Формирование самостоятельности дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 14:53, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение процесса формирования самостоятельности дошкольников в процессе их деятельности и условий их успешной реализации.
Говоря о формировании у дошкольников самостоятельности, необходимо решить три тесно связанные между собой задачи.
Первая из них заключается в том, чтобы развить у детей самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение;
вторая — в том, чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности;
третья – определить различные виды игр в развитии самостоятельности у детей дошкольного возраста.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы и проблемы формирования самостоятельности дошкольников
1.1 Понятие «самостоятельность». Содержание и факторы, влияющие на развитие самостоятельности
1.2 Психолого-педагогические аспекты формирования самостоятельности
Глава 2. Самостоятельная деятельность, как высший тип деятельности дошкольника
2.1 Самостоятельная деятельность дошкольника в обучении: анализ различных подходов. Структура самостоятельной деятельности ребенка
2.2 Понятие “самостоятельная” деятельность и её функции
Глава 3. Игровая деятельность дошкольника как средство формирования самостоятельности
3.1 Игра как средство обучения самостоятельности
3.2 Общая характеристика учебной и игровой деятельности дошкольника при формировании самостоятельности
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 4.docx

— 57.36 Кб (Скачать файл)

Третье направление  характеризуется тем, что самостоятельная деятельность избирается в качестве предмета исследования. Это направление берет свое начало в основном в трудах К.Д. Ушинского. Исследования, которые развивались в русле психолого-педагогического направления, были направлены на выявление сущности самостоятельной деятельности как дидактической категории, ее элементов – предмета и цели деятельности. Однако при всех имеющихся достижениях в исследовании этого направления самостоятельной деятельности дошкольника ее процесс и структура еще не достаточно полно раскрыта.

Однако, существуют некоторые структурные принципы анализа значения, места и функции  самостоятельной деятельности. Имеются 2 варианта, близких по сути, но имеющих собственно наполнение и специфику: они и определяют (при условии их единения) сущность самостоятельной окраски деятельности.

Первая  группа:

-        содержательный компонент: знания, выраженные в понятиях, образах, восприятиях и представлениях;

-        оперативный компонент: разнообразные действия, оперирование умениями, приемами, как во внешнем, так и во внутреннем плане;

-        результативный компонент: новые знания, способы, социальный опыт, идеи, способности, качества.

Вторая  группа:

-        содержательный компонент: выделение познавательной задачи, цели самостоятельной деятельности;

-        процессуальный компонент: подбор, определение, применение адекватных способов действий, ведущих к достижению результатов;

-        мотивационный компонент: потребность в новых знаниях, выполняющих функции словообразования и осознания деятельности.

Собственно процесс  самостоятельной деятельности представляется в виде триады: мотив – план (действие) – результат. [30, 117]

Итак, в социальном плане  самостоятельная деятельность может  рассматриваться в очень широком  спектре. В любом отношении личности к окружающему миру, в любом  виде ее конкретного взаимодействия со средой.

Проблема самостоятельной  работы всегда приковывала к себе внимание наших ученых и педагогов-практиков. И это закономерно: одно из условий  эффективности воспитание – привитие детям навыков самостоятельной  работы над различным материалом, что объясняется теми целями и задачами, которые стоят в настоящее время перед нашими дошкольными учреждениями: подготовить молодое поколение к жизни, к активному участию в труде.

Эти навыки необходимы им в  период обучения в школе и по окончании  школы. Следовательно, проблема активизации  самостоятельности дошкольников в  процессе воспитательной работы –  одна из актуальных проблем и педагогической науки, и практики.

Что же такое самостоятельность? Самостоятельность – независимость, свобода от внешних влияний, принуждений, от посторонней поддержки, помощи. Самостоятельность – способность к независимым действиям, суждениям, обладание инициативой, решительность. Такие определения нам дает «Толковый словарь русского языка». В педагогике это одна из волевых сфер личности. Это умение не поддаваться влиянию различных факторов, действовать на основе своих взглядов и побуждений.

Важную роль самостоятельной  работе отводили Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов. «Если наши дети, - писал  Н. Г. Чернышевский, - хотят быть людьми, в самом деле, образованными, они  должны приобретать образование  самостоятельными занятиями».

Большое значение придавал самостоятельной работе К. Д. Ушинский. Он считал, что воспитатель должен не только давать детям знания, но и  направлять их умственную деятельность. Дошкольники должны «по возможности  трудиться самостоятельно, а воспитатель  – руководить этим самостоятельным  трудом и давать для него материал».

Необходимость самостоятельной  работы в дошкольном учреждении отстаивала и Н. К. Крупская.

Некоторые вопросы самостоятельной  деятельности нашли отражение в  современных исследованиях и  пособиях по дидактике.

Дидактические вопросы самостоятельной  работы дошкольников отражены в книге  известного советского педагога Б. П. Есипова  «Самостоятельная работа дошкольников на занятиях».

В книге освещаются вопросы  о значении самостоятельной работы, о формах и видах самостоятельной  работы при объяснении материала, о  самостоятельной работе с целью  формирования умений и навыков, о  самостоятельной работе в процессе повторения и обобщения знаний, вопрос об организации самостоятельной  работы и руководстве ею воспитателем.

Автор подчеркивает, что  активная самостоятельная работа дошкольников необходима на всех этапах деятельности, а эффективность ее обусловлена  активной мыслительной деятельностью  ребенка 

Вопросы самостоятельной  деятельности рассматриваются в  статье И. Т. Огородникова «Дидактические основы повышения самостоятельности  и активности ребенка». Автор указывает  на важность координации изложения  материала воспитателем и самостоятельной  деятельности дошкольника. Сочетание  между этими элементами обучения достигается постепенным наращиванием степени трудности в самостоятельной  работе. Автор рекомендует такую систему этой работы:

1) сначала дети излагают  уже изученный материал;

2) затем детям предлагается  ответить на вопросы; 

3) после этого дети  учатся обобщать знания. [28,76]

Проблема активизации  мыслительной деятельности дошкольников в процессе самостоятельной работы освещается в статье М. А. Данилова «Воспитание  дошкольников самостоятельности и  творческой активности в процессе их деятельности».

Автор подчеркивает, что  цель самостоятельной деятельности — развитие мыслительных способностей ребенка. Важную роль в этом играет обучение детей навыкам такой  работы.

Таковы соображения авторов  названных работ по дидактическим  вопросам самостоятельной работы. Эти  соображения являются педагогической основой, на которую следует опираться  и при решении вопросов самостоятельной  работы по конкретным видам самостоятельной  деятельности дошкольников.

2.2 Понятие “самостоятельная”  деятельность и её функции 

Анализ монографических  работ, посвящённых проблеме организации  самостоятельной деятельности дошкольников, П.И. Пидкасистого, И.А.Зимней, показал, что понятие самостоятельной  деятельности трактуется неоднозначно:

Самостоятельная деятельность – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия воспитателя, но по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом ребенок, сознательно стремятся достигнуть поставленной цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических (либо тех и других вместе) действий. Самостоятельная деятельность, на наш взгляд, наиболее полно определяется А.И. Зимней. По её определению самостоятельная деятельность представляется как целенаправленная, внутренне мотивированная структурированная самим объектом в совокупности выполняемых действий и корригируемая им по процессу и результату деятельности. Её выполнение требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлективности, самодисциплины, личной ответственности, доставляет ребенку удовлетворение как процесс самосовершенствования и самопознания. [19,124]

Во-первых, в данном определении принимаются во внимание психологические детерминанты самостоятельной деятельности дошкольника: саморегуляция, самоактивация, самоорганизация, самоконтроль и т.д.

Попробуем более  точно определить, что же по-существу входит в понятие “самостоятельная деятельность”.

“Самостоятельность” – очень много аспектный и психологически непростой феномен, это скорее смыслообразующая, качественная характеристика какой-либо сферы деятельности и личности, имеющая собственные конкретные критерии. Самостоятельность – как характеристика деятельности дошкольника в конкретной ситуации представляет собой постоянно проявляемую способность достигать цель деятельности без посторонней помощи.

“Самодеятельность” – субъективная, собственно индивидуальная самоуправляемая деятельность, с личностно обусловленными компонентами: целью, ведущей потребностью, мотивацией и способами реализации.

“Самоактивация” – это субъективно соотнесённая внутренняя мотивация деятельности.

“Самоорганизация” – свойство личности мобилизовать себя, целеустремлённо, активно использовать все свои возможности для достижения промежуточных и конечных целей, рационально используя при этом время, силы, средства.

“Саморегуляция” – изначально психологическое обеспечение деятельности, в последующем развитии приобретающее личностный смысл, т.е. собственно психическое наполнение.

“Самоконтроль” – необходимый компонент самой деятельности, который осуществляет её исполнение на личностном уровне.

Во-вторых, акцентируется внимание на том, что самостоятельная работа связана с работой дошкольника в группе и является следствием правильной организации учебно-познавательной деятельности в процессе воспитания.

А.И. Зимняя подчёркивает, что  самостоятельная деятельность дошкольника  есть следствие правильно организованной его учебной деятельности в процессе воспитания, что мотивирует самостоятельное  её расширение, углубление и продолжение  в свободное время. Для воспитателя  это означает чёткое осознание не только своего плана действий, но и  осознанное его формирование у дошкольников как некоторой схемы освоения предмета или действия в ходе решения  новых задач. Но в целом это  параллельно существующая занятость  дошкольника по выбранной программе  усвоения какого-либо материала в  процессе обучения.

В-третьих, самостоятельная деятельность рассматривается как высший тип учебно-познавательной деятельности, требующий от ребенка достаточно высокого уровня самосознания, рефлексивности, самодисциплины, ответственности, и доставляющий ему удовлетворение, как процесс самосовершенствования и самосознания. [22,86]

Эффективность воспитательного  процесса и познания определяется качеством преподавания и самостоятельной познавательной деятельностью. Эти два понятия очень тесно связаны, но следует выделить самостоятельную работу как ведущую и активизирующую форму воспитания в связи с рядом обстоятельств.

Во-первых, знания, навыки, умения, привычки, убеждения, духовность нельзя передавать от воспитателя к ребенку так, как передаются материальные предметы. Каждый ребенок овладевает ими путём самостоятельного познавательного труда: прослушивание, осознавание устной информации, разбор и осмысление материала, анализ.

Во-вторых, процесс познания, направленный на выявление сущности и содержания изучаемого подчиняется строгим законам, определяющим последовательность познания: знакомство, восприятие, переработка, осознание, принятие. Нарушение последовательности приводит к поверхностным, неточным, неглубоким, непрочным знаниям, которые практически не могут реализоваться.

В-третьих, если человек живёт в состоянии наивысшего интеллектуального напряжения, то он непременно меняется, формируется как личность высокой культуры.

Именно самостоятельная  работа вырабатывает высокую культуру умственного труда, которая предполагает не только технику, а прежде всего  ума, потребность в самостоятельной  деятельности, стремление вникнуть в  сущность вопроса, идти в глубь ещё  не решённых проблем.

В процессе такого труда  наиболее полно выявляются индивидуальные способности дошкольников, их наклонности  и интересы, которые способствуют развитию умения анализировать факты  и явления, учат самостоятельному мышлению, которое приводит к творческому  развитию и созданию собственного мнения, своих взглядов, представлений, своей  позиции. [17,95]

Из  всего ранее сказанного видно, что  самостоятельная деятельность – это высшая работа познавательной деятельности дошкольника и является компонентом целостного педагогического процесса, поэтому её присущи такие функции, как воспитательная, образовательная, развивающая.

 

Глава 3. Игровая  деятельность дошкольника как средство формирования самостоятельности 

3.1 Игра как  средство обучения самостоятельности 

Дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка.

Игра в тех формах, в  каких она существовала в дошкольном детстве, постепенно заменяется учением  и трудовой деятельностью, суть которых  состоит в том, что данные виды деятельности в отличие от игры, доставляющие просто удовольствие, имеют  определенную цель. Сами по себе игры становятся новыми. Большой интерес для дошкольников представляют игры в процессе обучения. Это игры, заставляющие думать, предоставляющие  возможность ребенку проверить  и развить свои способности, включающие его в соревнования с другими  детьми.

Участие дошкольников в таких  играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные  качества. В таких играх совершенствуется мышление, включая действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив.

Информация о работе Формирование самостоятельности дошкольников