Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 14:53, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение процесса формирования самостоятельности дошкольников в процессе их деятельности и условий их успешной реализации.
Говоря о формировании у дошкольников самостоятельности, необходимо решить три тесно связанные между собой задачи.
Первая из них заключается в том, чтобы развить у детей самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение;
вторая — в том, чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности;
третья – определить различные виды игр в развитии самостоятельности у детей дошкольного возраста.
Введение
Глава 1. Теоретические основы и проблемы формирования самостоятельности дошкольников
1.1 Понятие «самостоятельность». Содержание и факторы, влияющие на развитие самостоятельности
1.2 Психолого-педагогические аспекты формирования самостоятельности
Глава 2. Самостоятельная деятельность, как высший тип деятельности дошкольника
2.1 Самостоятельная деятельность дошкольника в обучении: анализ различных подходов. Структура самостоятельной деятельности ребенка
2.2 Понятие “самостоятельная” деятельность и её функции
Глава 3. Игровая деятельность дошкольника как средство формирования самостоятельности
3.1 Игра как средство обучения самостоятельности
3.2 Общая характеристика учебной и игровой деятельности дошкольника при формировании самостоятельности
Заключение
Список использованной литературы
Формирование у дошкольников самостоятельности
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы и проблемы формирования самостоятельности дошкольников
1.1 Понятие «самостоятельность».
Содержание и факторы,
1.2 Психолого-педагогические
аспекты формирования
Глава 2. Самостоятельная деятельность, как высший тип деятельности дошкольника
2.1 Самостоятельная деятельность дошкольника в обучении: анализ различных подходов. Структура самостоятельной деятельности ребенка
2.2 Понятие “самостоятельная” деятельность и её функции
Глава 3. Игровая деятельность дошкольника как средство формирования самостоятельности
3.1 Игра как средство обучения самостоятельности
3.2 Общая характеристика
учебной и игровой
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Целью данной курсовой работы является изучение процесса формирования самостоятельности дошкольников в процессе их деятельности и условий их успешной реализации. Для рассмотрения данной цели мы прибегли к анализу различных направлений в исследовании природы самостоятельности дошкольников, ознакомились с множеством определений и выяснили какие функции выполняет самостоятельная познавательная деятельность детей и почему она так необходима для формирования зрелой личности.
Говоря о формировании у дошкольников самостоятельности, необходимо решить три тесно связанные между собой задачи.
Первая из них заключается в том, чтобы развить у детей самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение;
вторая — в том, чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности;
третья – определить различные виды игр в развитии самостоятельности у детей дошкольного возраста.
Ребенок не может еще самостоятельно ставить цель своей деятельности, не в силах еще планировать свои действия, корректировать их осуществление, соотносить полученный результат с поставленной целью. В процессе воспитания м с ячс он должен достичь определенного достаточно высокого уровня самостоятельности, открывающего возможность справиться с разными заданиями, добывать новое.
Объектом изучения является самостоятельная деятельность дошкольника, а предметом – условия ее реализации, т.е. игра, процесс взаимодействия как средства развития самостоятельности детей.
Актуальность этой проблемы бесспорна, т.к. знания, умения, убеждения, духовность нельзя передать от воспитателя к ребенку, прибегая только к словам. Этот процесс включает в себя знакомство, восприятие, самостоятельную переработку, осознание и принятие этих умений и понятий. И, пожалуй, главной функцией самостоятельной работы является формирование высококультурной личности, так, как только в самостоятельной интеллектуальной и духовной деятельности развивается человек.
Разработанность темы. Интерес к изучаемой нами проблеме обусловливается, в настоящее время, гуманистическими задачами более полного раскрытия индивидуальности развивающейся личности, ее творческих потенций. Жизнь во всех ее проявлениях становится все многообразнее и сложнее, от человека требуются не шаблонные, привычные действия, а творческий подход к решению больших и малых задач, способность самостоятельно ставить и решать новые проблемы.
Задачу формирования активной, самостоятельной, творческой личности необходимо решать уже в работе с дошкольниками. Исследования психологов доказывают, что в этот период открываются благоприятные возможности для формирования основ самостоятельности, творчества (А.В. Запорожец, А.Г. Ковалев, А.Н. Леонтьев, А.А. Люблинская, С.Л. Рубинштейн).
Своевременное развитие самостоятельности
расширяет возможности
Изучение проблемы самостоятельности,
в настоящее время, ведется в
различных аспектах. Исследуются: сущность
самостоятельности, ее природа (Г.А. Балл,
П.И. Пидкасистый, А.Г. Хрипкова); структура
и соотношение компонентов
Совокупный анализ исследований
по данной проблеме позволяет выделить
ряд ступеней в становлении
Первые проявления самостоятельности усматриваются педагогами и психологами (Н.М. Аксарина, Б.Г. Ананьев, Р.С. Буре, Е.Н. Герасимо-ва, СМ. Кривина, М.И. Лисина и др.) в младшем дошкольном возрасте, который по определению А.Н. Леонтьева является периодом «первоначального фактического складывания личности''.
Дальнейшее развитие самостоятельности в дошкольном возрасте связано с освоением ребенком разных видов деятельности - (игровой, трудовой, учебной), в которых он приобретает возможность проявлять свою субъектную позицию.
Самостоятельность детей разворачивается от самостоятельности репродуктивного характера к самостоятельности с элементами творчества при неуклонном повышении роли детского сознания, самоконтроля и самооценки в осуществлении деятельности.
Каждая деятельность оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности. Так, игра способствует развитию активности и инициативы (С.А. Марутян, Н.Я. Михайленко, Д.Б. Эльконин), в трудовой деятельности заложены благоприятные возможности для формирования целенаправленности и осознанности действий, настойчивости в достижении результата (М.В. Крулехт, В.И. Логинова, Д.В. Сергеева), в продуктивных видах деятельности формируются независимость ребенка от взрослого, стремление к поиску адекватных средств самовыражения.
Глава 1. Теоретические основы и проблемы формирования самостоятельности дошкольников
Самостоятельность определяется как одно из свойств личности, которое характеризуется двумя факторами:
Если, например, у человека
обнаруживается побуждение к действию
при постоянной задаче, он обладает
для самостоятельности
Самостоятельность – не абстракционная характеристика личности вообще, а характеристика соотношения с личностью. Многие педагоги понимают под самостоятельностью:
По мнению знаменитого доктора филологических наук, профессора С.И. Ожегова самостоятельность – это человек:
Леонтьев А.Н. понимает обобщенный компонент отношения личности к выполнению своих обязанностей, к процессу деятельности, ее результату, направленный на независимость, автономию.[18, 132.]
Авторы программы «Истоки» под самостоятельностью понимают своеобразную форму активности, отражающую уровень развития ребенка, обеспечивающую инициативную постановку и решение разного рода задач, которые возникают в жизни и деятельности. [21, 63]
Токаева Т.Э., Полтавцева Н.В.
– приготовиться, выполнить, оценить
результат, установить связь «цель-результат»
– вот их основные факторы, определяющие
самостоятельность. Самостоятельность
– постоянно развивающееся
На этот вопрос мы можем ответить исходя из работ Кенеман А.В., Лесковой Г.П., Полтавцевой Н.В. и др., которые занимались изучением проблемы физического воспитания дошкольников. Ими были выделены показатели самостоятельности и ее содержание.
Мотив
побуждает ребенка к
Также на самостоятельность
влияет интеллект ребенка, эмоциональное
состояние, физиологические и
Ознакомившись со многими определениями понятия «самостоятельность» я пришла к выводу:
Самостоятельность – способность личности планировать, осуществлять контроль над своей деятельностью на основе имеющихся знаний автономно.
П.Ф. Лесгафт: «Вообще ребенку
доставляется большое удовольствие,
если он сам заметил и выяснил
себе какое-то явление, и если его
рассуждение оказалось
1.2 Психолого-педагогические
аспекты формирования
В исследованиях Гуськовой Т., Ермак Н. говорится о том, самостоятельность – это качество, преломляемое поведение на разных этапах жизни ребенка: в 2-3 года стремление к самостоятельности; к четырем годам затухание этого стремления. Поэтому необходимо постоянно заниматься с ребенком, чтобы развитие самостоятельности полностью не затухло.[6,12]
Такие известные психологи как Леонтьев А.С., Божович Л.И., Рубинштейн С.А. объясняют это тем, что на пороге дошкольного возраста ребенок переживает «кризис трех лет». Отделение себя от других людей, сознание собственных возможностей через чувство овладения телом, ощущение себя источником воли приводят к появлению нового типа отношения ребенка с взрослым. Он начинает себя сравнивать с взрослым и хочет пользоваться теми же правами, что и взрослые: выполнять такие же действия, быть таким же независимым и самостоятельным. Желание быть самостоятельным выражается не только в предлагаемых взрослым формах, но и в упорном стремлении поступить так, а не иначе. Ребенок чувствует себя источником своей воли. Ощущение себя источником воли – важный момент в развитии самопостижения. [2,18]
Когда ребенок начинает чувствовать
себя способным действовать
Общение взрослого с ребенком
дает ему возможность начать осознавать
себя как отдельного человека. Потребность
ребенка действовать
Резкое возрастание самостоятельности иногда становится причиной конфликта взрослого и ребенка. К сожалению, взрослые не всегда учитывает потребность ребенка освободиться от опеки, и пересекают каждую кажущуюся им активность.
Поэтому основой и необходимым условием для формирования самостоятельности является правильная организация сферы детского сада; исключительно важна атмосфера доверия, дружелюбия, выдержанность и т.д.
Стремление к
В психологии считается, что степень развития самостоятельности определяется возможностью перехода к более сложной деятельности.
Дошкольный возраст является прямым продолжением раннего возраста в плане общей сензитивности. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками. Ребенок стремится к реализации своего «я», стремясь подтвердить свою самостоятельность. У ребенка формируются основы ответственного отношения к результатам своих действий.
Информация о работе Формирование самостоятельности дошкольников