Формирование самостоятельности дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 14:53, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение процесса формирования самостоятельности дошкольников в процессе их деятельности и условий их успешной реализации.
Говоря о формировании у дошкольников самостоятельности, необходимо решить три тесно связанные между собой задачи.
Первая из них заключается в том, чтобы развить у детей самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение;
вторая — в том, чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности;
третья – определить различные виды игр в развитии самостоятельности у детей дошкольного возраста.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы и проблемы формирования самостоятельности дошкольников
1.1 Понятие «самостоятельность». Содержание и факторы, влияющие на развитие самостоятельности
1.2 Психолого-педагогические аспекты формирования самостоятельности
Глава 2. Самостоятельная деятельность, как высший тип деятельности дошкольника
2.1 Самостоятельная деятельность дошкольника в обучении: анализ различных подходов. Структура самостоятельной деятельности ребенка
2.2 Понятие “самостоятельная” деятельность и её функции
Глава 3. Игровая деятельность дошкольника как средство формирования самостоятельности
3.1 Игра как средство обучения самостоятельности
3.2 Общая характеристика учебной и игровой деятельности дошкольника при формировании самостоятельности
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 4.docx

— 57.36 Кб (Скачать файл)

Вопрос о природе и  сущности игры волновал и до сих  пор продолжает привлекать внимание многих исследователей, таких как: Гальперин  П.Я., В.Л.Данилова, Запорожец А.В., Эльконин Д.Б..

Разные подходы к детской  игре отражены во многих работах. Среди  этих подходов можно выделить объяснение природы сущности детской игры, как  формы общения (Лисина М.И.), либо как  формы деятельности, в том числе  усвоения деятельности взрослых (Эльконин Д.Б.), либо как проявление и условие  умственного развития (Пиаже Ж.).

Каждый из этих подходов, выделяя какую-то сторону игры, в  конечном счете, оказывается недостаточным  для объяснения сущности, специфики  детской игры в целом.

Несмотря на то, что игровая  деятельность является ведущей в  дошкольном возрасте, значимость ее не снижается и в последствии. Л.С. Выготский отмечал, что в дошкольном возрасте игра и занятия, игра и труд образуют два основных русла, по которым протекает деятельность дошкольников. Выготский Л.С. видел в игре неиссякаемый источник развития личности, сферу определяющую «зону ближайшего развития».

Отсюда - сущность проблемы заключается во влиянии  игры на развитие самостоятельности  детей, творческих способностей, личностных качеств. Игра создает положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Использование игровых приемов и методов, их последовательность и взаимосвязь будут способствовать в решении данной проблемы.

Актуальность поднятой проблемы вызвана потребностью психологов, педагогов, родителей в совершенствующихся методах психолого-педагогического  воздействия на формирующуюся личность ребенка с целью развития самостоятельности  детей, интеллектуальных, коммуникативных  и творческих способностей.

Игра не возникает  стихийно, а складывается в процессе воспитания. Являясь мощным стимулом развития ребенка, она сама формируется под воздействием взрослых. В процессе взаимодействия ребенка с предметным миром, обязательно при участии взрослого, не сразу, а на определенном этапе развития этого взаимодействия и возникает подлинно человеческая детская игра.  

Игра в любую историческую эпоху привлекала к себе внимание педагогов. В ней заключена реальная возможность, воспитывать и обучать  ребенка в радости Ж.Ж. Руссо, И.Г.Песталоцци пытались развить способности детей  в соответствии с законами природы  и на основе деятельности, стремление которой присуще всем детям. Центром  педагогической системы Ф.Фребеля  является теория игры. [16,90]

По Фребелю, детская игра – «зеркало жизни» и «свободное проявление внутреннего мира. Игра – мостик от внутреннего мира к  природе». Природа представлялась Фребелю  в виде единой и многообразной  сферы.

Д. Ушинский склонялся к  пониманию необъятных творческих возможностей человека. Он отделял учение от игры и считал его непременной обязанностью дошкольника. «Учение, основанное только на интересе, не дает окрепнуть самообладанию  и воле ребенка, так как не все  в учении интересно и придет многое, что надобно будет взять силой  воли». Однако, соглашаясь с необходимостью волевых усилий при обучении, не будем снижать и значение игры и интереса.

Значение игры в развитии и воспитании личности уникально, так  как игра позволяет каждому ребенку  ощутить себя субъектом, проявить и  развить свою личность. Есть основание  говорить о влиянии игры на жизненное  самоопределение школьников, на становление  коммуникативной неповторимости личности, эмоциональной стабильности, способности  включаться в повышенный ролевой  динамизм современного общества.

Игра всегда выступает  как бы в двух временных измерениях: в настоящем и будущем. С одной стороны, она предоставляет личности сиюминутную радость, служит удовлетворению актуальных потребностей. С другой стороны, игра направлена в будущее, так как в ней либо прогнозируются или моделируются жизненные ситуации, либо закрепляются свойства, качества, умения, способности, необходимые личности для выполнения социальных, профессиональных, творческих функций. В.Л.Сухомлинский писал: «Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребенка…  Для него игра – это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без них нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В.Л. Сухомлинский так же отмечал, что «…духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества». [11,152]

Между тем, игра с годами занимает все менее значимое место  в жизни коллективов, где преобладают  дети дошкольного возраста. Одна из причин тому – недостаточное внимание к разработке теории игры дошкольников. Ярчайший образец игровой позиции  педагога представляет нам деятельность А.М. Макаренко. Он писал: «Одним из важнейших  путей воспитания я считаю игру. В жизни детского коллектива серьезная  ответственная и деловая игра должна занимать большое место. И  вы, педагоги, обязаны уметь играть».

Можно сказать, что  игра – это метод познания действительности. Он направляется внутренними силами и позволяет ребенку в короткие сроки овладеть первоначальными, но весьма обширными основами человеческой культуры. Возможно, игра прельщает ребенка своим непостижимым многообразием ситуаций, требующих от него активного проявления индивидуальности, сообразительности, находчивости, творчества, самостоятельности. Советский писатель Василий Белов в своей книге “Лад” высказал мысль: “Каждый ребенок хочет играть, то есть жить творчески”. [7,48]

При изучении развития детей, видно, что в игре эффективнее, чем  в других видах деятельности, развиваются  все психические процессы. Обусловленные  игрой изменения в психике  ребенка настолько существенны, что в психологии (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Запорожец и др.) утвердился взгляд на игру как на ведущую  деятельность в дошкольный период, а также не исчезающую деятельность в младший школьный период.

А.Н.Леонтьев отмечал, что  в игре развиваются новые, прогрессивные  образования и возникает мощный познавательный мотив, являющийся основой  возникновения стимула к учебе.

Л.С.Выготский, рассматривая роль игры в психическом развитии ребенка, отмечал, что в связи  с переходом в школу игра не только не исчезает, но наоборот, она  пропитывает собою всю деятельность ученика. “ В школьном возрасте, - отмечал он - игра не умирает, а проникает  в отношении действительности. Она  имеет свое внутреннее продолжение  в школьном обучении и труде…”.

3.2 Общая характеристика  учебной и игровой деятельности  дошкольника при формировании  самостоятельности 

Каждый период жизни и развития ребенка характеризуется  определенным ведущим видом деятельности. В отечественной психологии под ведущей деятельностью понимается та, в процессе которой происходят качественные изменения в психике детей, происходит формирование основных психических процессов и свойств личности, появляются психические новообразования, характерные именно для данного конкретного возраста.

Так, в период младенчества (до 1 года), ведущим видом деятельности является непосредственно – эмоциональное  общение. В раннем детстве (от 1 года до 3 лет) – предметная деятельность, в дошкольном – игра, в младшем  школьном возрасте – учеба, в подростковом – общение со сверстниками.

Сущность игры как ведущего вида деятельности дошкольника заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности.

Психологические свойства, которые выступают у ребенка  в последние годы дошкольного  детства, до прихода в школу, за первые четыре года школьного обучения получают развитие, закрепляются, и к началу подросткового возраста многие важные черты личности уже сформированы. Индивидуальность ребенка к этому  возрасту проявляется также и  в познавательных процессах. Происходит значительное расширение и углубление знаний, совершенствуются умения и  навыки ребенка.

Этот процесс прогрессирует  и к III – IV классам приводит к тому, что у большинства детей обнаруживаются как общие, так и специальные  способности к различным видам  деятельности.

Общие способности проявляются  в скорости приобретения ребенком новых  знаний, умений и навыков, а специальные  – в глубине изучения отдельных  школьных предметов, в специальных  видах трудовой деятельности и в  общении.

Дальнейшее развитие способностей к концу дошкольного возраста порождает значительное увеличение индивидуальных различий между детьми, что сказывается на их успехах  в обучении, труде и является одним  из оснований для принятия психолого-педагогически  обоснованных решений относительно дифференцированного обучения детей  с различными способностями.

В работе с детьми, обнаружившими  наиболее развитые способности, начиная  с этого возраста, могут применяться  методы обучения, характерные для  взрослых, так как познавательные процессы одаренных детей, их восприятие, внимание, мышление, память и речь.

Особое значение для развития в этом возрасте имеет стимулирование и максимальное использование мотивации  достижения успехов в учебной, трудовой, игровой деятельности детей. Усиление такой мотивации, для дальнейшего развития которой дошкольный возраст представляет особенно благоприятным временем жизни, приносит двоякую пользу: во-первых, у ребенка закрепляется жизненно весьма полезная и достаточно устойчивая личностная черта – мотив достижения успеха, доминирующий над мотивом избегания неудачи: во-вторых, это приводит к ускоренному развитию разнообразных других способностей ребенка. [7,54]

В дошкольном возрасте открываются  новые возможности для стимулирования психического развития ребенка через  регуляцию его отношений с  окружающими людьми, особенно с учителями  и родителями, к воздействиям которых в этом возрасте ребенок еще достаточно открыт. Это позволяет взрослым развивать и использовать в воспитании социальные мотивы ребенка для оказания на него положительного воздействия.

Речь идет о таких мотивах, как признание, одобрение со стороны  значимых взрослых людей, стремление получать высокую оценку своих действий и  ряде других.

К концу дошкольного возраста, повышенное значение для детей приобретают  отношения со сверстниками. Здесь  открываются дополнительные возможности  для активного использования  этих отношений в учебно-воспитательных целях, в частности для стимулирования психического развития ребенка через  публичное одобрение в присутствии  товарищей его поступков и  достижений, через соревнование со сверстниками, через многие другие действия и ситуации, затрагивающие  социальный престиж ребенка.

Трудолюбие и самостоятельность, развитая способность к саморегуляции  создают благоприятные возможности  для развития детей дошкольного  возраста и вне непосредственного  общения с взрослыми или сверстниками. Речь, в частности, идет о способности  детей этого возраста часами в  одиночку заниматься любимым делом.

В этом возрасте важно обеспечить ребенка различными дидактическими развивающими играми.

Игра и учеба – две  разные деятельности, между ними имеются  качественные различия. Справедливо  замечено еще Н.К.Крупской, что «школа отводит слишком мало места игре, сразу навязывая ребенку подход к любой деятельности методами взрослого  человека. Она недооценивает организационную  роль игры.

Переход от игры к серьезным  занятиям слишком резок, между свободной  игрой и регламентированными  школьными занятиями получается ничем не заполненный разрыв. Тут  нужны переходные формы».

В качестве таковых и выступают  дидактические игры. “ Игра должна быть организована так, чтобы в ней  предчувствовался будущий урок”.

Задача воспитателя –  сделать плавным, адекватным переход  детей от игровой деятельности –  к учебной. Решающую роль в этом имеют  дидактические игры.

 

Заключение 

В наше время в общественном сознании уже обозначился обобщённый образ человека, отвечающего требованиям  двадцать первого века. Это физически  здоровый, образованный творческий человек, способный к целеосмысленному общественному  труду, строительству собственной  жизни, сферы обитания и общения, сообразно с основопологающими  моральными принципами.

Поэтому проблема воспитания самостоятельности в детском  саду на современном этапе жизни  общества приобретает особую актуальность и значимость.

Первые проявления самостоятельности в детской  деятельности усматриваются еще  в дошкольном возрасте. Каждый здоровый ребенок стремится в пределах своих еще небольших возможностей к некоторой независимости от взрослых в повседневной практической жизни. Фундамент самостоятельности закладывается на границе раннего и дошкольного возраста, дальнейшее развитие самостоятельности как личностного качества в период дошкольного детства связано с развитием основных видов деятельности: игры, бытового труда, конструирования, художественной и учебной деятельности.

Каждый вид детской  деятельности оказывает своеобразное влияние на развитие активности и  инициативы, поиск адекватных способов самовыражения в деятельности, освоение способов самоконтроля, на воспитание волевого аспекта самостоятельности  и т.д.

В практике дошкольного  воспитания проблеме самостоятельности  дошкольника в бытовом труде  уделено особое место. Самостоятельность воспитывается при выполнении детьми обязанностей по обслуживанию себя и близких людей; уровень самостоятельности связан с освоением социального опыта трудовой деятельности, возможностью проявления ребенком в труде субъектной позиции. Самостоятельность детей разворачивается от самостоятельности репродуктивного характера к самостоятельности с элементами творчества, при неуклонном повышении роли детского сознания, самоконтроля и самооценки в осуществлении деятельности.

Информация о работе Формирование самостоятельности дошкольников