Формирование самостоятельности дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 14:53, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение процесса формирования самостоятельности дошкольников в процессе их деятельности и условий их успешной реализации.
Говоря о формировании у дошкольников самостоятельности, необходимо решить три тесно связанные между собой задачи.
Первая из них заключается в том, чтобы развить у детей самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение;
вторая — в том, чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности;
третья – определить различные виды игр в развитии самостоятельности у детей дошкольного возраста.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы и проблемы формирования самостоятельности дошкольников
1.1 Понятие «самостоятельность». Содержание и факторы, влияющие на развитие самостоятельности
1.2 Психолого-педагогические аспекты формирования самостоятельности
Глава 2. Самостоятельная деятельность, как высший тип деятельности дошкольника
2.1 Самостоятельная деятельность дошкольника в обучении: анализ различных подходов. Структура самостоятельной деятельности ребенка
2.2 Понятие “самостоятельная” деятельность и её функции
Глава 3. Игровая деятельность дошкольника как средство формирования самостоятельности
3.1 Игра как средство обучения самостоятельности
3.2 Общая характеристика учебной и игровой деятельности дошкольника при формировании самостоятельности
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 4.docx

— 57.36 Кб (Скачать файл)

“Самостоятельность” – очень много аспектный и психологически непростой феномен, это скорее смыслообразующая, качественная характеристика какой-либо сферы деятельности и личности, имеющая собственные конкретные критерии.

Oсновные ошибки взрослых  в воспитании детской самостоятельности  в раннем возрасте - это две  прямо противоположные тактики:  гиперопека ребенка и полное  устранение от поддержки его  действий. В первом случае у  него развивается инфантилизм,  во втором - синдром беспомощности. 

Инфантилизм возникает в ответ на активное подавление взрослым инициатив ребенка. Причины разные: страх за него, желание уберечь от неминуемого поражения или презрительное отношение к его `глупым` затеям. Итог один - отмирание инициативности как первого звена в формировании самостоятельности.

Естественно, не проявятся  и все последующие ее компоненты. Конечно, предметная самостоятельность  не отмирает полностью - просто переносится  ребенком в другую сферу активности (например, в общение с взрослым) и начинает проявлять себя в неспецифической  форме: ребенок `мается`, не знает, чем  себя занять - то, что он хочет делать, ему не позволяют, а то, что разрешают, ему не нравится.

Тогда он переносит свои проблемы на маму: капризничает, нарушает запреты, выводит ее из себя - короче, реализует свою потребность в  независимости другим способом. Если позволить этим чертам закрепиться, к школе получится вполне сложившийся  невротик, который без мамы не может  учиться и общаться с ровесниками.

Синдром беспомощности - это еще более глубокая задержка в развитии самостоятельности. У малышей нет даже того первого компонента самостоятельности, который все-таки присутствует у инфантильных детей - инициативы предметных действий. Этим детям все равно, чем играть, они могут долго заниматься одним и тем же делом, они редко меняют игровые предметы и абсолютно нелюбопытны.

Особо грубые формы задержки свойственны детям, которые с  раннего возраста воспитывались  в детских домах, круглосуточных группах детского сада и т.д.

 

Список использованной литературы

1. Абузярова Л. Предметно  - развивающая среда ДОУ.//Ребёнок  в детском саду.2004.-№6.-с.30-32.

2. Аксарина Н.М. Воспитание  детей раннего возраста. – М., 1977.

3. Блонский П.П. Дошкольный  возраст.//Блонский П.П.. Педология.  – М., 2000.-с.89-119.

4. Буре Р.С., Островская  Л.Ф. Воспитатель и дети: Учебное  пособие для воспитателей дошкольных  учреждений, студентов педагогических  колледжей и вузов, родителей  и дошкольников.- 3-е изд., перераб.  И доп.-М.-: Издательство «Ювета», 2001.-176с.: ил.

5. Волосова Е. Развитие  ребёнка дошкольного возраста. –  М.-1999.

6. Воспитываем дошкольников  самостоятельными: Сборник статей  – Российский гос. Пед. Университет  им Герцина, СПб: Детство-ПРЕСС  2000-192с. 

7. Воскресенская В.Создаём  развивающую среду сами. //Д./в.2004.№1.-с.77-79.

8. Власова Т.А. К проблеме  воспитания самостоятельности у  старших дошкольников в процессе  художественного ручного труда.//Когнитивные  и аффективные аспекты развития  личности на разных возрастных  этапах: Сб. науч. Трудов/Редкол.: Н.В.  Мельникова/отв. Ред./и др.- Шадринск, изд. Шадринского пединститута.1995.198с. 

9. Выготский Л.С.Кризис  трёх лет.//Д.образование.-2005.№15.-с.2-4.

10. Воспитание детей в  игре/Под ред.Д.В.Мендэжерицкой.-М.:Просвещение.1979.

11. Година Г. Н. Самостоятельность  дошкольников и её внимание  на развитие детских взаимоотношений  //Нравственное воспитание дошкольников: Младший средний возраст.//Под  ред.В.Г Нечаевой, М.: Педагогика, 1972.-с  83 -111.

12. Гуськова Т.В., Что такое  самостоятельный ребёнок. //Д.в.-1988.-№11.-с.60-64.

13. Гуськова Т.В. Можно  ли воспитать ребёнка самостоятельным? //Д.в.-№8.-с.65-69.

14. Дошкольная педагогика.Под  редакцией В.И.Логиновой П.Г.Саморуковой.  М., Просвещение.1988.-270с. 

15. Игра дошкольника/Л.А.Абрамян,  Т.В.Антонова, Л.В.Артёмова и др.; Под  ред.С.Л.Новосёловой.-М.: Просвещение, 1989.-286с.: - (Б-ка воспитателя дет.сада).

16. Каплан Л.И. Первые  проявления самостоятеьности. //Каплан  Л.И. Посеешь привычку-пожнёшь  характер.-М., 1980, с.31-32.

17. Камерина Н. Деловое  построение развивающей среды//Дет.  сад. Управление.2003.-№2.-с.5.

18. Кузнецова С. Обновление  предметно-развивающей среды/с. Кузнецова,  г. романова//Ребёнок в д./с.-2004.34с58-65.

19. Кузавкова К.П.Формирование  общественно-направленной самостоятельности  у детей дошкольного возраста: Учеб. Пособие для спец. Курса.  Пермь, 1975-57с. 

20. Маханёва М. Влияние  среды на формирование и развитие  личности ребёнка.//Д./в.-1992.№2 –с.4-6.

21. Мухина В.С.Возростнная  психология.-М.-1988.

22. Основы дошкольной педагогики/Под  ред. А.В.Запорожца, Б.Д.Маркова,-М., 1980.

23. Петровский В.А., Кларина  Л.М., Смывина Л.А., Стрелкова Л.П., Построение развивающей среды  в дошкольном учреждении. М., Научно-методическое  объединение «Творческая педагогика»,  Малое предприятие «Новая школа», 1993.

24. Психологический словарь/Под  ред.В.В.Вавилова, А.В.Запорожца, Б.Ф.Ломова-М.:Педагогика, 1983.

25. Построение развивающей  среды в дошкольном учреждении//ДуброваВ.П., МилашевичЕ.П.Педагогическая практика  в детском саду.-м., 1998.-с.93-100.

26. Самостоятельность у  детей: фрагмент из книги К.  Флейка-Хобсона, Б.Робинсона, И.Скина»  Развитие ребёнка и его отношений  с окружающими». //Д.в.-1995.№11._с.28-29.

27. Теплюк С. Истоки  самостоятельности (дошкольника)//Д.в.1991.0№7.-с.67-71.

28. Усова А.П.Роль игры  в воспитании детей/Под ред.А.В.Запоржца.-М.1976.

29. Урунтаева Г.А., Афонькина  Ю.А. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов педагогических  институтов, учащихся педагогических  училищ и колледжей, воспитателей  детского сада/Пд ред. Г.А.Урунтаевой,.М.:Просвещение:  Владос, 1995-391с. 

30. Цыркун Н.А. Самостоятельность.//Цыркун  Н.А.Развтие воли у дошкольников. - Мн.,1991-с.81-82.

31. Цукерман Г.А. Парадокс  самостоятельности //Цукерман Г.А  Зачем детям учиться вместе? - М., 1985.с.3-6.

32. Эльконин В.С. Возростная  психология. - М.1988.

33. Юсупова Г. Воспитание  самостоятеьности у детей. //Д.в.2002.-№8.-с.28-29.


Информация о работе Формирование самостоятельности дошкольников