Навык переключения на самоконтроль:
умение следить за своим поведением формируется
ежедневно под руководством родителей.
Навык предвидения опасности:
ребенок должен видеть своими глазами,
что за разными предметами на улице часто
скрывается опасность.
Важно чтобы
родители были примером для детей в соблюдении
правил дорожного движения.
Не спешите, переходите дорогу
размеренным шагом.
Выходя на проезжую часть дороги,
прекратите разговаривать - ребёнок должен
привыкнуть, что при переходе дороги нужно
сосредоточиться.
Не переходите дорогу на красный
или жёлтый сигнал светофора.
Переходите дорогу только в
местах, обозначенных дорожным знаком
«Пешеходный переход».
Из автобуса, троллейбуса, трамвая,
такси выходите первыми. В противном случае
ребёнок может упасть или побежать на
проезжую часть дороги.
Привлекайте ребёнка к участию
в ваших наблюдениях за обстановкой на
дороге: показывайте ему те машины, которые
готовятся поворачивать, едут с большой
скоростью и т.д.
Не выходите с ребёнком из-за
машины, кустов, не осмотрев предварительно
дороги, - это типичная ошибка, и нельзя
допускать, чтобы дети её повторяли.
Не разрешайте детям играть
вблизи дорог и на проезжей части улицы.
В старшем дошкольном возрасте
ребёнок должен усвоить:
кто является участником дорожного
движения, и его обязанности;
основные термины и понятия
правил (велосипед, дорога, дорожное движение,
железнодорожный переезд, маршрутное
транспортное средство, мопед, мотоцикл,
перекрёсток, пешеходный переход), линия
тротуаров, проезжая часть, разделительная
полоса, регулировщик, транспортное средство,
уступите дорогу);
регулирование дорожного движения;
сигналы светофора и регулировщика;
предупредительные сигналы;
движение через железнодорожные
пути;
особенности движения на велосипеде.
Своими словами, систематически и ненавязчиво
знакомьте с правилами, которые должен
знать ребёнок.
Методические приёмы обучения
ребёнка навыкам безопасного поведения
на дороге:
в дорожной обстановке обучайте
ориентироваться и оценивать дорожную
ситуацию;
разъясняйте необходимость
быть внимательным, осторожным и осмотрительным
на дороге;
воспитывайте у ребёнка потребность
быть дисциплинированным, вырабатывайте
у него положительные привычки в безопасном
поведении на дороге;
разъясняйте необходимость
быть постоянно бдительным, на дороге,
ноне запугивайте транспортной ситуацией;
указывайте на ошибки пешеходов
и водителей;
разъясняйте, что такое дорожно-транспортное
происшествие (ДТП) и причины их;
закрепляйте знания безопасного
поведения с помощью игр, диафильмов, читайте
книги, стихи, загадки с использованием
дорожно-транспортных ситуаций;
используйте прогулки для закрепления
и объяснения правил работы светофоров,
показывайте дорожные знаки и дорожную
разметку, а если регулировщик будет регулировать
движение, то поясните его сигналы, чаще
обращайтесь к ребёнку с вопросами по
дорожной обстановке.
Помните!
Ребёнок учится законам дорог, беря пример
с членов семьи и других взрослых. Не жалейте
времени на обучение детей поведению на
дороге. Берегите ребёнка! Старайтесь
сделать всё возможное, чтобы оградить
его от несчастных случаев на дороге!
- Правила поведения
в общественном транспорте
(расскажите об
этом детям)
При входе в городской транспорт
не расталкивай всех локтями, пропускай
женщин, пожилых людей и девочек (если
ты мальчик) вперед, помоги им подняться
в салон.
Не останавливайся у входа (если
ты не выходишь на следующей остановке),
а пройди в середину салона.
Воспитанный человек уступает
место пожилым людям, малышам, женщинам
с тяжелыми сумками.
В общественном транспорте
не стряхивают снег или капли дождя с одежды,
не едят, не входят с мороженым в руках
и, конечно, не курят.
В салоне не причесываются,
не чистят ногти, не ковыряют в носу, зубах,
ушах…
Газету читают в сложенном виде,
не разворачивая; не заглядывают в книгу
или газету соседа. А глазки скажут тебе
«спасибо!», если ты вообще откажешься
от привычки читать во время движения.
Не разглядывай в упор пассажиров,
не опирайся на них всем телом.
Входя в транспорт, нужно снимать
рюкзаки и сумки-ранцы, чтобы не задеть
(иногда даже запачкать) людей.
Если тебе трудно держать торт
или цветы, когда ты едешь стоя, можно вежливо
попросить сидящих подержать их.
Находясь в салоне, не следует
громко смеяться и разговаривать, обсуждать
свои проблемы, спорить во всеуслышание
с друзьями. Тем более непозволительно
оскорблять людей, сделавших вам замечание.
Родители должны следить за
тем, чтобы дети не пачкали ногами одежду
окружающих и сиденья.
Не занимай места для пассажиров
багажом или пакетами, крупные вещи лучше
перевозить не в часы пик. А громоздкие
острые предметы (например, лыжи) перевозят
хорошо упакованными.
Хозяевам животных: кошек, птиц,
мелких грызунов желательно перевозить
в специальных клетках; собак - обязательно
в наморднике.
К выходу надо готовиться заранее
(особенно, если много пассажиров). Спрашивай
у стоящих впереди: «Вы выходите на следующей
остановке?» Не оттесняй молча людей прокладывая себе дорогу, а, извиняясь, попроси разрешения тебе пройти.
Если женщина (девушка) едет
с мужчиной (молодым человеком), то он первый
проходит к выходу и первым выходит, помогая
сойти спутнице.
В любом виде транспорта будь
внимательным и предупредительным такие
слова, как «Будьте добры», «Благодарю
Вас» придадут тебе уверенность в любой
ситуации и создадут у окружающих мнение
о тебе как о человеке воспитанном и доброжелательном.
- Пешеход как участник дорожного
движения
Вот некоторые правила, с которыми
вы можете познакомить своих детей:
При выходе из дома:
· если у подъезда дома возможно
движение транспортных средств, сразу
обратите на это внимание ребенка и вместе
посмотрите, не приближается ли к вам автомобиль,
мотоцикл, мопед, велосипед;
· если у подъезда стоят транспортные
средства или растут деревья, закрывающие
обзор, приостановите
свое движение и оглянитесь - нет ли за
препятствием опасности.
При движении по тротуару:
· придерживайтесь правой стороны
тротуара;
· не ведите ребенка по краю
тротуара: взрослый должен находиться
со стороны проезжей части;
· маленький ребенок должен
идти рядом со взрослым, крепко держась
за руку;
· приучите ребенка, идя по тротуару,
внимательно наблюдать за выездом со двора
или с территории предприятия;
· разъясните детям, что забрасывание
проезжей части (камнями, стеклом) и повреждение
дорожных знаков могут привести к несчастному
случаю;
· не приучайте детей выходить
на проезжую часть, коляски и санки с детьми
возите только по тротуару.
· при движении группы ребят
учите их идти в паре, выполняя все указания
взрослых, сопровождающих детей.
Готовясь перейти
дорогу:
· остановитесь или замедлите
движение, осмотрите проезжую часть;
· привлекайте ребенка к наблюдению
за обстановкой на дороге;
· подчеркивайте свои движения:
поворот головы для осмотра улицы, остановку
для осмотра дороги, остановку для пропуска
автомобилей;
· учите ребенка различать приближающиеся
транспортные средства;
· не стойте с ребенком на краю
тротуара, так как при проезде транспортное
средство может зацепить, сбить, наехать
задними колесами;
· обратите внимание ребенка
на транспортное средство, готовящееся
к повороту, расскажите о сигналах указателей
поворота у автомобиля и жестах мотоциклиста
и велосипедиста;
· неоднократно показывайте
ребенку, как транспортное средство останавливается
у перехода, как оно движется по инерции.
При переходе проезжей
части:
· переходите дорогу только
по пешеходным переходам или на перекрестках
- по линии тротуара, иначе ребенок привыкнет
переходить где придется;
· идите только на зеленый сигнал
светофора: ребенок должен привыкнуть,
что на красный и желтый сигналы не переходят,
даже если нет транспорта;
· выходя на проезжую часть,
прекращайте разговоры; ребенок должен
усвоить, что при переходе дороги разговоры
излишни;
· не спешите и не бегите; переходите
дорогу всегда размеренным шагом;
· не переходите дорогу наискосок,
подчеркивайте и показывайте ребенку
каждый раз, что идете строго поперек улицы.
Ребенку нужно объяснить, что это делается
для лучшего наблюдения за автомототранспортными
средствами;
· не выходите на проезжую часть
из-за транспортного средства или из-за
кустов, не осмотрев предварительно улицу,
приучайте ребенка делать так же;
· не торопитесь перейти дорогу,
если на другой стороне вы увидели друзей,
родственников, знакомых, нужный автобус
или троллейбус. Не спешите и не бегите
к ним, внушите ребенку, что это опасно;
· не начинайте переходить улицу,
по кото-рой редко проезжает транспорт,
не посмотрев вокруг. Объясните ребенку,
что автомобили могут неожиданно выехать
из переулка, со двора дома;
· при переходе проезжей части
по нерегулируемому переходу в группе
людей учите ребенка внимательно следить
за началом движения транспорта, иначе
ребенок может привыкнуть при переходе
подражать поведению спутников, не наблюдая
за движением транспорта.
При посадке и высадке
из общественного транспорта (автобуса,
троллейбуса, трамвая и такси):
· выходите впереди ребенка;
маленький ребенок может упасть, ребенок
постарше может выбежать из-за стоящего
транспорта на проезжую часть;
· подходите для посадки к двери
транспортного средства только после
полной его остановки. Ребенок, как и взрослый,
может оступиться и попасть под колеса;
· не садитесь в общественный
транспорт (троллейбус, автобус) в последний
момент при его отправлении (может прижать
дверьми). Особую опасность представляет
передняя дверь, так как можно попасть
под колеса транспортного средства;
· научите ребенка быть внимательным
в зоне остановки - это опасное место для
ребенка: стоящий автобус сокращает обзор
дороги в этой зоне, кроме того, пешеходы
здесь часто спешат и могут случайно вытолкнуть
ребенка на проезжую часть.
При ожидании общественного
транспорта:
· стойте вместе с детьми только
на посадочных площадках, а при их отсутствии
- на тротуаре или обочине.
При движении автомобиля: