Формирование у старших дошкольников основ безопасной жизнедеятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 19:58, курсовая работа

Краткое описание

Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы социальных навыков, опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. С первых лет жизни активность и любознательность ребенка становятся небезопасными для него. Малыш по своим физиологическим особенностям не может определить всю меру опасности своего существования. Поэтому на взрослого человека возложена миссия защиты своего ребенка. Детям нужно разумно помогать избегать повреждений, ведь невозможно все время водить их за руку, удерживать возле себя. Зачастую взрослые пытаются оградить малыша от опасностей путем наложения целого ряда запретов или путем долгих, не всегда понятных детям, наставлений. Все это дает обратный результат.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОСНОВ БЕЗОПАСНОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1. Основные направления работы с детьми по основам безопасности 6
1.2. Специфика знаний старших дошкольников об основах безопасной жизнедеятельности 11
1.3. Сотрудничество с семьей по формированию основ безопасной жизнедеятельности у дошкольников 15
1.4. Анализ требований программ дошкольного образования по формированию основ безопасной жизнедеятельности 18
Выводы по главе 22
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 23
2.1. Определение уровня знаний детей по основам безопасной жизнедеятельности 23
2.2. Анализ результатов исследования и построение системы работы по формированию основ безопасной жизнедеятельности дошкольников 25
2.3. Определение эффективности системы работы по формированию основ безопасной жизнедеятельности 37
Выводы по главе 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 40

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая лукашук.docx

— 279.87 Кб (Скачать файл)

Проживают гномики.

Уж такие добряки -

Раздают всем огоньки. (Спички).

 

Электрические приборы и бытовая техника.

    1. Пройдусь слегка горячим я,

И гладкой станет простыня.

Могу поправить недоделки

И навести на брюках стрелки. (Утюг).

    1. Он один на всем свете

Очень рад пыль встретить. (Пылесос).

    1. Посмотри на мой бочок,

Во мне вертится волчок,

Никого он не бьет,

Но зато все собьет. (Миксер).

    1. Два соседа-колеса

Собирают голоса,

Друг от друга тянут сами

Поясочек с голосами. (Магнитофон).

    1. Летом папа наш привез

В белом ящике мороз,

И теперь мороз седой

Дома летом и зимой

Бережет продукты:

Мясо, рыбу, фрукты. (Холодильник).

    1. Дом на ножках,

Посреди - окошко.

Засветится окно,

Появится кино. (Телевизор).

    1. Четыре синих солнца

У бабушке на кухне,

Четыре синих солнца

Горели и потухли.

Сварили кашу и уху,

Спасибо солнцам за еду. (Газовая плита).

    1. Кто по проводам

В дом приходит к нам?

По ночам, когда темно,

Освещает дом оно. (Электричество).

 

Правила дорожного движения.

 
1. Что за знак такой висит?  
"Стоп" - машинам он велит... 
Пешеход, идите смело  
По дорожкам черно-белым.

(Зебра – переход)

2.Футбол – хорошая игра 
Пусть каждый тренируется 
На стадионах, во дворах, 
Но только не на улицах.

(Жилая зона)

3.Ты не мыл в дороге рук, 
Поел фрукты, овощи, 
Хорошо, что рядом пункт

(Медицинской помощи)

4.Эй, водитель, осторожно, 
Ехать быстро невозможно, 
Знают люди все на свете - 
В этом месте ходят...(Дети)

5.Всем знакомые полоски 
Знают дети, знает взрослый, 
На ту сторону ведет –(Пешеходный переход) 
6.У полоски перехода,  
На обочине дороги  
Зверь трехглазый одноногий  
Неизвестной нам породы,  
Разноцветными глазами  
Разговаривает с нами. (Светофор)

7.Можно встретить знак такой 
На дороге скоростной, 
Где больших размеров яма, 
И ходить опасно прямо, 
Там где строится район, 
Школа, дом иль стадион. (Ремонт дороги) 
8.Тут и вилка, тут и ложка, 
Подзаправились немножко, 
Накормили и собаку… 
Говорим «спасибо» знаку.(Пункт питания)

9.Если ты устал в дороге, 
Если ехать далеко, 
Отдохни шофер немного, 
Место здесь отведено.(Место отдыха)

10.На дороге знак стоит 
Строгим тоном говорит 
Сюда машинам не подъехать 
Запрещается проехать!(Проезд запрещен)

11.С тротуара вниз ведет 
Под дорогу длинный вход. 
Нет ни двери ни ворот – 
То… (Подземный переход)

12.Что мне делать? 
Нужно срочно позвонить, 
Должен знать и ты, и он 
В этом месте (Телефон)

13.Если ты собрался с другом 
В зоопарк или в кино, 
Подружиться с этим знаком 
Вам придется все равно, 
Он домчит вас быстро, ловко 
Знак…(Автобусная остановка)

 

Наказы.

 

Выпал на пол уголек,

Деревянный пол зажег,

Не смотри, не жди, не стой,

А залей его водой.

 

Если младшие сестрички

Зажигают дома спички,

Что ты должен предпринять?

Сразу спички же забрать.

 

Раскалился если вдруг

Электрический утюг,

Что должны вы сделать, детки?

Вынуть вилку из розетки!

 

Если в доме есть балкон,

Помните - опасен он!

И открытое окно

Привлекать вас не должно!

 

Ничего опасней нет,

Чем заточенный предмет!

Бритвы, ножницы, ножи

Не хватайте, малыши!

 

Не подходи к плите, дружок,

Ты можешь получить ожог!

Кран открывайте осторожно,

Ведь кипятком обжечься можно!

Да и холодная вода

Увы, полезна не всегда.

 

Если вдруг искрит розетка,

Или слышен странный треск,

Ты скажи об этом взрослым -

Сам пожалуйста не лезь!

Электричество Опасно!

Неуместны игры здесь!

 

У многих есть в квартире газ,

И не заметен он для глаз.

Но, помни, что опасен газ.

Не терпит он с собой проказ!

И коль заметил запах газа,

Открой окно, проветри сразу!

Пошире створки отвори,

И спички в руки не бери!

 

Осторожнее со спичкой!

Спичка - это главный враг.

Не шути ты с невеличкой,

Не до шуток нам никак.

 

Если на сковороде

Загорелось масло,

Воду ты туда не лей,

Воду лить опасно.

 

Перегладить все белье,

Помогаешь маме вдруг.

Не, забудь, когда закончишь,

Сразу выключить утюг.

 

С огнем, ребята, не играйте,

А увидев огонь и дым,

По телефону набирайте

Всего две цифры 01.

 

 

 

 

Приложение 4

Консультации для родителей

  1. Безопасность в Вашем доме.

Помните, что большинство несчастных случаев можно предотвратить! Для этого Вам придётся приобрести "привычку к безопасности". Вот несколько советов, над которыми Вы можете поразмыслить:

· Всегда поворачивайте от края плиты рукоятки стоящих на ней сковородок, чтобы ребёнок не мог дотянуться и вылить на себя кипящий жир;

· Всегда укорачивайте провода электрочайников - по той же причине;

· Всегда следите за тем, чтобы кастрюли с горячим содержимым не стояли на краю стола, на подоконнике;

· Всегда надёжно запирайте лекарства и всё, что может оказаться ядовитым для ребёнка;

· Всегда убирайте подальше опасное для ребёнка оборудование, ремонтируйте болтающиеся штепсели и подводящие провода;

· Всегда следите за тем, чтобы среди игрушек отсутствовали мелкие предметы;

· Всегда вставляйте блокираторы в электророзетки во избежании засунуть отвёртку, шпильку, пальчик в одну из дырочек, какие он видит в стене.

Эти меры предосторожности помогут Вам меньше беспокоится, когда Вы и Ваш ребёнок перемещаетесь по дому в разных направлениях в одно и то же время!

И, пожалуйста, не забывайте, что Вам нужно осознавать опасности не только в своём доме, но и в домах других людей. Это гораздо труднее, особенно, когда имеете дело с друзьями или собственными родителями. Всё, что Вы можете, - это помнить, например, что у них нет шпингалетов на окнах или что они не запирают "яды" в шкафчике под раковиной. Постарайтесь тактично, чтобы не обидеть их, обговорить эти важные для Вас моменты, но Вы должны обезопасить ребёнка.

Охранять жизнь детей - это просто проявлять здравый смысл!

Очень важно, чтобы Вы на шаг опережали ребёнка, тогда Вы сумеете предвидеть, что он может сделать, - ещё до того, как он это сделает!

Помните, что Ваш малыш взрослеет и забот, ответственности за его жизнь и здоровье с каждым днём прибавляется!

Помогите ребёнку удовлетворить его познавательный интерес к окружающему миру, создав все необходимые условия безопасной жизнедеятельности!

  1. Родителям о правилах дорожного движения

Проанализировав дорожно-транспортных происшествий , в которых пострадали дети, установлено, что  % происшествий произошли в радиусе одного километра от их дома. То есть в тех местах, где ребята должны были бы хорошо знать условия движения транспорта, места пешеходных переходов, установки светофоров, заведомо опасные участки. И хотя в дошкольных учреждениях педагоги проводят занятия с детьми по правилам дорожного движения, привлекая сотрудников ГИБДД, на радио и телевидении выходят специальные тематические передачи, в различных издательствах готовятся брошюры, плакаты, листовки, пропагандирующие правила дорожного движения, однако ситуация к лучшему не изменяется. Более того, из года в год детский травматизм растёт, дети гибнут и получают увечья по-прежнему большей частью в непосредственной близости от дома.

Большинство родителей, обеспокоенных за своих детей, прибегают к брани, многословным предупреждениям и даже к наказаниям. Такой метод не даёт эффекта, ведь ребёнок 3-5 лет (а часто и старше) не может осознать опасности. Он не представляет автомобиль в качестве опасности, которая может принести увечье или лишить жизни, наоборот, с автомобилем у него связаны приятные впечатления. Ничто так не влечёт малыша, как автомобиль будь то игрушечный или настоящий. Ребёнка можно научить выполнять все требования безопасности, не прибегая к запугиванию. Ребёнку необходимо внушить, что проезжая часть предназначена исключительно для транспортных средств, а не для игр. Можно научить детей ещё до того, как они пойдут в школу, умению ориентироваться в транспортной среде, прогнозировать разные ситуации, правильно определять место, где можно переходить дорогу, а перед переходом быть достаточно терпеливым и всегда оглядеться по сторонам, прежде чем сойти с тротуара.

Терпение и настойчивость являются эффективными средствами, обеспечивающими успех дела. Терпение и настойчивость - то, чего нам так не хватает в повседневной жизни. Терпение и настойчивость, которыми нам необходимо запастись хотя бы ради спасения жизни и здоровья собственных детей.

Скорость движения, плотность транспортных потоков на улицах и дорогах нашей страны быстро возрастают и будут прогрессировать в дальнейшем. Поэтому обеспечение безопасности движения становиться всё более важной государственной задачей. Особое значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка самых маленьких наших пешеходов - детей, которых уже сейчас за воротами дома подстерегают серьёзные трудности и опасности, и жить которым придется при несравненно большей интенсивности автомобильного движения.

Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ правил дорожного движения, безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. Предоставленные самим себе, дети, особенно младшего возраста, мало считаются с реальными опасностями на дороге. Объясняется это тем, что они не умеют ещё в должной степени управлять своим поведением. Они не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины и её скорость, и переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими. У них ещё не выработалась способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке. Поэтому они безмятежно выбегают на дорогу перед остановившейся машиной и внезапно появляются на пути у другой. Они считают вполне естественным выехать на проезжую часть на детском велосипеде или затеять здесь весёлую игру.

Избежать этих опасностей можно лишь путём соответствующего воспитания и обучения ребёнка. Важно знать что могут сами дети:

НАЧИНАЯ с 3-4 лет

- ребёнок может отличить  движущуюся машину от стоящей на месте. О тормозном пути он ещё представления не имеет. Он уверен, что машина может остановиться мгновенно.

НАЧИНАЯ с 6 лет

- ребёнок всё ещё имеет  довольно ограниченный угол зрения: боковым зрением он видит примерно  две трети того, что видят взрослые;

- большинство детей не  сумеют определить, что движется  быстрее: велосипед или спортивная  машина;

- они ещё не умеют  правильно распределять внимание  и отделять существенное от  незначительного. Мяч катящийся по проезжей части, может занять всё их внимание.

ЛИШЬ НАЧИНАЯ с 7 лет

- дети могут более уверенно  отличить правую сторону дороги  от левой.

НАЧИНАЯ с 8 лет

- дети уже могут реагировать  мгновенно, то есть тут же останавливаться  на оклик;

- они уже наполовину  опытные пешеходы;

- они развивают основные  навыки езды на велосипеде. Теперь  они постепенно учатся объезжать  препятствия, делать крутые повороты;

- они могут определить, откуда доносится шум;

- они учатся понимать  связь между величиной предмета, его удалённостью и временем. Они усваивают, что автомобиль  кажется тем больше, чем ближе  он находится;

- они могут отказываться  от начатого действия, то есть, ступив на проезжую часть, вновь  вернуться на тротуар;

- но они по прежнему не могут распознавать чреватые опасностью ситуации.

Важно чтобы родители были примером для детей в соблюдении правил дорожного движения.

- Не спешите, переходите  дорогу размеренным шагом.

- Выходя на проезжую  часть дороги, прекратите разговаривать - ребёнок должен привыкнуть, что  при переходе дороги нужно  сосредоточиться.

- Не переходите дорогу  на красный или жёлтый сигнал  светофора.

- Переходите дорогу только  в местах, обозначенных дорожным  знаком "Пешеходный переход".

- Из автобуса, троллейбуса, трамвая, такси выходите первыми. В противном случае ребёнок  может упасть или побежать  на проезжую часть дороги.

- Привлекайте ребёнка  к участию в ваших наблюдениях  за обстановкой на дороге: показывайте  ему те машины, которые готовятся  поворачивать, едут с большой  скоростью и т.д.

- Не выходите с ребёнком  из-за машины, кустов, не осмотрев  предварительно дороги, - это типичная  ошибка, и нельзя допускать, чтобы  дети её повторяли.

- Не разрешайте детям  играть вблизи дорог и на  проезжей части улицы.

СОБЛЮДАТЬ ПРАВИЛА НЕОБХОДИМО И В АВТОМОБИЛЕ.

Информация о работе Формирование у старших дошкольников основ безопасной жизнедеятельности