Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2015 в 22:31, курсовая работа
Цели исследования:
Выявить и описать теоретические основы организации домашней учебной работы.
Проанализировать основные компоненты технологии форм умения и навыков самостоятельной работы домашнего труда.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ У ШКОЛЬНИКОВ УМЕНИЙ ДОМАШНЕЙ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 5
1.1 Сущность домашней учебной работы учащихся, ее роль в овладении знаниями 5
1.2 Психологические основы организации домашней учебной работы школьников 8
1.3 Дидактические требования к организации и выполнению домашней учебной работы учащихся 10
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ДОМАШНЕЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ 13
2.1 Обучение работе с учебником 13
2.2 Формирование навыков обработки дополнительной литературы 16
2.3 Знакомство с приемами систематизации знаний 18
2.4 Использование таблиц, памяток, опорных конспектов в подготовке домашнего задания 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 24
Навык составления таких схем, приобретенный учащимися на уроках, пригодится и в ходе выполнения домашних заданий, поможет учащимся лучше разобраться в логике изложения учебного материала.
Одной из разновидностей схем могут быть так называемые алгоритмы, схематизирующие не порядок изложения материала для запоминания, а ход мысли учащегося, применяющего какое-либо правило. Алгоритмы хороши в стандартных ситуациях – там, где способ решения задачи однозначен, и требуется научить учащегося правильно его применять. Это, в частности, могут быть упражнения по русскому языку, применяющиеся для закрепления какого-либо правила.
Само собой разумеется, что составление учащимися алгоритмов в ходе домашней самостоятельной работы должно быть подготовлено использованием их на уроках.
Тесным образом со схемами и алгоритмами связаны так называемые опорные конспекты, применяемые учащимися на уроках и в ходе выполнения домашних заданий. Как известно, в основе работы с опорными конспектами лежит методика В.Ф.Шаталова, подробно описанная в его книгах "Куда и как исчезали тройки", "Точка отсчета" и "Опорные конспекты по кинематике и динамике". Вкратце ее можно изложить так:
1. Первичное предъявление нового материала
Новый материал излагается учителем в форме лекции, беседы, работы в группах по вопросам учителя и т.д. Форма - любая, но обязательно выполнение следующих требований:
а) изложение-объяснение материала следует вести в соответствии с расположением материала в опорном конспекте и его содержанием;
б) во время объяснения учащиеся не делают записей, они слушают, думают, отвечают на вопросы учителя, разбираются в материале; главная задача - понимание!
в) после объяснения материала учитель, используя крупно написанный опорный конспект, быстро и четко повторяет изложенное в течение 3-5 мин при максимальном внимании всего класса.
2. Работа учащихся с опорным конспектом
После объяснения материала каждому учащемуся выдается опорный конспект и вопросы к нему. Дома ученик работает в следующей последовательности:
1. Глядя в опорный конспект, восстанавливает рассказ учителя по памяти, отмечая те места, где ничего не понял и не запомнил;
читает учебник, заглядывая в конспект и разбирая непонятные места.
2. Если не все понял и на этот раз - записывает и выясняет на консультации с учителем;
3. Отвечает на вопросы, используя опорный конспект и учебник;
4. переписывает конспект в тетрадь и тренируется его воспроизводить.
Как составить опорный конспект? Есть основные принципы, которыми предлагает воспользоваться Виктор Федорович Шаталов. Вот они:
Работа с опорными конспектами, по мнению ученых, очень перспективный вид учебной деятельности: «Шаталов, можно сказать, открыл совершенно новый для школы вид умственной работы. Это работа по закодированию и раскодированию. Она развивает ум ученика точно так же, как и поиск своего ответа на вопрос, но с той разницей, что самостоятельное мышление доступно поначалу не каждому, а работа с кодом – это мини-задача. Она под силу даже очень слабым ученикам.
Заключение
В ходе изучения и анализа доступной нам литературы нам стало понятно, что представляет собой домашняя работа и каковы рекомендации по ее выполнению.
Таким образом, домашняя работа представляет собой одну из форм организации обучения, которая характеризуется самостоятельным выполнением учащихся на занятиях с хорошо организованной самостоятельной работой дома.
На практике применяются следующие виды домашней учебной работы учащихся:
Нередко учителя переносят всю тяжесть обучения в сферу домашней учебной работы учащихся, не формируя у них культуру домашнего учебного труда. Поэтому многие школьники не умеют организовать свое рабочее место и режим дня, при подготовке домашних заданий сбиваются на полумеханическое чтение, не осуществляют самоконтроль за усвоением учебного материала. Зачастую выполнение письменных заданий осуществляется без предварительного усвоения теоритического материала, наблюдается также перегрузка учащихся учебными заданиями. Встречается и чрезмерный объем домашних заданий.
При выполнении домашней работы необходимо соблюдать следующие требования, которые основываются на психолого-педагогических закономерностях организации учебно-познавательной деятельности:
Исследования, проведенные психологами, показали, что если не удается овладеть учебным материалом при первом его восприятии, осмыслении и запоминании, то последующая работа потребует большей затраты времени и сил.
Приводимые в приложениях практические рекомендации школьникам, взятые из опыта работу учителей Полоцкой национальной гимназии могут быть рекомендованы к использованию и в других школах. На их основе каждый творчески мыслящий педагог способен разработать собственные рекомендации приемов, навыков и умений домашней работы учащимся, в зависимости от собственного стиля работы, от тех форм обучения, которые он сам применяет в своей педагогической деятельности.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Организация домашней работы учащихся.
Дифференцированные домашние задания в начальной школе.
Домашняя работа - это особый вид самостоятельной работы, он происходит без непосредственного руководства учи теля, поэтому нуждается в создании необходимых условий для успешного его выполнения.
На домашнюю работу учащихся возлагаются важные функции обучения, воспитания и развития.
Основные требования, предъявляемые к домашнему заданию.
Непременным условием успешного усвоения учащимися программного материала является подготовка школьников к выполнению домашней работы, руководство ею со стороны учителя.
Подготовка к выполнению домашней работы
Организация проверки домашнего задания
При проверке домашней работы учащихся задача учителя заключается в том, чтобы взять под контроль не только систематичность выполнения каждым учеником домашнего задания, но и степень самостоятельности ученика при его выполнении, а также уровень усвоения учебного материала в процессе домашней работы.
Возможные формы проверки:
Задания учащимся для проверки домашней работы:
Домашнее задание по каждому предмету должно быть строго регламентировано по объему и согласовано с заданиями по другим предметам.
Перегрузку учащихся могут вызвать:
У ребенка, который длительно занят приготовлением уроков, ослабевают память и внимание, снижается успеваемость.
Домашние задания учащимся начальных классов даются с учетом возможности их выполнения в следующих пределах:
в 1-м классе (со второго полугодия) - до 1 часа;
во 2-м - до 1,5 часов;
в 3-4-х - до 2-х часов.
Примерный объем домашних заданий
для учащихся 2-4-х классов:
№ п\п |
Учебный предмет |
2 класс |
3 класс |
4 класс |
1. |
Математика |
Задача или 2 столбика примеров |
Задача или 3 столбика примеров, но всего не более 16 |
Задача и 2 выражения, или 2 задачи, или задача и 4 примера |
2. |
Русский язык |
15-17 слов упражнение для домашней работы может включать не более одного грамматического задания |
25-28 слов упражнение для домашней работы может включать не более одного грамматического задания |
35-37 слов упражнение для домашней работы может включать не более одного грамматического задания |
3. |
Литературное чтение |
Не более 1-1,5 страниц |
Не более 2-2,5 страниц |
Не более 3-3,5 страниц |
4. |
Окружающий мир |
Не более 1-1,5 страниц |
Не более 2-2,5 страниц |
Не более 2,5-3 страниц |
Информация о работе Формирование у учащихся умений и навыков