Формирование экологических знаний и отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 14:44, курсовая работа

Краткое описание

Маленький ребёнок познаёт мир с открытой душой и сердцем. И то, как он будет относиться к этому миру, научится ли быть расточительным хозяином, любящим и понимаю щим природу, воспринимающим себя как часть единой экологической системы, во многом зависит от взрослых, участвующих в его воспитании. Решая задачи экологического воспитания в дошкольном возрасте, в первую очередь необходимо сформулировать систему знаний о природе, научить детей понимать и устанавливать существующие в ней связи и зависимости, действовать в соответствии с полученными знаниями. В Государственном общеобразовательном стандарте образования РК, определены государственные требования к содержанию дошкольного воспитания и обучения. Здесь также указано, что «в базовый минимум содержания основных ДОП должны входить следующие направления развития ребёнка:….игры и занятия по ознакомлению с окружающим миром, основам экологии»

Содержание

Введение 6
1. Теоретические основы экологического
воспитания детей старшего дошкольного
возраста 12
1.1 Научная основа построения содержания экологического воспитания старших дошкольников 12
1.2 Истоки и содержание экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста 18
1.3 Психолого-педагогические основы экологического воспитания старших дошкольников 28
2. Формирование экологических знаний и отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста 55
2.1 Анализ раздела Государственного общеобразовательного стандарта РК « Ознакомление с основами экологии» и программы воспитания и обучения в детском саду «Балбобек» 55
2.2 Технология формирования экологических знаний и отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста 61
2.3 Основные результаты экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста 76
Заключение 139
Список использованных источников 141

Вложенные файлы: 1 файл

Глава1.doc

— 2.06 Мб (Скачать файл)

      Из материалов  данного обследования видно: дети  экспериментальной группы дают точные и конкретные ответы на поставленные задачи. устанавливают причинно-следственные связи в природе. Их знания носят обобщённый, системный характер, дети не только называют животных, птиц, насекомых, и т. д., но и дают характеристику существенных признаков «живого», которые приспособились к обитанию в разных биоценозах

Решение задачи об отношении хищника  и травоядных животных говорит о  том, что дети научились выявлять зависимости одного животного от другого, что их жизнь зависит друг от друга. Так же создание проблемной ситуации позволило выявить знание детей об отношении к губительной деятельности человека, они могли выявить причинно-следственные связи, обобщить и аргументировать свои ответы. В дальнейшем, дети смогли самостоятельно определить места обитания животных, соотнести их образ жизни, внешний вид с их жилищем.

     Дети экспериментальной  группы самостоятельно называли  разные виды растений: деревья, кустарники и цветы.

        Без помощи  взрослого называли условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Рассказывали, как правильно ухаживать за ними. Большинство из детей проявляли интерес и эмоционально выражали своё отношение к комнатным растениям.

        Далее нами была проведена повторная диагностика детей для определения уровня развития отношения детей к природе. Мы использовали те же критерии оценки уровней сформированности.

Задание 1 Цель: изучить особенности понимания ребёнком ценности природных объектов.

Используется метод индивидуальной беседы с ребёнком в ходе, которого ему задаются вопросы:

  1. Любишь ли ты животных и растения?
  2. С какими живыми существами тебе нравится встречаться, с какими не нравится? Почему?
  3. Зачем нужны животные и растения?
  4. Могут ли люди прожить без животных и растений?

10)Может ли человек прожить  без других людей? Почему?

 Задание 2 Цель: выявить с помощью картинок и в ситуации выбора представления ребёнка о нормах отношения к живому.

Используется метод индивидуальной беседы. Ребёнку предлагается ситуация, в которой герой предпочитает помощи живому существу развлечения. Задаются вопросы:

  1. Как поступил мальчик (девочка)? Почему?
  2. Как бы ты поступил на его месте?
  3. Какие добрые дела ты делал для животных, растений, людей?

Задание 3 Цель: выявить характер отношения ребёнка к животным, растениям и сверстникам в естественных условиях.

       Используются  наблюдения за отношением детей  к объектам в группе. На участке  детского сада, во время прогулок  и экскурсий.

Задание 4  Цель: изучить особенности отношения дошкольников к животным и растениям в специально созданных условиях.

     Используются наблюдения  за отношением детей к живым существам в комнате природы. Созданные условия заключаются в том. Что некоторым из живых существ нужна помощь (растения – в поливе, удалении пыли; животные – в кормлении, чистке клетки и др.) Для чего приготовлены необходимые средства. В комнате также размещаются материалы для занятия другими видами деятельности (изобразительной, игровой и др.) Это позволяет создать для детей ситуацию выбора деятельности – либо с природными объектами, либо другой. Для  осуществления диагностики в комнату приглашают двоих детей и предлагают каждому заняться тем, чем они хотят. Если ребёнок не догадывается о необходимости оказания помощи живому, его внимание привлекается к состоянию объектов с помощью наводящих вопросов:

  1. Как себя чувствует живой объект?
  2. Как ты это узнал?
  3. Как ему можно помочь?
  4. Хотел бы ты помочь животному или растению?
  5. Почему ты хочешь ему помочь?

 

Задание 5 Цель: выяснить особенности отношения ребёнка к живым объектам в ситуации выбора.

       Для этого моделируется  реальная ситуация выбора между  оказанием помощи живому существу  и другим, более привлекательным  занятием.

Воспитатель предлагает ребёнку обеспечить уход за нуждающимися в помощи животным или растениями. После принятия дошкольником задания его зовут играть в игру. За поведением дошкольника ведётся наблюдение и выясняется. Почему он  сделал тот или иной выбор.

Задание 6  Цель: выявить умение ребенка осуществлять уход за растениями.

Дошкольнику предлагается полить растение, удалить с него пыль, разрыхлить почву. (Каждый вид ухода выполняется отдельно). Сначала у ребенка выясняется, хотел бы он поухаживать за растениями и для чего это нужно делать. Затем   предлагается: выбрать из уголка природы растение, нуждающиеся в поливе (удалении пыли, рыхлении) и объяснить свой выбор; ответить, каким станет растение после ухода за ним; рассказать, как он будет осуществлять каждый вид ухода; подобрать необходимое оборудование для предстоящего вида труда; объяснить, как узнать, что уход достаточен. Ребенку предлагается полить растение; (удалить пыль, рыхлить землю). Воспитатель фиксирует практические действия и качество результат труда.

Задание 7  Детям была предложена проблемная ситуация такая как: « Поздней осенью зайцы поменяли окраску своей шубки, а снег еще не выпал. Хотите ли вы помочь? У вас на столе краски, фломастеры, карандаши и бумага. Покажите в рисунке, как это можно сделать» Далее дети в течение неограниченного времени рисовали свои рисунки, которые мы затем анализировали.

       Анализируя результаты данной  диагностики, хочется отметить, что  для детей экспериментальной  группы стала характерна выраженная  положительная направленность отношения к природе. В их поведении практически не наблюдается негативных проявлений. Охотно откликаются на предложение взрослого помочь живому, самостоятельно видят необходимостъ ухода и качественно его выполняют. Достаточно уверенно ориентируются в правилах поведения в природе, стараются их придерживаться. Мотивом бережного отношения к животным и растениям выступает понимание ценности жизни, стремление к совершению добрых поступков, когда как уровень сформированности отношения к природе в контрольной группе оказался практически на прежнем уровне, без каких либо существенных изменений. 

    Анализируя результаты  в контрольной группе на конец  эксперимента можно сказать, что  результаты остались практически  такими же, как и на начало  эксперимента.

        Таким образом, в ходе экспериментального исследования подтвердилась гипотеза о том, что уровни сформированности экологических знаний и действенно-практического отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста повышается при специальном организованном обучении с помощью разнообразных форм, методов и приёмов, а как результат улучшились их знания и действенно практическое отношение к природе.                    

 

Заключение

      В результате анализа  научно - педагогической и методической литературы мы пришли к выводу:

     В настоящее время  одной из приоритетных педагогических проблем является экологическое воспитание дошкольников, которое предполагает ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, когда педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии.

          Основу  методики экологического воспитания  составили исследования таких педагогов, как И.А.Хайдурова, В.И.Логиновой, П.Г.Саморуковой, С.Н.Николаевой и др., ими были проведены, отобраны и  систематизированы природоведческие знания, отражающие ведущие закономерности живой, а также неживой природы. В исследованиях, посвященных живой природе, в качестве ведущей была выбрана закономерность, которой подчиняется жизнь любого организма, а именно  зависимость существования растений и животных от внешней среды.      

   Эти работы положили начало  экологическому подходу в ознакомлении  детей с природой.

           Психологогические  исследования Н.Н.Подъякова, И.П.Павлова,  Т.В.Шилёнок  и др. показывают, что на этапе дошкольного детства особое значение имеет развитие разных форм познания окружающего мира природы через восприятие, образное мышление, воображение.

           Мы  определили, что  результатом  экологического воспитания является  осознанно правильное отношение к природе, это рассматривается как совокупность знаний и активных проявлений ребёнка. Именно знания о природе влияют на становлении сознательного отношения: под влиянием обучения дети начинают понимать причинные связи и зависимости в природе, начинают учитывать в своей деятельности, поведении. 

       Источником раскрытия  взаимосвязей в природе являются циклические наблюдения, модели и моделирующая деятельность, занятия первично-ознакомительного, углубленно-познавательного и обобщающего типов. А также использование наглядных пособий. Поэтому в дипломной работе определены основные направления по формированию экологических знаний и отношения детей старшего дошкольного возраста к природе.                  

         Проведённый  педагогический эксперимент и обобщение его результатов даёт основание сделать вывод, что если в процессе ознакомления дошкольников с природой мы будем систематически и последовательно использовать учебные материалы, направленные на обстоятельное рассмотрение взаимосвязи живого организма со средой обитании, причём применительно к двум принципиально различным категориям живых существ (растениям и животным). То формирование экологических знаний и отношения к природе у дошкольников повысится, что и подтвердило нашу гипотезу.

 

Список  использованных источников

1.Конституция Республики Казахстан: официальный текст с изменениями и дополнениями от 7 октября 1998 г. № 284 -1ЗКР.- Алматы: Жеті жарғы, 2002. – С. 7-8

2. Концепция экологической безопасности РК на 2004 – 2015 годы; одобрена указом президента РК от 3.12.2003 № 1241 // Каз. Правда. – 2003.- 10 дек.- С.7-8.

3.Государственный общеобязательный стандарт образования Республики КАзахстан. Дошкольное воспитание и обучение. – Астана: Министерство образования и науки Республики Казахстан, 2001.

4.Рыжова Н. Наш дом – природа.  //Дошкольное воспитание  2000г.- №7, с.5

5. Грехова Л.И. « В союзе с природой». Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми.  М.:ЦГЛ, Ставрополь: Сервисшкола, 2002 .-240 с.

6.Николаева С. Н. Теория и методика экологического  образования  детей: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, - М.:Издательский  центр «Академия» , 2002.- 336 с.

7. Чернова Н.М., Былова А.М. Экология. – Знание, 1990. – 272 с.

8. Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой.

Учебник для учащихся педучилищ  по специальности  «Дошкольное воспитание»  Изд. 2-е переработанное и дополненное, М.: «Просвещение», 1973 .-254 с.

9. Ашиков В. Путь к Экологическому  Человеку. //Дошкольное воспитание -  2001г.-№7- С.15-17.

 10.Ашиков В. И. ,Ашикова С. Г. Семицветик. Программа и руководство по культурно - экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста.-  М.: Педагогическое общество России , 1998 .- 132с.

11. Дошкольная педагогика. Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкол. Педагогика и психология» / Под ред. В. И. Логиновой и Т.Г. Саморуковой – М.:  Просвещение, 1983.- 304 с.

12. Школьный экологический календарь: Пособие для учителя / Н.С.Дежникова, И.В.Снитко, Д.Л.Теплов, Цветкова И.В.; Под ред. Н.С.Дежниковой. – М.: Просвещение, 2003. – 144 с.

13. Молдова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми: Учебно-метод. Пособие  для воспитателей детских садов и учителей. – Мн.: «Асар» - 1999 -128 с.

14. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004. – 190 с.

15.  Сарманова К.А., Коренькова Л.Г. Экологическое воспитание дошкольников. Методические рекомендации в помощь педагогам, родителям, студентам. Алматы, 2001. – 40 с.

16. Манкеш А.Е. Окружающий мир. Экология: методическое пособие для обучения детей по программе предшкольной подготовки. – Алматы: ОАО

“ Алматыкітап”, 2004. – 56 с.

17. Николаева С.Н.  Юный эколог. Программа и условия её реализации в детском саду. – М.:Мозаика – синтез, 2004. – 120 с.

18. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: 5-е изд. – М.: Просвещение, 2004. – 208 с.

19. Ясвин В.А. Психолого-педагогические основы формирования субъективного отношения к природе: автореф. Дис. д-ра пед.наук. –М.: 1998.- 34 с.

20. Комарова И.А. Игра как средство формирования осознанного отношения к природе у детей дошкольного возраста: Дис…канд. пед. наук. – М., 1991. с.53-57.

21. Егоренков Л. И. Экологическое воспитание дошкольников  и младших школьников. Дошкольный     и младший школьный возраст.

Пособие для родителей, педагогов  и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей  начальных классов. - М.:АРКТН,1999. – 128 с.

22. Поддъяков Н.Н. Содержание и методика умственного воспитания дошкольников. М.: педагогика, 1980. – 315 с.

23. Шилёнок Т. Помощь педагогу в работе по экологическому  воспитанию дошкольников. //Дошкольное  воспитание -  1995г. - №7 – С. 57-58

Информация о работе Формирование экологических знаний и отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста