Формирование самостоятельности дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 14:53, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение процесса формирования самостоятельности дошкольников в процессе их деятельности и условий их успешной реализации.
Говоря о формировании у дошкольников самостоятельности, необходимо решить три тесно связанные между собой задачи.
Первая из них заключается в том, чтобы развить у детей самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение;
вторая — в том, чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности;
третья – определить различные виды игр в развитии самостоятельности у детей дошкольного возраста.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы и проблемы формирования самостоятельности дошкольников
1.1 Понятие «самостоятельность». Содержание и факторы, влияющие на развитие самостоятельности
1.2 Психолого-педагогические аспекты формирования самостоятельности
Глава 2. Самостоятельная деятельность, как высший тип деятельности дошкольника
2.1 Самостоятельная деятельность дошкольника в обучении: анализ различных подходов. Структура самостоятельной деятельности ребенка
2.2 Понятие “самостоятельная” деятельность и её функции
Глава 3. Игровая деятельность дошкольника как средство формирования самостоятельности
3.1 Игра как средство обучения самостоятельности
3.2 Общая характеристика учебной и игровой деятельности дошкольника при формировании самостоятельности
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 4.docx

— 57.36 Кб (Скачать файл)

Формирование  самостоятельности, по мнению Выготского Л.С., во многом зависит от уровня сформированности памяти, мышления, развития внимания, речи и т.д. благодаря этому ребенок умеет подчинять свои действия той или иной задаче, добиваться цели, преодолевая возникшие трудности. [17,23]

Нас долгое время бытовало мнение, что ребенок еще не личность. В нем отмечалось лишь то, что  отличало его от взрослого. Получалось, что маленький ребенок - это существо неполноценное, которое не может  самостоятельно мыслить, действовать, иметь желания, не совпадающие с  желаниями взрослых.

На что похожа самостоятельность?

Чем старше становился ребенок, тем меньше в нем находили `несовершенств`, но сути дела это не меняло. И только в последнее время у нас  утвердился `позитивистский` подход к  развитию ребенка: за ним наконец-то признали право быть личностью. А  самостоятельность - верная спутница личностного  развития.

Что же такое самостоятельность? Казалось бы, ответ лежит на поверхности, но все мы немного по-разному его  понимаем.

Наиболее типичные ответы:

- `это действие, которое  человек осуществляет сам, без  подсказки и помощи окружающих`;

- способность рассчитывать  только на свои силы`;

- `независимость от мнений  окружающих, свобода выражения своих  чувств, творчество`;

- `умение распоряжаться  собой, своим временем и своей  жизнью вообще`;

- `умение ставить перед  собой такие задачи, которые до  тебя никто не ставил, и решать  их самому`.

Трудно возразить против этих определений. Они точно указывают  на самостоятельность человека и, по большому счету, зрелость его личности. Но как применить эти оценки к  малышу, скажем, 2-3 лет? Практически  ни одна из них не может быть использована без существенных оговорок. Значит ли это, что правы были те психологи, которые утверждали, что полная самостоятельность  малышам недоступна и посему о  личности ребенка говорить преждевременно? И да, и нет.

Самостоятельность ребенка, конечно, относительна, но она  зарождается в раннем детстве. Распознать ее у ребенка очень сложно: мы оперируем критериями `зрелой` самостоятельности, а у него она выражена неявно, часто мимикрирсует под другие качества или обнаруживается только частично. [26,116]

Угадать ее проявления, помочь первым росткам окрепнуть и развиться - непростая задача. Как переоценка, так и недооценка зарождающейся  детской самостоятельности весьма небезразличны для развивающейся  личности ребенка и чреваты одним  и тем же результатом - беспомощностью наших детей перед лицом жизненных  проблем, а то и грубыми задержками в развитии.

Самостоятельность не означает полной свободы действия и поступков, она всегда заключена в жесткие рамки принятых в обществе норм. Поэтому она - не любое действие в одиночку, а только осмысленное и социально приемлемое. Трудно назвать самостоятельными однообразные, хаотические или бесцельные действия детей с психическими проблемами, хотя они и кажутся таковыми, хотя такие малыши играют в одиночку, не донимают взрослых и не интересуются тем, какое впечатление производят на окружающих.

Детям от 2-х до 3-х лет  свойственна некоторая `асоциальность`, но она связана с отсутствием  жизненного опыта и знаний `нормативности` действий. Маленькие шкоды, они-то и  берутся за такие действия только для того, чтобы обрадовать маму новыми успехами. Не удивляйтесь, если обнаружите припасенную к приходу  гостей красную рыбу в кошачьей миске: пока вы говорили по телефону, малыш  решил покормить кошку. Не ругайте  его. Лучше восхититесь его самостоятельностью и покажите, чем он может покормить  кошку в следующий раз. Со временем ребенок усвоит главное - самостоятельность должна завершаться таким результатом, который устроит всех. Этот `всеобщий результат` или `всеобщий эффект` - непременное условие становления подлинной самостоятельности. Возникает же она чаще всего в интервале от 2-х до 3,5 лет, когда складываются три ее составные части. Они проявляются постепенно и преимущественно в сфере предметной активности ребенка - это последовательное овладение тремя уровнями целостной предметной деятельности. [8,94]

До  определенного момента все действия детей примитивны: мячик катают, веником машут, в коробку что-нибудь кладут. Эти подражательные операции называют действиями `в логике предмета`. Ребенок не особенно задумывается, зачем он машет веником, - он просто воспроизводит знакомое действие, не догадываясь, что в нем есть особый смысл: после его завершения должен быть определенный результат - чистый пол. Вот когда ребенок поставит своею целью сделать чисто в квартире и ради этого возьмется за веник, тогда можно считать, что он сделал первый шаг к самостоятельности, действовал `в логике цели`.

Целеустремленность у  ребенка проявляется в безудержных  инициативах: стирать белье, как  мама, или забивать гвозди, как папа. Но на первых порах нет ни умения, ни настойчивости, и чтобы инициатива не пропала, надо помочь. А родители, к сожалению, неохотно поддерживают `приступы` детской самостоятельности: они и обременительны, и небезопасны. Но и резко пресечь или часто  переключать внимание ребенка на более разумные, по мнению взрослых, деяния тоже нельзя: это затормозит развитие зарождающейся детской  самостоятельности и отбросит малыша назад, к примитивной имитации.

Только в крайнем случае, если уж он удумал нечто из ряда вон  выходящее, можно прибегнуть к этому - в остальном инициативу надо поддерживать.

Если  помогать ребенку регулярно, в его  действиях скоро обнаружится  второй компонент самостоятельности - целеустремленность, проявляющаяся в увлеченности делом, желании получить не любой, а именно нужный результат. Ребенок становится усидчивым, настойчивым, организованным. Неудача не становится поводом отказа от задуманного, а заставляет удвоить усилия и в случае необходимости - даже обратиться за помощью. Очень важно вовремя помочь ребенку - это необходимое условие развития его самостоятельности. Малыш откажется от помощи как только почувствует, что может справиться сам. [3,90]

Овладев вторым компонентом  самостоятельности - целенаправленным осуществлением своих намерений, ребенок  все равно остается зависимым  от взрослого, точнее от его способности  соотносить результат с `нормой`. Малыш  в принципе овладевает этим раньше и часто использует его в игре, но в том типе деятельности, которую  он осваивает на третьем году жизни, есть принципиальное новшество - `всеобщий эффект`, о котором мы говорили выше.

Ребенок не обладает достаточным  опытом, чтобы самостоятельно определить, достигнут ли устраивающий всех результат. Носитель этого знания - взрослый, поэтому  каждое самостоятельно задуманное и  осуществленное действие ребенка он обязательно должен оценить, а это - целое искусство. С появлением первых ростков самостоятельности ребенок  становится очень чувствительным к  своим правам на ее проявление (вспомните  Диму) - столь же остро он реагирует  и на оценку своих действий.

Стоит грубо, резко или невнятно отозваться о  его `взрослых` инициативах, и они  могут исчезнуть навсегда вместе с вашими надеждами на самостоятельность  ребенка. Поэтому, какой бы причудливой ни была его задумка, сначала похвалите, эмоционально поддержите ее, а уже потом тактично объясните, почему не получилось.

Малыш так старался полить все цветы в доме, что не прошел мимо сирени на обоях. Жаль, конечно, испорченных  обоев и разбухшего паркета, но удержитесь от брани и объясните ему, что  бумажные цветы не поливают. Выслушивая ваши доводы, он со временем усвоит все  понятия `нормативного`, `общепринятого`.

В 3,5 года ребенок уже практически  безошибочно понимает, что сделал хорошо, а что плохо, чего надо стыдиться, а чего - не надо, и без нашей  оценки. Такого рода способность - функция  самоконтроля - завершающий этап формирования самостоятельности в предметной деятельности. Овладев способностью самостоятельно планировать, осуществлять и контролировать ее, малыш становится уже в какой-то степени независимым  от взрослого. Но это лишь первый и  весьма скромный шажок на пути к  зрелой самостоятельности. Изменится  возрастная ведущая деятельность, и  он снова будет проходить все  этапы освоения самостоятельности. Парадокс, но она не переносится  автоматически из одного типа деятельности в другой.

Если ваш малыш в 3 года успешно овладел самостоятельными предметными действиями, это еще  не значит, что он будет успешно  учиться в школе, если только не предпримет специальных усилий для этого. `Пробелы` в самостоятельности ребенка на любом из предыдущих этапов ее развития чреваты `цепной реакцией` - минусами в последующем.

Часто самостоятельность  ребенка застревает на дошкольном уровне. Его постоянно нужно контролировать в учебе, насильно усаживать за уроки  и стимулировать интерес к  ним. Правда, это не так сильно сказывается  на общем его психическом статусе, как, скажем, умственное или речевое  развитие. [23,56]

 

Глава 2. Самостоятельная  деятельность, как высший тип деятельности дошкольника 

2.1 Самостоятельная  деятельность дошкольника в обучении: анализ различных подходов. Структура  самостоятельной деятельности ребенка 

Любая наука ставит своей  задачей не только описать и объяснить  тот или ной круг явлений или  предметов, но и в интересах человека управлять этими явлениями и  предметами, и, если нужно, преобразовывать  их. Управлять и тем более преобразовывать  явления можно только тогда, когда  они достаточно описаны и объяснены. В науке функции управления и  преобразования выполняют предписания, к которым относятся принципы и правила преобразования явлений. Таким образом, познавая предмет  или явление, мы прежде всего должны ознакомиться с ним, рассмотреть  его в целом. Выявить функциональную взаимосвязь его частей, а уже  затем описать. Описав предмет или  явление, мы должны объяснить их (функциональную взаимосвязь их частей и структуры  в целом), сформулировать закон их существования, а затем предписать, как управлять ими, как с помощью  определенных операций преобразовать  эти предметы и явления.

Самостоятельная деятельность – это не форма организации учебных занятий и не метод обучения. Её правомерно рассматривать скорее как средство вовлечения ребенка в самостоятельную познавательную деятельность, средство ее логической и психологической организации. [5,21]

Основополагающим требованием  общества к современному дошкольному  учреждению является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать различные задачи, критически мыслить, вырабатывать и  защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять  и обновлять свои знания путем  самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности.

Специалистами в этой области подчеркивалось, что  ребенку важно дать метод, путеводную нить для организации приобретения знаний, а это значит – вооружить их умениями и навыками организации умственного труда, т.е. умениями ставить цель, выбирать средства ее достижения, планировать работу во времени. Для формирования целостной и гармоничной личности необходимо систематическое включение ее в самостоятельную деятельность, которая в процессе особого вида заданий – самостоятельных работ – приобретает характер проблемно-поисковой деятельности.

Существует  множество различных направлений  в исследовании природы активности и самостоятельности детей. Первое направление берет начало еще в древности. Его представителями можно считать еще древнегреческих ученых (Аристосен, Сократ, Платон, Аристотель), которые глубоко и всесторонне обосновали значимость добровольного, активного и самостоятельного овладения ребенком знаниями. В своих суждениях они исходили из того, что развитие мышления человека может успешно протекать только в процессе самостоятельной деятельности, а совершенствование личности и развитие ее способности - путем самопознания (Сократ). Такая деятельность доставляет ребенку радость и удовлетворение и тем самым устраняет пассивность с его стороны в приобретении новых знаний. Свое дальнейшее развитие они получают в высказываниях Франсуа Рабле, Мишеля Монтеня, Томаса Мора, которые в эпоху мрачного средневековья в разгар процветания в практике работы воспитания схоластики, догматизма и зубрежки требуют обучать ребенка самостоятельности, воспитывать в нем вдумчивого, критически мыслящего человека. Те же мысли развиваются на страницах педагогических трудов Я.А. Каменского, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского и др. [5,62]

В педагогической работе ученые теоретики в единстве с философами, психологами, социологами и физиологами  исследуют и теоретически обосновывают этот аспект проблемы в свете основных качеств личности представителя  современной эпохи – инициативности, самостоятельности, творческой активности – как главных показателей  всестороннего развития человека наших  дней.

Изучая  сущность самостоятельной деятельности дошкольника в теоретическом  плане, выделяется 3 направления деятельности, по которым может развиваться самостоятельность – познавательная, практическая и организационно-техническая. Б.П. Есипов (60-е г.г.) обосновал роль, место, задачи самостоятельной деятельности ребенка. При формировании знаний и умений ребенка стереотипный, в основном вербальный способ воспитания, становится малоэффективным. Роль самостоятельной деятельности дошкольников возрастает так же в связи с изменением цели воспитания, его направленностью на формирование навыков и творческой деятельности.

Второе направление берет свое начало в трудах Я.А. Коменского. Содержанием его является разработка организационно-практических вопросов вовлечения дошкольников в самостоятельную деятельность. При этом предметом теоретического обоснования основных положений проблемы выступает здесь воспитание, деятельность воспитателя без достаточно глубокого исследования и анализа природы деятельности самого ребенка. В рамках дидактического направления анализируются области применения самостоятельных работ, изучаются их виды, неуклонно совершенствуется методика их использования в различных звеньях воспитательного процесса. Становится и в значительной степени решается в методическом аспекте проблема соотношения педагогического руководства и самостоятельности дошкольника в учебном познании окружающего мира. Практика воспитания во многом обогатилась так же содержательными материалами для организации самостоятельной работы дошкольников в процессе занятий и дома. [30,111]

Информация о работе Формирование самостоятельности дошкольников