Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 14:53, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение процесса формирования самостоятельности дошкольников в процессе их деятельности и условий их успешной реализации.
Говоря о формировании у дошкольников самостоятельности, необходимо решить три тесно связанные между собой задачи.
Первая из них заключается в том, чтобы развить у детей самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение;
вторая — в том, чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности;
третья – определить различные виды игр в развитии самостоятельности у детей дошкольного возраста.
Введение
Глава 1. Теоретические основы и проблемы формирования самостоятельности дошкольников
1.1 Понятие «самостоятельность». Содержание и факторы, влияющие на развитие самостоятельности
1.2 Психолого-педагогические аспекты формирования самостоятельности
Глава 2. Самостоятельная деятельность, как высший тип деятельности дошкольника
2.1 Самостоятельная деятельность дошкольника в обучении: анализ различных подходов. Структура самостоятельной деятельности ребенка
2.2 Понятие “самостоятельная” деятельность и её функции
Глава 3. Игровая деятельность дошкольника как средство формирования самостоятельности
3.1 Игра как средство обучения самостоятельности
3.2 Общая характеристика учебной и игровой деятельности дошкольника при формировании самостоятельности
Заключение
Список использованной литературы
“Самостоятельность” – очень много аспектный и психологически непростой феномен, это скорее смыслообразующая, качественная характеристика какой-либо сферы деятельности и личности, имеющая собственные конкретные критерии.
Oсновные ошибки взрослых
в воспитании детской
Инфантилизм возникает в ответ на активное подавление взрослым инициатив ребенка. Причины разные: страх за него, желание уберечь от неминуемого поражения или презрительное отношение к его `глупым` затеям. Итог один - отмирание инициативности как первого звена в формировании самостоятельности.
Естественно, не проявятся и все последующие ее компоненты. Конечно, предметная самостоятельность не отмирает полностью - просто переносится ребенком в другую сферу активности (например, в общение с взрослым) и начинает проявлять себя в неспецифической форме: ребенок `мается`, не знает, чем себя занять - то, что он хочет делать, ему не позволяют, а то, что разрешают, ему не нравится.
Тогда он переносит свои проблемы на маму: капризничает, нарушает запреты, выводит ее из себя - короче, реализует свою потребность в независимости другим способом. Если позволить этим чертам закрепиться, к школе получится вполне сложившийся невротик, который без мамы не может учиться и общаться с ровесниками.
Синдром беспомощности - это еще более глубокая задержка в развитии самостоятельности. У малышей нет даже того первого компонента самостоятельности, который все-таки присутствует у инфантильных детей - инициативы предметных действий. Этим детям все равно, чем играть, они могут долго заниматься одним и тем же делом, они редко меняют игровые предметы и абсолютно нелюбопытны.
Особо грубые формы задержки свойственны детям, которые с раннего возраста воспитывались в детских домах, круглосуточных группах детского сада и т.д.
Список использованной литературы
1. Абузярова Л. Предметно
- развивающая среда ДОУ.//
2. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. – М., 1977.
3. Блонский П.П. Дошкольный возраст.//Блонский П.П.. Педология. – М., 2000.-с.89-119.
4. Буре Р.С., Островская
Л.Ф. Воспитатель и дети: Учебное
пособие для воспитателей
5. Волосова Е. Развитие ребёнка дошкольного возраста. – М.-1999.
6. Воспитываем дошкольников
самостоятельными: Сборник статей
– Российский гос. Пед.
7. Воскресенская В.Создаём развивающую среду сами. //Д./в.2004.№1.-с.77-79.
8. Власова Т.А. К проблеме
воспитания самостоятельности
9. Выготский Л.С.Кризис
трёх лет.//Д.образование.-
10. Воспитание детей в
игре/Под ред.Д.В.
11. Година Г. Н.
12. Гуськова Т.В., Что такое самостоятельный ребёнок. //Д.в.-1988.-№11.-с.60-64.
13. Гуськова Т.В. Можно
ли воспитать ребёнка
14. Дошкольная педагогика.Под
редакцией В.И.Логиновой П.Г.
15. Игра дошкольника/Л.А.Абрамян, Т.В.Антонова, Л.В.Артёмова и др.; Под ред.С.Л.Новосёловой.-М.: Просвещение, 1989.-286с.: - (Б-ка воспитателя дет.сада).
16. Каплан Л.И. Первые проявления самостоятеьности. //Каплан Л.И. Посеешь привычку-пожнёшь характер.-М., 1980, с.31-32.
17. Камерина Н. Деловое
построение развивающей среды//
18. Кузнецова С. Обновление
предметно-развивающей среды/с.
19. Кузавкова К.П.Формирование
общественно-направленной
20. Маханёва М. Влияние
среды на формирование и
21. Мухина В.С.Возростнная психология.-М.-1988.
22. Основы дошкольной педагогики/
23. Петровский В.А., Кларина
Л.М., Смывина Л.А., Стрелкова Л.П.,
Построение развивающей среды
в дошкольном учреждении. М., Научно-методическое
объединение «Творческая
24. Психологический словарь/Под
ред.В.В.Вавилова, А.В.Запорожца, Б.Ф.Ломова-М.:
25. Построение развивающей
среды в дошкольном учреждении/
26. Самостоятельность у
детей: фрагмент из книги К.
Флейка-Хобсона, Б.Робинсона,
27. Теплюк С. Истоки
самостоятельности (
28. Усова А.П.Роль игры
в воспитании детей/Под ред.А.
29. Урунтаева Г.А., Афонькина
Ю.А. Практикум по детской
30. Цыркун Н.А. Самостоятельность.
31. Цукерман Г.А. Парадокс
самостоятельности //Цукерман
32. Эльконин В.С. Возростная психология. - М.1988.
33. Юсупова Г. Воспитание самостоятеьности у детей. //Д.в.2002.-№8.-с.28-29.
Информация о работе Формирование самостоятельности дошкольников