Формирование экологических знаний и отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 14:44, курсовая работа

Краткое описание

Маленький ребёнок познаёт мир с открытой душой и сердцем. И то, как он будет относиться к этому миру, научится ли быть расточительным хозяином, любящим и понимаю щим природу, воспринимающим себя как часть единой экологической системы, во многом зависит от взрослых, участвующих в его воспитании. Решая задачи экологического воспитания в дошкольном возрасте, в первую очередь необходимо сформулировать систему знаний о природе, научить детей понимать и устанавливать существующие в ней связи и зависимости, действовать в соответствии с полученными знаниями. В Государственном общеобразовательном стандарте образования РК, определены государственные требования к содержанию дошкольного воспитания и обучения. Здесь также указано, что «в базовый минимум содержания основных ДОП должны входить следующие направления развития ребёнка:….игры и занятия по ознакомлению с окружающим миром, основам экологии»

Содержание

Введение 6
1. Теоретические основы экологического
воспитания детей старшего дошкольного
возраста 12
1.1 Научная основа построения содержания экологического воспитания старших дошкольников 12
1.2 Истоки и содержание экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста 18
1.3 Психолого-педагогические основы экологического воспитания старших дошкольников 28
2. Формирование экологических знаний и отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста 55
2.1 Анализ раздела Государственного общеобразовательного стандарта РК « Ознакомление с основами экологии» и программы воспитания и обучения в детском саду «Балбобек» 55
2.2 Технология формирования экологических знаний и отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста 61
2.3 Основные результаты экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста 76
Заключение 139
Список использованных источников 141

Вложенные файлы: 1 файл

Глава1.doc

— 2.06 Мб (Скачать файл)

Воспитатель. Получилось ли у него то, что он хотел сделать? (Нет.) А почему так произошло? (Он не знал, как надо правильно ухаживать за лягушонком.)

Воспитатель. Правильно. Значит, для того чтобы сделать кому-то хорошо, нужно о нем много знать. И то, что нужно знать, мы обозначим вот этой моделыо (например книга). Но эта модель означает, что Жалейкин все правильно знал о лягушонке. Так ли было в его истории? (Нет, он многого не знал.)

Воспитатель. Чтобы не забыть, что Жалейкин не знал того, что нужно, поставим рядом вопросительный знак. (Ставит картинку.)

Воспитатель. Что же случилось из-за того, что Жалейкин не знал главного о лягушонке? (Поступил не так, как надо, посадил его в коробку и выставил на солнышко.)

Воспитатель. То, что он сделал, мы обозначим моделью. (Рука.)

Воспитатель. А правильно ли сделал Жалейкин? Пoчему нет? (Он не знал что лягушонку будет плохо на солнышке.)

Воспитатель. И что в результате получилось у Жалейкина? Что произошло с лягушонком? (Ему стало плохо, он мог умереть.)

Воспитатель. Получилось у Жалейкина то, что он задумал? (Показать на первый элемент модели.) (Нет.) Воспитатель. Обозначим это моделью, где нарисован грустный человек. (Модель с грустным лицом.)

Воспитатель. Ребята, нужно помочь Жалейкину сделать задуманное! Помогите ему. Что у нас обозначает первая модель? (То, что он хотел сделать. Он хотел сделать лягушонку добро.)

Воспитатель. Правильно, он задумал сделать доброе дело - это его цель. Что же нам нужно, чтобы сделать это? Посмотрите на вторую модель. Что она обозначает?

(Она обозначает, что нужно знать,  что любит лягушонок, а что нет.)

Воспитатель. Когда же лягушонку будет хорошо? Что нужно о нем знать? Спросите меня, если не знаете. (Лягушки любят воду, влагу. Они дышат кожей. Она должна быть всегда влажная.)

Воспитатель. Нужна была лягушонку помощь? Что должен был сделать Жалейкин? (Не трогать. не пугать, пройти мимо.) (Показывает третью модель. Оставить лягушонка в болоте.)

Воспитатель. Правильно, ребята. А теперь подумайте если бы Жалейкин все это знал и сделал бы так, как вы сказали, что бы у него получилось? (Лягушонку было бы хорошо.)

Воспитатель. Какую модель нужно поставить? (Человека, который улыбается - это значит, что ему хорошо, и у Жалейкина получилось то, что он задумал.)

Воспитатель. Молодцы, помогли Жалейкину. А сейчас я расскажу вам еще одну историю, которая приключилась с Жалейкиным. Вы помните, какую цель всегда ставил себе Жалейкин? (Делать добро.)

Воспитатель. Правильно, и на этот раз Жалейкин решил помочь, поэтому сразу поставим первую модель - какую? (Человек улыбается.)

Воспитатель. А теперь слушайте историю. Шел Жалейкин по лесу, видит `- птенчик сидит на пеньке. Беспомощный, маленький, одинокий. Жалко стало Жалейкину птенчика, чуть не заплакал и подумал: «Наверное он, бедняга, из гнезда выпал, потерял родителей, я возьму его домой и сделаю его горькую жизнь сладкой. Для тебя, пернатый друг, мне ничего не жалко. Ешь досыта ириски, леденцы, пей какао и лимонад! Живи у меня и радуйся своей сладкой жизни!»

Воспитатель. Кто поможет разобраться в поведении Жалейкина по модели? (Вызвавшийся ребенок вместе с воспитателем выставляет модель поведения Жалейкина: Жалейкин хотел сделать доброе дело; он не знал, где птенчику хорошо и что он любит есть; поэтому он сделал неправильно - взял птенчика домой, кормил его не тем, чем надо и птенчику было плохо у Жалейкина.)

Воспитатель. Молодец, а кто из ребят поможет составить историю так, чтобы она закончилась хорошо для птенца? (Другой ребенок составляет модели и рассказывает по ним - Какая цель? Что нужно знать? Что нужно сделать? Какой получился результат? Воспитатель и дети оценивают рассказ, дополняют его, если это требуется.)

3.Воспитатель. Ребята, вы заметили, похожи ли эти две истории или нет? Чем? Какой совет вы можете дать Жалейкину, если он в следующий раз надумает кому-нибудь помочь? А что же делать в том случае, если знаний о ком-то не хватает? Хотите еще послушать истории о Жалейкине? В следующий раз расскажу. А ему передам ваши советы.

Занятие на тему:  Влаголюбивые и засухоустойчивые комнатные растения.

Программное содержание: Сформировать у детей представление о дифференцированных потребностях комнатных растений во влаге: одним растениям с мягкими, тонкими листьями требуется много влаги, они родом из влажных мест, их надо часто поливать, а некоторые - еще и опрыскивать; другие - с плотными, толстыми стеблями, листьями - засухоустойчивые, они родом из засушливых мест, поэтому их следует поливать реже, чем остальные растения. Толстые листья, стебли, иногда колючки вместо листьев - это результат приспособленности засухоустойчивых растений к запасанию воды и малому ее расходованию, поливать комнатные растения надо по-разному - в соответствии с их потребностями во влаге.

 Опыт. Растение теряет воду через испарение

Цель опыта: Дать понятие детям о способе потери воды растениями.

Развивающая среда: два растения - типичные представители засухоустойчивой и влаголюбивой групп (бальзамин и алоэ, традесканция и агава), глобус; растение в горшочке, полиэтиленовый пакет, клейкая лента.

 Ход занятия

1. Воспитатель: Посмотрите на комнатные растения у нас в группе. красивы ли они? Много ли их? Хорошо ли они себя чувствуют? (Дети рассматривают растения, отвечают на вопросы.) Какие условия необходимы всем растениям, чтобы они хорошо росли? (Вода, свет, тепло, питательная почва.) 0динаковое ли количество воды требуют разные комнатные растения? (Разная потребность в воде: одним нужно ее много, другим - поменьше, третьим - совсем мало. Это потому, что все растения родом из разных мест: одни себя на родине растут в сырых, заболоченных местах, там всегда влажные почва и воздух. Такие растения привыкли, что воды всегда в достатке, ее не запасать впрок. У них чаще всего тонкие, мягкие листья, и их очень много.) Давайте попробуем найти их в группе? (Дети с помощью воспитателя определяют эти растения, называют.) Есть другие растения, которые у себя на родине живут в сухих, солнечных, иногда очень жарких местах на бедных песчаных или даже каменистых почвах. В этих местах дожди идут редко, поэтому влаги в почве почти совсем нет. Растения привыкли терпеть засуху и приспособились «запасать» воду - накапливать ее в стеблях, листьях - и потом понемногу расходовать. Такие растения имеют толстые стебли, мясистые сочные листья, покрытые тонкой кожицей. Тонких листьев, которые испаряют много влаги, у них нет. Есть даже такие растения, которые совсем не имеют листьев: вместо них колючки. Найдите такие растения в группе.

Затем воспитатель ставит перед  детьми два растения: алоэ и традесканцию. Как называются эти растения? Рассмотрите и опишите их. (Дети называют, описывают. Воспитатель уточняет, дополняет.)

Какое из этих двух растений может  запасать воду? Какое - не может? Как угадали, что алоэ запасает влагу? Почему решили, что традесканция не «делает запасов»? Почему алоэ должно запасать воду? В каких местах оно растет на родине'? В каких местах растет на родине традесканция? Как же мы должны ухаживать за ними: одинаково поливать или по-разному? (Дети высказывают свои соображения.) Затем воспитатель продолжает беседу, рассказывает про эти растения.

Родина алоэ - Южная Америка, где  много сухих степей (показывает на глобусе). В этих местах жарко и сухо, что для алоэ хорошо. Местное население ценит это растение и использует его от многих болезней: ожогов, простуды и пр. В комнатных условиях алоэ цветет редко. Из листьев растения изготавливают ковры, морские канаты.

Традесканция растет в болотистых местах южной части Северной Америки (показывает на глобусе). Своё название получила по фамилии английского садовода Джона Традесканта. Он очень любил растения, ездил по разным странам, собирая их, затем выращивал в своих садах. С тех пор традесканция распространилась по  всему миру как комнатное растение. Оно растет легко, быстро, его только надо много поливать, так как оно родом из болотистых мест.

В конце занятия воспитатель  приглашает  детей совершить экскурсию по детскому саду. Они осматривают растения, определяют, какие из них засухоустойчивые, какие влаголюбивые, определяют, как их надо

поливать. Воспитатель подчеркивает, как важна забота дежурных, от них: зависит жизнь растений и красота  в нашем доме - детском саду. По-разному  ли поливают растения осенью, зимой, весной, летом? (Осенью все растения, которые не цветут, надо поливать меньше -у них заканчивается бурный рост, они готовятся к зиме. Зимой все растения требуют меньшего полива. Весной и особенно летом растения чаще и обильнее поливают.) Какой водой надо поливать растения и почему? (Отстоявшейся -улетучивается хлор, и комнатной температуры - от холодной воды загнивают корни растений.)

Вывод: Чтобы растения хорошо себя чувствовали и украшали нашу . жизнь, надо правильно их поливать.

- Отчего зацвел цветок?

 Мальчик спросил мать.

- Оттого, что мы цветок 

Не ленились поливать!

Назовите, что еще помогает растениям  хорошо цвести? (Свет, тепло; хорошая почва, рыхление и подкормка, уборка пыли с листьев.)

Физкультминутка

Мы ногами топ-топ,

Мы руками хлоп-хлоп!

Мы глазами миг-миг,

Мы плечами чик-чик.

Раз - сюда, два - туда,

Повернись вокруг себя.

Раз - присели, два - привстали,

Руки кверху все подняли,

Раз-два, раз-два;

    Заниматься нам пора! (соответствующие движения)

2. Мы с вами поливали растения, а вы не задумывались, куда же девается вода? Оказывается, растение теряет влагу через испарение. Мы на опыте проверим, как это происходит.

Поместим пакетик на лист и надежно  прикрепим его к стеблю растения в горшке клейкой лентой. Поставим растение на 2-3 часа на солнце. Посмотрите, каким стал пакет изнутри? (Влажным.) Почему?

Растение всасывает воду через  корни. Вода идет по стеблям, откуда около 9/10 воды испаряется через устьица. Некоторые деревья испаряют до 7 тонн воды в сутки. Когда их много, растения оказывают большое влияние на температуру воздуха и влажность. Потеря влаги растениями через устьица называется транспирацией. ( воздух становится более прохладным и влажным).Подумайте и скажите, почему в лесу прохладно? В каком лесу прохладнее – лиственном, хвойном (сосновом)? Почему?

 

 

Занятие на тему: Обитатели нашего уголка природы.

Программное содержание: 1.Уточнить виды растений и животных, которые имеются в уголке природы. Формировать представление: растения и животные - живые существа, у них есть потребность в определенных условиях: для растений - тепло, свет, вода, питательная почва; для животных - их пища, вода, место, где они строят гнездо, отдыхают. Если условия соответствуют потребностям, то растения и животные остаются живыми, хорошо себя чувствуют, растут и приносят потомство. Обитателям уголка природы условия жизни создают люди (воспитатели, дети), они заботятся о них, ухаживают. В свою очередь, и людям полезно для здоровья находиться в помещении, где много зеленых, цветущих растений, красивый аквариум, поющие птицы.

 Экологическая игра «Чем похожи? Чем отличаются?»

Цель игры: Формировать умение обследовать объект, формировать умение доказывать принадлежность объекта к живому.

Развивающая среда: растения, животные - обитатели уголка природы; элементы сенсорных моделей: цвет, форма, характер поверхности листьев, численность.

Ход занятия

1. Воспитатель предлагает детям  подумать над вопросом, кто живет в группе, для кого детский сад является «домом».

Предлагает осмотреть группу и  назвать все живые существа. (Дети называют растения и животных-обитателей уголка природы.) Вместе с детьми воспитатель уточняет признаки живого существа - живое дышит, питается, размножается, двигается. Предлагает вспомнить опыты - наблюдение за ростом и развитием луковицы, посаженной в банку с водой, как росли нежные листочки лука и его корни, как изменилась луковица.

Какие изменения происходили с  ветками тополя и смородины, посаженными в воду, как нарастала их корневая система? Длительные наблюдения за ростом и развитием томата - от семени до семени. Какой вывод вы можете сделать на основе этих наблюдений? (Растения  живые, они нуждаются в определенных условиях.)

2. Затем проводятся игры-соревнования (дети делятся на две команды, которые по очереди отвечают на вопросы. За каждый правильный   ответ команда получает фишку).

Вопросы:

1. Почему обитатель живого уголка (попугай, черепаха, рыбка и др.) - живое существо? По каким признакам его можно считать живым?

2. Почему комнатные растения, которые  есть в нашем помещении, - это тоже живые существа? по каким признакам их можно считать живыми?

3. Чем растения отличаются от  животных?

4. Чем растения похоже на животных?

Подводятся итоги, определяется команда-победитель, которая делает круг почета под общие хлопки.

В заключение воспитатель обсуждает с детьми организацию дежурства в зоне природы. Работа в уголке природы - это создание хороших условий для живых существ, жизнь которых целиком зависит от людей.

Воспитатель с детьми вместе рассматривают  рыб в аквариуме, определяют условия для их нормальной жизни: много воды (ее надо регулярно доливать и менять), чистые стекла, чтобы проходил свет (их надо чистить снаружи и изнутри), регулярное кормление по мерке.

Так же определяются условия жизни  птиц: сначала проводится обсуждение, затем воспитатель с помощью детей осуществляет процедуру ухода - просевает песок, дает зерносмесь, тертую морковь, меняет воду и т. д. Показывает, как высевать овес, чтобы проросла зелень.

Аналогично обсуждаются условия  ухода за растениями.

Уточняются особенности трудовых действий: начинать и заканчивать уборку следует с наблюдения.

Создание хороших условий для  братьев наших меньших есть создание комфорта, уюта и для себя: в группе с красивыми растениями, весело щебечущей птицей приятно играть, делать любые дела.

 

 

Занятие на тему: Рассказ об экологических пирамидах.

Программное содержание: Формировать у детей представление о взаимосвязи обитателей леса - растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга.

2. Игра «Живая пирамида»

Цель: Закрепить знания детей об «экологических пирамидах».

Развивающая среда: набор полосок бумаги разной длины с изображением колосков, травы, зайцев, волка, мышек и совы.

Информация о работе Формирование экологических знаний и отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста