Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2015 в 22:31, курсовая работа
Цели исследования:
Выявить и описать теоретические основы организации домашней учебной работы.
Проанализировать основные компоненты технологии форм умения и навыков самостоятельной работы домашнего труда.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ У ШКОЛЬНИКОВ УМЕНИЙ ДОМАШНЕЙ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 5
1.1 Сущность домашней учебной работы учащихся, ее роль в овладении знаниями 5
1.2 Психологические основы организации домашней учебной работы школьников 8
1.3 Дидактические требования к организации и выполнению домашней учебной работы учащихся 10
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ДОМАШНЕЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ 13
2.1 Обучение работе с учебником 13
2.2 Формирование навыков обработки дополнительной литературы 16
2.3 Знакомство с приемами систематизации знаний 18
2.4 Использование таблиц, памяток, опорных конспектов в подготовке домашнего задания 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 24
На тему об улучшении домашней работы также необходимо оформлять стенды, выпускать бюллетени-молнии. Много внимания необходимо уделять воспитательной работе с активом. Прежде всего, активисты должны включиться в работу по овладению культурой умственного труда повышению качества домашней учебной работы с тем, чтобы создать впору в самом ученическом коллективе для реализации поставленных задач. Работа с активом предполагает групповые и индивидуальные беседы. Подчеркнем, что эффект работы с активистами зависит от ее системы и конкретности. Нельзя сразу выдвигать перед ними много задач - это может внести некоторую неуверенность. Гораздо лучше выносить на обсуждение конкретные вопросы: о роли актива в укреплении дисциплины на уроках; что нужно делать активистам по внедрению правил режима дня; о преодолении подсказок и списывания домашних заданий и т.д. — и определять, как активисты должны их решать. Полезно также каждую неделю проводить с активистами "летучки" по подведению итогов их работы, выявлению недочетов, и анализу успехов.
Процесс усвоения умений и навыков имеет свою определенную структуру: с одной стороны, это усвоение осуществляется путем практических действий по образу, а с другой - нужен постоянный самоконтроль учащихся за своей работой, сравнение своих действий с образцами. Чтобы сформировать у школьников эти умения в навыки и приучить соблюдать правила умственного труда, нужно добиваться такой организации работы, которая побуждала бы их всегда действовать определенным образом. В этом плане исключительно важно показать учащимся (дать образец), как готовить домашние задания и добиваться успехов в учении. С этой целью необходимо с учащимися проводить практические занятия по выполнению домашних заданий по различным предметам. Проходить они должны под руководством учителей. Вначале школьникам необходимо напомнить правила умственного труда, а затем им предлагать выполнить домашнее
задание с соблюдением этих правил. Чтобы побудить ребят к более активной и
добросовестной работе, после выполнения задания проводить беглую проверку знаний и просмотр письменных упражнений. Вместе с тем учащимся указывать, чтобы они не забывали использовать приемы рассредоточенного во времени запоминания и дополнительно поработали дома над усвоением изучаемого материала. [9, с. 334]
В решении поставленной задачи большую роль играет правильно налаженный педагогический контроль. В школах и сейчас немало делается по осуществлению контроля над учебной работой учащихся. Но подходят к нему не совсем верно. Контроль осуществляется главным образом за тем, как учащиеся усвоили заданный материал. Что же касается самого процесса усвоения и закрепления знаний в системе домашней работы, то он фактически в большинстве школ остается вне контроля.
Получается, что контролю подвергается не сама учебная работа (а именно это должно быть главной целью контроля), а лишь ее результаты. Вот почему такой контроль не всегда побуждает учащихся к лучшей подготовке домашних заданий, а нередко вызывает у них отрицательные эмоциональные переживания. В самом деле, зачастую школьники не умеют учиться или у них не хватает волевых усилий для прочного овладения знаниями. Они нуждаются в серьезной и действенной помощи со стороны учителя, в его тактичном контроле. А поскольку такой помощи не бывает, то при проверке знаний отдельные учащиеся, естественно, получают "двойки". Между тем один опытный педагог писал: "Хороший учитель тот, у кого трудно получить двойку и легко пятерку". Но в таком случае центр педагогических усилий школы должен быть перенесен на повышение качества уроков, на совершенствование домашней работы учащихся и контроль над ее ходом.
По этому пути необходимо направлять учителей. Необходимо обратить серьезное внимание на контроль над самим процессом домашней работы с тем, чтобы действенно повысить ее качество. Усиление внимания и контроля над самим процессом усвоения знаний дает возможность улучшать индивидуальную помощь слабоуспевающим ученикам, формировать у них умение самостоятельной работы и оказывать на них действенное влияние. Но всякая работа нуждается в периодическом подведении итогов.
Таким образом, когда проводить психологические уроки, мероприятия, они, как правило, действуют на школьников. В них закладывается желание добиваться лучших результатов. Ведь когда учитель работает со всем классом, побуждает всех к знаниям и к каждому подходит индивидуально, у школьников при подготовке домашнего задания проявляется охота в его выполнении, появляются положительные эмоции. Ведь каждый школьник будет считать, что сделать правильно, аккуратно, в некоторой степени творчески, домашнее задание, что он будет поощрен. И тогда и учитель будет доволен своей работой, и школьник, который будет соответственно поощрен.
Таким образом, повысится успеваемость в классе, все в классе будут ответственными, прилежными и активистами. А когда школьники довольны, доволен и учитель. Ведь всегда каждому учителю тоже приятно, когда к его урокам подходят ответственно.
1.3 Дидактические требования к
организации и выполнению
С помощью разнообразных домашних учащиеся могут приобретать знания, умения и навыки. Все эти работы только тогда дают положительные результаты, когда они определенным образом организованы, т.е. представляют систему.
Под системой домашних работ мы понимаем прежде всего совокупность взаимосвязанных, взаимообуславливающих друг друга, логически вытекающих один из другого и подчиненных общим задачам видов работ. Всякая система должна удовлетворять определенным требованиям или принципам. В противном случае это будет не система, а случайный набор фактов, объектов, предметов и явлений. [12, с. 43]
При построении системы домашних работ в качестве основных дидактических требований выдвинуты следующие:
Однако одна система не определяет успеха работы учителя по формированию у учеников знаний, умений и навыков. Для этого нужно еще знать основные принципы, руководствуясь которыми можно обеспечить эффективность домашних работ, а также методику руководства отдельными видами домашних работ.
Эффективность домашней работы достигается, если она является одним их составных, органических элементов учебного процесса.
При отборе видов домашней работы, при определении ее объема и содержания следует руководствоваться, как и во всем процессе обучения, основными принципами дидактики. Наиболее важное значение в этом деле имеют принцип доступности и систематичности, связь теории с практикой, принцип постепенности в нарастании трудностей, принцип творческой активности, а также принцип дифференцированного подхода к учащимся. Применение этих принципов к руководству домашней работой имеет следующие особенности:
2. Развитие и совершенствование умений и навыков домашней самостоятельной работы учащихся
Книга для многих поколений людей была и остается основным источником получения знаний. Именно она формирует мировоззрение, развивает мышление. Само собой разумеется, что для учащихся основной источник получения знаний – это учебник. Именно с учебником они работают на уроке, именно с его помощью выполняют домашние задания. Как справедливо отмечает автор одной из работ, посвященных этой теме: “Использование учебника для приобретения, углубления и развития знаний, для организации деятельности учащихся в процессе изучения нового материала на уроках — часть общей проблемы развития познавательной самостоятельности учащихся”.[6, с. 50]
Книга для многих поколений людей была и остается основным источником получения знаний. Именно она формирует мировоззрение, развивает мышление. Само собой разумеется, что для учащихся основной источник получения знаний – это учебник. Именно с учебником они работают на уроке, именно с его помощью выполняют домашние задания. Как справедливо отмечает автор одной из работ, посвященных этой теме: “Использование учебника для приобретения, углубления и развития знаний, для организации деятельности учащихся в процессе изучения нового материала на уроках — часть общей проблемы развития познавательной самостоятельности учащихся”.[6, с. 50]
Работу с учебником на уроке организует учитель. Эта может быть работа по изучению нового материала, работа по закреплению новых знаний, работа с учебником при обобщающем повторении пройденного материала. Именно во время урока ученик под руководством учителя приобретает навыки работы с книгой, которые потом пригодятся ему в домашней самостоятельной работе.
Автор упомянутой выше статьи Раманаускас, подводит итоги исследования, проводившегося с целью изучения «соотношения фактических знаний учащихся с их умениями получать из текста необходимую информацию. Исследование проводилось на примере работы с учебником на уроках физики»”. [6, с. 50] В результате этого исследования автор статьи выделяет «четыре основные группы умений работы с учебником в V—VII классах. Первая группа — умения извлекать знания из текста.… Вторая группа умений направлена на углубление знаний в процессе работы учащихся с иллюстративными материалами учебника (рисунками, схемами, таблицами, графиками)…. Третья группа включает в себя умения по использованию учебника при решении задач…. Четвертая группа включает в себя различной сложности умения по ориентации в тексте и справочном аппарате учебника: пользоваться предметно-именным указателем, выделять в тексте выводы по параграфу, делать выборки по изучаемому вопросу». [6, с. 51]
Информация о работе Формирование у учащихся умений и навыков