Формирование у старших дошкольников основ безопасной жизнедеятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 19:58, курсовая работа

Краткое описание

Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы социальных навыков, опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. С первых лет жизни активность и любознательность ребенка становятся небезопасными для него. Малыш по своим физиологическим особенностям не может определить всю меру опасности своего существования. Поэтому на взрослого человека возложена миссия защиты своего ребенка. Детям нужно разумно помогать избегать повреждений, ведь невозможно все время водить их за руку, удерживать возле себя. Зачастую взрослые пытаются оградить малыша от опасностей путем наложения целого ряда запретов или путем долгих, не всегда понятных детям, наставлений. Все это дает обратный результат.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОСНОВ БЕЗОПАСНОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1. Основные направления работы с детьми по основам безопасности 6
1.2. Специфика знаний старших дошкольников об основах безопасной жизнедеятельности 11
1.3. Сотрудничество с семьей по формированию основ безопасной жизнедеятельности у дошкольников 15
1.4. Анализ требований программ дошкольного образования по формированию основ безопасной жизнедеятельности 18
Выводы по главе 22
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 23
2.1. Определение уровня знаний детей по основам безопасной жизнедеятельности 23
2.2. Анализ результатов исследования и построение системы работы по формированию основ безопасной жизнедеятельности дошкольников 25
2.3. Определение эффективности системы работы по формированию основ безопасной жизнедеятельности 37
Выводы по главе 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 40

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая лукашук.docx

— 279.87 Кб (Скачать файл)

- Готово! – радостно закричал  Черногроз. – Теперь надо подождать, пока оно остынет и все! Сколько лет я ждал, и дождался!

- Какой ужас! – подумал  Алеша. – Столько лет этот злой  колдун не мог захватить мир, а я своим непослушанием все  испортил!

Тем временем Черногроз зачерпнул золотым половником волшебного зелья из котла, налил его в серебряный кубок и пошел к Алеше.

За его спиной волшебное зелье выскочило из котла, завертелось, превратилось в огромный шар, потом растеклось по пещере, потом собралось в толстый столб, у него стали расти крылья, голова, появились загнутый черный клюв и  лапы, на которых тут же заблестели страшные железные когти, затопорщились черные перья. Страшная птица взмахнула крыльями и вылетела в окно.

- Пей, - пртянул Черногроз Алеше колдовской кубок.

И тут Алеша понял, как он может спастись: раз уж он не послушался родителей, то и Черногроза он тоже не послушается! Алеша схватил кубок и выплеснул зелье на колдуна.

- Ай-ай-ай! – закричал  злой волшебник. – Что ты наделал!!! У меня больше нет зелья!

Он сначала позеленел, потом покраснел, потом съежился и превратился в крохотного человечка. Из норки в углу пещеры выскочила мышка, схватила его и потащила к себе.

- Какая забавная игрушка. Посажу его в клетку, пусть  развлекает моих мышат! – пискнула  она и помахала Алеше лапкой.

Клетка, в которой сидел Алеша открылась, и он выбежал из пещеры. Раз, и он оказался на улице, в своем родном городе, перед серым домом, в который привел его Черногроз

Он быстро-быстро бежал домой, потому что на улице было уже совсем темно. Во дворе с фонариком ходили родители, соседи и милиционер.

- Алеша! – бросилась к  нему мама. – Где же ты был? Мы так испугались!

- Меня похитил злой  волшебник Черногроз! – сказал Алеша.

- Как это «похитил»? - сурово  сдвинул брови милиционер. – Когда  похищают, надо громко кричать  и звать на помощь. Никто во  дворе ничего не слышал!

- Ну, не похитил, - покраснел  Алеша. – Я сам с ним пошел.

- Как сам? – ахнули  все.

- Он обещал мне показать  конфетные деревья и город  игрушек,- вздохнул Алеша. – Вот  я и поверил. Но я его победил  и смог вернуться.

- Но я же тебе говорила, что с чужими нельзя ходить! Это никогда не заканчивается ничем хорошим! – всплеснула руками мама.

- Тебе повезло, - с умным  видом сказал Виталик, который  тоже участвовал в поисках  Алеши. – Волшебник мог оказаться  белее могущественным, и тогда  тебе ни за что не удалось  бы так легко победить его. Вот я никогда не хожу с  незнакомыми людьми. Я с ними  даже не разговариваю!

- Молодец! – погладил  Виталика по голове милиционер. Алеше он погрозил пальцем  и спросил: - Теперь ты понял, что  родителей надо слушаться и  с чужими людьми уходить со  двора нельзя?

- Понял, - виновато сказал  Алеша.

Папа подхватил его на руки и понес домой.

- Как хорошо, что у этой  сказки счастливый конец, - сказала  мама. – Тебе просто повезло. Больше  так не делай!

- Не буду! – пообещал  Алеша и сдержал свое обещание. Теперь Алеша знал, что все, что  говорят незнакомые люди, может  оказаться неправдой. Даже если эти люди очень симпатичные и безобидные, очень может быть, что в кармане у них волшебная палочка для злых чудес! С незнакомцами он больше никуда со двора не уходил. Даже если его звали попить чаю с пирожными, или посмотреть щенков, или поиграть в конструктор, или покататься на настоящем космическом корабле. Лучше играть с Виталиком и придумывать новые планеты. Это намного интереснее и безопаснее!

 

Автомобиль (Н. Носов)

Когда мы с Мишкой были совсем маленькими, нам очень хотелось покататься на автомобиле, только это никак не удавалось. Сколько мы ни просили шоферов, никто не хотел нас катать. Однажды мы гуляли во дворе. Вдруг смотрим — на улице, возле наших ворот, остановился автомобиль. Шофер из машины вылез и куда-то ушел. Мы подбежали. Я говорю:

-Это «Волга». 
А Мишка:

- Нет, это «Москвич».

- Много ты понимаешь! - говорю я.

-Конечно, «Москвич», — говорит Мишка. — Посмотри, какой у него капор.

-Какой, - говорю, - капор? Это у девчонок бывает капор, а у 
машины - капот! Ты посмотри, какой кузов.

Мишка посмотрел и говорит:

-Ну, такое пузо, как у «Москвича».

-Это у тебя, - говорю, - пузо, а у машины никакого пуза нет.

- Ты же сам сказал «пузо».

  • «Кузов» я сказал, а не «пузо»! Эх, ты! Не понимаешь, а лезешь! 
    Мишка подошел к автомобилю сзади и говорит:

  • А у «Волги» разве есть буфер? Это у «Москвича» - буфер. 
    Я говорю:

- Ты бы лучше молчал. Выдумал еще буфер какой-то. Буфер - 
это у вагона на железной дороге, а у автомобиля - бампер. Бампер 
есть и у «Москвича», и у «Волги».

Мишка потрогал бампер руками и говорит:

- На этот бампер можно сесть и поехать.

- Не надо, - говорю я ему. 
А он:

- Да ты не бойся. Проедем немного и спрыгнем.

Тут пришел шофер и сел в машину. Мишка подбежал сзади, уселся на бампер и шепчет:

- Садись скорей!   Садись скорей! 
Я говорю:

- Не надо! 
А Мишка:

- Иди скорей! Эх ты, трусишка!

Я подбежал, прицепился рядом. Машина тронулась и как помчится! Мишка испугался и говорит:

- Я спрыгну! Я спрыгну!

- Не надо, - говорю, - расшибешься! 
А он твердит:

- Я спрыгну! Я спрыгну!

И уже начал отпускать одну ногу. Я оглянулся назад, а за нами другая машина мчится. Я кричу:

- Не смей! Смотри, сейчас тебя машина задавит!

Люди на тротуаре останавливаются, на нас смотрят. На перекрестке милиционер засвистел в свисток. Мишка перепугался, спрыгнул на мостовую, а руки не отпускает, за бампер держится, ноги по земле волочатся. Я испугался, схватил его за шиворот и тащу верх. Автомобиль остановился, а я все тащу. Мишка наконец снова залез на бампер. Вокруг народ собрался. Я кричу:

- Держись, дурак, крепче!

Тут все засмеялись. Я увидел, что мы остановились, и слез.

- Слезай, - говорю Мишке.

А он с перепугу ничего не понимает. Насилу я оторвал его от этого бампера. Подбежал милиционер, номер записывает. Шофер из кабины вылез - все на него набросились:

- Не видишь, что у тебя сзади делается? 
А про нас забыли. Я шепчу Мишке:

- Пойдем!

Отошли мы в сторонку и бегом в переулок. Прибежали домой, запыхались. У Мишки обе коленки до крови ободраны и штаны порваны. Это он когда по мостовой на животе ехал. Досталось ему от мамы!

Потом Мишка говорит:

- Штаны - это ничего, зашить можно, а коленки сами заживут. 
Мне вот только шофера жалко: ему, наверно, из-за нас достанется. 
Видал, милиционер номер машины записывал?

Я говорю:

- Надо было остаться и сказать, что шофер не виноват.

- А мы милиционеру письмо напишем, - говорит Мишка. 
Стали мы письмо писать. Писали, писали, листов двадцать бумаги испортили, наконец, написали:

«Дорогой товарищ милиционер! Вы неправильно записали номер. То есть вы записали номер правильно, только неправильно, что шофер виноват. Шофер не виноват, виноваты мы с Мишкой: мы прицепились, а он не знал. Шофер хороший и ездит правильно».

На конверте написали:

«Угол улицы Горького и Большой Грузинской, получить милиционеру». Запечатали письмо и бросили в ящик. Наверно, дойдет.

 

Дорожная сказка

Жили-были Ежик и Зайчонок.

Однажды они играли у дороги. Зайчик стал перебегать дорогу и попал под машину. Он очень сильно ушиб лапку. Добрые люди взяли и отдали его в школу в живой уголок. Ребята за ним ухаживали и лечили его.

Ежик соскучился по своему другу и решил навестить его. Перед началом пути Ежик зашел к Мудрой Сове.

Он спросил:

— Мудрая Сова, расскажи, как мне добраться до школы. Хочу сходить в гости к Зайчику.

Мудрая Сова ответила:

— Школа находится в городе. Чтобы до нее дойти, нужно пройти много дорог. А дороги в городе опасны. По ним ездят машины, автобусы, троллейбусы, нужно быть особенно внимательным и осторожным, чтобы не попасть под колеса.

— Что же мне делать? Кто мне поможет? — спросил Ежик.

— Я думаю, тебе может помочь Сорока. Она часто бывает в городе и много о нем знает.

Ежик нашел Сороку на высокой березе. Она делилась новостями с подружками.

— Дорогая Сорока, помоги мне найти дорогу к школе, в которой живет мой дружок Зайчонок.

— Хорошо. Иди следом за мной, не отставай и внимательно слушай.

Ежик и Сорока тронулись в путь. Сорока летела впереди, а Ежик от нее старался не отставать.

— Сейчас мы идем по загородному шоссе. Пешеходы здесь ходят по обочине навстречу транспорту. Если нужно перейти дорогу, посмотри налево, а потом направо. В городе будет много машин, — рассказывала Сорока, — там движение регулирует трехглазый Светофор. Когда горит красный свет — стой, когда желтый — тоже стой, это значит, что скоро загорится зеленый, а когда включили зеленый — подожди, пока все машины остановятся, и смело иди вперед, если путь свободен.

Чтобы пешеходам было безопаснее, на больших магистралях строят подземные переходы. Если увидишь голубой квадрат с человеком, спускающимся по ступенькам, значит, рядом подземный переход. Тебе, Ежик, нужно туда спуститься, пройти на другую сторону, и ты будешь на месте.

Ежик пошел дальше один. Когда он вышел на другую сторону, то увидел красный треугольник с бегущими ребятами. Ежик поздоровался с ним и спросил:

— Далеко ли до школы?

Знак ответил:

— Мой знак предупреждает водителей: «Дети!» Это значит, что школа совсем рядом, и водитель должен быть очень осторожен!

Ежик обрадовался и скоро вошел в широкие ворота, где было написано: «Добро пожаловать!»

Ежика увидели дети, взяли его осторожно и отнесли в живой уголок.

Там грустил Зайчонок. Его лапка зажила, и он очень хотел вернуться в родной лес. Ежик с Зайчонком много разговаривали и решили вернуться вместе в родной лес. Нарушать Правила дорожного движения они больше не будут.

 

Пословицы

От искр пожар рождается.

Не шути с огнем, можешь сгореть.

Спички не тронь, в них - огонь.

Не имей привычки носить в кармане спички.

Жжется печь, ее не тронь, потому что в ней - огонь.

Маленькая спичка сжигает большой лес.

Спичка-невеличка, огонь-великан.

Человеку друг огонь, только зря его не тронь.

Огонь - наш друг, но не всегда - бывает от него беда!

Огонь - мастер на все руки.

Огня бойся, воды берегись.

Огонь без дыма не бывает.

Огонь кочерги не боится.

Огонь маслом заливать, лишь огня прибавлять.

Огонь тушат пока не разгорелся.

Солома с огнем не дружат.

От искры сыр-бор загорелся.

От искры Москва сгорела.

Не шути с огнем - обожжешься.

Огонь - не вода, охватит - не выпливешь.

Огонь - не вода, пожитки не всплывают

 

Загадки

Опасные предметы.

    1. Два конца, два кольца,

А посередине гвоздик.(Ножницы).

    1. Не хочу я молчать,

Дайте вволю постучать.

И стучит день-деньской

Он железной головой. (Молоток).

    1. Конь стальной, хвост льняной,

Подружись-ка ты со мной.(Иголка).

    1. Зубы есть, а рта не надо.(Пила).
    2. У меня есть лезвие-

Острое, железное,

Обращайтесь осторожно,

Мной порезаться можно. (Нож)

    1. Ведь я сделан из железа,

         У меня ни ног, ни рук.

         Я по шляпку в доску влезу,

         А по мне все тук да тук. (Гвоздь).

    1. Вот железная плутовка,

Листы держит очень ловко.

Крепко вместе их сжимает,

Никогда не потеряет. (Скрепка).

    1. Я иголкина подружка,

Только нет у меня ушка. (Булавка).

    1. Очень хрупкая я,

Берегите меня.

Если только разобьете -

Лишь осколки соберете. (Стеклянная посуда).

    1. Ей набили мясом рот,

И она его жует,

Жует, жует и не глотает-

В тарелку отправляет. (Мясорубка).

    1. Он целый день звенел в бору

Густом, от инея белесом.

А ночью, подойдя к костру,

Заснул, в бревно уткнувшись носом. (Топор).

    1. В брюхе жарко у меня,

А в носу моем дыра,

Когда все во мне кипит,

Из нее пар валит. (Чайник).

    1. Голова огнем пылает,

Тело тает и сгорает.

Я полезной быть хочу:

Лампы нет - я посвечу. (Свеча).

    1. В деревянном домике

Информация о работе Формирование у старших дошкольников основ безопасной жизнедеятельности