Формы физического воспитания и развития детей среднего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2015 в 08:37, курсовая работа

Краткое описание

Цель и гипотеза исследования определили постановку задач курсовой работы:
Проанализировать научную литературу по проблеме исследования;
Определить задачи и средства физического воспитания и развития;
Провести практическое исследование по физическому воспитанию и развитию детей среднего дошкольного возраста в ДОУ.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты физического воспитания и развития детей среднего дошкольного возраста………………………………………………..5
1.1. Задачи и средства физического воспитания и развития среднего дошкольного возраста…………………………………………………………..5
1.2. Формы физическо – оздоровительной работы по физическому воспитанию и развитию детей среднего дошкольного возраста……………………………………….….……………………………..14
Глава 2. Исследование уровней физического развития у детей среднего дошкольного возраста……………………………………………………….…21
2.1. Характеристика выборки и описание исследования…………….…….…21
2.2. Создание системы работы по физическому воспитанию…………...……25
2.3. Анализ результатов…………………………………………………………28
Заключение…………………………………………………………….…………28
Список литературы……………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 2 курс.docx

— 95.13 Кб (Скачать файл)

Основная фаза состоит из движений (или движения), с помощью которых решается главная задача действия (например, стартовый разгон и бег на дистанции, выполнение поворота и финального усилия в метании диска и т.п.).

Заключительная фаза завершает действие (например, пробежка по инерции после финиша, движения для сохранения равновесия и погашения инерции тела после выпуска снаряда в метаниях и т.п.).

Классификация физических упражнений. Классифицировать физические упражнения - значит логически представлять их как некоторую упорядоченную совокупность с подразделением на группы и подгруппы согласно определенным признакам [19].

В теории и методике физического воспитания создан целый ряд классификаций физических упражнений [18]:

1. Классификация физических упражнений  по признаку исторически сложившихся  систем физического воспитания. Исторически в обществе сложилось  так, что все многообразие физических  упражнений постепенно аккумулировалось всего в четырех типичных группах: гимнастика, игры, спорт, туризм.

Каждая из этих групп физических упражнений имеет свои существенные признаки, но главным образом они различаются педагогическими возможностями, специфическим назначением в системе физического воспитания, а также свойственной им методикой проведения занятий.

В нашей системе физического воспитания гимнастика, игра, спорт и туризм дают возможность:

во-первых, обеспечить всестороннее физическое воспитание человека;

во-вторых, удовлетворить индивидуальные запросы и интересы многих людей в сфере физического развития;

в-третьих, охватить физкультурными занятиями людей практически на протяжении всей жизни - от элементарных детских подвижных игр до занятий упражнениями из арсенала лечебной физической культуры в пожилом возрасте.

2. Классификация физических упражнений  по их анатомическому признаку. По этому признаку все физические  упражнения группируются по их  воздействию на мышцы рук, ног, брюшного пресса, спины и т.д. С  помощью такой классификации  составляются различные комплексы  упражнений (гигиеническая гимнастика, атлетическая гимнастика, разминка  и т.п.).

3. Классификация физических упражнений  по признаку их преимущественной  направленности на воспитание  отдельных физических качеств. Здесь  упражнения классифицируются по  следующим группам:

- скоростно - силовые виды упражнений, характеризующиеся максимальной мощностью усилий (например, бег на короткие дистанции, прыжки, метания и т.п.);

- упражнения циклического характера на выносливость (например, бег на средние и длинные дистанции, лыжные гонки, плавание и т.п.);

- упражнения, требующие высокой координации движений (например, акробатические и гимнастические упражнения, прыжки в воду, фигурное катание на коньках и т.п.);

- упражнения, требующие комплексного проявления физических качеств и двигательных навыков в условиях переменных режимов двигательной деятельности, непрерывных изменений ситуаций и форм действий (например, спортивные игры, борьба, бокс, фехтование).

4. Классификация физических упражнений  по признаку биомеханической  структуры движения. По этому  признаку выделяют циклические, ациклические и смешанные упражнения.

5. Классификация физических упражнений  по признаку физиологических  зон мощности. По этому признаку  различают упражнения максимальной, большой и умеренной мощности.

6. Классификация физических упражнений  по признаку спортивной специализации. Все упражнения объединяют в  три группы: соревновательные, специально  подготовительные и общие подготовительные.

В любой классификации упражнений предполагается, что каждое из них обладает относительно постоянными признаками, в том числе по эффекту воздействия на выполняющего упражнение.

Оздоровительные силы природы.

Оздоровительные силы природы оказывают существенное влияние на занимающихся физическими упражнениями. Изменения метеорологических условий (солнечное излучение, воздействие температуры воздуха и воды, изменения атмосферного давления на уровне моря и на высоте, движение и ионизация воздуха и др.) вызывают определенные биохимические изменения в организме, которые приводят к изменению состояния здоровья и работоспособности человека.

В процессе физического воспитания естественные силы природы используют по двум направлениям:

1) как сопутствующие факторы, создающие  наиболее благоприятные условия, в которых осуществляется процесс  физического воспитания. Они дополняют  эффект воздействия физических  упражнений на организм занимающихся. Занятия в лесу, на берегу водоема  способствуют активизации биологических  процессов, вызываемых физическими  упражнениями, повышают общую работоспособность  организма, замедляют процесс утомления  и т.д.;

2) как относительно самостоятельные  средства оздоровления и закаливания  организма (солнечные, воздушные ванны  и водные процедуры).

При оптимальном воздействии они становятся формой активного отдыха и повышают эффект восстановления.

Одним из главных требований к использованию оздоровительных сил природы является системное и комплексное применение их в сочетании с физическими упражнениями.

Человек растет и развивается с первых дней жизни. Показателями физического развития детей являются рост, вес, окружность грудной клетки, состояние костной и мышечной систем, внутренних органов. А также уровень развития моторики.

Быстрота роста на 5-ом году жизни несколько замедляется относительно предыдущих лет – всего на 4 – 6 см. Прибавка в весе составляет в среднем 1,5 – 2 кг. Окружность грудной клетки увеличивается на 1 – 2 см. Размеры окружности грудной клетки зависят от упитанности ребенка, его физического развития.

При нормальной двигательной активности рост увеличивается, а при гиподинамии ребенок может иметь избыточный вес, но недостаточный для своего возраста рост.

Скелет ребенка отличается гибкостью, так как процесс окостенения еще не закончен. Поэтому детям 4 – 5 лет не рекомендуются силовые упражнения. Продолжительное сохранение статичной позы может вызвать перенапряжение мускулатуры и привести к нарушению осанки.

В процессе роста и развития разные группы мышц развиваются неравномерно. Так, масса нижних конечностей по отношению к массе тела увеличивается интенсивнее, чем масса верхних конечностей. За счет роста диаметра мышечных волокон и увеличения их числа возрастает и мышечная сила. Сила кисти правой кисти в период с 4 до 5 лет увеличивается в следующих пределах: у мальчиков от 5,9 кгс до 10,0 кгс, у девочек от 4,8 кгс до 8.3 кгс.

Если у детей 2 – 3 лет преобладал брюшной тип дыхания, то к 5 годам он заменяется на грудной. Это связано с изменением объема грудной клетки. Несколько увеличивается жизненная емкость легких, причем у мальчиков она больше, чем у девочек.

Частота сердечных сокращений колеблется от 87 до 112 ударов в минуту. В возрасте 4 – 5 лет ритм сокращений сердца легко нарушается, поэтому при физической нагрузке сердечная мышца быстро утомляется.

В развитии основных движений детей происходят заметные качественные изменения: возрастает естественность и легкость их выполнения.

Вырабатывается и совершенствуется умение планировать свои действия, создавать и воплощать определенный замысел, который в отличии от простого намерения, включает представление не только о цели действия, но и способах их достижения.

Существенное значение имеют подвижные игры. Они формируют у детей познавательные процессы, развивают умение подчиняться правилам, совершенствуют основные движения.

Усложнение деятельности и обогащение опыта влияют на развитие всех психических процессов: внимание приобретает более устойчивый характер, начинают развиваться процессы преднамеренного запоминания, совершенствуются зрительное, слуховое, осязательное восприятие. У детей вырабатывается умение анализировать предметы.

На пятом году жизни ребенок быстро ориентируется в новых ситуациях, в состоянии выполнять ритмически согласованные простые движения, делает большие успехи в прыжках, метании, беге.

К концу года дети могут:

- ходить  и бегать, соблюдая правильную  технику движений;

- лазать  по гимнастической стенке, не  пропуская реек, перелезая с одного  пролета на другой;

- принимать  правильное исходное положение  в прыжках с места, мягко приземляться, прыгать в длину с места  на расстояние не менее 70 см;

- ловить  мяч кистями рук с расстояния  до 1, 5 м; принимать правильное исходное  положение при метании, метать  предметы разными способами правой  и левой рукой, отбивать мяч  о землю не менее 5 раз подряд;

- выполнять  упражнения на статическое и  динамическое равновесие;

- ходить  на лыжах скользящим шагом;

- кататься  на двухколесном велосипеде;

- выполнять  имитационные упражнения, демонстрируя  красоту, выразительность, грациозность, пластичность движений [5].

 

1.2. Формы физическо оздоровительной работы по физическому воспитанию и развитию детей среднего дошкольного возраста

Эффективность решения задач направленного использования физической культуры в раннем и дошкольном возрасте зависит от организаций целесообразного двигательного режима.

Формы организации физического воспитания представляют собой воспитательно-образовательный комплекс разнообразной деятельности детей, основу которого составляет двигательная активность ребёнка. Совокупность этих форм создаёт определённый двигательный режим, необходимый для полноценного физического развития и укрепления здоровья детей.

К формам организации физического воспитания детей относятся: физкультурные занятия; физкультурно-оздоровительные мероприятия (утренняя гимнастика, физкультминутки, закаливающие процедуры) и повседневная работа по физическому воспитанию детей (подвижные игры, прогулки, индивидуальная работа с детьми, самостоятельные занятия детей различными видами физических упражнений, прогулки).

Все эти формы, отвечая общим задачам физического воспитания и всестороннего развития ребёнка, находятся во взаимосвязи. Каждая из них имеет свои специальные задачи, определяющее её место в режиме дня дошкольного возраста.

Физкультурные занятия

Основной формой систематического обучения детей физическими упражнениями, является физкультурные занятия. Специальной задачей этих занятий является обучение детей всех возрастных групп правильными двигательными навыкам и воспитания физических качеств.

Значения занятий заключаются в систематическом осуществлении взаимосвязанных оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, выполнение которых обеспечивает физическое развитие, укрепление здоровья ребёнка, приобретение им правильных двигательных навыков, воспитание положительного отношения к физкультуре и спорту, всестороннее развитие его личности.

Осуществление оздоровительных задач достигается на занятиях путём разносторонней двигательной деятельности детей, содействующей повышению всех физиологических процессов в организме, усилению его жизнедеятельности, в оптимальных гигиенических условиях.

Воспитательно-образовательные задачи решаются путём формирования морально - волевых чёрт личности ребёнка в процессе занятий, сообщения некоторых элементарных знаний и терминов из области физкультуры и спорта, воспитание правильных двигательных навыков и физических качеств.

Таким образом, систематическое выполнение в процессе занятий всех поставленных задач формирует духовные и физические силы детей.

Физкультурные занятия разнообразны по содержанию. Структура занятия заключается в последовательном выполнении детьми физических упражнений. Она определяется поставленными задачами и особенностями работоспособности нервной системы и всего организма ребёнка на каждом отдельном этапе возрастного развития. Контроль за динамикой состояния организма ребёнка и его психики на занятии - одно из основных обязанностей воспитания, от этого зависит эффективность всего процесса обучения и воспитания [25].

Чтобы физкультурные занятия отвечали поставленным воспитательно-образовательным и оздоровительным задачам, они должны быть интересны, вызывать у детей определённый эмоциональный подъём.

Интерес на занятиях в любой возрастной труппе обеспечивается определённой новизной упражнений и игр, постепенным усложнением задач, которые вызывают работу мысли, активность действий, положительные эмоции, желание достичь результата.

По «Программе воспитания в детском саду» физкультурные занятия проводятся два раза в неделю. Одной из них может сопровождаться музыкой. Необходимым условием для этого является тщательный и разнообразный подбор музыкальных произведений и их квалифицированное исполнение [20].

Информация о работе Формы физического воспитания и развития детей среднего дошкольного возраста