Формирование самооценки детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2014 в 12:28, курсовая работа

Краткое описание

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что эффективность коррекционно-развивающей программы по формированию адекватной самооценки детей дошкольного возраста обусловлена ее направленностью на развитие позитивной самооценки, снижение тревожности и благоприятное общение с окружающими.
Задачи исследования:
Дать характеристику и сущность понятия самооценка.
Проанализировать особенности самооценки старших дошкольников.
Разработать и апробировать опытно-экспериментальную работу по формированию адекватной самооценки детей дошкольного возраста.
Обосновать условия эффективности формирования адекватной самооценки детей дошкольного возраста.

Содержание

Введение
3
Глава 1
Теоретические аспекты формирования самооценки в дошкольном возрасте
7

1.1 Сущность и содержание понятия «самооценка»

1.2 Особенности самооценки детей в дошкольном возрасте
11
Глава 2
Опытно-экспериментальная работа по формированию адекватной самооценки детей дошкольного возраста
32

2.1 Методы изучения самооценки у детей дошкольного возраста и анализ результатов исследования

2.2 Коррекционно-развивающая программа по формированию адекватной самооценки детей дошкольного возраста
39

2.3 Оценка эффективности проведенных мероприятий
53
Заключение
58
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 3 курс.doc

— 654.50 Кб (Скачать файл)

- Лицо. Нарисованное в анфас - оно свидетельствует о сосредоточенности ребенка на себе,  в профиль — о высоком интеллектуальном уровне. Если фигурка изображена спиной, и вместо лица вы видите затылок, то у ребенка наверняка есть проблема: он стремится уйти от действительности, которая ему неприятна. Полные губы у человечка — признак того, что автор рисунка чувствителен, эмоционален. Открытый и заштрихованный рот указывает на страхи, рот, наподобие клоунского — на противоречивые чувства, четко нарисованные зубы — на агрессивность.

- Глаза, закрытые или спрятанные полями шляпы, свидетельствуют о стремлении избежать неприятных визуальных воздействий. Большие расширенные глаза — это выражение тревожности, беспокойства, потребности в защите. “Глаза-точечки” или “щелочки” также указывают на душевный дискомфорт ребенка. Если радужная оболочка глаз у человечка заштрихована, а его волосы стоят дыбом, это говорит о страхах ребенка.

- Большие уши встречаются на рисунках детей, особенно чувствительных к критике, а также озабоченных проблемами послушания. Маленькие уши или же вообще отсутствие их на рисунке можно расценить как желание не принимать никакой критики.

- Если ребенок сильно нажимает на карандаш и рисует человека крупным,  располагает по середине листа он уверен в себе и своих силах,  потребность в самоутверждении. Маленький рисунок указывает на стремление быть незаметным, на проявление тревожности, Если изображение маленькое и находиться в углу рисунка, или еле видное - значит ребенок не уверен в себе, у него заниженная самооценка, и он чувствует свою беспомощность.

Для обработки результатов за основу нами были приняты следующие показатели уровней самооценки и общего эмоционального отношения к себе: от 0 и ниже и до 2 баллов – низкий уровень, заниженная самооценка, при отрицательном результате негативное отношение к себе, возможно, полное неприятие себя; от 3 до 5 баллов – средний, адекватное позитивное отношение к себе; от 6 и выше балов – очень высокий уровень, завышенная самооценка.

Результаты диагностики по использованным методикам представлены в приложении 4 (таблица 1).

 Нами было выявлено, что особенности проявления самооценки различаются у детей с заниженной, адекватной и высокой самооценкой.

Как показало диагностическое исследование, 68% дошкольников имеют неадекватно заниженную самооценку, что вероятно является следствием их повышенной тревожности. Очевидно, что дети, имеющие неадекватно заниженную самооценку, находятся в постоянном психическом перенапряжении, которое выражается в состоянии напряженного ожидания неприятностей, нарастающей несдерживаемой раздражительности, эмоциональной неустойчивости. Дошкольники с заниженной самооценкой неуверенны в себе, отвечали на вопросы неохотно, смотрели по сторонам, как будто искали поддержки. У детей данной группы отсутствует вера в свои возможности.

Меньшая часть дошкольников - 14% - имеют неадекватно завышенную самооценку. Дошкольники с завышенной самооценкой считают себя лучше всех, все происходящее направлено на доставление радостей именно им, характерна переоценка себя и своих возможностей, самоутверждение за счет чужих достижений, что приводит к неадекватному восприятию себя и окружения.

Дошкольники с адекватной самооценкой (18%) не бояться показаться смешными или сделать глупость. Отвечали на вопросы легко и свободно, рассказывая, почему они поставили себя на эту ступеньку. Они уверены в собственных силах, ощущают себя хорошими и верят в свою успешность (см. рис. 1).

Рисунок 1 - Показатели самооценки старших дошкольников из ЭГ и КГ (Констатирующий этап).

Таким образом, проведенное диагностическое обследование позволило выявить особенности проявления самооценки, которые различаются у детей с заниженной, адекватной и высокой самооценкой. В обследованных группах преобладает число детей с заниженной самооценкой. Полученные данные свидетельствуют о необходимости проведения коррекционно-развивающей работы по формированию адекватной самооценки детей дошкольного возраста.

 

2.2. Коррекционно-развивающая  программа по формированию адекватной  самооценки детей дошкольного  возраста

 

Цель формирующего этапа эксперимента – разработать и апробировать коррекционно-развивающую программу по формированию адекватной самооценки детей дошкольного возраста.

Организуя жизнь детей в детском саду, педагоги-воспитатели сталкиваются с разными характерами, с разным эмоциональным и социальным опытом, полученным детьми в их семьях.

Особенно трудной становится работа воспитателя при появлении в группе детей, с резко выраженными особенностями в поведении: шумливых, крикливых, склонных к ссорам, детей с рассеянным вниманием, заторможенных, пассивных, как бы ничем не интересующихся, ребят, избегающих своих сверстников и совместных с ними дел. Такие случаи не редки в любом детском саду.

Огромное значение для развития личности ребенка имеет эмоционально-психологический климат коллектива, в котором находится ребенок. При благоприятных условиях у детей от 3 до 7 лет во время игры, изобразительной или трудовой деятельности интенсивно развиваются сложные формы восприятия пространства и времени, наглядно-образное мышление, творческого воображения. В эти же годы складываются и взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Если в данном возрасте эти процессы не будут надлежащим образом сформированы, восполнить такой   недостаток позднее окажется делом весьма трудным, а подчас и невозможным. Свойственное ребенку переживание радости закрепляется при определенных условиях и превращается в черту характера.

Дезорганизующую роль в жизни и деятельности детей выполняют затянувшиеся отрицательные эмоциональные состояния. Неоспоримым можно считать тот факт, что в результате общения с окружающими людьми, у ребенка складывается образ другого человека и образ самого себя, а следовательно, и самооценка, от того какой (положительной или отрицательной) она будет - зависит какими будут отношения с окружающими, как будет чувствовать себя ребенок в обществе сверстников, как будет реагировать на удачи и промахи. Неуверенный в себе ребенок перестает быть самостоятельным не только в действиях, но и принятии какого-то решения. Боясь ошибиться и сделать что-то не так, малыш может вообще отказываться от той или иной деятельности. Снижается познавательная активность ребенка.

Отношение к себе у  ребенка зависит от того, как  складываются  его взаимоотношения  с родителями, и какое место занимает он в этих отношениях. Частое неоправданное захваливание, подчеркивание  мнимых или реальных достоинств ребенка, приводит к тому, что у него формируется завышенный уровень притязаний. Если родители с недоверием относятся к проявлению самостоятельности, к возможностям ребенка, категорически подавляют любое несогласие ребенка с их мнением, то это может привести к стойкому ощущению своей слабости, неполноценности.

    • Заниженная самооценка может привести к нарушению поведения ребенка. Проявления  негативной самооценки могут быть самые разные: от снижения работоспособности, до проявления агрессии. Негативная самооценка может привести к:
  • Развитию нерешительности, застенчивости. Ребенок может избегать ситуаций устного опроса на занятиях, не отвечать на вопрос, хотя знает ответ, может отказываться от ведущих ролей в играх. Такой ребенок часто использует фразы: «не знаю», «у меня не получится».
  • Эмоциональной неустойчивости (обидчивости). Малыш обижается при проигрыше в игре, болезненно реагирует на замечания, на повышенный тон голоса, недовольное выражение лица взрослого, часто плачет.
  • Страхам. Малыш боится новых людей, новых ситуаций, боится оставаться один, боится выступать на публике один, и т.п.
  • Тревожности. Общение у тревожных, неуверенных в себе детей становится избирательным, эмоционально-неровным. Затрудняются контакты с незнакомыми людьми. Нередко у таких детей отмечается двигательное возбуждение, непоследовательность в поступках. Характерна непереносимость ожидания, которая выражается нетерпением. Мышление в состоянии повышенной тревожности становится скованными бесконечными опасениями, сомнениями. Второстепенные детали заслоняют главное, а восприятие лишается целостности и непосредственности. Из-за нарастающей эмоциональной напряженности и боязни показаться смешным, сделать что-то не так, как ожидают, или требуют взрослые, уменьшается познавательная активность. Все новое, неизвестное воспринимается настороженно, с недоверием. Возникают трудности в общении со сверстниками и со взрослыми.
  • Конфликтности. Ребенок может сам провоцировать конфликт, отвечать конфликтно на конфликтные действия других.
  • Агрессивности. Ощущать себя «неумехой» или «плохим» ребенку очень трудно, поэтому он может вести себя достаточно агрессивно,  самоутверждаясь при этом. Ребенок может ломать игрушки, толкать сверстника, мимоходом ударить встречных, кусаться,  плеваться, щипать других, говорить обидные слова, когда не слышит взрослый и т.п. 

Данная коррекционно-развивающая программа по формированию адекватной самооценки детей дошкольного возраста была направлена на воспитание у детей уважения к себе и к окружающим, терпимого отношения к мнению собеседника или партнера по игре и занятиям. Основная идея опирается на тот факт, что когда человек уверен в себе и находится в "согласии с самим собой" - принимает себя - он принимает и понимает других, а это, в свою очередь, способствует развитию позитивной самооценки, снижению тревожности и благоприятному общению с окружающими. Это практический курс занятий по развитию у детей уверенности в себе, обретению позитивной самооценки и снижению уровня тревожности. Поскольку самооценка дошкольника в значительной степени зависит от оценки сверстников, курс рассчитан на развитие навыков общения и создания благоприятного микроклимата в группе.

Цель программы: формирование позитивной  самооценки у детей дошкольного возраста.

Для реализации поставленной цели мы ставим следующие задачи:

1. знакомить детей с особенностями и возможностями человеческого общения

2. развивать способности к произвольней психической саморегуляции и самоконтролю, возможности управлять своими эмоциями, действиями;

3. помочь детям приобрести навыки и умения, необходимые для адекватного поведения в обществе.

Среди причин, вызывающих заниженную самооценку и  детскую тревожность на первом месте – неправильное воспитание и неблагоприятные отношения с родителями, (особенно с мамой) и воспитателями, поэтому первостепенной задачей является просвещение и консультирование взрослых, оказывающих влияние на воспитание и развитие ребенка.

Параллельно с решением основных задач решаются задачи комплексного развития детей:

    • Развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;
    • Развитие внимания, восприятия, речи, воображения;
    • Развитие общей и мелкой моторики, координации движений;
    • Развитие игровых навыков, произвольного поведения.

Занятия по этой программе убеждают детей в том, что только они сами их собственные мысли, чувства, действия, способность оценить других, понять и выразить себя через общение, являются залогом успеха в жизни и возможности приобрести друзей.

Материал программы рассчитан на 25 занятий. Занятия проводятся один раз в неделю по 20-30 минут. Продолжительность зависит от возраста, качества внимания и поведения детей. Занятия проводятся с детьми 6-7 лет.

Основные методы, используемые при проведении занятий:

    • Наблюдения.
    • Рассматривание рисунков и фотографий.
    • Свободное и тематическое рисование.
  • Упражнения (подражательно-исполнительного и творческого характера).
    • Этюды на выражение отдельных качеств характера и эмоций.
    • Импровизации.
  • Игры: сюжетно-ролевые, словесные, подвижные, игры с правилами.
    • Сочинение историй.
    • Чтение художественных произведений.
    • Беседы.

В дошкольном возрасте внимание детей еще не устойчиво, дети отличаются большой подвижностью и впечатлительностью, поэтому нуждаются в частой смене заданий. Участие детей в той или иной игре должно быть добровольным. Их можно пытаться заинтересовать, увлечь, но ни в коем случае не заставлять.

Отсутствие каких-либо внешних атрибутов - одно из условий проведения игр. Все предметы и события игрового сюжета должны быть воображаемыми, т.е. обозначаться предметами обычного окружения. Например, путешествуя на необитаемый остров,  дети преодолевают препятствия: горы, реки (стулья, скамейки и т.п.).

Каждая встреча с детьми начинается с ритуала "встречи", которым является игра "Сигнал", где дети настраиваются на восприятие друг друга. Затем идут игры упражнения на внимание. Объекты внимания самые разнообразные: звуки, голоса, предметы, люди, эмоции и т.д. Например: "Что ты слышишь за окном; за дверью?"; "Угадай, кто подал голос?"; "Кто к тебе прикоснулся?"; "Кто самый веселый; шумливый; грустный?" и т.п.

Игры на внимание сменяются психогимнастикой, в ходе которой объединяется деятельность психических функций - мышления, эмоций, движений. Например: ребенок представляет, как он ест лимон или конфетку. Эти игровые упражнения доставляют ребенку массу удовольствия, включают в работу фантазию.

Затем идут игры по теме занятия, направленные на приобретение навыков общения, умение видеть и понимать себя, сверстников, и старших, на повышение самооценки и снятию тревожности.

Каждая игра может быть полифункциональна. Это означает, что применяя те или иные игры, можно решать самые разные задачи, причем одна и та же игра, для одного ребенка может быть средством повышения самооценки, для другого оказывать растормаживающий, тонизирующий эффект, для третьего - школой коллективного общения.

Информация о работе Формирование самооценки детей дошкольного возраста