Формирование у старших дошкольников основ безопасной жизнедеятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 19:58, курсовая работа

Краткое описание

Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы социальных навыков, опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. С первых лет жизни активность и любознательность ребенка становятся небезопасными для него. Малыш по своим физиологическим особенностям не может определить всю меру опасности своего существования. Поэтому на взрослого человека возложена миссия защиты своего ребенка. Детям нужно разумно помогать избегать повреждений, ведь невозможно все время водить их за руку, удерживать возле себя. Зачастую взрослые пытаются оградить малыша от опасностей путем наложения целого ряда запретов или путем долгих, не всегда понятных детям, наставлений. Все это дает обратный результат.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОСНОВ БЕЗОПАСНОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1. Основные направления работы с детьми по основам безопасности 6
1.2. Специфика знаний старших дошкольников об основах безопасной жизнедеятельности 11
1.3. Сотрудничество с семьей по формированию основ безопасной жизнедеятельности у дошкольников 15
1.4. Анализ требований программ дошкольного образования по формированию основ безопасной жизнедеятельности 18
Выводы по главе 22
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 23
2.1. Определение уровня знаний детей по основам безопасной жизнедеятельности 23
2.2. Анализ результатов исследования и построение системы работы по формированию основ безопасной жизнедеятельности дошкольников 25
2.3. Определение эффективности системы работы по формированию основ безопасной жизнедеятельности 37
Выводы по главе 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 40

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая лукашук.docx

— 279.87 Кб (Скачать файл)

 

 

Приложение 2

Протокол изучения уровня знаний детей группы «Фантазеры» по основам безопасной жизнедеятельности

Дата проведения: 21.01.2013 – 28.01.2013

 

Фамилия, имя ребенка

Показатели

Средний балл

Уровень

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

1

Саша А.

2

2

2

2

1

1

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

3

1

2

1

1,5

Н

2

Ваня А.

3

3

3

2

2

1

2

2

1

1

1

2

2

2

3

3

3

1

3

3

2,0

Ср

3

Максим Б.

3

3

3

3

2

2

2

3

2

3

1

2

3

3

2

3

3

3

3

2

2,4

Ср

4

Павел Б.

3

3

3

3

1

1

2

2

2

2

1

1

2

2

2

2

2

3

3

1

2,0

Ср

5

Женя Б.

3

3

1

1

2

1

1

2

1

2

1

1

1

2

2

1

3

1

1

1

1,5

Н

6

Полина Б.

3

3

2

3

3

1

3

2

1

1

2

3

1

2

1

1

3

1

3

2

2,0

Ср

7

Настя Б.

1

2

2

2

1

1

1

1

1

2

1

1

1

2

2

2

2

1

2

2

1,4

Н

8

 Максим В.

3

3

2

2

2

1

3

2

2

2

1

1

3

2

1

2

3

2

2

2

2,0

Ср

9

Ксения В.

3

1

2

2

2

1

3

1

1

2

1

2

2

1

1

2

3

1

3

2

1,7

Н

10

Ира Г.

1

2

2

1

1

1

1

1

1

1

3

2

1

3

1

1

3

1

3

2

1,5

Н

11

Валик Д.

3

3

3

3

2

3

3

3

2

3

2

2

2

3

3

3

2

2

3

3

2,5

В

12

Егор З.

2

3

2

3

2

1

1

2

1

2

1

2

1

2

2

2

2

1

2

1

1,7

Н

13

Ульяна К.

3

3

2

3

1

2

1

1

1

2

1

2

2

1

1

1

1

1

1

1

1,5

Н

14

Родион К.

2

2

2

3

2

2

3

2

1

2

2

2

1

1

2

2

2

1

2

2

1,8

Н

15

Ника М.

2

3

3

3

3

2

2

1

1

2

2

1

1

2

2

2

3

1

3

2

2,0

Ср

16

Катя О.

3

2

2

2

2

1

2

2

1

2

1

2

1

2

2

1

2

1

2

2

1,7

Н

17

Аня С.

2

2

2

2

1

1

2

1

1

2

1

1

3

1

2

3

3

1

3

2

1,7

Н

18

Вика С.

2

2

2

2

1

2

2

2

1

2

3

2

1

2

1

2

2

1

1

2

1,7

Н

19

Карина С.

2

3

2

3

1

3

2

1

2

2

1

2

2

2

1

3

3

2

2

1

1,9

Ср

20

Эвелина Т.

2

3

3

3

1

1

1

2

1

2

3

3

1

2

1

1

1

1

1

1

1,6

Н

21

Лиза Т.

3

3

2

2

1

3

3

2

1

3

2

3

2

3

3

3

3

2

3

2

2,3

Ср

22

Арина Х.

3

3

2

1

2

1

1

2

1

3

1

2

1

2

3

1

3

1

3

2

1,8

Н

23

Вера Ч.

3

3

2

2

2

3

3

2

1

2

3

2

2

3

1

2

2

3

3

2

2,2

Ср

24

Тимофей Ш.

2

3

3

3

2

2

2

2

1

3

3

1

1

2

2

2

1

2

2

2

2,0

Ср

25

Стас Ю.

3

3

3

3

2

3

2

2

2

2

1

2

1

3

2

2

3

1

3

1

2,1

Ср


 

 

 

 

 

 

Протокол изучения уровня знаний детей группы «Фантазеры» по основам безопасной жизнедеятельности

Дата проведения: 01.02.2013 – 08.02.2013

 

Фамилия, имя ребенка

Показатели

Средний балл

Уровень

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

1

Саша А.

2

2

2

2

1

1

2

2

1

2

1

2

2

2

2

2

3

1

2

1

1,8

Н

2

Ваня А.

3

3

3

2

3

3

3

2

3

2

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

2,9

В

3

Максим Б.

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

2

3

3

3

3

3

3

3

3

2

2,9

В

4

Паша Б.

3

3

3

3

2

3

3

2

3

1

2

3

2

2

3

3

2

3

3

2

2,6

В

5

Женя Б.

3

3

2

2

2

2

2

2

2

2

1

2

1

2

2

2

3

1

2

1

2,0

Ср

6

Полина Б.

3

3

3

3

3

3

3

3

2

3

3

3

3

3

3

2

3

3

3

2

2,9

В

7

Настя Б.

2

3

2

2

2

3

3

3

2

3

1

2

2

3

3

3

3

2

3

2

2,5

В

8

Максим В.

3

3

2

2

3

2

3

2

3

3

2

2

3

3

1

2

3

3

3

1

2,5

В

9

Ксения В.

3

3

2

1

2

3

3

2

2

3

1

2

2

2

3

2

3

2

3

3

2,4

Ср

10

Ира Г.

2

3

3

1

1

1

2

2

1

2

3

2

1

3

2

2

3

1

3

2

2,0

Ср

11

Валик Д.

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

2

3

3

3

3

3

3

3

3,0

В

12

Егор З.

3

3

2

3

3

3

2

2

3

3

3

3

2

2

3

3

3

1

3

1

2,6

В

13

Ульяна К.

3

3

3

3

2

2

2

2

1

2

1

2

2

1

2

2

2

1

2

1

2,0

Ср

14

Родион К.

3

3

3

3

3

3

3

2

3

3

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2,5

В

15

Ника М.

2

3

3

3

3

3

3

2

3

2

2

1

1

3

2

2

3

3

3

3

2,5

В

16

Катя О.

3

3

3

2

3

2

2

2

2

3

3

3

1

2

2

3

3

2

3

2

2,5

В

17

Аня С.

2

3

3

2

2

2

2

1

1

2

2

2

3

1

2

3

3

1

3

3

2,2

Ср

18

Вика С.

3

2

2

2

1

2

2

2

2

2

3

3

3

2

2

3

3

2

3

2

2,3

Ср

19

Карина С.

3

3

3

3

3

3

3

2

3

3

3

2

3

2

3

3

3

3

3

2

2,8

В

20

Эвелина Т.

3

3

3

3

3

2

3

2

1

2

3

3

3

3

2

2

3

1

3

1

2,5

В

21

Лиза Т.

3

3

3

3

3

3

3

3

2

3

2

3

3

3

3

3

3

3

3

2

2,9

В

22

Арина Х.

3

3

3

3

3

2

3

3

2

3

2

3

3

3

3

3

3

3

3

2

2,8

В

23

Вера Ч.

3

3

2

3

3

3

3

2

2

2

3

3

2

3

1

2

3

3

3

3

2,6

В

24

Тимофей Ш.

2

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

2

2

3

2

3

2

3

3

2,8

В

25

Стас Ю.

3

3

3

3

3

3

3

3

2

3

2

3

3

3

3

3

3

2

3

2

2,8

В


 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

 

Художественная литература по обеспечению безопасной жизнедеятельности дошкольников

 

Рассказы и сказки

 

Сказка про домовенка

Жил на свете домовенок:

Пузик, лапки, нос да уши!

Непослушный был ребенок,

Никого-то он не слушал!

Говорила ему мама:

Не влезай на подоконник!

Но такой он был упрямый,

Просто маленький разбойник!

Он туда немедля встал

Посмотреть, что за окошком,

Зазевался и упал.

Ну, ударился немножко.

Домовенок с синяком

И большой красивой шишкой,

Но зато теперь знаком

С этим правилом малышка!

Ты запомнить постарайся:

С высоты легко упасть!

Высоко не забирайся,

Чтоб в больницу не попасть.

 

Говорила мама строго:

- Видишь, на стене розетка,

Никогда ее не трогай!

Навсегда запомни детка:

Там живет электроток

Очень страшный и опасный!

Удержаться он не смог,

Просьбы мамины напрасны!

Ах, опасный! Мы проверим!

Сразу нос туда сует:

Там в розетке что за звери?

Кто же в дырочках живет?

А из дырок искры – скок!

Больно жалят домовенка –

Укусил электроток

Любопытного ребенка!

Ты запомни навсегда:

Ток не зря запрятан в клетке,

Если выпустишь – беда!

Ничего не суй в розетку!

 

- Спички ты, внучок, не  трожь!

Как-то бабушка сказала.

- А не то весь дом  сожжешь!

Но пока она вязала,

Домовенок тут как тут:

Спички взял и газ включил –

Видел он, как спички жгут,

Но огонь как подскочил!!!

Почему-то получилось

Все совсем не как у взрослых!

Все вокруг воспламенилось,

Начался пожар серьезный!

Побежал огонь по полкам,

Воет, рвется он к окну,

Занавески злобным волком

Он в один момент слизнул!

Домовенок испугался:

- Ой, бабуля, мы горим!

Но на помощь тут примчался

Весь отряд пожарный к ним!

Командир сказал: - А ну-ка,

Вы чего тут натворили?

Смотрит бабушка на внука:

- Ведь тебе же говорили,

Спички в руки не бери

И с огнем ты не играй,

А иначе все сгорит

И поедем жить в сарай!

 

В доме есть такая полка,

Где хранятся порошки,

Мыло, ножницы, иголки,

С разной «химией» мешки.

Домовенку строго папа

Говорил: - Опасность здесь!

Но такой уж он растяпа:

Раз нельзя, то надо влезть!

Он достал из шкафа миску,

Воду теплую налил,

Бросил мыло и ириску,

Порошком все «посолил».

А потом из разных банок

Начал сыпать все подряд,

Положил туда рубанок:

То-то папа будет рад!

Это он готовил супчик,

Для семьи обед варил.

Но совсем забыл голубчик

Все, что папа говорил.

В миске страшно зашипело,

Вспухла пена, все накрыв.

Вдруг она позеленела,

И раздался страшный взрыв!

Домовенок очень грустный

Целый час стоял в углу.

Хорошо, что супчик вкусный

Не в тарелках – на полу!

Мыло, сода, порошок

Не игрушки для ребенка!

Видишь, как нехорошо

Получилось с домовенком!

 

Шел в оранжевых штанишках

Домовенок вдоль реки:

Как всегда, на лбу две шишки,

На коленках синяки.

А навстречу шла собака:

Серый хмурый крупный пес,

Явно только что из драки:

Поцарапан черный нос,

Шерсти клок из бока выдран,

И репейник на груди.

Из воды сказала выдра:

- Домовенок, отойди!

Никогда, малыш, не трогай

Незнакомых злых собак.

Покусать они ведь могут,

Не спасешься ты никак!

- Вот еще, чего бояться?-

Домовенок говорит.

- Ну, с чего бы ей  кусаться?

У нее добрейший вид!

Смажем ранки мы зеленкой,

А потом пойдем играть.

Пес взглянул на домовенка,

За штанишки его – хвать!

Побежал мальчишка к дубу.

Влез, на веточке дрожит,

Серый пес, оскалив зубы,

Домовенка сторожит.

Домовенок громко плакал.

Вот такие вот дела.

Только к вечеру собака

По своим делам ушла.

Знай, собак на свете много,

Кто-то друг, а кто-то враг.

Ты, пожалуйста, не трогай

Никогда чужих собак.

 

Как-то летом, в жаркий день

Домовенок на площадке

Отыскал густую тень

И заснул под липой сладко.

Голос ласковый сквозь сон:

- Хочешь чипсов и конфет?

Согласился сразу он,

Только слышит вдруг в ответ:

- Жалко, я же ведь не  знал,

Что увижусь здесь с тобой,

Я с собою их не взял.

А пойдем ко мне домой!

Старичок с седой бородкой

Перед ним стоит с клюкой:

Весь такой хороший, кроткий,

Положительный такой.

- Ну, пойдемте, - отвечает

Домовенок и встает.

Вот так ужас, он не знает,

Что старик ему все врет!

Это злой волшебник Скоен.

Он из глупых домовят

Варит зелье колдовское.

К нему ведьмы прилетят

За волшебным зельем этим.

Чтобы гадости творить!

Никогда не смейте дети

С незнакомыми ходить!

Хорошо, что фея Валла

Домовенку помогла,

На цветах поколдовала,

Злого мага прогнала!

 

Он теперь такой послушный,

Что примерней не сыскать.

Если станет ему скучно,

Книжки будет он читать!

Шалуном он был когда-то.

Стать послушным каждый может!

Эти правила, ребята,

Надо выучить Вам тоже!

 

Их совсем не так уж много,

Но вам твердо надо знать:

Электричество не трогать,

Высоко не залезать,

Все, что спрятано на полках

И в шкафах закрыто где-то:

Спички, ножницы, иголки,

Все опасные предметы,

И на улице, и дома

В руки никогда не брать.

И к собакам незнакомым

Во дворе не приставать.

Если кто-то неизвестный

Приглашает погостить,

Вы ему ответьте честно:

- Мне к чужим нельзя ходить!

Маму слушать обещайте,

Правила не нарушайте!

 

Сказка про пожар

Однажды полез Алеша на стол за конфетами и увидел спички. Конфеты пестрой горкой возвышались в белой блестящей вазочке, а спички лежали рядом в маленьком аккуратном коробке с красивой картинкой. Мальчик тут же забыл про сладости и потянул коробок к себе. Алеша часто видел, как мама включает газ и подносит к конфорке горящую спичку. На плите тут же расцветал большой голубой цветок. Алеша знал, что это огонь. Хотя ему и говорили, что огонь страшный, он никогда не верил, потому что огонь был красивый, и на него было интересно смотреть. Он как будто манил к себе.

Никого из взрослых на кухне не было, и Алеша решил сам сделать такой же красивый огненный цветок. Тем более, что ничего сложного в этом нет! Надо всего лишь чиркнуть спичкой и поднести ее к плите.

Спички были такие красивые, такие одинаковые, светленькие, с аккуратными темными головками. Алеша взял одну и чиркнул по коробку. В тот же миг случилось что-то страшное: из-под спички выскочила крохотная искорка и начала плясать по кухне, поджигая все вокруг. Где она останавливалась, там немедленно появлялось черное горелое пятно. Кухня наполнилась гарью, дымом, и раздался ужасный голос:

- Спасибо тебе, непослушный  мальчик! Ты снял волшебное заклятие, наложенное на меня добрым  волшебником Меридоном много тысяч лет назад. Он заточил меня в этой спичке и сказал, что я смогу освободиться только тогда, когда какой-нибудь ребенок чиркнет спичкой по коробку и появится искра. Но все дети знают, что спички в руки брать нельзя, поэтому долгие годы томилась я в темнице. Наконец-то, мне попался ты, замечательный непослушный Алеша!

Голос захохотал совсем близко и на Алешу глянуло из дыма ужасное огненное лицо с черными глазами.

- Тебя заколдовал добрый  волшебник? – испуганно спросил  он. – Значит, ты злая?

- Да, я злая колдунья  Огнинда! Теперь я смогу доделать до конца свое важное дело.

- А какое у тебя дело? – дрожащим голосом поинтересовался  Алеша.

- Я должна сжечь всю  землю, чтобы не осталось ни  кустика, ни травинки, ни листочка, ни домика, ни человека!

- Как? – совсем перепугался  Алеша. – А что же тогда останется?

- Огромный костер, - ответила Огнинда и начала колдовать.

Колдунья плясала по кухне. Алеша стоял чуть живой от ужаса: вместо волос у нее был черный дым, вместо рук – огненные струи. Она махала ими и ела все подряд: стол, полки, занавески. А потом она посмотрела на Алешу и раскрыла свой огромный рот.

Информация о работе Формирование у старших дошкольников основ безопасной жизнедеятельности