Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 14:44, курсовая работа
Маленький ребёнок познаёт мир с открытой душой и сердцем. И то, как он будет относиться к этому миру, научится ли быть расточительным хозяином, любящим и понимаю щим природу, воспринимающим себя как часть единой экологической системы, во многом зависит от взрослых, участвующих в его воспитании. Решая задачи экологического воспитания в дошкольном возрасте, в первую очередь необходимо сформулировать систему знаний о природе, научить детей понимать и устанавливать существующие в ней связи и зависимости, действовать в соответствии с полученными знаниями. В Государственном общеобразовательном стандарте образования РК, определены государственные требования к содержанию дошкольного воспитания и обучения. Здесь также указано, что «в базовый минимум содержания основных ДОП должны входить следующие направления развития ребёнка:….игры и занятия по ознакомлению с окружающим миром, основам экологии»
Введение 6
1. Теоретические основы экологического
воспитания детей старшего дошкольного
возраста 12
1.1 Научная основа построения содержания экологического воспитания старших дошкольников 12
1.2 Истоки и содержание экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста 18
1.3 Психолого-педагогические основы экологического воспитания старших дошкольников 28
2. Формирование экологических знаний и отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста 55
2.1 Анализ раздела Государственного общеобразовательного стандарта РК « Ознакомление с основами экологии» и программы воспитания и обучения в детском саду «Балбобек» 55
2.2 Технология формирования экологических знаний и отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста 61
2.3 Основные результаты экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста 76
Заключение 139
Список использованных источников 141
какими свойствами они обладают.
Названные понятия выражают первую и главную экологическую идею: любой живой организм через свои потребности и необходимость их удовлетворения связан со средой обитания посредством морфофункциональной приспособленности (адаптации) к определённым условиям жизни. Эта идея конкретно и образно может быть доведена до понимания дошкольника.
Из второго раздела биоэкологи – демэкологии – в настоящее время, в виду недостаточности исследований, использовать какие либо понятия для построения методики экологического воспитания дошкольников не представляется возможным [6, 7].
Третий
раздел биоэкологи –
Таким образом, названные понятия биоэкологи, адаптированные уровню познавательных возможностей детей дошкольного возраста, составляют содержательную основу новой методики – экологического воспитания дошкольников.
1.2 Истоки и содержание
Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе, как средству воспитания детей: Я.А.Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств, воли; революционеры демократы (В.Г.Белинский, А.И.Герцен и др.) говорили о необходимости приобщения детей к природе, к возбуждению стойкого и глубокого интереса к ней, без которого невозможно накопление разнообразных сведений об окружающих предметах. Известно, какое большое значение придавал природе К.Д.Ушинский, он был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им всё доступное и полезное для их умственного и словесного развития.
Идеи ознакомления дошкольников с природой получили дальнейшее развитие в теории и практики советского дошкольного воспитания в статьях, методических работах (О.Иогансон, А.А.Быстров, Р.М.Басс, А.М.Степанова, Е.И.Волкова и др.).
Долгое время большим
В начале 70-х годов начали проводиться педагогические исследования, которые в дальнейшем вошли в ядро теоретико-экспериментального обоснования методики экологического воспитания дошкольников.
Такими учеными как И.А.
Определим следующее понятие - «воспитание». По мнению Ашикова В.И. и Ашиковой С.Г. воспитание – не значит говорить детям хорошие слова, наставлять и назидать их, а, прежде всего самому жить по человечески [10].
В своих работах В.И.Логинова
и П.Г.Саморукова дали
Раскрыв два понятия «экология» и «воспитание», мы можем раскрыть сущность понятия «экологическое воспитание».
Н.С.Дежникова,
И.В.Снитко рассматривают эколо
«Под экологическим
воспитанием – писала Л.П.
Целью экологического
воспитания Бондаренко Т.М.
Сармановой
К.А. и Кореньковой Л.Г.
А.Е.Манкеш
отмечает, что для выполнения
задач экологического воспитани
С.Н.Николаева
даёт такое определение
Таким образом, стержнем экологической науки являются различного вида связи и зависимости, существующие в едином комплексе «природа - общество». Этот стержень становится отправным в нахождении специфики и содержания экологического воспитания детей [17].
С.Н.Николаева
считает, что результатом
Развитие отношения к природе тесно связанно с особой организацией педагогического процесса. Отношение всегда имеет эмоциональную окраску, оно субъективно и выражается в поступках, практических действиях, деятельности.
Значимой
характеристикой отношения
понимание, осознание объективности происходящего.
Обстоятельное
психологическое исследование
Исследованиями установлено, что новым типом отношения к природе должно стать субъективно – этическое отношение, которое характеризуется личностной установкой на партнёрское (с позиции этических норм) взаимодействие с живыми существами. Проблема формирования такого отношения может, является поступок. Формирование субъективно – этического отношения к природе обеспечивается системой психологических механизмов, которые оказывают воздействие на эмоциональную и практическую сферы личности. А так же выявлен ряд общезначимых факторов.
Отношение
к природе поддаётся
Формирование
отношения и его проявление
всегда связанны с
Убедительно это
показано в исследовании И.А.Ко
В одних случаях эффект достигается включением детей в практическую деятельность (трудовую, поисковую, изобразительную), в других – подключением дополнительного материала (чтение литературных произведений, демон страция картин, просмотр телепередач и др.), в третьих – взаимодействием, общением с живыми существами (особенно с животными). Так же обращает внимание на правильное поведение взрослых: их отношение к растениям, животным, среде их обитания, доброжелательная атмосфера, исходящая от них, становятся факторами воспитания в детях положительного отношения к природе [20].
С.Н.Николаева считает, что формирование положительного отношения дошкольников к природе – это важное направление экологического воспитания, оно отражает результат всей эколого-педагогической работы с детьми, является конечным её продуктом и показателем. Каким может быть это отношение? Экологическому подходу более других отвечает характеристика отношения как осознанно – правильного. При этом под «правильным» понимается такое отношение, которое сложилось на знании конкретных экологических зависимостей между любым живым организмом и средой его обитания. Без учёта потребностей конкретного растения, животного невозможно правильное, а значит, гуманное взаимодействие с ним. Под «осознанным» подразумевается то, что ребёнок владеет пониманием экологических зависимостей на вербальном уровне: он может сам сказать, пояснить (при хорошем развитии речи), почему надо так поступать, или (при недостаточном развитии речи) понимает слова взрослого, который ему объясняет, просит, запрещает. При этом имеется в виду, что эмоциональный аспект отношения присутствует в нём как обязательный, так как он обеспечивал весь процесс его формирования [6,108].
Таким образом, осознанно – правильное – это общее (базовое) отношение дошкольника к природе, в разных ситуациях и у разных детей оно может иметь эстетический, этический или познавательный оттенок.
Красивое в природе, например с экологических позиций, рассматривается совершенно однозначно: прекрасно любое живое существо, которое находится в оптимальных (т.е. полностью соответствующих его потребностям) условиях, в которых оно полноценно растёт, развивается и функционирует. Им можно любоваться - это красота здорового организма, живущего в благоприятной среде. Другому (хилому, слабому из – за плохих условий) – надо сочувствовать и помогать.