Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2014 в 12:28, курсовая работа
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что эффективность коррекционно-развивающей программы по формированию адекватной самооценки детей дошкольного возраста обусловлена ее направленностью на развитие позитивной самооценки, снижение тревожности и благоприятное общение с окружающими.
Задачи исследования:
Дать характеристику и сущность понятия самооценка.
Проанализировать особенности самооценки старших дошкольников.
Разработать и апробировать опытно-экспериментальную работу по формированию адекватной самооценки детей дошкольного возраста.
Обосновать условия эффективности формирования адекватной самооценки детей дошкольного возраста.
Введение
3
Глава 1
Теоретические аспекты формирования самооценки в дошкольном возрасте
7
1.1 Сущность и содержание понятия «самооценка»
1.2 Особенности самооценки детей в дошкольном возрасте
11
Глава 2
Опытно-экспериментальная работа по формированию адекватной самооценки детей дошкольного возраста
32
2.1 Методы изучения самооценки у детей дошкольного возраста и анализ результатов исследования
2.2 Коррекционно-развивающая программа по формированию адекватной самооценки детей дошкольного возраста
39
2.3 Оценка эффективности проведенных мероприятий
53
Заключение
58
Список использованных источников
- Лицо. Нарисованное в анфас - оно свидетельствует о сосредоточенности ребенка на себе, в профиль — о высоком интеллектуальном уровне. Если фигурка изображена спиной, и вместо лица вы видите затылок, то у ребенка наверняка есть проблема: он стремится уйти от действительности, которая ему неприятна. Полные губы у человечка — признак того, что автор рисунка чувствителен, эмоционален. Открытый и заштрихованный рот указывает на страхи, рот, наподобие клоунского — на противоречивые чувства, четко нарисованные зубы — на агрессивность.
- Глаза, закрытые или спрятанные полями шляпы, свидетельствуют о стремлении избежать неприятных визуальных воздействий. Большие расширенные глаза — это выражение тревожности, беспокойства, потребности в защите. “Глаза-точечки” или “щелочки” также указывают на душевный дискомфорт ребенка. Если радужная оболочка глаз у человечка заштрихована, а его волосы стоят дыбом, это говорит о страхах ребенка.
- Большие уши встречаются на рисунках детей, особенно чувствительных к критике, а также озабоченных проблемами послушания. Маленькие уши или же вообще отсутствие их на рисунке можно расценить как желание не принимать никакой критики.
- Если ребенок сильно нажимает на карандаш и рисует человека крупным, располагает по середине листа он уверен в себе и своих силах, потребность в самоутверждении. Маленький рисунок указывает на стремление быть незаметным, на проявление тревожности, Если изображение маленькое и находиться в углу рисунка, или еле видное - значит ребенок не уверен в себе, у него заниженная самооценка, и он чувствует свою беспомощность.
Для обработки результатов за основу нами были приняты следующие показатели уровней самооценки и общего эмоционального отношения к себе: от 0 и ниже и до 2 баллов – низкий уровень, заниженная самооценка, при отрицательном результате негативное отношение к себе, возможно, полное неприятие себя; от 3 до 5 баллов – средний, адекватное позитивное отношение к себе; от 6 и выше балов – очень высокий уровень, завышенная самооценка.
Результаты диагностики по использованным методикам представлены в приложении 4 (таблица 1).
Нами было выявлено, что особенности проявления самооценки различаются у детей с заниженной, адекватной и высокой самооценкой.
Как показало диагностическое исследование, 68% дошкольников имеют неадекватно заниженную самооценку, что вероятно является следствием их повышенной тревожности. Очевидно, что дети, имеющие неадекватно заниженную самооценку, находятся в постоянном психическом перенапряжении, которое выражается в состоянии напряженного ожидания неприятностей, нарастающей несдерживаемой раздражительности, эмоциональной неустойчивости. Дошкольники с заниженной самооценкой неуверенны в себе, отвечали на вопросы неохотно, смотрели по сторонам, как будто искали поддержки. У детей данной группы отсутствует вера в свои возможности.
Меньшая часть дошкольников - 14% - имеют неадекватно завышенную самооценку. Дошкольники с завышенной самооценкой считают себя лучше всех, все происходящее направлено на доставление радостей именно им, характерна переоценка себя и своих возможностей, самоутверждение за счет чужих достижений, что приводит к неадекватному восприятию себя и окружения.
Дошкольники с адекватной самооценкой (18%) не бояться показаться смешными или сделать глупость. Отвечали на вопросы легко и свободно, рассказывая, почему они поставили себя на эту ступеньку. Они уверены в собственных силах, ощущают себя хорошими и верят в свою успешность (см. рис. 1).
Рисунок 1 - Показатели самооценки старших дошкольников из ЭГ и КГ (Констатирующий этап).
Таким образом, проведенное диагностическое обследование позволило выявить особенности проявления самооценки, которые различаются у детей с заниженной, адекватной и высокой самооценкой. В обследованных группах преобладает число детей с заниженной самооценкой. Полученные данные свидетельствуют о необходимости проведения коррекционно-развивающей работы по формированию адекватной самооценки детей дошкольного возраста.
2.2. Коррекционно-развивающая
программа по формированию
Цель формирующего этапа эксперимента – разработать и апробировать коррекционно-развивающую программу по формированию адекватной самооценки детей дошкольного возраста.
Организуя жизнь детей в детском саду, педагоги-воспитатели сталкиваются с разными характерами, с разным эмоциональным и социальным опытом, полученным детьми в их семьях.
Особенно трудной становится работа воспитателя при появлении в группе детей, с резко выраженными особенностями в поведении: шумливых, крикливых, склонных к ссорам, детей с рассеянным вниманием, заторможенных, пассивных, как бы ничем не интересующихся, ребят, избегающих своих сверстников и совместных с ними дел. Такие случаи не редки в любом детском саду.
Огромное значение для развития личности ребенка имеет эмоционально-психологический климат коллектива, в котором находится ребенок. При благоприятных условиях у детей от 3 до 7 лет во время игры, изобразительной или трудовой деятельности интенсивно развиваются сложные формы восприятия пространства и времени, наглядно-образное мышление, творческого воображения. В эти же годы складываются и взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Если в данном возрасте эти процессы не будут надлежащим образом сформированы, восполнить такой недостаток позднее окажется делом весьма трудным, а подчас и невозможным. Свойственное ребенку переживание радости закрепляется при определенных условиях и превращается в черту характера.
Дезорганизующую роль в жизни и деятельности детей выполняют затянувшиеся отрицательные эмоциональные состояния. Неоспоримым можно считать тот факт, что в результате общения с окружающими людьми, у ребенка складывается образ другого человека и образ самого себя, а следовательно, и самооценка, от того какой (положительной или отрицательной) она будет - зависит какими будут отношения с окружающими, как будет чувствовать себя ребенок в обществе сверстников, как будет реагировать на удачи и промахи. Неуверенный в себе ребенок перестает быть самостоятельным не только в действиях, но и принятии какого-то решения. Боясь ошибиться и сделать что-то не так, малыш может вообще отказываться от той или иной деятельности. Снижается познавательная активность ребенка.
Отношение к себе у ребенка зависит от того, как складываются его взаимоотношения с родителями, и какое место занимает он в этих отношениях. Частое неоправданное захваливание, подчеркивание мнимых или реальных достоинств ребенка, приводит к тому, что у него формируется завышенный уровень притязаний. Если родители с недоверием относятся к проявлению самостоятельности, к возможностям ребенка, категорически подавляют любое несогласие ребенка с их мнением, то это может привести к стойкому ощущению своей слабости, неполноценности.
Данная коррекционно-развивающая программа по формированию адекватной самооценки детей дошкольного возраста была направлена на воспитание у детей уважения к себе и к окружающим, терпимого отношения к мнению собеседника или партнера по игре и занятиям. Основная идея опирается на тот факт, что когда человек уверен в себе и находится в "согласии с самим собой" - принимает себя - он принимает и понимает других, а это, в свою очередь, способствует развитию позитивной самооценки, снижению тревожности и благоприятному общению с окружающими. Это практический курс занятий по развитию у детей уверенности в себе, обретению позитивной самооценки и снижению уровня тревожности. Поскольку самооценка дошкольника в значительной степени зависит от оценки сверстников, курс рассчитан на развитие навыков общения и создания благоприятного микроклимата в группе.
Цель программы: формирование позитивной самооценки у детей дошкольного возраста.
Для реализации поставленной цели мы ставим следующие задачи:
1. знакомить детей с особенностями и возможностями человеческого общения
2. развивать способности к произвольней психической саморегуляции и самоконтролю, возможности управлять своими эмоциями, действиями;
3. помочь детям приобрести навыки и умения, необходимые для адекватного поведения в обществе.
Среди причин, вызывающих заниженную самооценку и детскую тревожность на первом месте – неправильное воспитание и неблагоприятные отношения с родителями, (особенно с мамой) и воспитателями, поэтому первостепенной задачей является просвещение и консультирование взрослых, оказывающих влияние на воспитание и развитие ребенка.
Параллельно с решением основных задач решаются задачи комплексного развития детей:
Занятия по этой программе убеждают детей в том, что только они сами их собственные мысли, чувства, действия, способность оценить других, понять и выразить себя через общение, являются залогом успеха в жизни и возможности приобрести друзей.
Материал программы рассчитан на 25 занятий. Занятия проводятся один раз в неделю по 20-30 минут. Продолжительность зависит от возраста, качества внимания и поведения детей. Занятия проводятся с детьми 6-7 лет.
Основные методы, используемые при проведении занятий:
В дошкольном возрасте внимание детей еще не устойчиво, дети отличаются большой подвижностью и впечатлительностью, поэтому нуждаются в частой смене заданий. Участие детей в той или иной игре должно быть добровольным. Их можно пытаться заинтересовать, увлечь, но ни в коем случае не заставлять.
Отсутствие каких-либо внешних атрибутов - одно из условий проведения игр. Все предметы и события игрового сюжета должны быть воображаемыми, т.е. обозначаться предметами обычного окружения. Например, путешествуя на необитаемый остров, дети преодолевают препятствия: горы, реки (стулья, скамейки и т.п.).
Каждая встреча с детьми начинается с ритуала "встречи", которым является игра "Сигнал", где дети настраиваются на восприятие друг друга. Затем идут игры упражнения на внимание. Объекты внимания самые разнообразные: звуки, голоса, предметы, люди, эмоции и т.д. Например: "Что ты слышишь за окном; за дверью?"; "Угадай, кто подал голос?"; "Кто к тебе прикоснулся?"; "Кто самый веселый; шумливый; грустный?" и т.п.
Игры на внимание сменяются психогимнастикой, в ходе которой объединяется деятельность психических функций - мышления, эмоций, движений. Например: ребенок представляет, как он ест лимон или конфетку. Эти игровые упражнения доставляют ребенку массу удовольствия, включают в работу фантазию.
Затем идут игры по теме занятия, направленные на приобретение навыков общения, умение видеть и понимать себя, сверстников, и старших, на повышение самооценки и снятию тревожности.
Каждая игра может быть полифункциональна. Это означает, что применяя те или иные игры, можно решать самые разные задачи, причем одна и та же игра, для одного ребенка может быть средством повышения самооценки, для другого оказывать растормаживающий, тонизирующий эффект, для третьего - школой коллективного общения.
Информация о работе Формирование самооценки детей дошкольного возраста