Формирование экологических знаний и отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 14:44, курсовая работа

Краткое описание

Маленький ребёнок познаёт мир с открытой душой и сердцем. И то, как он будет относиться к этому миру, научится ли быть расточительным хозяином, любящим и понимаю щим природу, воспринимающим себя как часть единой экологической системы, во многом зависит от взрослых, участвующих в его воспитании. Решая задачи экологического воспитания в дошкольном возрасте, в первую очередь необходимо сформулировать систему знаний о природе, научить детей понимать и устанавливать существующие в ней связи и зависимости, действовать в соответствии с полученными знаниями. В Государственном общеобразовательном стандарте образования РК, определены государственные требования к содержанию дошкольного воспитания и обучения. Здесь также указано, что «в базовый минимум содержания основных ДОП должны входить следующие направления развития ребёнка:….игры и занятия по ознакомлению с окружающим миром, основам экологии»

Содержание

Введение 6
1. Теоретические основы экологического
воспитания детей старшего дошкольного
возраста 12
1.1 Научная основа построения содержания экологического воспитания старших дошкольников 12
1.2 Истоки и содержание экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста 18
1.3 Психолого-педагогические основы экологического воспитания старших дошкольников 28
2. Формирование экологических знаний и отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста 55
2.1 Анализ раздела Государственного общеобразовательного стандарта РК « Ознакомление с основами экологии» и программы воспитания и обучения в детском саду «Балбобек» 55
2.2 Технология формирования экологических знаний и отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста 61
2.3 Основные результаты экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста 76
Заключение 139
Список использованных источников 141

Вложенные файлы: 1 файл

Глава1.doc

— 2.06 Мб (Скачать файл)

Ход занятия

1. В гости к детям приходит  старичок - лесовичок, он предлагает вспомнить, каких животных называют «хищники» и каких «травоядные», почему? Просит детей привести примеры. Затем рассказывает детям, что

в природе между численностью животных (хищных, травоядных) и растений существует подвижное равновесие. Например, хищных животных (волков, лис) должно быть меньше, чем травоядных (зайцев, мышей), которыми они питаются. Такие отношения выражаются в виде различных пирамид, которые так и называются - «экологические пирамиды» (например, пирамиды численности).

Сначала дети просто складывают пирамиды из полосок бумаги, затем  экологические пирамиды из комплекта Н. Рыжовой «Невидимые ниточки природы».В основание кладется самая длинная полоска - колоски, выше - более короткая - мыши, далее - еще более короткая - сова. Аналогично выкладывается вторая пирамида: травы - зайцы - волк. Получились изображения пирамидок.

Для сравнения воспитатель  показывает детям игрушечную пирамиду и предлагает поразмышлять, почему экологическая пирамида выстроена именно в таком порядке.

Рассматривается вторая пирамида.

Зайчик очень любит  траву. Сколько травинок съедает  зайчик - одну или много? Много. Для  того, чтобы зайчики наелись, травинок должно быть больше, чем зайчиков. Поэтому  полоска с травой длиннее, чем  полоска с зайчиками, и зайцев меньше, чем травы. Ну, а зайцев не прочь отведать на обед волк. Волк большой, сильный. Чтобы быть таким, ему нужно съесть много зайцев. Поэтому в лесу зайцев должно быть больше, чем волков, чтобы всем хватило. Вот и получается пирамида: один волк может съесть много зайцев, а один заяц - много травы.

Подводится итог: чтобы  всем хватило еды, травы должно быть больше, чем зайцев, а зайцев - больше, чем волков.

Воспитатель просит детей  высказать свои мысли по поводу первой пирамиды.

Вопросы:

1. Кто любит колоски'? (Мышки.)

2. Много или мало колосков съедает каждая мышка? (Много.)

3. Значит, кого должно  быть больше? (Колосков должно быть больше, чем мышек.)

4. А чем питается  сова? (Ловит мышек на обед.)

5. Сова тоже сильная,  большая птица, хищник, как и  волк.

6. Чтобы быть такой сильной, сове надо съесть одну или много мышек? (Много.)

7. Значит, кого должно  быть меньше, сов или мышек`? (Конечно, сов, чтобы им хватило мышек на обед.)

     Подводится итог: чтобы всем хватило еды, колосков должно быть больше, чем мышей, а мышей - больше, чем сов.

Физкультминутка

Зайцы скачут скок-скок-скок!

Да на беленький снежок

Приседают, слушают – 

Не идет ли волк?

      Раз - согнулся, разогнулся,

      Два - нагнулся, потянулся, 

     Три - в  ладоши три хлопка,

     Головою  три кивка.

2. Старичок - лесовичок предлагает детям построить «живую пирамиду».

Дети, изображающие морковки, садятся  на пол или приседают, дети «зайцы»  станут рядом с ними, а «волк» должен стоять выше всех на стуле (пирамиды дети строят самостоятельно, воспитатель только предлагает варианты). Обсуждает с детьми, почему они построили именно такую пирамиду

Можно попросить детей самостоятельно придумать и построить пищевую  пирамиду. населяющих нашу планету, познакомить с  жителем пустыни - верблюдом, рассказать, как он приспособился к условиям жизни.

 

Кроме занятий и определённых циклов наблюдений мы проводили ежедневные наблюдения за сезонными явлениями природы, результаты заносили в календарь природы. Приводим ход наблюдений на каждый день недели.  

            Так же мы использовали в экологическом воспитании детей экологические проекты, цель которых - получение информации на основе наблюдений, исследовательской и практической деятельности детей в природе и с ее объектами. Проекты инициируют размышления, побуждают к действиям, в которых проявляется гражданская позиция по отношению к окружающей среде. Они нацеливают на межпредметность, самостоятельность, осмысление действий. Проекты могут выполняться индивидуально, группами и всем коллективом. Сроки выполнения различны. Как правило, проекты носят интегративный характер. Объектами наблюдений, исследований становятся природные объекты и экологические ситуации. Успех выполнения зависит от того, насколько педагог сумеет заинтересовать детей предстоящей работой. Деятельность в рамках проекта это не задание, за которое будет выставлена оценка. Она должна выполняться не по принуждению, а по собственному желанию, «характер». Можно использовать существующиё слова, можно придумать свои. Хорошо, если исследования помогут выполнить старшие братья, сестры, родители, дедушки и бабушки.

 

Контрольный этап.

      Основной задачей  данного этапа было определение  уровня сформированности экологических  знаний у детей экспериментальной и контрольной групп с помощью контрольной методики. Мы вновь провели диагностику по тем же параметрам и показателям.

     Детям было предложено 9 заданий, отражающих умение вычленять признаки, свойства, качества, жизненные проявления  живых объектов; видеть оценивать состояние живых организмов и среды устанавливать причинно-следственные, структурно- функциональные связи;  видеть целостность природных объектов, особенности их взаимодействия;  моделировать структуру и взаимосвязи объектов; прогнозировать результаты воздействия на объекты и среду.

      В первом задании детям предлагалось прослушать загадки о явлениях в природе и найти соответствующую картинку. Данное задание было направленно на то, чтобы выяснить научились ли дети соотносить определённое природное явление с конкретным временем года, правильно анализировать и обобщать свои ответы. Успешные результаты верных ответов на большее число загадок, показывают, что дети овладели умением вычленять характерные признаки того или иного времени года.

      Во втором задании с детьми была проведена беседа по картинкам, на которых изображены животные разных экологических групп: зверей, птиц, рыб, насекомых, земноводных. Дети ответили на ряд вопросов воспитателя.

1. Кто это?  2. Составь группы  «звери», «рыбы», «птицы», «насекомые», «животные». 3. Почему ты объединил рыб (птиц и т. п.) в одну группу? 

Далее им было предложено разместить животных по месту и среде обитания.

       Для экспериментальной  группы данное задание давалось с трудом. Многие дети путались в понятиях среда,  обитания и размещали животных разных экологических групп неверно, порой не могли объяснить свои действия.

      В третьем задании была организованна игра «Путаница». Детям давалось растение  в разобранном виде, им были даны задания: 1) расположить растение правильно; 2) почему части растения следует расположить именно так, а не по-другому? 3) зачем растению листья, стебли, корни, цветки. Данное задание было направленно на выявление знаний детей о мире растений и их взаимосвязи с окружающей средой. У детей экспериментальной группы обнаруживаются более высокие результаты (ими хорошо поняты эти зависимости). Это подтверждается ответами детей, отличающимися обстоятельными рассуждениями. Верные ответы детей контрольной группы, как правило, отличаются краткостью, лаконичностью.

      Четвёртое  задание было направленно на то, чтобы выяснить, как дети усвоили знания о взаимосвязи между различными представителями животного мира. Воспитатель представляет детям модель биоценоза леса. Детям задаётся вопрос: «Кто где спрячется в случае опасности?» На экран фланелеграфа выставляется фигурка волка. Дети перемещают тех животных, которые отреагируют на появление этого хищника: птицы, сидевшие низко, вспорхнут на более высокие ветки, заяц убежит, ёж свернётся в клубок  

( одно изображение ежа заменяется  другим). Но многие животные останутся на месте: черви, некоторые насекомые, улитки.

Далее детям были предложены иные ситуации, на полянку выходили: медведь. Лиса, лось, прилетала птица, бабочка, пчела. Каждый раз дети отмечали. Что ситуация на полянке всегда менялась она была разной. Дети экспериментальной группы обсуждали создавшуюся ситуацию, вскрывали причины того или иного поведения животных.

      Рассмотрев модель  леса, детям было предложено пятое задание, в виде создания проблемной ситуации – в лес пришли лесорубы. Что будет? Для начала дети по просьбе воспитателя разместили животных в разных ярусах леса в соответствии с местами их обитания. Затем деревья убираются. Дети наглядно увидели, что практически все животные остались без «дома».  Дети экспериментальной группы объясняли создавшуюся ситуацию «Птицам негде сидеть и вить гнёзда, мелким зверям нельзя прятаться и они легко становятся добычей хищников и т. д.», но ещё дети заметили, что животные лишились не только дома, но и пищи. Дети установили, что первыми пострадают растительноядные животные; они будут вынуждены уходить из этих мест, иначе погибнут. Когда растительноядных животных станет меньше. Начнут испытывать голод и хищные. Также дети обратили внимание на то, не только крупные звери пострадают, но и улитки, черви, насекомые, ящерицы и т. д.  На вопрос «Почему же всё это произойдёт?» дети экспериментальной группы аргументировали так: « При исчезновении деревьев пострадают кустарники и травы, грибы. Деревья защищали их от ветра, дождей, обжигающего солнца. Дети делали вывод, что вырубка деревьев наносит непоправимый вред природе: лес исчезнет.

      Многим детям контрольной  группы данное задание оказалось  трудным, они смогли определить  только некоторые взаимосвязи, ответы были краткими, не обобщались, не могли доказать ту или иную точку зрения.

      Шестое  задание направленно на то, как дети понимают взаимосвязь животного и растительного мира с изменениями в неживой природе. Детям представлены картинки с изображёнными на них различными временами года (весна, осень, зима, лето) Ребёнку даётся задание выбрать любую картинку, рассказать, что на ней изображено, назвать признаки этого времени года. Что происходит с растениями? Почему? Какие звери спят, какие активные? Что можешь рассказать о домашних животных в это время года? ( Показ животных на картинках, рассказ о разном образе жизни – выборочно). Почему животные  меняют свой образ жизни в данное время года? Как ведут себя птицы, рыбы?

       Задача оказалась  для детей экспериментальной  группы несложной. Большинство детей могут аргументировать свой ответ. Дети называют различные зависимости и взаимосвязи,  существующие  в природе, и как на них влияет деятельность человека.

       Седьмое задание было представлено детям в форме игры «Отгадай мой домик». Мы поставили задачу выявить знания детей о животных и птицах и умении соотносить их внешний вид, повадки со средой обитания. Детям были представлены картинки с изображением животных и птиц и их жилищами. Дети должны были разложить эти картинки попарно животное – жилище. Например: мышка – норка, медведь – берлога, белка – гнездо и т. д.с данным заданием справились дети обеих групп практически одинаково, но дети контрольной группы делали это практически автоматически опираясь только лишь на свой жизненный опыт, и объяснить почему они делали так, а не иначе многие из детей не смогли. Тогда как дети экспериментальной группы отличались аналитическим способом мышления, они аргументировали вои выбор, поясняя, почему и как  они сделали свой выбор.

      Восьмое  задание было направленно на то, как дети усвоили трудовые навыки и умения по уходу за растениями уголка природы. Для этого была создана игровая ситуация. В гости к детям приходит Незнайка, он хочет дома посадить комнатные растения, но ничего про них не знает и просит детей помочь ему. Выбирая, какой либо цветок, воспитатель просит ребёнка рассказать о нём: как называется, какой полив он предпочитает, солнцелюбивое или наоборот, не любит прямого солнечного света. Где его лучше всего разместить.

        Ребёнок должен не только рассказать, но и показать Незнайке правильность ухода за растением. Хочется отметить, что данное задание оказалось очень трудным для детей контрольной группы, трудовые навыки у них развиты плохо, предметы труда и его особенности выделяют с помощью воспитателя. Отдельные трудовые операции осуществляют достаточно самостоятельно, но не качественно; некоторые при помощи взрослого. Дети экспериментальной группы самостоятельно могут поставить цель труда. Отбирают средства и выполняют трудовые действия достаточно самостоятельно и качественно.

       В заключительном девятом задании, встала задача выяснить, насколько развито отношение детей к природоохранной деятельности. После прогулки педагог предлагает детям вспомнить правила поведения в лесу, парке, на лугу, водоёме и т. д. Предложить детям листы бумаги, карандаши, краски, кисти и самостоятельно изготовить запрещающие знаки для тех, кто своим поведением наносит вред окружающей природе. Затем предложить каждому ребёнку взять по одному знаку и объяснить его назначение. Большинство детей эмоционально откликнулись на выполнение данного задания, поясняя содержание каждого сюжета изображённого на карточке. Многие знают основные правила поведения в природе, приводят доводы, анализируют конкретную ситуацию, приводят примеры из личного опыта. На основе анализа данного задания следует сделать вывод, что многие из обследуемых детей, как контрольной, так и экспериментальной групп понимают причинно-следственные связи в природе, а также негативное влияние человека на окружающую среду.

Информация о работе Формирование экологических знаний и отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста