоровому образу жизни, охрана и укрепление здоровья, повышение уровня физического развития. Вырастить ребенка здоровым можно только при условии достаточной двигательной активности, полного удовлетворения потребности ребенка в движениях.

Содержание

Ведение 1
ГЛАВА 1. Педагогические и психологические аспекты сохранения и укрепления здоровья детей в детских дошкольных учреждениях 14
1.1. Анализ ситуации здоровья детей в системе образования 14
1.2. Проблемы, педагогические и психологические аспекты посещения ребенком детского сада 16
1.2.1. Возрастные и индивидуальные особенности ребенка 18
1.2.2. Организация и условия развития ребенка в ДОУ 24
1.2.3. Охрана и укрепление здоровья детей. Система физического воспитания в дошкольных учреждениях 27
1.3. Современные подходы к созданию системы здоровьесберегающего образования 37
1.3.1. Здоровье - категория педагогическая 39
Выводы 42
ГЛАВА 2. Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном учреждении 43
2.1. Педагогическая модель организации валеологического образования в дошкольном учреждении 44
2.2. Организация двигательного режима в ДОУ 51
2.2.1. Современные подходы к организации двигательного режима в ДОУ 55
2.3. Основные направления работы МДОУ № 44 г. Соликамска по сохранению здоровья детей 60
2.3.1. Спортивно-оздоровительная, медицинская и воспитательно-образовательная работа 63
2.3.2. Условия пребывания детей в ДОУ 70
2.3.3. Закаливающие процедуры 76
2.3.4. Показатели заболеваемости и её профилактика в ДОУ 78
2.3.5 Обеспечение сохранения и укрепления здоровья детей в дошкольном учреждении 81
2.3.6. Система коррекционной работы с детьми 84
2.4. Формирование здорового образа жизни в условиях дошкольного учреждения 87
2.5. Взаимодействие дошкольного учреждения с семьей 104
Выводы. 109
ГЛАВА 3. Опытно-экспериментальная работа 111
3.1. Изучение воздействия различных физических упражнений на организм детей 114
3.2. Констатирующий эксперимент 124
3.3. Формирующий эксперимент 127
3.4. Контрольный эксперимент. 133
Выводы. 136
Список использованной литературы 144
Приложение 147

Вложенные файлы: 1 файл

Сохранение здоровья детей в ДОУ.docx

— 252.09 Кб (Скачать файл)

В детском саду 15 педагогов: заведующая - 1 чел., воспитатели - 8 чел., штатный психолог – 1 чел., инструктор по физическому воспитанию и плавани - 1 чел., учитель-логопед - 4 чел., музыкальный руководитель - 1 чел.

Качественный состав педагогических кадров на 2001 - 2002 учебный год представлен в таблице 2:

Таблица 2

Квалификационная категория

Образование

Стаж работы

высшая

1

высшее

10

до 5 лет

1

первая

6

среднее специальное

5

5-10 лет

3

вторая

8

   

10-15 лет

2

       

свыше 15 лет

9


 

2.3.1. Спортивно-оздоровительная, медицинская и воспитательно-образовательная  работа

 

Используя в работе Программу “Основы безопасности детей дошкольного возраста” (авт. Н.Авдеева, О.Князева), особое место педагоги ДОУ уделяют сохранению здоровья детей, формированию здорового образа жизни и вопросам гигиенического воспитания.

Основную цель, которую поставили перед собой педагоги – дать первоначальное представление о здоровье, научить детей бережно относиться к своему здоровью, соблюдать личную гигиену, правильно питаться, вызвать интерес к познанию себя, желание и умение анализировать свои поступки, чувства, мысли, правильно вести себя в экстремальных условиях. Содержание работы построено по принципу возрастной последовательности, постепенного усложнения с опорой на опыт детей, и включает в себя задачи, цели, знания и умения, которыми должны овладевать дети.

Основные принципы оздоровительной работы с детьми в детском саду представлены следующим образом.

Основные задачи:

  • охрана и укрепление здоровья дошкольников;
  • совершенствование их физического развития;
  • повышение сопротивляемости и защитных свойств организма;
  • улучшение физической и умственной работоспособности

Средства укрепления физического здоровья:

  • полноценное питание с обязательным включением витаминов и овощей;
  • закаливающие процедуры: воздушные ванны, дорожка с йодо-солевым раствором;
  • развитие движений: обучение, нагрузка, моторность;
  • гигиена режима;
  • профилактика заболеваемости: чеснок, лук, шиповник и др.

Формирования новых направлений:

  • основы представления о строении собственного тела; 
  • формирование понятия о том, что полезно и, что вредно для организма;
  • выработка у ребенка осознанного отношения к своему здоровью, умению определять свое состояние и ощущения.

Принципы организации питания:

  • выполнение режима питания;
  • калорийность питания;
  • гигиена приема пищи;
  • индивидуальный подход к детям во время питания.

 

Гигиена режима:

  • выполнение санитарных требований к помещению, участкам;
  • рациональное построение режима дня;
  • охрана жизни и деятельности детей;
  • санитарно-просветительная работа;
  • физкультурно-оздоровительные мероприятия в течение дня.

Формы организации физического воспитания:

  • физкультурные занятия в группе и на воздухе;
  • дозированная ходьба;
  • физкультминутка;
  • спортивные игры;
  • физкультурные досуги;
  • праздники;
  • дни здоровья;
  • утренняя гимнастика;
  • индивидуальная работа с детьми;
  • выходы в парк (лес).

Воспитание потребности в здоровом образе жизни:

  • привитие стойких культурно-гигиеничных навыков;
  • обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи;
  • формирование элементарных представлений об окружающей среде; 
  • формирование привычки ежедневных физических упражнений.

Комплекс закаливающих мероприятий:

  • облегченная одежда;
  • соблюдение сезонной одежды детей на прогулке, учитывая индивидуальное; состояние здоровья;
  • соблюдение температурного режима в течение дня;
  • дыхательная гимнастика после сна;
  • правильная организация прогулки, ее длительность.

Спортивные мероприятия:

  • Коррегирующая гимнастика;
  • Занятие на открытом воздухе;
  • Развитие прыгучести;
  • Веселые старты.

 

Контроль за состоянием здоровья детей осуществляют старшие медицинские сестры ДОУ, которые ежедневно делают осмотр детей в утренние часы приема, следят за проведением физкультурных занятий, купание в бассейне и проведением утренней гимнастики. Проводится повседневная работа с детьми по выработке правильной осанки и профилактике плоскостопия.

В течение года с детьми, начиная с ясельных групп, проводится утренняя гимнастика и гимнастика после сна, физкультурные занятия, подвижные игры, динамический час, уделяется должное внимание повышенной двигательной активности в течение дня, закаливающим процедурам: ходьбе босиком по ребристой дорожке, воздушным ваннам и обливанию. Применяются и такие формы, как диагностика физического и нервно-психического развития детей, обследование на выявление признаков плоскостопия у детей, составление циклограмм, где просматривается сравнительный анализ физического состояния детей на начало и конец учебного года.

Проводится многоплановая работа по повышению двигательной деятельности: во всех возрастных группах организованны спортивные развлечения, досуги такие как “Мама, папа, я – спортивная семья”, “Веселые старты”, спортивные КВН.

Детский сад отвечает современным требованиям образования и включает:

I. Спортивный блок:

-спортивный  зал

-тренажерный  зал

-спортивная  площадка на территории

-плавательный  бассейн.

П. Медицинский блок:

  -физкабинет

   -процедурный  кабинет

   -смотровой  кабинет

   -массажный  кабинет

Ш. Образовательный блок:

  -музыкальный  зал

  -конференцзал

  -методический  кабинет

  -логопедический  кабинет

  -кабинет  психолога

  -библиотека

  -10 групповых  комнат.

В ДОУ «Детский сад № 44» используются разные формы организации занятий: фронтальные, групповые, индивидуальные,  что обеспечивает личностное развитие ребенка и его эмоциональное благополучие. Основные занятия сочетаются с кружковой работой. Родители воспитанников  высоко оценивают деятельность сотрудников ДОУ. Большинство выпускников  ДОУ обучаются в средней образовательной школе № 1 на «хорошо» и «отлично».

Качественный анализ годового плана на 2000-2001 учебный год показал, что:

  • для решения физкультурно-оздоровительных задач была продолжена система работы по программе «оздоровительная педагогика»; проводились  мероприятия  с валеологической тематикой 1 раз в неделю (в сочетании с максимальным пребыванием на свежем воздухе), а также были использованы различные формы организации двигательной активности и работы с детьми по развитию движений;
  • для решения социально-личностных задач были проведены консультации («игры  с песком и водой», «организация двигательной активности»), выставки методической литературы («Движение + движение»), обзор статей «Дошкольное образование» (по данной тематике),  использовалось нестандартное оборудование для организации подвижных игр и развития движений;
  • для решения художественно-эстетической задачи использовались наблюдения, целевые прогулки, экскурсии, походы к объектам природы. Проводилась работа с детьми в цветнике,  конкурс конспектов «организация работы с детьми в цветнике».

 На основе  результатов решения задач годового  плана на 2000-2001 учебный год были  разработаны  задачи на следующий (2002)  учебный год:

Физкультурно-оздоровительные

Совершенствовать содержание физкультурно-оздоровительной работы по формированию  осознанного отношения к своему здоровью и привычки к ЗОЖ.

Обеспечить охрану жизни и здоровья детей через создание  экологически благоприятных условий в детском саду и дома.

Социальные

Обеспечить каждому ребенку возможность радостного и содержательного проживания периода детства:

-сохранить  индивидуально-личностный контакт  с каждым ребенком, создавать благоприятный  психологический климат в группе;

-поддерживать  познавательное, бережное, созидательное  отношение к окружающему миру.

Продолжить совершенствовать  мастерство педагогов  через профессионально - дифференцированные  объединения, работу творческих групп и самообразования.

Художественно-эстетические

Развивать художественно-творческие способности детей через формирование эстетического отношения к природе, произведениям искусства т народного творчества.

 

В решении задач годовых планов четко прослеживается взаимосвязь задач  будущего учебного года с предыдущим. Это свидетельствует о том, что педагогический процесс в ДОУ является целостным, непрерывным, а потому более эффективным.

Жизнь ДОУ проходит в условиях широкой гласности и открытости, а также сотрудничества педагогов, родителей и обслуживающего персонала, что стало возможным за счет гуманизации педагогической работы.

Принцип гуманизации заключается в изменении характера взаимодействия и общения педагогов и детей, предполагающий ориентацию воспитателя на личность ребенка, повышение уровня профессиональной квалификации кадров, обеспечение заинтересованности воспитателя  в результатах своего труда, изменение организации предметной среды и жизненного пространства в групповых комнатах и в целом в детском саду с целью  обеспечения свободной деятельности и творчества детей в соответствии с желаниями и склонностями, а также социального заказа родителей; изменение формы и содержания  обучающих занятий[26,C.112].

В 1998-1999 учебном году детский сад начал оказывать логопедическую помощь детям. Кроме групповых и  индивидуальных занятий логопед с музыкальным руководителем проводит занятия по логоритмике.

В методическом кабинете собран материал необходимой для работы по физическому воспитанию. Это конспекты занятий, конспекты спортивных досугов, праздников, развлечений. Разработан цикл занятий по ЗОЖ.

Вопросы физического воспитания обсуждаются на пед.советах, консультациях.

Отдельно собран материал по закаливанию - обязанности заведующей, врача, заместителя заведующей по воспитательной и методической работе, медицинской сестры, воспитателя по организации работы по закаливанию детей; методика проведения закаливания и игр для детей раннего и младшего дошкольного возраста в помещении при сниженной температуре; виды и способы закаливания детей в домашних условиях.

 

2.3.2. Условия пребывания детей  в ДОУ

 

Педагоги детского сада № 44 создают все условия для всестороннего развития детей. Особое внимание уделяется образовательной среде,  подбору оборудования для двигательной активности детей, для игр с водой, песком, позволяющих расширить кругозор дошкольников, развивать  их  сенсорные  способности, помогать осваивать способы  интеллектуальной деятельности. Работа осуществляется с учетом возрастных и психологических  особенностей детей.

Превышение  стандарта обеспечивается за счет перспективного и календарного планирования, составленного с учетом медико-педагогического обследования детей.

В детском саду созданы условия для развития игровой деятельности. Во всех группа организован свободный доступ к игровым центрам. Игровое оборудование соответствует возрастным  особенностям и постоянно пополняется.

Эстетическое развитие осуществляется через организацию музыкальной, изобразительной и театрализованной деятельности.  Для развития этих видов деятельности в ДОУ созданы все необходимые условия: музыкальный зал, фонотека музыкальных произведений, детские музыкальные инструменты,  театрализованные  костюмы,  куклы для разного вида театров. Имеется разнообразный художественно-дидактический материал, который доступен детям  и подобран так, чтобы стимулировать самостоятельность творчества и поддерживать интерес детей к музыкально-театральной деятельности. В каждой возрастной группе оборудован музыкально-театральный центр, где организованы пальчиковый театр, игры-драматизации,  игры-инсценировки на музыкальных занятиях и занятиях по развитию речи. Организована совместная музыкальная деятельность детей и взрослых через проведение концертов, праздников, развлечений, театрализованных представлений.

Для речевого развития  созданы хорошие условия: библиотека для детей и взрослых, наличие ТСО; интерьер детского сада создает благоприятные условия для познавательного и речевого общения детей.  Личностно-ориентированное общение  педагогов с детьми обеспечивает  эмоционально-положительный  фон взаимодействия, раскрепощенность и непосредственность.

Комфортная среда создана и на бытовом уровне. Помещения детского сада включают столовую, актовый и спортивный залы, учебные, игровые и спальные комнаты.

Везде по-домашнему уютно: со вкусом подобрана современная детская мебель, оборудовано более десяти видов игровых уголков, устроены живые зеленые уголки с обилием цветов, среди которых живут птицы.

Помещения оснащены специальной системой вентиляции и очистки воздуха.  
Игрушки в детских садах подобраны в соответствии с возрастом. В методическом кабинете есть конструкторы, развивающие игры Никитина, наборы Монтессори, а также игры и мозаики, развивающие мелкую моторику рук.

Информация о работе Формирование представлений о ЗОЖ у детей