Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2014 в 12:28, курсовая работа
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что эффективность коррекционно-развивающей программы по формированию адекватной самооценки детей дошкольного возраста обусловлена ее направленностью на развитие позитивной самооценки, снижение тревожности и благоприятное общение с окружающими.
Задачи исследования:
Дать характеристику и сущность понятия самооценка.
Проанализировать особенности самооценки старших дошкольников.
Разработать и апробировать опытно-экспериментальную работу по формированию адекватной самооценки детей дошкольного возраста.
Обосновать условия эффективности формирования адекватной самооценки детей дошкольного возраста.
Введение
3
Глава 1
Теоретические аспекты формирования самооценки в дошкольном возрасте
7
1.1 Сущность и содержание понятия «самооценка»
1.2 Особенности самооценки детей в дошкольном возрасте
11
Глава 2
Опытно-экспериментальная работа по формированию адекватной самооценки детей дошкольного возраста
32
2.1 Методы изучения самооценки у детей дошкольного возраста и анализ результатов исследования
2.2 Коррекционно-развивающая программа по формированию адекватной самооценки детей дошкольного возраста
39
2.3 Оценка эффективности проведенных мероприятий
53
Заключение
58
Список использованных источников
Для снятия эмоциональных и физических напряжений, в ходе каждой встречи проводится сеанс релаксации.
Заканчивается каждое занятие так же ритуалом прощания: дети сидят на полу по-турецки. Ведущий говорит, что каждый из присутствующих уникален, очень интересен, отмечает замечательные качества каждого ребенка. Затем благодарит всех детей за доставленную радость общения с ними.
Занятия по программе проводятся по 15 темам:
Темы и содержания занятий могут быть изменены либо проведение занятия по очередной теме может быть отложено. Это зависит от эмоционального состояния группы, пришедшей на занятие, качества внимания и поведения детей. Иногда полезнее выслушать и понять проблемы детей, возникшие до занятия или уже во время его. Быть понятым - очень важно для ребенка! Другие дети, слушая обсуждение происходящего, лучше начинают понимать, что произошло, и как они могут помочь, тем самым учатся приходить к пониманию людей, с которыми они должны иметь дело.
Учебно-тематический план с целями по каждой теме и содержанием занятий, методические разработки к занятиям представлены в приложении 1-3.
Ожидаемые результаты: Программа направлена на воспитание у детей уважения к себе и к окружающим, терпимого отношения к мнению собеседника или партнера по игре и занятиям. Основная идея опирается на тот факт, что когда человек уверен в себе и находится в "согласии с самим собой" - принимает себя - он принимает и понимает других, а это, в свою очередь, способствует развитию позитивной самооценки, снижению тревожности и благоприятному общению с окружающими. Программа "Согласие" помогает понять, что между мыслями, чувствами и поведением существует связь и, что эмоциональные переживания зависят, подчас, не от ситуации, вызвавшей эти переживания, а от того, как к этой ситуации относиться. После проведения занятий по данной программе предполагается, что самооценка у детей будет адекватной.
Рекомендации по формированию адекватной самооценки и правильных представлений о себе у детей старшего дошкольного возраста затрагивают вопросы оптимизации родительско-детских отношений, оптимизации отношений ребенка со сверстниками, расширения и обогащения индивидуального опыта ребенка, развития способности анализировать свои переживания и результаты своих действий и поступков. Оценочные воздействия взрослого влияют на становление самостоятельности и самооценки ребенка. Для достижения более адекватной самооценки родителям и педагогам необходимо знать, что доброжелательное отношение к ребенку, создание фона заботливости и внимания, обращения к нему по имени, похвала его действий, предоставление возможности проявить инициативу и поддержание ее способствуют формированию активности и адекватной самооценки.
Начали своё первое занятие с родителями лекцией на тему «Самооценка и её развитие». Далее были проиграны жизненные ситуации, отражающие детско-родительские отношения. Родители увидели себя «со стороны.
Первая половина второго занятия состояла из лекции о влиянии родительского отношения на самооценку ребёнка. Затем были предложены игры, проигрывание которых на занятии, а затем и дома с детьми, влекло за собой улучшение детско - родительских отношений, и, следовательно, становление адекватной самооценки у ребёнка. В заключении занятия были даны памятки - рекомендации родителям по оптимизации детско - родительских отношений.
Мы играли с детьми, используя жизненные ситуации и вне занятий. Дети приходили в группу с уже готовой ситуацией, которую проговаривали и решали на месте. Ребятишки с завышенной самооценкой уже играли и дружили с ребятишками с заниженной самооценкой.
Чтобы почувствовать себя в роли лидера, детям с неадекватной низкой самооценкой была предложена игра «Жмурки». С детьми мы играли в «Жмурки» с завязанными глазами. Когда «Жмуркой» бывали дети с низкой самооценкой, они важно выхаживали, ища убегающих, и звонко смеялись, когда ловили кого - нибудь. Главное, чтобы ребенок успешно справлялся с заданиями и учился достойно проигрывать.
Дети с завышенной самооценкой в ходе игр меняли своё поведение на адекватное. А ребятишки с низкой самооценкой были рады, что их заметили, и старались выполнять все замечания ведущего. Мы старались, чтобы дети с неадекватной завышенной самооценкой учились уступать товарищам по игре и по - доброму относиться к ним. А дети с неадекватной низкой самооценкой почувствовали себя нужными, важными и значимыми.
Таким образом, нами была разработана и апробирована коррекционно-развивающая программа по формированию адекватной самооценки детей дошкольного возраста. В ходе практической деятельности происходила реализация следующих задач: знакомить детей с особенностями и возможностями человеческого общения; развивать способности к произвольней психической саморегуляции и самоконтролю, возможности управлять своими эмоциями, действиями; помочь детям приобрести навыки и умения, необходимые для адекватного поведения в обществе. Материал программы рассчитан на 25 занятий. Занятия проводятся один раз в неделю по 20-30 минут. Основные методы, используемые при проведении занятий: наблюдения, рассматривание рисунков и фотографий, свободное и тематическое рисование, упражнения (подражательно-исполнительного и творческого характера), этюды на выражение отдельных качеств характера и эмоций, импровизации, игры: сюжетно-ролевые, словесные, подвижные, игры с правилами; сочинение историй; чтение художественных произведений, беседы.
2.3. Оценка эффективности
Цель контрольного этапа экспериментального исследования состояла в исследовании коррекционного воздействия на уровень самооценки у дошкольников.
Нами была проведена контрольная диагностика по методикам: методика «Лесенка» С.Л. Дембо-Рубинштейн; методика «Рисунок человека» (Карен Маховер). Количественный анализ позволил представить следующие результаты (см. приложение 3, таблицу 2).
Проведенная психологическая коррекция позволила повлиять на уровень самооценки (его адекватность) у дошкольников. Так 31% дошкольников имеют неадекватно заниженную самооценку. 13% дошкольников имеют неадекватно завышенную самооценку (см. рис. 2).
Рисунок 2 - Показатели самооценки старших дошкольников из ЭГ и КГ (Контрольный этап)
У
всех детей произошли позитивные
изменения в развитии
1. Уровень адекватной самооценки повысился на 36%.
2. В рисунках детей преобладают позитивные цвета и тематика; нет или присутствует незначительное количество признаков заниженной самооценки и тревожности.
3. Судя по высказываниям воспитателей и родителей, дети стали более самостоятельными, уверенными в себе, повысилась их познавательная активность Они свободнее выражают свои эмоциональные состояния, делятся своими личными проблемами, переживаниями потребностями Значительно улучшились их коммуникативные навыки.
4. Уменьшилось количество конфликтных ситуаций в группе.
Качественный и количественный анализ результатов тестирования на контрольном этапе подтверждается статистической обработкой результатов (см. приложение 5).
Таким образом, у детей произошли позитивные изменения в развитии эмоциональной сферы и сферы общения. Уровень адекватной самооценки повысился на 36%. Поставленная гипотеза была подтверждена методами качественного, количественного и статистического анализа. Эффективность коррекционно-развивающей программы по формированию адекватной самооценки детей дошкольного возраста обусловлена ее направленностью на развитие позитивной самооценки, снижение тревожности и благоприятное общение с окружающими.
Заключение
Роль самооценки в формировании личности, приобретении ею социального опыта и нахождении своего места в системе общественных отношений анализировалась в целом ряде исследований. Была обнаружена связь характера самооценки с различными видами общения и деятельности детей, указаны тенденции ее развития. Результаты исследований (Л.И. Божович, М.И. Боришевский, М.Л. Гомелаури, А.А. Ершов, Л.М. Запрягалова, Я.С. Коломинский, А.П.Копылова, А.И. Липкина, Л.Г. Подоляк, Б.И. Савонько) позволяют констатировать, что самооценка, являясь неотъемлемым компонентом потребностно – мотивационной сферы личности, приобретает с возрастом ребенка все большее значение в качестве регулятивного фактора.
Экспериментальное исследование было посвящено изучению проблемы формирования самооценки детей дошкольного возраста в теоретическом и практическом аспектах.
По итогам экспериментального исследования были реализованы поставленные задачи в полном объеме:
Проведено теоретическое изучение проблемы формирования самооценки детей дошкольного возраста;
Проведена диагностика уровня самооценки старших дошкольников.
Разработана и апробирована коррекционно-развивающая программа по формированию адекватной самооценки детей дошкольного возраста.
Проведена оценка эффективности проведенных мероприятий.
На этапе констатирующего эксперимента нами были обследованы 16 детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет). Нами были подобраны и использованы диагностические методики: методика «Лесенка» С.Л. Дембо-Рубинштейн; методика «Рисунок человека» (Карен Маховер).
Проведенное диагностическое обследование позволило выявить особенности проявления самооценки, которые различаются у детей с заниженной, адекватной и высокой самооценкой. В обследованной группе преобладает число детей с заниженной самооценкой. Полученные данные свидетельствую о необходимости проведения коррекционно-развивающей работы по формированию адекватной самооценки детей дошкольного возраста.
Нами была разработана и апробирована коррекционно-развивающая программа по формированию адекватной самооценки детей дошкольного возраста. В ходе практической деятельности происходила реализация следующих задач: знакомить детей с особенностями и возможностями человеческого общения; развивать способности к произвольней психической саморегуляции и самоконтролю, возможности управлять своими эмоциями, действиями; помочь детям приобрести навыки и умения, необходимые для адекватного поведения в обществе. Материал программы рассчитан на 25 занятий. Занятия проводятся один раз в неделю по 20-30 минут. Основные методы, используемые при проведении занятий: наблюдения, рассматривание рисунков и фотографий, свободное и тематическое рисование, упражнения (подражательно-исполнительного и творческого характера), этюды на выражение отдельных качеств характера и эмоций, импровизации, игры: сюжетно-ролевые, словесные, подвижные, игры с правилами; сочинение историй; чтение художественных произведений, беседы.
Нами была проведена контрольная диагностика по методикам: методика «Лесенка» С.Л. Дембо-Рубинштейн; методика «Нарисуй себя» А.М. Прихожан, З. Василяускайте. У всех детей произошли позитивные изменения в развитии эмоциональной сферы и сферы общения. Уровень адекватной самооценки повысился на 36%.
Поставленная гипотеза была подтверждена методами качественного, количественного и статистического анализа. Эффективность коррекционно-развивающей программы по формированию адекватной самооценки детей дошкольного возраста обусловлена ее направленностью на развитие позитивной самооценки, снижение тревожности и благоприятное общение с окружающими.
Рекомендации по формированию адекватной самооценки и правильных представлений о себе у детей старшего дошкольного возраста затрагивают вопросы оптимизации родительско-детских отношений, оптимизации отношений ребенка со сверстниками, расширения и обогащения индивидуального опыта ребенка, развития способности анализировать свои переживания и результаты своих действий и поступков. Оценочные воздействия взрослого влияют на становление самостоятельности и самооценки ребенка. Для достижения более адекватной самооценки родителям и педагогам необходимо знать, что доброжелательное отношение к ребенку, создание фона заботливости и внимания, обращения к нему по имени, похвала его действий, предоставление возможности проявить инициативу и поддержание ее способствуют формированию активности и адекватной самооценки.
Список использованных источников
Абраменкова, В. В. Социальная психология детства в контексте развития отношений ребенка в мире / В. В. Абраменкова // Вопросы психологии. – 2002. – №1. – С. 3–6.
Абрамова, Г.С. Возрастная психология : учебник для студентов вузов / Абрамова Г.С. - М.: Педагогика, 1992. – 259 с.
Авдеева, Н. Коррекция нарушения образа себя в дошкольном возрасте: Коррекционно-педагогические проблемы дошкольного образования / Авдеева Н. // Дошкольное воспитание. – 2003. - №3. – С. 47.
Авдеева, Н. Роль матери и отца в развитии ребенка: Советы психолога / Авдеева Н. // Дошкольное воспитание. – 2005. - №3. – С. 101-106.
Авдеева, Н.Н. Развитие представлений о самом себе у ребенка от рождения до 7 лет / Авдеева Н.Н., Силвестру А.И., Смирнова Е.О. // Воспитание, обучение и психологическое развитие. - М.: АСТ-пресс, 1997. – 214 с.
Авдеева, Н.Н. Привязанность ребенка к матери и образ себя в раннем детстве / Авдеева Н.Н. // Вопросы психологии. – 1997. - № 4. – С. 3.
Авдулова, Т.П. Особенности самооценки и склонность к конформизму у дошкольников [Электронный ресурс] / Авдулова Т.П., Кузнецова О.В. // Психологические исследования: электрон. науч. журн. - 2008. №1. URL: http://psystudy.ru
Азаров, Ю.П. Педагогика семейных отношений / Ю.П. Азаров – М.: Педагогика, 1997. – 312 с.
Алексеева, Е.А. Психологическая помощь детям дошкольного возраста при дисгармонии в семейных отношениях / Е.А. Алексеева // Дошкольная педагогика. - 2005. -№3. – С. 57-60.
Информация о работе Формирование самооценки детей дошкольного возраста