Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 23:54, реферат
В настоящее время повышение уровня физического развития детей, улучшение состояния их здоровья являются основными направлениями в работе любого детского сада, т.к. данные статистики красноречиво показывают о снижении этих показателей среди детей дошкольного возраста. Поэтому я считаю, актуальной проблемой физического развития и сохранения здоровья является приобщение детей к здоровому образу жизни, охрана и укрепление здоровья, повышение уровня физического развития. Вырастить ребенка здоровым можно только при условии достаточной двигательной активности, полного удовлетворения потребности ребенка в движениях.
Ведение 1
ГЛАВА 1. Педагогические и психологические аспекты сохранения и укрепления здоровья детей в детских дошкольных учреждениях 14
1.1. Анализ ситуации здоровья детей в системе образования 14
1.2. Проблемы, педагогические и психологические аспекты посещения ребенком детского сада 16
1.2.1. Возрастные и индивидуальные особенности ребенка 18
1.2.2. Организация и условия развития ребенка в ДОУ 24
1.2.3. Охрана и укрепление здоровья детей. Система физического воспитания в дошкольных учреждениях 27
1.3. Современные подходы к созданию системы здоровьесберегающего образования 37
1.3.1. Здоровье - категория педагогическая 39
Выводы 42
ГЛАВА 2. Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном учреждении 43
2.1. Педагогическая модель организации валеологического образования в дошкольном учреждении 44
2.2. Организация двигательного режима в ДОУ 51
2.2.1. Современные подходы к организации двигательного режима в ДОУ 55
2.3. Основные направления работы МДОУ № 44 г. Соликамска по сохранению здоровья детей 60
2.3.1. Спортивно-оздоровительная, медицинская и воспитательно-образовательная работа 63
2.3.2. Условия пребывания детей в ДОУ 70
2.3.3. Закаливающие процедуры 76
2.3.4. Показатели заболеваемости и её профилактика в ДОУ 78
2.3.5 Обеспечение сохранения и укрепления здоровья детей в дошкольном учреждении 81
2.3.6. Система коррекционной работы с детьми 84
2.4. Формирование здорового образа жизни в условиях дошкольного учреждения 87
2.5. Взаимодействие дошкольного учреждения с семьей 104
Выводы. 109
ГЛАВА 3. Опытно-экспериментальная работа 111
3.1. Изучение воздействия различных физических упражнений на организм детей 114
3.2. Констатирующий эксперимент 124
3.3. Формирующий эксперимент 127
3.4. Контрольный эксперимент. 133
Выводы. 136
Список использованной литературы 144
Приложение 147
Территория детского сада тщательно обихожена. Благоустроенная площадка для прогулок служит хорошим местом отдыха на свежем воздухе. Окружить каждого ребенка заботой и вниманием помогает и то, что наполняемость групп достаточно мала - от 12 до 17 человек.
Режим дня идеально составлен и соблюдается (см. приложение № 2)
ДОУ обеспечивает хороший уровень охраны и укрепления здоровья детей, их физического развития. Наблюдается снижение заболеваемости за счет высокой двигательной активности детей в течение дня, использования различных форм организации на физкультурных занятиях, работы кружков:
Ведется работа по профилактике снижения заболеваемости детей. Воспитатели организуют различные виды закаливания:
Вопросами закаливания детей в ДОУ уделяется особое внимание. Так в каждой возрастной группе имеется и постоянно пополняется журнал здоровья. Здесь на год расписаны мероприятия по закаливанию детей, методика их проведения, учет посещаемости и мед.отводов. Мероприятия составлены с учетом возможностей и возраста детей. Введен систематический контроль медицинского персонала.
Великолепным дополнением к эффективным средствам повышения устойчивости организма к температурным перепадам, лежащим в основе закаливания, является купание и плавание в бассейне с 2-х лет. Занятия в бассейне проводятся 1-2 раза в неделю в каждой возрастной группе под руководством инструктора по плаванию. Занятия проводятся согласно методике и разработанным конспектам, в строго установление время и с учетом возраста детей.
В каждой возрастной группе ежемесячно планируются занятия по ЗОЖ. Тематики самые разнообразные: «Крепкие зубы», «Как беречь глаза», «Артерии и вены», «Дружи с водой», «Спокойной ночи» и т.д.
Каждый ребенок получает 4 раза в год общий оздоровительный массаж, кроме этого дополнительный специальный и точечный по назначению доктора.
Ежедневно утром проходит кварцевание помещений групп. К услугам детей физ.кабинет, который посещают даже дети, находящиеся на домашнем режиме.
Эффективным средством для общего оздоровления детей являются прогулки, которые проводятся во всех возрастных группах согласно режиму дня. Во время прогулок воспитателями планируются и проводятся: наблюдение, подвижные игры, трудовые поручения ит.д..
Коллектив сотрудников ДОУ создаёт все необходимые условия для физического развития и воспитания детей. В здании детского сада соблюдены следующие гигиенические принципы:
- принцип групповой изоляции;
- принцип
благоприятного воздушно-
- принцип
благоприятного светового
- принцип
условий для рационального
ДОУ
расположено в типовом
Соблюдение воздушно-теплового режима обеспечивается вентиляцией и проветриванием. Температура в групповых комнатах в пределах 19-21 градусов, в спальнях, физкультурном и музыкальном залах – 18 градусов, в бассейне – 27-30 градусов. В групповых комнатах проводится 2 раза сквозное проветривание в отсутствии детей.
Соблюдается и световой режим: используются лампы накаливания для искусственного освещения, естественное освещение осуществляется через окна. Освещение соответствует установленным санитарно-гигиеническим нормам.
В группах 2 раза в день проводится уборка помещений, один раз в неделю – генеральная уборка. Уборка проводится согласно графику, установленному для каждой группы.
В ДОУ установлено 4-х разовое питание детей. Контроль за качеством питания осуществляется мед.персоналом, заведующей. Ведется бракеражная тетрадь. Выставляется суточная проба.
Особо хочется отметить четкость выполнения режима, рациональное чередование двигательной и статистической деятельности. Так, с 7.00 до 8.2- осуществляется прием, осмотр, игры и дежурство детей (самостоятельная деятельность детей). С 8.20 до 8.40 переодевание и утренняя гимнастика. Во время организации гимнастики воспитателями используются фронтальная организация детей, а также индивидуальный подход. В 8.40 – 8.45 – закаливающие процедуры, подготовка к завтраку под контролем воспитателя. 8.45 – 8.55 – завтрак. Далее проводятся занятия согласно сеткам занятий. Между занятиями предусмотрены игры, двигательная деятельность, в ходе занятия разминки. Таким образом, в течение дня чередуется соотношение умственной и физических нагрузок.
Ещё раз подчеркнем, что приоритетным направлением в работе детского сада является физкультурно-оздоровительное, что подчеркивает огромную ответственность, которая ложится на плечи мед.персонала.
В соответствии с Уставом в ДОУ осуществляется медицинское обслуживание детей:
1 – осмотр узкими специалистами: невропатологом, окулистом, хирургом, дерматологом, ортопедом – по плану.
2 – проведение оздоровительных мероприятий: закаливающие процедуры, физиотерапия.
3 – санитарно-просветительная работа: с педагогами, детьми, родителями, обслуживающим персоналом.
Медицинскую работу осуществляют:
Медицинскими работниками планируется и осуществляется лечебно-профилактическая работа, которая включает:
1. Контроль:
- за физическим
развитием детей (профилактические
осмотры – по плану, посещение
утренней гимнастики и физ.
- за питанием – ежедневно;
- за световым
и воздушным режимом –
- за санитарно-эпидемическим режимом – постоянно;
- наблюдение за детьми в период адаптации – ежедневно.
2. Проведение профилактических прививок (по плану).
3. Подготовка детей к школе (осмотр узкими специалистами – весной).
4. Проведение процедур в физкабинете (по назначению).
Хорошо поставлена работа физкабинета – это физиотерапия и массаж. Для часто болеющих детей составляется план оздоровительных мероприятий (индивидуально для каждого ребенка) на год, который включает в себя витаминотерапию, закаливание, ингаляцию, массаж и др. Кроме этого детям назначается массаж и физиотерапия по показаниям врача, после перенесенных заболеваний. Санитарно-просветительская работа с педагогами, родителями и детьми отражается в плане работы мед.персонала (см. приложение № 4).
В детском саду идет постоянный поиск нетрадиционных подходов и организации коррекционной работы с группами детей, имеющих различные отклонения. Поиск этот непрост, поскольку необходимо найти вариант комфортного воспитания и обучения детей, требующих большого количества различных занятий, процедур, специфичных по своему коррекционному содержанию, но проводимых в одно и тоже время.
Современная система дошкольного образования немыслима без сотрудничества с другими институтами детства. На протяжении ряда лет образовалась система взаимодействия ДОУ со следующими организациями:
1. Система
образования – муниципальная
средняя общеобразовательная
2. Система
здравоохранения – детская
3. Культура – краеведческий музей; фольклорная библиотека; художественная школа; МУКП «Русь».
Вся физкультурно-оздоровительная работа в детском саду строится с учетом физической подготовленности детей и определения имеющихся отклонений в состоянии здоровья. Совместная работа воспитателей и медперсонала помогает иметь четкое представление о состоянии здоровья детей каждой группы и каждого ребенка в отдельности. Это необходимо для целенаправленного проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий, занятий, в том числе закаливающих процедур.
Закаливающие процедуры, являясь частью оздоровительных мероприятий, способствуют укреплению здоровья и снижению заболеваемости детей. Обязательным условием начала процедур является установление положительных эмоций, хорошего расположения духа и настроения ребенка. Методика проведения закаливающей процедуры зависит от времени года, возраста, состояния здоровья ребенка, интенсивности и длительности применяемых средств. Интенсивность определяется выбранным холодовым или тепловым температурным режимом. Длительность воздействия определяется целевой направленностью закаливающего мероприятия (см. приложение № 6).
Воздушная ванна в течение 10 - 30 сек, прием которой, как правило, осуществлялся при предварительном разогревании тела посредством мышечной нагрузки. При использовании подобной закаливающей процедуры более активно работает кожное дыхание. Возрастает интенсивность выведения токсинов через поры кожи. Одновременно с понижением температуры у поверхности тела, повышается интенсивность функционирования гормональной системы. Кроме того, используются обливание кистей, стоп, шеи, головы. Длительность воздействия от 2 до 10 секунд.
Самой простой закаливающей процедурой в детском саду является ходьба босиком. Сначала дети ходят по полу в носках, а уже затем - босиком. Сеанс начинается с 3-5 минут, увеличиваясь на 1-2 минуты ежедневно. Наиболее доступными видами закаливания в условиях ДОУ являются полоскания полости рта и горла кипяченой водой комнатной температуры и ниже (в том числе с добавлением лекарственных трав); обтирания, обливания ног; воздушные ванны в сочетании с физическими упражнениями (во время утренней гимнастики и после сна) при открытой форточке в легкой одежде; прогулки в зимнее время при любой погоде без шарфа, тренируя носовое дыхание, и кратковременные игры в снежки без рукавиц (лепка снежной бабы, снежных комков, "крепости"). Прекрасным средством закаливания является проведение занятий и игр в бассейне, контрастные водные процедуры (бассейн – душ). Закаливающие мероприятия проводятся с воспитателями после дневного сна. По времени они непродолжительны, но эффект получаемый от таких процедур неизмеримо высок.
Для достижения наибольшего эффекта закаливания необходима постоянность воздействия и постепенное повышение его интенсивности. Контрастные обливания проводятся в форме игры.
Ставятся три-четыре таза с горячей водой и столько же с холодной. И дети перебегают от одних тазиков к другим. Принцип контраста температур выдерживается и здесь: сначала горячая, потом холодная вода.
Очень хорошо - дать возможность детям бегать босиком, особенно утром. Замечательным эффектом закаливания обладает хождение босиком по росе.
Детей в детском саду обливают (летом) прямо на улице. Рано утром ставят ванну с холодной водой на солнце, затем днем, перед обедом, дают малышу поплескаться в ней, а потом обливают его холодной водой, завертывают в махровые простыни и отводят в группу.
Рассмотрим показатели здоровья детей, посещающих ДДУ. В 2001 г. эти показатели несколько стабилизировались (таблица 3, 4):
Таблица 3
Показатели здоровья детей, посещающих ДОУ в 1990-2001 гг.
Год |
Заболеваемость острыми кишечными инфекциями |
Заболеваемость ОРВИ |
Группа ЧДБ |
Индекс здоровья |
Число дней пропущенных 1 ребенком |
1990 |
2,9 |
133,1 |
8,4 |
16,7 |
16,3 |
Таблица 4
Показатели оздоровления детей посещающих ДОУ от выявленной патологии в 1993-2001 гг. (в %)
Виды патологии |
2001 |
2000 |
1999 |
1998 |
1997 |
1996 |
1995 |
1994 |
1993 |
Дети ЧДБ |
42,6 |
49,9 |
52 |
34,7 |
47,6 |
47,2 |
41,1 |
39,0 |
48,8 |
Информация о работе Формирование представлений о ЗОЖ у детей